Курсовая теория на тему Хлеб и вино для Таинства Евхаристии: история и символика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УСТАНОВЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТАИНСТВА ЕВХАРИСТИИ 6
1.1. Понятие Евхаристии 6
1.2 Различие доктрины «пресуществления» и «преложения» Святых Даров в Евхаристии 16
2. ИСТОРИЯ И СИМВОЛИЗМ ТАИНСТВА ЕВХАРИСТИИ 22
2.1 Особенности пресуществления 22
2.2. Вино в Таинстве Евхаристии 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
Актуальность исследования. В Таинстве Причащения мы принимаем внутрь себя Тело и Кровь Христовы, чтобы получить благодатные силы для следования по указанному нам пути спасения.
Во время Таинства Евхаристии Церковь использует хлеб и вино. Именно они таинственно становятся Телом и Кровью Христовыми во время призывания на них Духа Святого.
Как правило, Церковь использует для причащения красное вино, как более похожее на кровь, но на самом деле цвет вина жёстко не регламентируется, в отличие от его качества и вкусовых характеристик. Поэтому в некоторых местностях, например в Румынии, для Евхаристии используется белое вино.
В VIII веке во время литургии в городе Ланчано (Италия) один из священников усомнился в том, что Тело и Кровь Христовы, имеющие вид хлеба и вина даже после преложения, действительно являются Телом и Кровью Спасителя. Тогда Господь открыл священнику истинный вид своих Плоти и Крови, и священник глубоко раскаялся в своём сомнении.
В назидание другим, Господь оставил святыне её истинный вид. Поэтому уже более 1000 лет в Ланчано хранятся частицы Тела и Крови Христовых. В 1970-х годах их даже исследовали учёные, признав за частицами принадлежность человеческому телу.
С древних времен, особенно на востоке (как у иудеев, так и у язычников), хлеб и вино всегда были символами жизни и радости, а вкушения их с кем-то еще и символом единства. Напр., пророк Давид говорит: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека… и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека» (т.е. вино веселит сердце, а хлеб поддерживает жизнь) (Пс.103:14,15). Мелхиседек — царь и первосвященник Салима, встретил Авраама с хлебом и вином (Быт.14:17-20). А в книге Притч Премудрость Божия обращается к людям со словами: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное» (Прит.9:5).
Христос эти символы не отрицает, но говорит о том, что хлеб, который Он даст людям, будет давать им не временное поддержание жизни, а жизнь вечную: «ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин.6:51,58). Соответственно этому и вино Христово приносит не временную радость, а вечную.
Эти хлеб и вино которые Христос нам предлагает вкушать Он называет Своими телом и кровью или Своими плотью и кровью. Слово «тело» и слово «плоть» в речах Иисуса абсолютные синонимы. Поэтому, напр., у Матфея, Марка, Луки и Павла мы читаем: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое» (Мф.26:17-30; Мк.14:12-26; Лк.22:7-39; 1Кор.11:23-25), а у Иоанна: «…хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя… если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную… Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6:51-56).
Вся Церковь строится вокруг Таинства Евхаристии, а Чаша с Телом и Кровью Христовыми – её величайшая святыня. Поэтому, чтобы священник случайно не опрокинул Чашу или не пролил из неё часть Святой Крови, перед чашей нельзя креститься, а саму чашу нельзя трогать руками.
Также во время причащения не стоит целовать поруч на руке священника. Особое внимание следует уделить младенцам, которых надо обязательно держать так, чтобы возможность пнуть чашу ножкой или толкнуть рукой для ребёнка была исключена.
Взрослым причастникам и подросшим детям священник даёт частицу Тела Христова с Кровью Христовой. А вот младенцев причащают только Кровью Христовой, чтобы они случайно не подавились частичкой или не выплюнули её. Таким же образом поступают с людьми, страдающими от аллергии на глютен – один из видов содержащегося в хлебе белка.
Интересно, что Господь не только собственноручно установил для Церкви Таинство Евхаристии, впервые предложив хлеб и вино апостолам в Сионской горнице и назвав их своими Телом и Кровью. В притчах и поучениях он также неоднократно сравнивал себя с хлебом жизни или виноградной лозой – основными компонентами Святых Даров.
Объектом исследования является Таинство Евхаристии, его развитие, проведение.
Предмет исследования – изучение символики хлеба и вина в Таинстве Евхаристии и их значение в становлении духовности человека.
Целью исследования является определение роли, истории развития и содержания Таинства Евхаристии, его атрибутов.
Задачи исследования:
— охарактеризовать понятие Евхаристии;
— рассмотреть различие доктрины «пресуществления» и «преложения» Святых Даров в Евхаристии;
— раскрыть особенности пресуществления;
— проанализировать хлеб и вино в Таинстве Евхаристии.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 37 страницы. Количество литературных источников – 21.
Заключение:
Для совершения Евхаристии верующие собираются вместе и составляют собой Церковь, которая выявляется в данном месте в их молитвенном собрании. Народ Божий собирается в Церковь для служения Богу, где каждый служит совместно с другими под предстоятельством одного.
В отличие от всех служб суточного круга за Литургией совершается Таинство, Таинство Евхаристии. Кроме молитв и песнопений за Литургией приносится бескровная жертва, и преподаются верующим Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Поэтому Божественная литургия является главным христианским богослужением. Она — сакраментальный центр всех церковных служб суточного круга. Святые отцы называли Евхаристию «Таинством Таинств».
Евхаристия является не только воспоминанием Тайной вечери, но всей жизни Господа: воплощения, проповеди, голгофской жертвы, воскресения и вознесения. Святитель Иустин (Попович) пишет: «В Евхаристии благодатно оживляется все Богочеловеческое домостроительство спасения: от воплощения до Вознесения, как жизнь нашей жизни и как душа души нашей».
Евхаристическое воспоминание не абстрактное размышление, но живое созерцание жизни и жертвы Христа.
Хлеб и вино во время преложения становятся не призрачными, а реальными Телом и Кровью Христа. Преподобный Иоанн Дамаскин утверждал, что хлеб и вино суть не образ тела и крови Христовой (да не будет!), но само обожествленное тело Господа, так как Сам Господь сказал: сие есть не образ тела, но тело мое, и не образ крови, но кровь моя.
Большинство отцов и учителей Церкви, писавших о Евхаристии, считали, что евхаристические хлеб и вино после их освящения оставляют свою субстанцию и делаются истинными, реальными телом и кровью Христа.
Фрагмент текста работы:
УСТАНОВЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТАИНСТВА ЕВХАРИСТИИ
1.1. Понятие Евхаристии
В книгах Ветхого Завета можно найти множество указаний на будущее Таинство Причастия, или Евхаристию. Однако без толкований святых отцов обнаружить их нелегко. Ранее говорилось о пророчествах и прообразах самого главного таинства новозаветной Церкви в Пятикнижии Моисея, а также в исторических книгах Ветхого Завета.
В исторических книгах Ветхого Завета в соответствии с святоотеческим толкованием содержится три прообраза Трапезы Господней.
Первый из них мы встречаем в книге Иисуса, сына Навина: Сказали ей те люди: мы свободны будем от твоей клятвы, которою ты нас закляла, если не сделаешь так: вот, когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку к окну, чрез которое ты нас спустила, а отца твоего и матерь твою и братьев твоих, все семейство отца твоего собери к себе в дом твой; и если кто-нибудь выйдет из дверей твоего дома вон, того кровь на голове его, а мы свободны [будем от сей клятвы твоей]; а кто будет с тобою в [твоем] доме, того кровь на голове нашей, если чья рука коснется его; если же ты откроешь сие наше дело, то мы также свободны будем от клятвы твоей, которою ты нас закляла. Она сказала: да будет, по словам вашим! И отпустила их, и они пошли, а она привязала к окну червленую веревку (Нав. 2:17-21) .
Святитель Амвросий Медиоланский видит в этом повествовании «красное знамение страданий Господа» и «сходство с мистической Кровью, которая спасёт мир»
В этом отрывке совершенно очевидно излагается мысль, что без Церкви нет спасения, о чем прекрасно пишет Ориген: «Итак, пусть никто не убеждает себя, никто не обманывает: вне этого дома, то есть вне Церкви, никто не спасется. Ибо если кто выйдет за двери, сам будет повинен в своей смерти». Удивительно, что эту идею излагает не кто иной, как Ориген, осужденный Пятым Вселенским Собором, в том числе, за ересь всеобщего спасения.
Подобно свт. Амвросию и Оригену прообраз Евхаристии в этом месте Священного Писания видят блж. Феодорит Кирский и блж. Иероним Стридонский. Этот прообраз раскрывает нам такой догматический аспект Евхаристии, как Ее спасительность, о чем говорил Сам Господь: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53), — то есть тот, кто не причащается Святых Христовых Тайн, не может быть спасенным .
Следующий прообраз мы встречаем в книге Судей Израилевых в описании того, как Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил. И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его (Суд. 6:19-21). Опять же свт. Амвросий Медиоланский, но уже в другом своем сочинении — «О Святом Духе» — видит в предложенном отрывке типологию. По его мнению, камень, который служил жертвенником, прообразовал Тело Христа (параллель с рассмотренным выше Исх. 17:6), Его Плоть, «которая поит сердца жаждущих людей вечным потоком Его Крови». Плоть козленка — греховные деяния, а похлебка — соблазнительные желания. Они сжигаются огнем благодати, исполненной в Святом Причастии. Одинаковое с этим толкование дает другой отец Западной Церкви свт. Григорий, папа Римский.
Этот прообраз раскрывает нам догматический аспект Евхаристии как жертвы, которая, с одной стороны, предлагается для вкушения людям, а с другой — приносится за людей в жертву Богу.