МОП: Методика обучения русскому языку Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Характеристика действующих учебно-методических комплексов по русскому языку в старших классах.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения русского языка в образовательном процессе 5
1.1. Русский язык в старших классах средней школы 5
1.2. Общие требования к учебникам русского языка 8
Глава 2. Анализ учебно-методических комплексов по русскому языку для старших классов 11
2.1. Учебники по русскому языку для старших классов в формировании целостного взгляда на текст 11
2.2. Лингвометодический потенциал учебников русского языка в аспекте формирования метапредметных умений 18
Заключение 24
Список используемой литературы 26

 

  

Введение:

 

Актуальность работы. Последние десятилетия ознаменованы исследованиями по методике преподавания русского языка, которые связаны, в первую очередь, с диверсификацией образования, появлением альтернативных программ, учебных комплексов и пособий, разработкой и утверждением нового стандарта образования.
Выпускник средней школы должен владеть родным русским языком, мыслить и адекватно преобразовывать субъективные представления о картине мира в языковые конструкции, характеризующиеся грамматической и смысловой стройностью, что соответствует целям изучения русского (родного) языка в средней школе, заявленным во ФГОС.
По данным Центра оценки качества образования, 51% учащихся не достигает базового уровня подготовки по русскому языку; 68% старшеклассников на ЕГЭ по русскому языку допускают более четырех орфографических и пунктуационных ошибок в небольших текстах. Следует подчеркнуть, что в 2015 года Рособрнадзору пришлось снизить пороговый минимум ЕГЭ по русскому языку с 36 до 24 баллов. Причиной этого стало большое число школьников, не преодолевших ранее установленный порог, изза чего они могли остаться без аттестатов. В 2018 году минимальный балл по русскому языку не смогли набрать 0,8% выпускников.
Приведенные цифры заставляют задуматься о том, насколько эффективны существующие на сегодняшний день учебно-методические комплексы, программы и методики преподавания русского языка в выпускных классах.
Степень разработанности темы исследования. Теоретические основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в трудах Летенкова Э. В., Махониной С. Я., Меринова В.Ю., Овсепян Р. П. и многих др.
Объект исследования – УМК по русскому языку.
Предмет исследования – УМК по русскому языку в старших классах.
Цель исследования – изучить особенности характеристики действующих учебно-методических комплексов по русскому языку в старших классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. рассмотреть особенности русского языка в старших классах средней школы;
2. определить общие требования к учебникам русского языка;
3. проанализировать учебники по русскому языку для старших классов в формировании целостного взгляда на текст;
4. изучить лингвометодический потенциал учебников русского языка в аспекте формирования метапредметных умений.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, исследование о содержательной и методической основе учебно-методических комплексов по русскому языку для старшей школы мне хотелось бы закончить тем, что выбирая учебник, мы во многом планируем модель нашего выпускника, поэтому к выбору подходим серьезно.
Долгое время успешность обучения русскому языку определялась только через уровень сформированности умений «правильно писать», при этом ученик должен был с легкостью выполнять различные виды языкового разбора. Думаю, можно согласиться с мыслью о том, что «абсолютная грамотность» нужна в дальнейшей жизни очень немногим. Большинству же потребуются умения говорить, писать так, чтобы их понимали, и самим адекватно понимать письменную и устную речь.
Безусловно, такая коммуникативная грамотность невозможна, в свою очередь, без серьезной лингвистической базы. И учитель, предъявляя требования к учебнику, по которому он вместе с детьми на их благо будет работать, учитывает, наверное, те самые 300 возможностей…
Сравнительный анализ учебников и учебных пособий по русскому языку для 10-11-х классов проводился с учетом требований Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку.
Согласно этому документу изучение русского языка на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
– «развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
– овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения»
Достижение этих целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен владеть умениями аудирования и чтения, а именно:
– «использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях»;
владеть умениями говорения и письма, а именно:
– создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения…
– соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста».

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения русского языка в образовательном процессе
1.1. Русский язык в старших классах средней школы

Необходимость в разработке новой концепции учебно-методических материалов для учащихся старших классов связана, прежде всего, с проблемами, которые возникли в средней школе после введения ЕГЭ как формы итоговой оценки знаний. Снижение уровня владения языком, ограничения в использовании лексического запаса, отсутствие навыков в построении синтаксических конструкций, а также многочисленные орфографические и пунктуационные ошибки требуют расширения критериев оценки при создании итоговых тестовых заданий.
Возникающие проблемы можно решить только комплексно, с помощью подготовки учащихся к всестороннему владению языком с учетом особенностей его построения на разных уровнях. В тестовые задания необходимо включать вопросы, связанные с функционированием предложно-падежной системы русского языка, образованием подчинительных связей и использованием порядка слов в предложении.
У учащихся следует формировать представления о функциональных возможностях метафор и фразеологизмов, о наличии в языке широкого круга синонимов (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, союзы и синтаксические конструкции), среди которых надо уметь делать выбор, отвечающий заданной ситуации, коммуникативным намерениям говорящего и стилю речи .
Каждому лексическому сочетанию и каждой языковой конструкции соответствует свое функционально-семантическое значение, которое предопределяет использование их в речи. Умение ориентироваться в выборе языковых средств, исходя из их семантических, стилистических и функциональных особенностей, позволит расширить представления учащихся о богатстве, выразительности и красоте русского языка
В настоящее время в методике школьного обучения многие из перечисленных вопросов не рассматриваются на том уровне, которого требует сложившая ситуация. Еще недавно в этом не было необходимости. Однако стремительное ухудшение уровня владения языком и проблемы, которые встали перед российским образованием, привели к тому, что в процесс обучения носителей языка наряду с обычными темами необходимо вводить элементы аналитического характера, разработкой которых в течение длительного времени занималась методика преподавания русского языка как иностранного.
Объединение традиционных подходов к обучению русскому языку в школе с достижениями прикладной грамматики, которая на протяжении длительного времени анализировала языковые конструкции, выявляя закономерности и создавая алгоритмы построения речи, учитывающие не только словарное значение языковых единиц, но и особенности их употребления в зависимости от контекста и семантической структуры высказывания, поможет решить существующие проблемы.
Целью проектов должно стать изучение возможности адаптации и усовершенствования тестовых материалов по ЕГЭ (русский язык) для российских образовательных учреждений и создание на их основе учебно-методических разработок с учетом традиций, которые сложились в отечественном образовании .
В работе необходимо сконцентрировать внимание на решении следующих задач:
1. Анализ тестовых заданий, которые входят в состав ЕГЭ по русскому языку, с точки зрения их доступности, полезности, целесообразности. Определение круга тем, которые являются принципиально важными для учащихся старших классов средних школ при оценке уровня их владения русским языком.
2. Проведение научно-методических исследований учебников и учебных пособий по обучению русскому языку в старших классах средней школы с целью выяснения соответствия представленных в них материалов итоговым тестовым заданиям, которые предлагаются учащимся в рамках ЕГЭ.
3. Разработка концепции тестирующих заданий, в которых будет учитываться не только международный опыт, но и традиции отечественного образования, и создание на ее основе учебно-методических материалов нового поколения. В основу новой концепции должна быть положена система заданий, которые позволят оценивать учащихся не только с точки зрения знания определенных правил, но в соответствии с уровнем их владения языком – исходя из того, какие варианты ответов они выберут.
4. Создание комплекса обучающих упражнений, направленных на развитие навыков автоматического использования нормативных конструкций на разных уровнях владения языком, которые должны подготовить учащихся к сдаче тестов. Разработка тестирующих заданий в форме ЕГЭ, созданных на основе новой концепции и предусматривающих введение контрольной градационной шкалы в оценке знаний
Современные школьники мало читают русскую классическую литературу, и это неизбежно влечет за собой падение общего уровня владения языком. Вследствие этого у многих из них утрачивается способность чувствовать и воспринимать родной язык во всем его богатстве и многообразии. Повышенные требования к сдаче ЕГЭ, ориентированные не только на знание правил, но и на развитие чувства языка, будут способствовать формированию навыков эвристического мышления и более внимательному отношению к изучению русского языка и русской классической литературы

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы