Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Гражданское воспитание учащихся

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

1 Теоретические аспекты
гражданского воспитания учащихся. 4

1.1 Развитие взглядов на
гражданское воспитание учащихся в трудах отечественных педагогов. 4

1.2 Гражданское воспитание
в системе формирования культуры личности обучающегося. 10

2 Гражданское воспитание
учащихся на современном этапе. 15

2.1 Гражданское воспитание
в современных условиях. 15

2.2 Основные проблемы в
области гражданского воспитания. 20

Заключение. 26

Список использованных источников. 28

  

Введение:

 

Актуальность данной темы обуславливается тем, что одной из
важнейших проблем современной России стала проблема гражданского воспитания
подрастающего поколения. А так как в условиях социальной нестабильности и
отсутствия действенных идеологических установок оказалось весьма сложным
определить, какого гражданина следует воспитывать, какие личностные качества
гражданственности необходимо у него формировать.

И какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные
процессы не происходили в нашем обществе, какие бы отношения не складывались
между различными слоями населения, поколениями людей, всегда останется
актуальной проблема создания системы воспитания молодёжи.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье
регулируется работой педагогов, воспитателей и родителей по патриотическому
воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой
культуры. В гражданском воспитании значимое место занимает участие подростков в
деятельности различных общественных объединений и организаций.

Основной целью гражданского воспитания является воспитание в
человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в
деятельности на благо общества и т.п. Гражданское воспитание тесно связано с
нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием.

Гражданственность — важнейший духовно-нравственный фактор
сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной
системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-
2020годы».

Анализ педагогической литературы показал, что вопрос
гражданского воспитания во многом решались такими педагогами как Я.А.Коменский,
К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, П.Ф.Каптерев, этими же вопросами
занималась советская педагогика. Различные аспекты гражданского воспитания
также представлены в работах по теории и методике воспитания (Е.В.
Бондаревская, В.Г. Бочарова, О.С. Богданова, Б.С. Гершунский, В.А. Караковский,
Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, Н.Д. Никандров, Т.А. Стефановская, А.Н. Тубельский,
С.Н. Чистякова, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.).

Объект исследования: процесс гражданского воспитания
старшеклассников.

Предмет исследования: содержание гражданского воспитания в
школе.

Цель исследования: проанализировать содержание гражданского
воспитания в школе.

Задачи исследования:

— изучить развитие взглядов на гражданское воспитание
учащихся в трудах отечественных педагогов;

— рассмотреть гражданское воспитание в системе формирования
культуры личности обучающегося;

— изучить гражданское воспитание в современных условиях;

— рассмотреть основные проблемы в области гражданского
воспитания.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1 Теоретические аспекты гражданского воспитания
учащихся

1.1 Развитие взглядов на гражданское воспитание
учащихся в трудах отечественных педагогов

Современное состояние нашего общества требует обратить
особое внимание на гражданское воспитание подрастающего поколения. В 2012 году
по инициативе ООН был запущен проект: «Образование в первую очередь», где одним
из трех приоритетов представляется укрепление глобальной гражданственности.
Воспитание глобальной гражданственности базируется на четырех основах
образования, выделенных в докладе президента Международной комиссии по
проблемам образования в XXI веке Жака Делора «Образование: сокрытое сокровище»,
опубликованном ЮНЕСКО в 1996 году. В докладе выделяется четыре принципа, на
которых должно строиться образование: научиться познавать; научиться делать;
научиться быть, научиться жить вместе. На сегодняшний день особое внимание
должно обращаться на два последних принципа. Именно они, раскрываясь, позволяют
достичь успеха в сохранении мирового порядка и во взаимопонимании между людьми.
В частности, в процессе обучения необходимо формировать представление об
общечеловеческих ценностях (справедливость, достоинство, права человека,
гендерное равенство и пр.). Такое образование закладывает основы глобальной
гражданственности.

Важно понять, что именно гражданское воспитание сегодня
определяет жизнь общества (страны) и всего мира завтра. Уже в школьные годы
необходимо воспитать настоящего гражданина, который должен почувствовать всю
ответственность не только за себя самого, но и за других людей, за судьбу своей
страны. «Кто причастен к общему, – писал В.Г. Белинский, – для того личные
выгоды и потребности житейские – интересы второстепенные, а природа и
человечество – главнейшие интересы. Живой человек носит в своем духе, в своем сердце,
в своей крови жизнь общества; он болеет его недугами, мучится его страданиями,
цветет его здоровьем, блаженствует его счастием, вне своих собственных, своих
личных обстоятельств»[1].
Для истинного гражданина главным являются интересы, счастье, успехи его Родины.

Вопрос о гражданском воспитании подрастающего поколения
возник не сегодня, он был и остается одним из главнейших в развитии передовой
педагогической мысли. Причем, с развитием цивилизации, со сменой
общественно-экономических формаций, изменениями условий жизни меняются и
требования к гражданину, его личностным качествам, и соответственно, к
гражданскому воспитанию. Эволюционировали и сами понятия «гражданин» и
«гражданское воспитание». Содержание понятия гражданское воспитание в России
менялось с изменением социально-политических и экономических условий в России и
мире.

Впервые упоминание о необходимости воспитывать молодых людей
как граждан России появляется в записках Екатерины II (1762–1796) времен начала
ее царствования: «Страсть этого года – писать о воспитании, формировании
идеального человека и достойного гражданина»[2].
То же мы встречаем в трудах ее соратницы в деле образования и просвещения
России Е.Р.Дашковой. Обсуждая в одной из своих работ то, как ведется воспитание
молодежи в России, она пишет, что не может быть настоящего воспитания, если
«…должность гражданина и право естественное юношеству было неизвестно»[3].

Во второй половине 18 века в вопросе воспитания все более
актуальным становится проблема того, каков же идеал гражданина и какими
качествами должен обладать человек, представляющий образец «новой породы людей»
(И.И. Бецкой), воспитанной для служения Отечеству. В это время, в связи с
политическими и общественными преобразованиями в России появляется
необходимость в большом количестве людей грамотных, как в правовом, так и в
политическом плане. Это вызывает к жизни изменения в содержании воспитания в
государственных учебных заведениях. В печати появляются публикации, посвященные
обсуждению этого вопроса. Встает задача воспитывать людей, обладающих
необходимыми меняющемуся обществу знаниями. [1] Белинский В.Г. Избранные
пед. соч., М.: Педагогика, 1982, с.109–110. [2] Гессен С.И. Основы
педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. Ред. и сост. П.В.Алексеев. –
М.: Школа-пресс, 1995. [3] Дашкова Е.Р. О смысле
слова «воспитание» /Антология педагогической мысли Росси- иХУШ в./ Составитель
И.А.Соловков.– М.: Педагогика, 1985.– С.283.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические аспекты гражданского воспитания
учащихся

1.1 Развитие взглядов на гражданское воспитание
учащихся в трудах отечественных педагогов

Современное состояние нашего общества требует обратить
особое внимание на гражданское воспитание подрастающего поколения. В 2012 году
по инициативе ООН был запущен проект: «Образование в первую очередь», где одним
из трех приоритетов представляется укрепление глобальной гражданственности.
Воспитание глобальной гражданственности базируется на четырех основах
образования, выделенных в докладе президента Международной комиссии по
проблемам образования в XXI веке Жака Делора «Образование: сокрытое сокровище»,
опубликованном ЮНЕСКО в 1996 году. В докладе выделяется четыре принципа, на
которых должно строиться образование: научиться познавать; научиться делать;
научиться быть, научиться жить вместе. На сегодняшний день особое внимание
должно обращаться на два последних принципа. Именно они, раскрываясь, позволяют
достичь успеха в сохранении мирового порядка и во взаимопонимании между людьми.
В частности, в процессе обучения необходимо формировать представление об
общечеловеческих ценностях (справедливость, достоинство, права человека,
гендерное равенство и пр.). Такое образование закладывает основы глобальной
гражданственности.

Важно понять, что именно гражданское воспитание сегодня
определяет жизнь общества (страны) и всего мира завтра. Уже в школьные годы
необходимо воспитать настоящего гражданина, который должен почувствовать всю
ответственность не только за себя самого, но и за других людей, за судьбу своей
страны. «Кто причастен к общему, – писал В.Г. Белинский, – для того личные
выгоды и потребности житейские – интересы второстепенные, а природа и
человечество – главнейшие интересы. Живой человек носит в своем духе, в своем сердце,
в своей крови жизнь общества; он болеет его недугами, мучится его страданиями,
цветет его здоровьем, блаженствует его счастием, вне своих собственных, своих
личных обстоятельств»[1].
Для истинного гражданина главным являются интересы, счастье, успехи его Родины.

Вопрос о гражданском воспитании подрастающего поколения
возник не сегодня, он был и остается одним из главнейших в развитии передовой
педагогической мысли. Причем, с развитием цивилизации, со сменой
общественно-экономических формаций, изменениями условий жизни меняются и
требования к гражданину, его личностным качествам, и соответственно, к
гражданскому воспитанию. Эволюционировали и сами понятия «гражданин» и
«гражданское воспитание». Содержание понятия гражданское воспитание в России
менялось с изменением социально-политических и экономических условий в России и
мире.

Впервые упоминание о необходимости воспитывать молодых людей
как граждан России появляется в записках Екатерины II (1762–1796) времен начала
ее царствования: «Страсть этого года – писать о воспитании, формировании
идеального человека и достойного гражданина»[2].
То же мы встречаем в трудах ее соратницы в деле образования и просвещения
России Е.Р.Дашковой. Обсуждая в одной из своих работ то, как ведется воспитание
молодежи в России, она пишет, что не может быть настоящего воспитания, если
«…должность гражданина и право естественное юношеству было неизвестно»[3].

Во второй половине 18 века в вопросе воспитания все более
актуальным становится проблема того, каков же идеал гражданина и какими
качествами должен обладать человек, представляющий образец «новой породы людей»
(И.И. Бецкой), воспитанной для служения Отечеству. В это время, в связи с
политическими и общественными преобразованиями в России появляется
необходимость в большом количестве людей грамотных, как в правовом, так и в
политическом плане. Это вызывает к жизни изменения в содержании воспитания в
государственных учебных заведениях. В печати появляются публикации, посвященные
обсуждению этого вопроса. Встает задача воспитывать людей, обладающих
необходимыми меняющемуся обществу знаниями. [1] Белинский В.Г. Избранные
пед. соч., М.: Педагогика, 1982, с.109–110. [2] Гессен С.И. Основы
педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. Ред. и сост. П.В.Алексеев. –
М.: Школа-пресс, 1995. [3] Дашкова Е.Р. О смысле
слова «воспитание» /Антология педагогической мысли Росси- иХУШ в./ Составитель
И.А.Соловков.– М.: Педагогика, 1985.– С.283.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы