Курсовая теория на тему характеристика нарушений речевого развития при дислалии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения характеристики нарушений речевого развития при дислалии 4
1.1 Проблема развития речи детей дошкольного возраста в трудах ученых 4
1.2 Исторический подход к понятию дислалия 17
1.3 Понятие дислалия, классификация, причины и особенности 20
Заключение 28
Список литературы 30
Введение:
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания правильной речи. Однако эта задача связана с определенными трудностями, обусловленными чрезвычайной сложностью феномена речи. Речевая функция ребенка развивается постепенно, подражая произношению звуков и слов у взрослых. Овладение правильным произношением большей части звука происходит от него не один раз, а через промежуточные звуки. Это так называемое физиологическое (старение) языков.
Следует отметить, что этот термин впервые был введен Хацабимом М. Э., и существовал в практике логопеда вплоть до 60-х годов прошлого века. Благодаря Правдина О.В. и С.С. Ляпидевского термин «косноязычный» был отменен, и все дефекты произношения делятся на дислалии и дизартрии, поэтому термин «дислалия» является относительно новым.
Под дислалией понимается нарушение звукопроизведения из-за расстройства нейродинамики (слабой разницы зрения) функционального или органического характера. Особенность фонетических нарушений, звукопроизведения, персистенции у детей дошкольного возраста в одиночку не исчезает, а становится стойким дефектом произношения. При относительной норме лексического и грамматического аспектов речи у ребенка дислалия может выступать в качестве изолированного дефекта. Однако бывают случаи, когда дислалия сопровождается более сложными нарушениями речи, проявляющимися в разной степени лексической и грамматической отсталостью.
Во всяком случае, «дислалия у детей зависит не столько от несовершенства функций слухового анализатора, сколько от сложностей с созданием соответствующих артикуляционных структур, т.е., от сложностей формулировки сложной координации движений органов речевого артикуляции».
Чем больше в семье обращают внимание на воспитание у ребенка правильного звукового произношения, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения, рост ребенка. Благодаря условно-рефлекторному механизму произношения речи недостатки могут утвердиться и стать устойчивыми к дислалии.
Объект исследования: нарушения звукопроизношения у детей.
Предмет исследования: характеристика нарушений речевого развития при дислалии.
Целью работы является изучение дислалии и характеристики основных нарушений звукопроизношения у детей.
Задачи исследования:
Изучить проблему развития речи детей дошкольного возраста в трудах ученых.
Рассмотреть исторический подход к понятию дислалия.
Определить понятие дислалия, классификация, причины и особенности.
Проблема исследования состоит в несформированности звуковой культуры речи у детей.
Методы исследования: анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из трех пунктов, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Дислалия — нарушение звукового произношения — делится на два типа: органические — обусловлены органическими дефектами периферического голосового аппарата: изменения в структуре челюсти; укорочение подъязычной связки (уздечка); аномальная анатомия неба (слишком высокая и наоборот низкая, плоская и т. д.)
Функционально выражается в неправильном произношении звуков, при котором возникают дефекты в устройстве артикуляционного устройства.
При органической дислалии, коррекции дефектов периферического речевого аппарата (неправильного прикуса, зубного ряда, «режущей уздечки» и др.).
Причины функциональной дислалии:
1. неправильное воспитание речи в семье (детские разговоры)
2. подражание плохо говорящим сверстникам
3. билингвизм в семье
4. образовательное пренебрежение
5. недоразвитие фонематического слуха
6. отсутствие подвижности органов артикуляции у машины
7. (невозможность держать и чувствовать свой язык и его положение во рту)
8. потеря слуха
9. отклонения в психическом развитии ребенка.
Существует несколько видов дислалии:
1. Сигматизм — нарушение произношения свистящих и шипящих звуков.
2. Ротацизм — нарушение призначенны звуков.
3. Лямбдацизм — нарушение произношения звуков.
4. Дефекты произношения небных звуков.
5. Дефекты озвучивания — недостатки произношения озвученных согласных, которые заменены парным глухим звуком.
6. Дефекты смягчают нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются парой сплошных звуков.
По количеству звуков нарушенная дислалия подразделяется на простые (при нарушении четырех звуков) и сложные (при нарушении более пяти звуков).
Если дефект нарушает произношение звуков артикуляции группы (например, свист), это мономорфная дислалия. Если дефект распространяется на две или более артикуляционных групп (например, сигматизм, лямбдацизм, ротацизм), это полиморфный дислалия.
В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. В этот возрастной период он наиболее пластичен и податлив в этом отношении, все виды дислалии преодолеваются быстрее и проще.
Если вы не обращаете должного внимания на проблемы с речью ребенка в этом возрасте, дальнейшие нарушения звуко-произведения могут вызвать ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким образом, с 4-5 лет необходимо начать логопедические занятия для преодоления дислалии.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения характеристики нарушений речевого развития при дислалии
1.1 Проблема развития речи детей дошкольного возраста в трудах ученых
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научится говорить, — правильно и чётко, как и взрослые, произносить звуки, связывать между собой слова. Изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли — нельзя однозначно. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, рече-двигательный аппарат ребёнка достигнут определённого уровня. Но имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда [3].
Отечественный психолог А.Н. Леонтьев в своих трудах рассматривал язык и речь как частное использование языка с точки зрения специфической деятельности человека. По его мнению, язык представляет объективную основу речевой деятельности человека. При этом в своих трудах автор изучал вопросы общения как деятельности, социальный смысл коммуникации, корректность и правомерность использования термина речевой деятельности [21].
Д.Б. Эльконин в своих исследованиях указывает, что формирование речи протекает так же как и развитие предметного действия. Так, слово в раннем возрасте является для ребенка орудием, которое он использует очень часто, в связи с чем, протекает интенсивное развитие речи. Это является признаком того, что дети практически за 2-3 года овладевают родным языком, а если воспитываются в среде с двумя языками, то – двумя. При этом процесс овладения языком характеризуется дифференцированием слова, его насыщением предметным значением и постепенным отрывом от предмета к обобщению [2].