Курсовая теория на тему Характеристика связной речи у детей с моторной алалией.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава
1. Теоретические аспекты развития связной речи с моторной алалией. 4
1.1
Сущность понятий «моторная алалия» и «связная речь». 4
1.2
Особенности связной речи у детей с моторной алалией. 8
Глава
2. Возможности коррекции недоразвитости связной речи у детей с моторной алалией. 13
2.1
Особенности коррекции недоразвитости связной у детей с моторной алалией 13
2.2
Логопедические методики по формированию связной речи у детей с моторной алалией. 17
Заключение. 21
Список
литературы 23
Введение:
Вопросы развития и формирования связной речи у детей
дошкольного возраста были и остаются актуальными в теоретических и практических
исследованиях представителей различных направлений. Связная речь занимает
важное место в общении дошкольника со сверстниками и взрослыми. Она отражает
логику мыслительных операций, умение воспринимать информацию и верно ее
транслировать, что актуализирует проблему формирования связной речи детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, так как несформированность
связной (диалогической и монологической речи) отрицательно сказывается на
развитии речевой деятельности, ограничивает коммуникативные потребности
личности, препятствует развитию интеллектуальной составляющей.
Анализ нормативно-правовой базы дошкольного образования
Федерального государственного стандарта дошкольного образования показывает, что
одним из требований к речевому развитию детей является умение владеть речью как
средством общения и культуры, развитие связной и грамматически правильной диалогической
и монологической речьи и это определяет запрос государства к процессу обучения
и воспитания родному языку детей дошкольного возраста.
Рассматривая разработанность темы исследования, можно
говорить о том, что изучение речевого развития дошкольников представлено в
трудах Л.М. Веккера, Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, И. С. Карташовой, А. А.
Леонтьева, А. Н. Леонтьева, Г. Л. Розенгард-Пупко, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконина
и др. Клиническая разработанность проявления общего недоразвития речи,
механизмы возникновения, структура и динамика речевой недостаточности
представлена в работах А.Е.Алексеевой, Е.Ф.Архиповой, Р.Л.Бабушкиной,
Л.В.Ковригиной, Р.Е.Левиной, М.Е.Хватцева, И.В.Янченко и др.
Таким образом, анализ психолого-педагогической,
лингвистической и логопедической литературы по заявленной проблеме позволили
сформулировать цель и задачи курсовой работы.
Цель исследования:
изучение сформированности навыка связной речи у детей с моторной алалией.
Задачи:
— рассмотреть сущность понятий «моторная алалия» и «связная
речь»;
— изучить особенности связной речи у детей с моторной
алалией;
— рассмотреть особенности коррекции недоразвитости связной у
детей с моторной алалией
— рассмотреть логопедические методики по формированию
связной речи у детей с моторной алалией.
Заключение:
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи
центрального органического характера, обусловленное несформированностью
языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной
сохранности смысловых и сенсомоторных операций.
Моторная алалия обусловлена нарушениями центрального
(коркового) отдела речедвигательного анализатора. Ребенок своевременно начинает
понимать чужую речь, но собственная речь не развивается.
Под механизмом того или иного дефекта речи следует понимать
нарушения структуры и функционирования языковой функциональной системы.
Механизм можно рассматривать в разных аспектах.
Дети с алалией, несмотря на свойственные им расстройства
вербальной речи, воспроизводят основные виды интонации и многие их оттенки;
безошибочно воспроизводят все или большую часть звукоподражаний; чаще
употребляют автономно и совместно с вербальной речью мимико-жестикуляторную
речь.
Для моторной алалии характерно нарушение всех подсистем
языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонематической.
Аграмматизм, расстройства поиска слов, трудности «выбора» фонем и установления
порядка их следования, нарушения слоговой структуры слов – это типичные
проявления моторной алалии. Кроме этого у многих детей с алалией проявляются
неврологические и психопатологические нарушения. Уровень речевого развития у
детей может колебаться от почти полного отсутствия речи до незначительных
отклонений в функционировании языковых подсистем.
Связная речь у детей в условиях нормального речевого
развития формируется и развивается постепенно – от развития понимания речи с
рождения к развитию фразовой (диалогической) и монологической речи к старшему
дошкольному возрасту. Однако, в настоящее время наблюдается увеличение
количества детей со сложными формами речевых нарушений и расстройств, что
влияет на онтогенез как речи в целом, так и развитие связной речи.
Проанализировав литературные данных о состояние лексико-грамматического строя и
связной речи обучающихся дошкольного возраста с моторной алалией уровня
выявлено, что для данной группы детей характерна недоразвитость лексики,
грамматики и фонетики, нарушения высказываний, затруднения в согласовании
существительных с прилагательными и числительными, нарушения в слоговой
структуре слов и недоразвитие в диалогической и монологической речи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития связной
речи с моторной алалией
1.1.
Сущность понятий «моторная алалия» и «связная речь»
Одной из актуальных проблем современной логопедии является
разработка технологий формирования связной речи у детей с общим недоразвитием
речи. В последние годы отмечается рост количества детей с данной патологией.
Исследованием общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста занимались
Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, В.П. Глухов, В.А.
Ковшиков, В.К. Воробьева, Т.В. Туманова, Т.А. Ткаченко и многие другие ученые.
Е.М. Мастюкова отмечает, что выделение этой формы речевого расстройства основано
на системном подходе к развитию речи в норме и патологии. Исследователь
подчеркивает, что в норме имеет место тесная взаимосвязь формирования
фонетических и лексико-грамматических компонентов речевой системы, а в условиях
патологии – их системное недоразвитие. Основными признаками общего недоразвития
речи, как указывает автор, является несвоевременное, позднее ее начало,
замедленный, а часто и своеобразно нарушенный темп ее развития, ограниченный
словарный запас, стойкие трудности в формировании грамматического строя речи,
недоразвитие связной речи, а также нарушения произношения звуков и
фонематического восприятия.
Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева считают, что в
логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи»
применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично
сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой
системы. Исследователи отмечают, что «… педагогу-логопеду не безразлично, с кем
он работает, на каком фоне возникает общее недоразвитие речи, какое влияние на
темп речевого развития оказывают сопутствующие неврологические нарушения,
генетические предпосылки, особенности психической деятельности, личностные
особенности ребенка, наличие или отсутствие медикаментозного лечения и другие
факторы, которые могут быть получены и проанализированы только в совместной
работе педагога с врачом» [6].
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее
сложных клинических формах речевой патологии: алалии, детской афазии, а также
при ринолалии, дизартрии. По мнению большинства исследователей, одной из
распространенных причин общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
является моторная алалия, которая обусловливает наиболее стойкое и специфическое
речевое недоразвитие. В.А.Ковшиков, анализируя термины, определяющие моторную
алалию, подчеркивает, что моторная, или экспрессивная, алалия относится к
одному из самых тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Ученый
отмечает, что моторная алалия характеризуется «…нарушением усвоения
экспрессивной речи, языковых единиц и правил их функционирования, что в
процессе порождения речи проявляется в невозможности или в разладе производства
грамматических, лексических и фонематических операций при полной или относительной
сохранности смысловых и моторных (артикуляторных) операций» [7].
Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева приводят данные о
том, что у детей с моторной алалией наблюдается поражение (или недоразвитие)
корковых речевых зон головного мозга, и, в первую очередь, зоны Брока,
возникающее в результате раннего поражения (в доречевом периоде) речевых зон
мозга, находящихся в доминантном левом полушарии. Однако последние исследования
показали, что при моторной алалии может иметь место поражение корковых структур
одновременно как левого, так и правого полушария головного мозга, что и
обусловливает невозможность спонтанной компенсации речевого дефекта. При
моторной алалии наблюдается «выраженное недоразвитие всех сторон речи –
фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов
речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи» [6].