Курсовая теория на тему Гуманистические основы современного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Гуманистические тенденции в дошкольном образовании: теоретико-методологические исследования 5
1.1. Гуманистическая направленность дошкольного образования в трудах С. Русовой, В. Сухомлинского, Я. Корчака и М. Монтессори 5
1.2. Гуманистические основы в японской системе воспитания детей дошкольного возраста 13
2. Основные направления современной гуманистической педагогики 15
2.1. Гуманная педагогика — путь в будущее 15
2.2. Гуманизация обучения и воспитания как стратегическое направление деятельности высшей школы 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека. В отличие от психотерапевта, действующего с клиентом только в случае возникновения у него тревожных состояний по мироощущению и по инициативе клиента, педагог должен организовать такую деятельность, которая бы не только просвещала и обучала другого человека, но и в известной мере предвосхищала возникновение тех самых конфликтов и несогласий с окружающим миром и внутри самого человека. В этом смысле гуманистическая направленность полностью отвечает основным задачам личностно-ориентированной педагогики — оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности. Но любая практическая деятельность человека есть отображение деятельности его интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер (внутреннее поведение), вырабатывающих некую житейскую и профессиональную идеологию, сложившуюся на основе определенных принципов-программ.
Гуманность как личностное качество признается сегодня учеными различных отраслей человекознания в качестве основы всего нравственного развития личности. При этом формирование гуманности является центральной проблемой главной социально-педагогической тенденции развития современного общества – тенденции гуманизации общества. Решается эта проблема в первую очередь в системе образования и воспитания человека.
Гуманизация общественной жизни – одна из глобальных проблем современности. Она требует от человечества, вступившего в эпоху единой Всемирной цивилизации, пересмотра содержания статуса тех наук, которые задействованы в воспроизводстве его духовного потенциала. Прежде всего, это относится к таким областям человекознания, как педагогика и психология, имеющим особое значение в разработке концепций обучения и воспитания, органичных для образования не одной страны или одной нации, а пригодных для образовательных систем всего мира.
Гуманизм провозглашает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей, считает «благо человека высшим критерием, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми». При этом гуманизм рассматривается как «антипод любого вида фанатизма, нетерпимости, неуважения точек зрения и знаний других»
Объектом исследования является педагогический процесс.
Предметом исследования данной работы является гуманистическая направленность педагогической деятельности.
Цель данной работы заключается в изучении гуманистических основ современного образования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить гуманистическую направленность дошкольного образования в трудах С. Русовой, В. Сухомлинского, Я. Корчака и М. Монтессори;
Выявить гуманистические основы в японской системе воспитания детей дошкольного возраста;
Охарактеризовать гуманную педагогику как путь в будущее;
Проанализировать гуманизацию обучения и воспитания как стратегическое направление деятельности высшей школы.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для процесса гуманизации образования характерно изменение отношения образовательного учреждения к ученику, признание за ним права быть активным участником (субъектом) учебно-воспитательного процесса, чьи интересы и индивидуальные особенности должны быть в центре внимания педагогов. Он образования требует повышения гуманитарной культуры учителя, принятия им нравственных ценностей, определяющих сущность гуманизма.
Важной стороной современного гуманизма является внимание к проблеме индивидуальности человека, связанное с необходимостью значительно повысить творческий потенциал личности и в целом человечества, которому для выживания предстоит решать комплексы нетипичных задач, что исключает действия по образцу, опираясь на опыт предшествующих эпох. Именно на эти особенности деятельности человека в современную эпоху указывает В.Т. Пуляев: «В современную эпоху – эпоху перехода к обществу информационных технологий, всемирных экономических и культурных связей – проблема гуманизма и гуманистического миропонимания обретает новые черты и масштабы.
Итак, гуманизация образования означает процесс перехода от технократической модели образования к гуманитарной, процесс смены ориентиров – переход школы от ориентации на жесткий социальный заказ к ориентации на наиболее полный учет интересов и потребностей личности, что, предполагает восприятие человека как меру целесообразности педагогической деятельности и построения педагогических систем (ценностно-смысловой антропоцентризм).
Фрагмент текста работы:
1. Гуманистические тенденции в дошкольном образовании: теоретико-методологические исследования
1.1. Гуманистическая направленность дошкольного образования в трудах С. Русовой, В. Сухомлинского, Я. Корчака и М. Монтессори
Гуманистическая направленность является выразительной признаку цели современного образования на философском уровне. Вызовы обуславливают новые проблемы развития полноценной личности с дошкольного возраста. Необходимым условием гуманистической направленности личности является положительное мироощущение. Важное значение при этом приобретает формирование у детей открытости к миру людей как потребности личности, навыков социального поведения, осознанного отношения к себе как к свободной самостоятельной личности и к собственным обязанностям, которые определяются связями с другими людьми. Важным фактором формирования здорового мироощущения ребенка является гуманистическое взаимодействие с воспитателем в условиях образовательно-воспитательного процесса заведения дошкольного образования [13].
Проникновения во внутренний мир ребенка, изучение ее особенностей происходит в процессе гуманистической взаимодействия ребенка и педагога. Гуманизация образования предполагает новый тип профессионального мышления педагога, основывается на личностно-гуманных ценностях, способности осуществлять различные виды диалогического взаимодействия, признании равноценности личности педагога и ребенка.
Система гуманно-личностных отношений побуждает педагога к созданию такого образовательного пространства, в котором ребенок учится в процессе самой жизни, то есть учится меняться, совершенствовать условия этой жизни, а не приспосабливаться к ним. Анализ научных исследований и публикаций. Вопрос гуманизации в образовании отражен в научных трудах отечественных и зарубежных ученых.
Ученые-гуманисты утверждают, что задача гуманизации образовательной среды — не осуществление технологическими и дидактико-методическими