Курсовая теория на тему Григорий Акиндин и его полемика со святителем Григорием Паламой
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Григорий Палама и его учение 5
Глава 2. Религиозно-философские воззрения Г. Паламы 14
Глава 3. Полемика Г. Паламы с Г. Акиндиным 20
Глава 4. Историческое значение полемических произведений Г. Паламы 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Введение:
За последние десятилетия в самых широких кругах многих стран мира чрезвычайно возрос интерес к религиозному, общественному и общекультурному движению XIV века в Византии и других странах Восточной Европы. Особенно важно то, что этот интерес пробудился не только среди богословов и философов, но и среди историков, искусствоведов и исследователей византийской и древнеславянской литературы.
Между тем, в русском православном богословии византийский период долго не пользовался заслуженным вниманием. Академическая церковная наука XIX века, в значительной мере открывшая вновь доступ к святоотеческой литературе ранней Церкви и эпохи Вселенских Соборов, не успела по-должному использовать поздневизантийские богословские достижения. На это указывают и некоторые современные – преимущественно католические – критики «неопаламистов», то есть той группы православных богословов, которая в последние десятилетия возродила интерес к Паламе и его учению. Эти критики иногда с удовлетворением утверждают, будто бы Православная Церковь надолго «забыла» Паламу, потому что не произошло настоящей «рецепции» его взглядов. Такой подход к вопросу о месте богословия св. Григория Паламы в Православном Предании, конечно, неприемлем ни принципиально, ни исторически. Православная Церковь никогда не переставала торжественно праздновать память св. Григория во вторую неделю Великого поста и прославлять его как выдающегося учителя Церкви в «Синодике Православия», то есть особой службе первой недели поста.
Только незначительная часть богословских произведений св. Григория Паламы имелась в русском переводе до последнего времени. Нет полного перевода и главного и основоположного труда св. Григория – его «Триад», то есть девяти трактатов в защиту исихастов, направленных против Варлаама Калабрийца. Поэтому актуальность современного изучения его трудов и философских взглядов на сущность Бога и человека и их взаимодействия не подлежит сомнению.
Объектом исследования является учение св. Г. Паламы, предметом – философско-мировоззренческие и богословские особенности его полемики с оппонентами, в частности с Г. Акиндиным и Варлаамом Калабрийским.
Задачи работы:
• ознакомиться с текстами основных трудов Г. Паламы
• изучить жизненный путь святого
• проанализировать взгляды Г. Паламы на религиозную философию того времени
• ознакомившись с работами предшественников, составить собственное научное мнение о роли Г. Паламы и его творчества в развитии богословской мысли в средневековой Европе.
Заключение:
В историческом плане невозможно отрицать, что подавляющее большинство византийцев видело в св. Григории представителя традиционного Православия. Его победа над Варлаамом в 1338–1341 гг. была полной и далась ему сравнительно легко: в лице Калабрийца Восточная Церковь осудила номиналистическое богословие, систему мысли, превращавшую Бога в трансцендентную непознаваемую сущность, которая, оставаясь Перводвигателем творения, пребывает в бездействии относительно его бытия и предоставляет ему полную самостоятельность; Воплощение, таинства, Церковь, духовный опыт святых вытесняются в область символов или рассматриваются как чудеса, не имеющие внутренней связи с повседневной реальностью тварного бытия. Человеческий разум, при условии, что он не претендует на познание Бога, остается суверенным в своей области и сам по себе может определять человеческую судьбу в этом мире независимо от Откровения и благодати. На самом деле, мысль античных философов, в частности, платоновский дуализм духа и материи, была верховным авторитетом для Варлаама и его сторонников; таким образом, то интеллектуальное движение, активными поборниками которого они выступали, вело христианский Восток к основным принципам Ренессанса.
В это время на Западе номиналистическая философия, сравнимая в своем действии с философией Варлаама, подготавливала секуляризм Нового Времени и закладывала догматические основы протестантской Реформации; современное знание источников не позволяет обнаружить непосредственное влияние какого–нибудь западного философа, вроде Уильяма Оккама, на калабрийского философа, но некий общий мыслительный осмос, общая умственная атмосфера несомненны. Триумф философии Варлаама мог бы повести Восточную Церковь по тому же пути, по которому номинализм Оккама повел Запад, и вызвать, возможно, даже еще быстрее, такие же последствия. Сравнительное исследование философских тенденций XIV в. на Востоке и на Западе могло бы привести к неожиданным сопоставлениям и, вероятно, смягчить категорические суждения, высказывавшиеся на Западе о св. Григории Паламе.
Одобрив учение св. Григория Паламы, византийская Церковь решительно отвернулась от Возрождения. Этот разрыв, произошедший в середине XIV в., заметен даже в искусстве, в котором характерные для так называемого «Палеологовского Возрождения» черты резко ослабли. Именно это противостояние Возрождению в гораздо большей степени, чем противостояние Западу, и характеризует победу св. Григория. Учитель безмолвия неоднократно пытался войти в контакт с западными христианами, и его ученики будут делать после него то же; но все более и более тесные связи, устанавливавшиеся между его противниками и Западом скорее на основе общего гуманизма, чем на основе общего богословия, связи, которые привели некоторых византийцев к безоговорочной капитуляции перед латинским богословием, подтолкнули к последовательному антилатинизму огромное большинство православных, признавших св. Григория учителем Церкви.
Жестокий конец, положенный историей богословскому развитию Востока в XV в., не позволил решениям XIV в. принести свои плоды; что касается западной мысли, то она или не была с ними знакома, или судила о том немногом, что знала, с позиций философских предпосылок, которые св. Григорий не признавал. Пожелаем же, чтобы наша эпоха посредством объективного изучения текстов, не абсолютизирующего чуждые Откровению философские концепции, лучше оценила великого богослова исихазма. Не закрывая глаза на иногда незавершенный характер его выводов, не привязываясь к формулировкам, которым и сам их автор не приписывал абсолютной ценности, мы обнаруживаем в общем объеме его мысли конструктивный ответ на вызов, брошенный христианству Новым Временем, — личностно–бытийное богословие и освобожденную от платоновского спиритуализма аскетику, целиком включающую человека в новую жизнь.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Григорий Палама и его учение
Григорий Палама родился в 1296 году в Константинополе. Изначально его родители были весьма состоятельной семьей в Малой Азии, но, спасаясь от турецких вторжений, вынуждены были бежать в Константинополь, где и родился будущий святой. Доказательством знатного происхождения св. Григория служит его фамилия: в то время наличие фамилии было привилегией аристократии, простой люд довольствовался именами и прозвищами.
Огромную роль в увлечении Григория религией сыграли родители. Его отец, Константин Палама, занимал должность сенатора и входил в высший государственный совет Византии, при этом был богобоязненным и набожным человеком, и привил любовь к Богу и церкви своему сыну.
Будущий инок до 20 лет учился в университете, изучал богословие, философию и античную литературу. Он в совершенстве изучил все труды Аристотеля, но с учением Платона знакомиться не пожелал, посчитав его несовместимым с христианским учением.
Примерно в 1316 г. Григорий, вдохновленный примером отца, который за несколько лет до смерти постригся в монахи, принял решение посвятить свою жизнь Господу. Однако по обычаям того времени, молодой мужчина не мог стать монахом, если на его иждивении была семья, а Григорий на тот момент содержал мать и четырех младших братьев и сестер. Тем не менее юноша настолько сильно хотел уйти в монастырь, что принял весьма радикальные меры – уговорил принять постриг всю свою семью, включая прислугу.
После этого Палама с обоими братьями отправился на Афонский полуостров, расположенный к северу от Эгейского моря. На тот момент Афонский монастырь был крупнейшим центром православного христианства в Европе. Афонские монахи представляли практически все православные нации – русских, греков, армян, грузин, болгар и т.д. Кроме того, Афон был и интеллектуальной «столицей» монашества – богатейшие собрания монастырских библиотек оказали существенное влияние на Григория Паламу и дали ему возможность существенно улучшить свое и без того неплохое образование.