Психология правовой деятельности Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Гуманистическая теория личности (К.Роджерс, А.Маслоу)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ   3

1.1 Возникновение гуманистической психологии. 6

1.2 Гуманистическая психология о личности. 9

ГЛАВА 2. ИДЕЯ
ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В РАБОТАХ А. МАСЛОУ И К. РОДЖЕРСА.. 15

2.1 Теория личности А. Маслоу. 16

2.2 Понимание личности в работах К. Роджерса. 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

  

Введение:

 

В
психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий.
Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми
общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др.

Каждое
из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено
экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому
заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще
всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно
важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития.

Существует
много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности
рассматривается по-своему. Гуманистическая и другие феноменологические теории
трактуют его как процесс становления «Я». Сущность гуманистических теории,
существующих в рамках этого направления, состоит в том, что личность
рассматривается как некое психологическое образование, возникающее в процессе
жизнедеятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого
опыта, усвоения общественных форм поведения. Для психологов гуманистического
направления личность является неким психологическим образованием, которое
относится не только к окружающей действительности, но и к самому себе.

Гуманистическими считаются теории личности, изначально
признающие человека существом духовным, положительным, стремящимся к
саморазвитию и самоактуализации. Весь негатив, свойственный людям,
гуманистические теории склонны объяснять неблагоприятным воздействием внешних
факторов. Таким образом, согласно теории гуманизма, изначально человек не может
быть носителем отрицательных черт и характеристик.

Актуальность выбранной
темы заключается в том, что гуманистическая психология рассматривает человека
во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Главное в личности – не
ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих потенций,
творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения
«идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не
приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого «Я».
Гуманистическая психология отрицает наличие исходного конфликта между человеком
и социумом, между сознанием и бессознательным.

Сторонниками
гуманистических взглядов, рассматривающих людей, как активных творцов
собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни,
который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно
назвать таких видных теоретиков, как Э. Фромм, Г. Олпорт, Дж. А. Келли и К. Роджерс,
однако именно А.Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель
гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности,
основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и
положения, характерные для гуманистического направления.

Гуманистическая
психология продолжает оказывать мощное влияние и сегодня, и ее влияние можно
наблюдать как в других областях психологии, так и в областях образования,
философии и даже политики. Сегодня гуманистическая психология остается важной
частью этой области, которая продолжает вносить большой вклад в понимание
человеческого разума и поведения. Актуальность названных проблем определили
цели и задачи данной работы.

Основы
гуманистической психологии берут свое начало в философских традициях гуманистов
эпохи Возрождения, Просвещения, немецкого романтизма, учениях Фейербаха, Ницше,
Гуссерля, Достоевского, Толстого, учении экзистенциализма и восточных
философско-религиозных системах.

Методология
гуманистической психологии раскрыта в работах таких авторов: А. Маслоу, К.
Роджерса, С. Джурарда, Ф. Бэррона, которые высказывали свой взгляд на
психически здоровую, полноценно функционирующую личность;о развитии личности в
гуманистической психологии, проблеме движущих сил в становлении и развитии
личности, о потребностях и ценностях писали А. Маслоу, В. Франкл, Ш.
Бюлер;  проблема межличностных отношений
и раскрытие себя в отношениях описаны К. Роджерсом, С. Джурардом, Р. Мэем; о
проблемах свободы и ответственности писали Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл.

Объектом в
данной работе является гуманистическая психология.

Предметом личность
— индивидуальность, лежащие в основе гуманистической психологии.

Целью в
предъявленной работе является изучение основных принципов гуманистической теории
личности А. Маслоу и К. Роджерса.

Исходя
из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

— рассмотреть
процесс становления гуманистической психологии;

— охарактеризовать
гуманистический подход к теории личности;

— проанализировать
основные положения личности А. Маслоу;

— дать
характеристику понимания личности в работах К. Роджерса;

— выявить
отличительные черты двух теорий.

В
ходе исследования были использованы следующие методы: императивный,
диспозитивный, исторический, логический.

Структура исследования
включает введение, две главы, каждая глава содержит два подпункта, заключение и
список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя
итог исследованию, можно сделать вывод, что гуманистическая психология
подвергалась и подвергается критике. В первую очередь вызывает вопросы
субъективность направления, ведь, ставя во главу угла индивидуальный опыт и
индивидуальное суждение личности о самой себе, трудно дать психическим
процессам человека объективную оценку, а количественно измерить их и вовсе
невозможно. Тем не менее как основа для крайне востребованного метода
психотерапии гуманистическая психология по-прежнему сохраняет значимость.

Психотерапия,
возникшая на основе гуманистического направления в психологии, до сих пор
остается одним из самых популярных и востребованных направлений
психологического консультирования. Особенно она показана людям, страдающим от
одиночества, ощущающим острую нехватку понимания и сочувствия.

Клиент-центрированный
подход помогает при решении как внутренних, так и межличностных проблем. Важная
его особенность — человек сам делает вывод о том, достиг ли он желаемой цели,
и, соответственно, сам определяет продолжительность лечения.

Один
из наиболее важных принципов гуманистической психологии заключается в том, что
человек постоянно находится в процессе своего становления.

Гуманистическая
психология стала результатом серьезных размышлений американского общества,
оказавшегося перед вопросом, что все-таки представляет собой человек, каков его
потенциал и пути развития. Эти вопросы, конечно, поднимались и раньше и
рассматривались представителями разных школ. Однако две мировые войны привели к
глобальным изменениям в обществе, что повлекло за собой важность новых
представлений и пониманий. Психологи гуманистического течения не
противопоставляли человека и общество. В отличие от других направлений, они
считали, что не существует конфликта между обществом и личностью.

Значение
теории мотивации Маслоу для психологии огромно. Несмотря на неполноту описания,
простая схема пирамиды Маслоу дает возможность изучить общее для всех
представителей человеческого рода, чтобы, возможно, от него прийти к особенному.
Его положение о том, что инстинктивная природа человека не содержит в себе
ничего дурного, и следует внимательно к ней прислушиваться, служит основой для
теории и практики сопровождения (имеются в виду процессы образования и
воспитания), вместо «формирования» и «научения». Для психотерапии теория Маслоу
дала тезис о том, что прежде всего надо удовлетворить базовые потребности
человека в безопасности и любви, и сделать это можно и нужно в процессе
психотерапии. И, конечно же, теория мотивации Маслоу теснейшим образом связана
с психологией здоровья и развития – его идея о том, что реализация высших
потребностей, самоактулизация, способствует здоровью и даже является здоровьем,
безусловно, вдохновляет и содержит в себе богатый потенциал для дальнейшего
раскрытия.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода,
личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации,
а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и
«идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в
самоактуализации.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1Возникновение
гуманистической психологии

Гуманистическая
психология возникла в середине половины двадцатого века, как прямая реакция на
психоанализ и бихевиоризм. Основатели гуманистического подхода полагали, что
психоаналитическая точка зрения Зигмунда Фрейда была слишком негативной и
сосредоточенной только на патологии. Бихевиоризм Б.Ф. Скиннера, с другой
стороны, был слишком механистичным и сводил человеческую природу к простым
условным реакциям.

Основные
принципы гуманистической психологии в 1963 году сформулировал первый президент
Ассоциации гуманистической психологии Джеймс Бьюдженталь: «Человек не пассивный
наблюдатель, а активный преобразователь своей жизни, обладающий свободой
выбора. В личности изначально заложен потенциал развития. Опыт личности
уникален и ценен, его нельзя анализировать путем простого описания поведения и
обобщений. Изучение отдельных психических процессов не дает целостной картины.
Человек должен изучаться как целое, которое больше суммы его частей. Человек от
природы наделен положительными качествами, а отрицательные проявляет потому,
что не раскрыл свою истинную сущность».[1]

Гуманистическое
направление в психологии изначально было ориентировано больше на практику, чем
на теоретические исследования. Эта близость к повседневной жизни, к потребностям
людей, а также особое отношение к человеку стали главными причинами
популярности направления у большого числа людей.

Специалисты,
представители гуманистического направления, в своей работе руководствуются
принципом безусловного принятия каждого клиента и сопереживания ему. Если
поместить личность в определенные условия, она сможет самостоятельно
реализовать заложенный в ней природой потенциал и достигнуть полного
выздоровления. Создать эти условия — и есть задача гуманистического психолога. [1] Бьюдженталь Д. Искусство
психотерапевта. СПб.: Питер, 2001. – 304 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы