Курсовая теория на тему Гражданское воспитание подростков в условия культурно-образовательной среды.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития
гражданского воспитания подростков в условия культурно-образовательной среды.. 5
1.1. Понятие, сущность гражданского воспитания и
культурно-образовательной среды.. 5
1.2. Этапы развития гражданского воспитания. 12
Глава 2. Организация развития гражданского
воспитания подростков в условия культурно-образовательной среды.. 19
2.1. Модель развития гражданского воспитания
подростков в условия культурно-образовательной среды.. 19
2.2. Проблемы и пути совершенствования развития
гражданского воспитания подростков в условиях культурно-образовательной среды.. 26
Заключение. 32
Список литературы и иных источников. 34
Введение:
Подростковый возраст
является наиболее оптимальным для гражданского воспитания, так как это период
самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Актуальность темы
курсовой работы обусловлена изменениями, которые происходят в Российском
обществе, которые оказывают большое влияние и влекут изменения в современной
системе образования, что вызывает необходимость воспитании свободной и
ответственной личности – гражданина, патриота своей страны. Гражданское воспитание
подростков в условия культурно-образовательной среды является сложным
процессом, и предполагает целенаправленное формирование у ребенка с самых
ранних лет комплекса позитивных личностных качеств, социально-значимых
ценностей в процессе обучения и воспитания.
Проблемой гражданского
воспитания занимались следующие ученые И. А. Андрюшина, В. И. Бичевского, Г. Х.
Валеевой, Ю. А. Ерыгина, Н. А. Куцмана, М. Л. Талдиной и др. Однако, в работах
этих ученных недостаточно разработаны вопросы гражданского воспитания
подростков в условия культурно-образовательной среды.
Объектом
исследования в курсовой работе являются общественные и отношения, связанные с развитием
гражданского воспитания подростков в условиях культурно-образовательной среды.
Предметом
исследования в курсовой работе являются механизмы развития гражданского
воспитания подростков в условиях культурно-образовательной среды.
Цель
курсовой работы: анализ проблем и перспектив развития гражданского воспитания
подростков в условиях культурно-образовательной среды.
Для
достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач
курсовой работы:
—
раскрыть понятие и сущность гражданского воспитания;
—
изучить этапы развития гражданского воспитания;
—
рассмотреть модель развития гражданского воспитания подростков в условиях
культурно-образовательной среды;
—
выявить проблемы и пути совершенствования развития гражданского воспитания
подростков в условиях культурно-образовательной среды.
Теоретико-методологической
и информационной базой курсовой работы послужили труды ученых и практиков в
области гражданского воспитания подростков в условиях культурно-образовательной
среды. В процессе исследования применялись методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
анализа документов.
Теоретическая
значимость курсовой работы заключается в том, что основные положения,
практические выводы и рекомендации могут быть использованы при
совершенствовании гражданского воспитания подростков в условиях
культурно-образовательной среды.
Структурно
курсовая работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении курсовой работы обозначены объект,
предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая основа и значимость курсовой
работы.
В первой главе курсовой работы изучены теоретические
основы развития гражданского воспитания подростков
в условия культурно-образовательной среды
Во второй главе курсовой работы проведен анализ организации
развития гражданского воспитания подростков в условиях
культурно-образовательной среды.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и
предложения в рамках представленной темы.
1. Нами определены цели
гражданского воспитания – формирование гражданственности, в основе которой,
сознательное и активное выполнение человеком гражданского долга перед
государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских
прав; соблюдение и уважение законов. Гражданственность как качество подростков
включает внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и
стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотизма и
культуры межнационального общения; формирования электоральной культуры подростков.
Главный результат гражданского воспитания в условия культурно-образовательной
среды – самоидентификация подростков с образцами гражданского поведения и, как
следствие этого процесса – формирование гражданственности. Указанный результат
невозможно достичь без формирования таких важных характеристик подростков как
устойчивые эмоциональные отношения к действительности, основанные на
гражданско-патриотических идеалах и ценностях, чувствах достоинства,
самоуважения и ответственности.
Культурно-образовательная
среда – это исторически образовавшиеся, функционирующие в диалектическом
единстве образовательно-обучающая (семья, учебные заведения)
и культурно-воспитывающая (учреждения культуры, мировоззренческие
установки) сферы жизни.
2. Процесс гражданского
воспитания подростков в условиях культурно-образовательной среды осуществляется
через последовательные взаимосвязанные этапы, на каждом из них решается свой
круг задач, обусловливающий выбор средств, методов, приемов педагогического
воздействия, форм организации занятий и определяющих характер
деятельности педагога.
В целом процесс
гражданского воспитания подростков в условиях культурно-образовательной среды может
быть представлен в виде следующего алгоритма действий: целеполагание;
диагностика сформированности гражданских качеств на начальном этапе;
проектирование логической структуры процесса гражданского воспитания и
конструирование его системы с учетом потребностей и особенностей процесса
гражданского воспитания подростков; разработка программ, уточнение методик
гражданского воспитания для определенной возрастной группы воспитанников;
реализация процесса гражданского воспитания; оценка результативности
гражданского воспитания.
3. Гражданское воспитание
подростков в условиях культурно-образовательной среды — важнейший раздел
воспитательной работы. Представленная модель является многоуровневой,
динамичной системой, состоящей из взаимосвязанных компонентов, открытой для
внесения изменений, исходя из воспитательных традиций образовательного
учреждении. Разработанная модель предназначена для совершенствования и развития
воспитательного потенциала образовательного учреждении и активизации работы
физкультурно-спортивного объединения в процессе воспитания гражданских качеств
подростков.
4.
По нашему мнению, основными
направлениями формирования гражданской идентичности подростков в условиях
культурно-образовательной среды являются:
1) акцент на базовых и инструментальных ценностях культуры в условиях естественно протекающей урочной и
внеурочной жизнедеятельности подростков;
2) развитие социального партнерства семьи и школы;
приобщение подростков к активной социальной
деятельности в рамках семьи, школы, взаимодействию с общественными
организациями и т.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития гражданского воспитания подростков в условия культурно-образовательной среды
1.1. Понятие, сущность гражданского воспитания и культурно-образовательной
среды Потребность общества в
гражданском образовании личности закреплена в Федеральном законе «Об
образовании в Российской Федерации», «Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года». Гражданское воспитание, согласно
«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»,
включает в себя: «… развитие правовой и политической культуры подростков,
расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности; формирование стабильной системы нравственных
и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям»[1].
Отсюда, возникает необходимость в детальном изучении как сущности, так и
содержания ключевого понятия «гражданское воспитание».
Раскрытие сущности
гражданского воспитания нами осуществлялось с точки зрения способов и методов
воспитательного воздействия.
Гражданское воспитание
рассматривается как «… процесс формирования гражданственности как
интегрированного качества личности, дает человеку возможность почувствовать
себя в обществе морально, социально, политически и юридически дееспособным и
защищенной»[2].
Таблица 1.1
Современные определения
понятия «гражданское воспитание» Авторы Содержание
понятия «гражданское воспитание» Название
учебника В.А. Сластенина, В.П. Каширина Формирование гражданственности как интегрированного качества личности, заключающегося в себе внутреннею свободу и уважание к государственной власти, любовь к
Родине и стремление к миру, чувство собственного
достоинства и дисциплинарность. гармоническое
проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения; гражданское воспитание
предполагает формирование конституционных. правовых позиций личности. Психология и педагогика: учебник
для бакалавров / под общ. ред. В.А. Сластенина, В.П. Каширина. — М.: Юрайт. 2015.-С. 381. И.З. Сковородкина Целенаправленное, планомерное руководство процессом развития у
ребенка чувств гражданственности, патриотизма, интернационализма, формирования правовой и
политической культуры (Б. Т. Лихачев). Теория и методика воспитания
детей младшею школьного возраста: учеб, пособие для студ. учреждений сред. проф. обраэова-ния / И. 3. Сковородкина. С. А. Герасимов. — М.: Академия. 2014. — С. 145. Е. Н. Землянская Высшая
цель образования — высоконравственный, творческий. компетентный гражданин России. принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственностъ за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Теория и
метогмка воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического
бакалавриата / Е. Н. Землянская. — Москва : Издательство Юрайт. 2015. —
С. 95. В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. В основе воспитания
гражданственности лежит правосознание гражданина. Каждый гражданин должен осознавать свою принадлежность к
государству как ценность, должен знать права и обязанности… Базовым
условием воспитания гражданственности является доверие гражданина к государству и осознание ответственности за сохранение и процветание государства. Теории
обучения и воспитания : учебник для студ. у-реждений высш. проф. образования / В.И.
Загвязинский, И.Н. Емельянова. — 2-е иод..
стер. —
М.: Академия. 2013. —
С. 222. Анализ современных
трактовок понятия «гражданское воспитание» представлены в таблице 1.1 (по
материалам учебников по педагогике и психологии). Для формирования
гражданственности подростков имеют большое значение также: чувство
принадлежности к семье, коллективу единомышленников, малой Родине; жизненная
цель, миссия, чувство защищенности и индивидуальности – понимание самого себя,
уверенность в своих возможностях и значимости, адекватная оценка восприятия
другими.
Основными направлениями
гражданского воспитания выступают процессы формирования представлений о семье,
родословной; краеведение; знаний об истории государства, государственные
символы, опыт гражданских действий; практической реализации своих возможностей
в обществе; знакомство с традициями и культурой своего народа; явлениями
общественной жизни.
Важным является
рассмотрение гражданского воспитания с точки зрения различных подходов. Научный
подход к процессу формирования личности-гражданина предусматривает «…
действие общих закономерностей развития гражданственности, что опосредуется
влиянием конкретно-исторических условий жизнедеятельности общества в целом и
каждого из его членов в частности[3].
Конкретно-исторический
подход помогает раскрыть и сформулировать задачи гражданского воспитания, что
является наиболее актуальным на данном этапе развития общества, а именно:
– осознание гражданами
необходимости государственных процессов в сочетании с развитием гражданского
общества;
– формирование у молодого
поколения чувства патриотизма, преданности Родине и одновременно ощущение принадлежности
к мировому сообществу.
Процесс формирования
гражданственности, прежде всего, определяется реализацией в воспитательном
процессе деятельностного подхода, согласно которому «… в структуре личности
возникают и закрепляются, прежде всего, те новообразования в конструкции, в
которые индивид вкладывает свои чувства, свой труд, энергию, конкретное
действие, проявляя целенаправленную активность»[4].
Следовательно, личность
гражданина формируется во время проявления активной деятельности, в процессе
которой и происходит формирование указанных качеств личности. В рамках теории
воспитания деятельностный подход опирается на представление о структуре
целостной деятельности (мотивы – цели – условия – действия), теорию поэтапного
формирования умственных и практических действий, что является важным условием
формирования гражданственности.
Прежде всего, в трудах М.
И. Бабакиной акцентируется внимание на необходимости использования
деятельностного подхода к процессу формирования активной гражданской позиции. В
частности, он предусматривает «активное привлечение подростков к реальным
действиям, проявления своих чувств, энергии, знаний, навыков, что способствует
их раскрытию в процессе деятельности гражданских ценностей. Кроме этого, данный
подход позволяет «усвоить различные правила, нормы, обычаи, сформировавшиеся, в
процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения
личности к культуре общества».
В процессе активной
гражданской деятельности реализуются практические умения и навыки: критическое
мышление, решение проблемы, перспективное видение, сотрудничество,
коммуникабельность, толерантность, гражданская активность. На основе анализа
определений понятия гражданского воспитания, мы пришли к выводу, что оно
предусматривает формирование патриотического самосознания, гражданской
ответственности и мужества, общественной инициативности и активности,
готовности работать на благо Родины, защищая ее интересы и повышая
международный авторитет; уважение Конституции, законов государства, принятых
правовых норм, сложившуюся необходимость в ее соблюдении; знание в совершенстве
государственного языка, постоянную заботу о повышении его престижа и
функционирование во всех сферах общественной жизни; уважение к родителям,
семье, традициям и истории родного народа, осознание своей принадлежности к
нему.
Гражданственность,
как сложное интегративное единство, может быть конкретизировано в
социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом и
педагогическом аспектах процесса гражданского образования и воспитания
подростков. Раскроем данное понятие в каждом из аспектов:
1)
Социально-правовой аспект определяет гражданственность, как высокий уровень
развития демократического сознания, безоговорочное принятие демократических
ценностей, готовность к активному участию в управлении государством.
2)
Морально-этический аспект понимает гражданственность как высокий уровень
нравственной культуры общества, при этом оценивает степень приближения общества
к таким идеалам, как патриотизм, честь, достоинство, ответственность, долг,
совесть, милосердие, гуманность.
3) В социально-психологическом аспекте [1]
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
[Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2015/06/08/ vospitanie-dok.html (дата
обращения: 15.10.2020). [2] Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России / А. Я. Данилюк, В. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.:
Просвещение, 2009. – 68 с. [3]
Хитрова А.В. Сущность понятия "гражданское воспитание" в контексте
анализа современных подходов // В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных
наук. Труды V Всероссийской научно-практической конференции. — 2019. — С.
383-387. [4]
Николаев М.В. О понимании гражданского воспитания в современной педагогике //
Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 1 (138). — С.
146-152.