Курсовая теория на тему Характеристика типов школьных сред. Теоретические аспекты.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В
ПЕДАГОГИЧЕКСИХ ТРУДАХ
1.1 Понятие «образовательная
среда»
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПСИХОЛОГОВ
2. 1 Образовательная среда как
предмет научного исследования
2.2 Психологическая безопасность
образовательной среды
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность
темы. В последнее время экспертам в области образования
уделяется значительное внимание проблеме школьной образовательной среды.
Отдельные страны (Англия, Канада, США, Финляндия и т.д.) реализовали ряд
аналитических и инвестиционных программ по трансформации современной среды в
учебных заведениях, доказывающие влияние физической среды на результаты
обучения соискателей образования, школьную атмосферу, работу всего заведения. Генераторами
этого направления стали требования к системе образования, в частности:
внедрение компетентностного подхода и необходимость формирования навыков XXI
века у соискателей образования; рост внимания к методологии обучения (переход
от традиционных уроков к работе в группах, индивидуальных и коллективных
проектов) информатизация системы образования. Среди педагогов обновился интерес
к параметрам образовательной среды (цвет, акустика, мебель), возникла
необходимость повышения эффективности архитектурных и дизайнерских решений в
проектировании учреждений общего среднего образования.
Концепция отечественной школы направляет
усилия педагогов на формирование новой образовательной среды: безопасной,
освоенной учениками, персонифицированной. Особенностью современного заведения
является «организация такой образовательной среды, которая будет способствовать
свободному развитию личности ребенка»[1]
Однако в отечественной педагогике не
хватает фундаментальных исследований, которые раскрывали бы взаимосвязь между
тем, как ученики учатся, и тем, в какой среде происходит образовательный
процесс, между условиями обучения и личностным развитием ребенка.
Безопасность образовательной среды является его качественной
характеристикой и необходимым условием любого учебного заведения для его
эффективного функционирования.
Возникает необходимость в углубленном
исследовании проблемы формирования безопасности образовательной среды учебного
заведения и поиска новых технологий для совершенствования методов обеспечения
этой безопасности.
В последние годы в зарубежной и
отечественной научной мысли появилась достаточно большое количество
исследований в области безопасности, в частности национальной, международной,
экономической, информационной, психологической и т.д.[2]. Однако
мы согласны с мнением В. Мельник, который считает, что такие исследования в
основном касаются только одного, определенного элемента или фактора, аспекта
безопасности, а проблема взаимодействия различных уровней, их соотношение
остается вне поля анализа[3].
[1] Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг
развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. —
Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2017. — 134с.
[2]Авдуевская
(Белинская) Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в
условиях быстрых социальных изменений.// Ценностно-нормативные ориентации
старшеклассника. — М., 2015. С.118-132.
Боровкова Т.И., Морев И.А.
Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное
пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2017. — 134с.
Баева И. А.
Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка
[Электронный ресурс]./ И. А. Баева. — Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskayaharakteristikaobrazovatelnoy-sredy-diagnostika-i-otsenka
Гаязова Л. А. Обеспечение комплексной
безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение / Л. А.
Гаязова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб. — 2016. — № 142. — С. 27-32.
Кириленко Н. М.
Проблемы информационной безопасности образовательной среды высшего учебного
заведения / Н. М. Кириленко // Информационно-телекоммуникационные технологии в
современном образовании: опыт, проблемы, перспективы: третья междунар.
научно-практической. конф.: [в 2 ч.]. Ч.1. — Львов: ЛГУ БЖД, 2016. — С.
149-151.
Коджаспирова Г. М.
Психолого-педагогическая культура педагога как ведущий фактор безопасности
образовательной среды / Г. М. Коджаспирова // Безопасность образовательной
среды: сборник статей. — М.: Экон-Информ, 2018. — С. 20.
[3]Бреус С. В.
Проблемы и перспективы обеспечения экономической безопасности отечественных
высших учебных заведений [Электронный ресурс] / С. В. Бреус // Актуальные
проблемы экономики. — № 8. — 2015. — С. 144-149. — Режим доступа:
http://nbuv.gov.ua/UJRN/ape_2015_8_19
Заключение:
В нашей курсовой работе мы рассматривали
образовательную среду школы как важный фактор и условие социализации личности
подростков. Первоначальной основой нашего исследования была идея, что
социализация и психическое развитие человека в процессе его образования должны
рассматриваться в контексте «человек-среда». В связи с этим большое значение
имеет микросреда, которая окружает ученика в школе (образовательная среда), его
структура и влияние условий и способностей на развитие личности и социализацию.
Концепция образовательной среды также
раскрывается в книге, в то время как мы приняли во внимание, что социализация
личности происходит не только в «локальной среде» (школы), но также подвержена
влиянию обширной социальной средой.
Школьная среда представляет собой
сочетание различных материальных средств обучения и межчеловеческих отношений,
которые устанавливаются между учителями, учениками, родителями во время их взаимодействия.
Все они создают образовательную среду в процессе их функционирования, но
образовательная среда затрагивает их всех. В школьной среде каждый участник
образовательного процесса осуществляет свою деятельность, используя
пространственные и объективные элементы среды в контексте существующих
социальных отношений.
Таким образом, качество образовательной
среды в основном определяется качеством связей между пространственной и
социальной составляющими, которые обеспечивают именно тот или иной результат
образовательного процесса: уровень методологической поддержки; эффективное
использование доступных образовательных ресурсов; акцент учебного процесса на
раскрытии и развитии личностного потенциала каждого ребенка.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДА В ПЕДАГОГИЧЕКСИХ ТРУДАХ
1.1 Понятие «образовательная среда»
«Понятие «среда» в широком смысле означает
среду. Для психолого-педагогического анализа окружающей среды «теория
возможностей» Дж. Гибсона является существенной. Дж. Гибсон использует
категорию возможностей, подчеркивая активную сторону человеческого субъекта,
берет под контроль его жизнь[1].
Возможность служит промежуточным звеном между субъектом и окружающей средой и
определяется свойствами среды и субъекта. Чем больше человек использует
возможности окружающей среды, тем больше ему удается развиваться свободно и
активно. Окружающая среда влияет на личность и определяет определенные
изменения в поведении и сознании. Эта характеристика должна использоваться в
педагогике, чтобы преодолеть диссонанс ценностей, в развитии личности и ее
ближайшего окружения.
Окружающая среда, как отметил Л.
Выготский, является источником развития человека. В свою очередь,
образовательная среда, по мнению В. Ясвина, представляет собой «систему влияний
и внешних факторов формирования личности, а также возможностей личностного
развития человека в его среде»[2].
В большинстве зарубежных исследований
образовательная среда оценивается с точки зрения «эффективности»
образовательного учреждения как социальной системы — эмоционального климата,
личного благополучия, характеристик микро—культуры
и качество образовательного процесса. Подчеркивается, что ни одна комбинация
предварительно выбранных показателей не определила эту эффективность, поскольку
каждое учебное заведение уникально и в то же время отражает процессы,
происходящие в обществе[3].
Чтобы охарактеризовать образовательную
среду, необходимо определить параметры, по которым она рассматривается. Среди
них учащийся и общество, поскольку развитие системы образования всегда
определяется объективными потребностями общества, т. е. социальным заказом, а
также субъективными потребностями личности, это студент, которого можно
охарактеризовать с точки зрения возрастных и психологических характеристик,
мотивации, индивидуального образовательного опыта и профессионального
самоопределения. Сосуществование параметров образовательной среды — ученика,
школы, общества, учителя — характеризуется взаимосвязью, взаимодействием и
взаимозависимостью.
Компоненты образовательной среды делятся
на две категории: предмет и объект. Субъектами образовательного процесса
являются студенты и преподаватели. Объекты — учебные пособия и инструменты для
учебной деятельности, методики, материальная база, пространство для управления
учебными процессами, средства коммуникации. Объектами являются носители
информации и образовательная деятельность, которые в процессе учебной
деятельности усваиваются и трансформируются сознанием субъектов в качества
личности — представление о мире, систему ценностей и значений, убеждения,
навыки и т. д.
Г. Ковалев выделяет
следующие структурные составляющие образовательной среды:
— физическая среда — школьные помещения,
их дизайн, размеры и пространственная структура аудиторий, условия движения и
размещения учащихся;