Дипломатия: модели, формы, методы Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Гуманитарная дипломатия как фактор «мягкой силы» Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введе-ние…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы понятия дипломатии «мягкой силы»

1.1. Понятие дипломатии «мягкой си-лы»……………………………………….7

1.2. Место и роль дипломатии «мягкой силы» в международном сотруд-ниче-стве……………………………………………………………………………….11

2. Особенности гуманитарной политики Российской Федерации: история и современность

2.1. Сущность и становление гуманитарной политики Рос-сии………………21

2.2. Современная гуманитарная политика Российской Федерации как вид дипломатии «мягкой си-лы»………………………………………………………..26

Заключе-ние………………………………………………………………………32

Список литерату-ры……………………………………………………………..34

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Дипломатия в последние годы ста-новится все более популярной темой как в научных исследованиях в сфере международных отношений, так и в обсуждениях экспертов-политологов. Растет внимание к роли социума и общественного мнения в процессе при-нятия политических решений, соответственно, повышается и значимость исследования концепции, предполагающей возможность влияния на взгля-ды рядовых граждан при наличии политических мотивов. Таким образом, публичная дипломатия остается актуальным направлением исследований.

Эффективность силовых методов в политике и приемов традицион-ной дипломатии быстро снижается, востребованы новые подходы к внеш-неполитической стратегии и тактике. Именно поэтому в данный период стала популярной концепция «мягкой силы».

«Мягкая сила» — это еще одна форма власти, которая может быть ис-пользована для достижения поставленных внешнеполитических целей. По-этому многие страны рассматривают политику «мягкой силы» как важную часть национальной внешнеполитической стратегии. В условиях полицен-тричного многополярного мира «мягкая сила» будет играть все возраста-ющую роль. Феномен «мягкой силы» — это универсальный способ для лю-бой страны использовать свою привлекательность и убеждение для дости-жения своих внешнеполитических целей без высоких издержек и риска, свойственных политике «жесткой силы».

Сегодня концепция «мягкой силы» и возможности ее применения приобретают для России особо важное значение. События на Донбассе, участие в боевых действиях в Сирии – доказывают, что военные инстру-менты способны обеспечить реализацию внешнеполитических целей толь-ко в краткосрочной перспективе. Для долгосрочного взаимовыгодного международного партнерства, которое способно обеспечить стабильное внутриэкономическое развитие страны, необходимы другие механизмы. Политика «мягкой силы» дает возможность активизировать те ресурсы внешнего влияния, которые могут оказаться более действенными в совре-менном мире в контексте глобализации.

Российское руководство признает необходимость обновления внеш-неполитического инструментария. Сегодня в России на самом высоком по-литическом уровне ведется работа по концептуализации российской моде-ли «мягкой силы», а также предпринимаются практические шаги по вы-страиванию системы оказания «мягкого воздействия» на участников меж-дународного диалога.

Территориальные рамки исследования охватывают зарубежные страны, с которыми осуществляет взаимодействие Российская Федерация. Особое внимание в исследовании уделено постсоветскому пространству, которое является приоритетным для российской внешней политики и, со-ответственно, для российской стратегии «мягкой силы».

Объект исследования – внешняя политика современной Российской Федерации.

Предмет исследования – роль и место инструментов «мягкой силы» во внешней политике современной России.

Степень научной разработанности проблемы. Можно назвать труды таких исследователей, как О. Е. Воронова , рассматривающая роль СМИ в политике государств; Е. С. Громогласова , изучавшая гуманитарную ди-пломатию как проявление «мягкой силы», и ее роль в современных меж-дународных отношениях; И. В. Ильин и О. Г. Леонова рассмотрели про-явление «мягкой силы» в сфере образования; О. Г. Леонова в своей статье изучила проявление «мягкой силы», ее индикаторы и инструменты изме-рения; Н. А. Цветкова и Н. М. Кузнецов рассмотрели феномен диплома-тии в мировой политике, в том числе, проявление дипломатии «мягкой си-лы»; М. М. Лебедева охарактеризовала в своей работе публичную дипло-матию, показав ее «мягкую силу» в теории и практике; О. В. Столетов рассмотрел стратегию и значение «разумной силы» в политике глобально-го лидерства; и др.

Цель работы: рассмотреть гуманитарную дипломатию как фактор «мягкой силы» в международной политике Российской Федерации.

Задачи работы:

— рассмотреть понятие дипломатии «мягкой силы»;

— определить место и роль дипломатии «мягкой силы» в международном сотрудничестве;

— охарактеризовать сущность и становление гуманитарной политики Рос-сии;

— охарактеризовать современную гуманитарную политику Российской Фе-дерации как вид дипломатии «мягкой силы».

Теоретико-методологическую основу исследования составили следу-ющие методы: системный подход позволил исследовать роль и значение инструментов «мягкой силы» в современной внешней политике России; также использовались общенаучные методы: обобщение, историко-описательный анализ, сравнительный анализ.

Эмпирическая база исследования основана на многочисленных ис-точниках:

– нормативно-правовые документы: Венские конвенции 1978 и 1983 гг., данные договора устанавливают правила преемственности госу-дарств; Устав ООН , Устав ООН является единственным в своём роде международным конституционным документом, положения которого обя-зательны для всех государств, Устав закрепил обязанность государств со-блюдать и уважать основные права и свободы человека, Устав также за-крепляет суверенитет каждого члена ООН; и т.д.;

– данные СМИ: отчеты совещаний послов и постоянных представи-телей России , доклады министерства финансов РФ ; Заявления Пан Ги Муна, генерального секретаря ООН и т.д.

Практическая значимость. Отдельные положения работы могут быть использованы в дальнейших политологических исследованиях и при чтении общих и специальных курсов у студентов бакалавриата и маги-стратуры по таким дисциплинам как «История международных отношений в новое и новейшее время» и «Основы теории международных отноше-ний».

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 разделов и 4 под-разделов, заключения, списка источников и литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, публичная дипломатия стала важным источником привлекательности и силы, отчасти как гонка за привлекательность, леги-тимность и авторитет. Обладая культурой различных каналов общения и общей привлекательностью, а также способностью выражать свои взгляды на эти нормы, публичная дипломатия стала основным средством мягкой силы для выполнения действий, близких к международно признанным ценностям (либерализм, плюрализм, демократия, свобода, автономия и либеральная экономика), предпринимая конкретные шаги в своей деятель-ности.

Государства используют свою военную мощь для противодействия угрозам, исходя из своих навыков и шансов для достижения желаемых ре-зультатов, причем в нужное время. Использование экономической мощи часто достаточно просто. Государства имеют возможность замораживать счета в иностранных банках в одночасье и очень быстро распределять взятки или помощь (но экономические санкции могут потребовать много времени для достижения желаемых результатов). Использование мягкой силы затруднено, так как многие значительные источники мягкой силы находятся вне контроля, и их эффекты в значительной степени зависят от восприятия принимающей аудитории. Кроме того, источники мягкой силы часто воздействуют косвенно, подготавливая среду для политики, и иногда для достижения желаемых результатов могут потребоваться годы.

Таким образом, с геополитической точки зрения в непростых между-народных реалиях целесообразно сосредоточиться прежде всего на мяг-ком продвижении национальных интересов России преимущественно неси-ловыми, в первую очередь, миротворческими и гуманитарными средства-ми, позволяющими наращивать внешнеполитическое значение страны в ипостаси влиятельного мирового актора. Одновременно требуется четкая идентификация сущности гуманитарной практики России не с позиции благотворительности, символических «окологуманитарных» и «универ-сально удобных на все времена» политических декларативных лозунгов, но в качестве прагматичной и долгосрочной геополитической инвестиции в «умы и души» иностранцев в целях обеспечения их достаточной лояльно-сти к отечественной внешнеполитической деятельности, а также наращива-ния международных влияния, значения и имиджа нашей страны, защиты и продвижения ее исторически обусловленных, объективных и законных национальных интересов.

В общей сложности представляется целесообразным, востребован-ным и необходимым концептуализировать на федеральном уровне изло-женные аспекты отечественной гуманитарной политики и практики в от-дельном тематическом разделе перспективной Концепции международной миротворческой деятельности Российской Федерации, направленной на обеспечение ее национальной безопасности, продвижение и защиту нацио-нальных приоритетов и интересов.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы понятия дипломатии «мягкой силы»

1.1. Понятие дипломатии «мягкой силы»

Возникшая в середине 1960-х гг. в школе права и дипломатии Флет-чер университета Тафтс концепция публичной дипломатии как инструмен-та воздействия на зарубежные аудитории, стала особенно интенсивно при-меняться и изучаться в XXI в., хотя сам термин появился задолго до фор-мулирования концепции. Автором же концепции стал Э. Гуллион, который определил публичную дипломатию следующим образом: публичная ди-пломатия влияет на общественные настроения при осуществлении внешней политики… предполагает формирование правительствами общественного мнения в других странах. Он поясняет, что публичная дипломатия выхо-дит за рамки традиционной дипломатии и включает взаимодействие част-ных групп и интересов в одной стране с интересами частных групп в дру-гой стране.

Дж. Най в рамках концепции «мягкой силы» определяет публичную дипломатию как государственный инструмент коммуникации и формиро-вания привлекательного образа для населения другого государства. Н. Кулл описывает идеальный механизм публичной дипломатии как скоор-динированную государственную структуру, которая осуществляет комму-никацию через непрямые каналы, а именно частных акторов. Эта структу-ра включает в себя исследование общественного мнения, информационные кампании, культурную дипломатию, программы обменов и международ-ное вещание. Р. Захарна пишет о том, что наибольшей эффективностью в рамках публичной дипломатии обладают сетевые каналы и сетевая среда .

Существует четыре основные проблемы при изучении «мягкой си-лы»:

1. Из-за того, что тематика «мягкой силы» высоко политизирована и до-вольно нова, отсутствуют четкие границы понятия «мягкая сила» и его со-держания. Иными словами, нет итогового понимания, что же представляет собой мягкая сила. И из этой проблемы исходят все остальные.

2. Проблема измерения «мягкой силы». Из-за отсутствия четкого терми-нологического и содержательного определения «мягкой силы» отсутствует понимание, каким образом мягкую силу можно измерить, так как непонят-но, что конкретно необходимо измерять.

3. Отсутствие четкого пула методов и инструментов «мягкой силы». Ка-кие методы и инструменты относятся к «мягкой силе», а какие нет – зави-сит от того, какой трактовки термина и содержания «мягкой силы» при-держивается исследователь.

4. Проблема оценки эффективности воздействия «мягкой силы». Если нет понимания, что такое «мягкая сила», то крайне проблематично определить эффективно ее воздействие или нет .

Публичная дипломатия выступает как инструмент «мягкой силы», о чем писал Дж. Най. Однако тот факт, что концепция Дж. Ная появляется значительно позднее концепции и определения Э. Гуллиона, вводит мно-гих в заблуждение, что и порождает порой отождествление публичной ди-пломатии и пропаганды. Кроме того, во-первых, в 60-х гг. прошлого сто-летия, при отсутствии той активности различных негосударственных акто-ров на международной арене явно доминировали государственные каналы реализации внешней политики, по которым нередко велась пропаганда. Во-вторых, в практическом плане государства всегда используют как про-паганду, ориентированную на «жесткую силу», так и публичную диплома-тию, в основе которой лежит «мягкая сила». Неслучайно, Дж. Най ввел в свое время понятие «умной силы» .

Идея возможности достижения государством внешнеполитических целей через взаимодействие с иностранной общественностью особенно привлекает ученых и экспертов по нескольким причинам:

Во-первых, с каждым годом государства все меньше могут рассчи-тывать на использование исключительно военных средств или экономиче-ских ресурсов для обеспечения своих внешнеполитических интересов из-за растущей глобальной взаимозависимости, размывания национальных гра-ниц, культивации гуманистических и демократических ценностей в миро-вом масштабе.

Во-вторых, достижения технологического прогресса упростили до-ступ общественности к источникам информации, а также процесс обмена ею, что повысило значимость того, какие именно идеи, точки зрения и дис-курсы доминируют в международном информационном поле.

В-третьих, все больше внимания в международной политической по-вестке как на уровне отдельных государств, так и на уровне межгосудар-ственных объединений и неправительственных организаций уделяется че-ловеку, его личности, правам и свободам, их защите и гарантиям, а значит, подчеркивается и роль индивида и гражданина в процессах, напрямую за-трагивающих условия жизни и будущее государства и общества .

Каждая из форм публичной дипломатии может быть реализована по-средством множества инструментов: культурная дипломатия с помощью зарубежных гастролей творческих коллективов, проведения выставок предметов искусства в других странах, распространения кинопродукции в мире и прочее; иное вещание – путем радиотрансляций, телепередач, веде-ния интернет-сайтов и аккаунтов в социальных сетях и т.д.

Публичная дипломатия включает в себя роль средств массовой ин-формации в международных отношениях, саморазвитие правительств на основе обращения в общественности, взаимодействие спецслужб одной страны с институтами других стран, а также на основе определения основ-ных направлений международных процессов, политики и внешней полити-ки в целом. В качестве стратегического средства коммуникации публичная дипломатия определяется как сумма «понимания, информированная и воз-действия на общественность» .

Распространение культуры и истории, информации и коммуникации по всему миру привело к тому, что государства начали активную публич-ную дипломатию, чтобы узаконить свою деятельность во внутренней и внешней политике, а также позаботиться о своем имидже в местном и ино-странном сообществе. Дж. Най считает, что публичная дипломатия являет-ся областью и политикой использования мягкой силы, и что целевая ди-пломатия в общинах может иметь большее значение с точки зрения ре-зультатов, чем традиционное небольшое дипломатическое общение между лидерами.

Содержанием политики «мягкой силы» должны стать: достижения культуры и науки и их трансляция в мире, достижения в сферах образова-ния и здравоохранения, успехи в спорте, участие в гуманитарных про-граммах помощи, развитие гражданского общества, распространение национального языка. Главными методами политики «мягкой силы» могут быть:

— во-первых, методы альтернативной дипломатии (публичная, граждан-ская, культурная дипломатии, деятельность НПО);

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы