Курсовая теория на тему Гражданское общество
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.. 5
1.1 Становление гражданского общества в
трудах различных ученых: общий обзор 5
1.2 История формирования гражданского общества в России. 8
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА,
ПРИЗНАКИ 16
2.1 Понятие и структура гражданского общества. 16
2.2 Признаки гражданского общества, их содержание. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 30
Введение:
Актуальность темы исследования. Проблема структурирования гражданского
общества актуальна в связи с необходимостью выявления механизма его функционирования.
Значение и сложность этой проблемы определяется тем, что в современной исследовательской
литературе отсутствует как какое-либо единое мнение относительно того, что относится
к структурам гражданского общества, и каким образом они связаны между собой. Обусловлено
это тем, что с момента возникновения самой теории гражданского общества и вплоть
до настоящего времени остается неоднозначной сама сущность гражданского общества,
его политический – неполитический характер, положение в структуре общества в целом.
Сегодня гражданское общество – это спутник государства, т.е.
государство появляется в той стране, в которой существует не просто общество людей,
а гражданское общество.
Именно существующее разнообразие к соотношению
государства и гражданского общества, к их идеям и возможному дальнейшему развитию
обуславливают актуальность данной темы.
По проблемам становления и развития гражданского общества и государства
написано немало учебной и научной литературы как ведущими отечественными, так и
зарубежными авторами. Их труды внесли неоценимый вклад в развитие данной концепции.
К этой проблеме неоднократно обращались такие известные ученые философы, социологи,
юристы прошлого как Н..А. Бердяев, А.Д. Градовский, И.А. Ильин, В.В. Ивановский,
Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев, Л.И. Петражицкий, В.С. Соловьев, и др.; а также современные
ученые – Д.В. Абражеева, Г.И. Авцинова, А.А. Музыкин, Н.М. Умурзакова, и др.
Так, Д.В. Абражеева и А.А. Музыкин под гражданским обществом
понимают «состояние социальной сферы государства, при котором созданы все возможности
для соблюдения и исполнение субъективных прав и обязанностей, развития правосознания
и правовой активности граждан, а также в политике».
Н.М. Умурзакова определяет, что «основополагающей чертой гражданского
общества является верховенство закона, перед которым равны все социальные слои и
члены общества».
Е.О. Бондаренко представляет структуру современного гражданского
общества в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности:
экономической, политической, социальной, информационной, духовно-культурной.
Г.И. Авцинова и И.А. Супряга отмечают, что «гражданское общество
и его развитие по-прежнему считается одним из основных показателей демократичности
страны. Особенности взаимодействия государства и гражданского общества в России
на современном этапе обусловлены спецификой формирования последнего».
Объект исследования – гражданское общество как социальное и юридическое
явление.
Предмет исследования – сущность, признаки и структура
гражданского общества.
Целью исследования является исследование понятия, признаков и
структуры гражданского общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Определить становление гражданского общества в трудах различных
ученых.
2. Изучить историю формирования гражданского общества в России.
3. Описать понятие и структуру гражданского общества.
4. Охарактеризовать признаки гражданского общества, их содержание.
Методы исследования: диалектический метод, системный анализ,
синтез, обобщение, соотношение.
Структура курсовой работы. Структурно работа включает введение,
две главы, заключение, список использованных источников.
Заключение:
Исходя из выше поставленных задач и гипотез, сделаем соответствующие
выводы.
Выделяют большое количество концепций, предложенных различными
учеными-философами древности и средних веков (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.
Кант и др.), есть теории социологов и экономистов 17-19 веков, есть современные
идеи. Но даже если попробовать исследовать современное понимание гражданского общества,
то можно столкнуться с большим количеством определений гражданского общества, которые
могут быть очень различными между собой.
Проведенный анализ различных точек зрения о понятии гражданского
общества, показывает, что его проблемы занимали важное место в работах известных
мыслителей. Основная причина заключалась в том, что без определения сущности гражданского
общества невозможно понять формы государственного правления, политическую сферу
общественной жизни в общем, а также современные процессы гражданского общества и
глобализации.
Гражданское общество – это совокупность независимых от государства
общественных институтов (семейной, экономической, социальной, национальной, религиозной
и иной направленности) призванных обеспечить реализацию отдельными индивидуумами
и целыми коллективами их политических, экономических, культурных и духовных нужд
и потребностей. Это общество, которое может поддерживать устойчивый порядок усилиями
самих граждан. Далеко не все развитые цивилизованные общества являются гражданскими.
Характерные черты современного гражданского общества – правовая
защищенность граждан, развитость и разветвленность демократии, определенный уровень
гражданской культуры, наличие свободных владельцев средств производства, легитимность,
плюрализм, свободно формирующиеся общественные мнения.
Функции гражданского общества представлены: защитой личной жизни
каждого человека; сдерживанием абсолютного господства политической власти и стремлением
к государству; стабилизацией общественных процессов; защитой интересов общества.
Структура гражданского общества представлена основными системами,
отражающими соответствующие сферы его жизнедеятельности: экономической, политической,
социальной, информационной и духовно-культурной.
Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой.
Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей
– индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Роль государства
заключается в установлении общих рамок в виде законов, которые регулируют правила
для всеобщего следования и исполнения, с целью предотвращения угрозы нарушения прав
и свобод других граждан.
Таким образом, гражданское общество нельзя характеризовать как
систему внеполитических общественных отношений и институтов. В рамках такой системы
возникают и действуют перечисленные элементы гражданского общества, а также, непосредственно
сам человек в качестве личности со своими семейными, профессиональными, досуговыми
и другими различными потребностями, и интересами.
Поэтому развитие гражданского общества невозможно без образования
новых общественных индивидов – граждан, которые имеют равные гражданские права и
индивидуальные гражданские качества. Чтобы достичь возникновение таких индивидов,
нужно кардинально изменить психологию и мировоззрение людей, трансформировать их
экономический и социальный статус.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА 1.1 Становление гражданского общества
в трудах различных ученых:
общий обзор О трудностях становления гражданского общества свидетельствует
история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли (рис.
1). Рис. 1 – Мыслители о сущности
гражданского общества [13, с.99]
Содержание:
Глава
1. Аспекты и принципы формирования гражданского общества
1.1.
Основные характеристики гражданского общества
1.2.
Признаки гражданского общества, их содержание
Глава
2. Понятие и признаки гражданского общества
2.1.
Признаки правого государства
2.2.
Взаимосвязь государства и гражданского общества
Список
использованных источников
Введение:
Актуальность темы. Формулируя проблему в ее общем виде и
связь с важными научными задачами, считаем необходимым отметить, что сущностной
характеристикой современного демократического общества называют теоретики права
гражданское общество. При этом долгое время проблемы гражданского общества
остаются предметом дискуссий представителей различных областей науки —
философии, экономики, политологии, юриспруденции. Неоднократно отмечалось в литературе
и о единстве процесса развития гражданского общества и частного права, что
следует признать важным для всего дальнейшего направления исследования
Основным элементом гражданского общества является человек, и
образуются ней органы и организации, а структура гражданского общества
составляют социальные институты, призванные способствовать всесторонней
реализации личности, ее интересов, устремлений. Интересы и потребности человека
находят преимущественно свое выражение через ряд социальных институтов:
1) в
политической сфере — партии, органы местного самоуправления, общественно —
политические объединения, независимые средства массовой информации, различные
ассоциации;
2) в
экономической — профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, общества
защиты прав потребителей;
3) в
социальной — семья, независимые учреждения и организации образования, досуга;
4) в
культурной — разнообразные творческие, научные общества, национально —
культурные общества, религиозные конфессии и тому подобное. Этот перечень
является лишь приблизительным, отражает наиболее упорядоченные и устойчивые
виды таких институтов.
Следует согласиться, что гражданское общество является
характеристикой общества, с точки зрения его самоорганизации, степени развития
демократии, соблюдения и реализации прав и свобод человека и гражданина,
выполнение людьми (как гражданами) своих политических обязанностей как
носителей суверенитета, как источника власти, как сознательных субъектов
политической деятельности, как ответственных за последствия своих действий, за
будущее всего общества.
Современное общество находится под "давлением"
различных факторов. Одним из них, где наблюдается так называемое
"противостояние" сфер социального влияния, политика и идеология
государства, в котором это общество построено и реализовано через механизм и
аппарат такого государства. Последние наделены властной управленческой
компетенцией, в случае пренебрежения принципом правового, демократического
режима, способны административным принуждением ограничивать права и свободы
граждан. При таких условиях лице крайне трудно единолично выражать собственные
взгляды и убеждения, без надлежаще организованной поддержки и взаимодействия
других, идейно и духовно родственных членов общества.
Гражданское общество, вместе с его институтами, выступает
этим коллективным механизмом защиты и утверждения, основных прав, свобод и
общих интересов граждан от посягательств со стороны государственных органов.
Причем гражданское общество действует как система правовых способов воздействия
на государство с целью достижения общественного блага, из-за сложившихся в
сознании членов такого общества общечеловеческие правовые идеалы. Вместе с тем,
стоит обратить внимание на отсутствие опыта гражданского общества в РФ.
Для западноевропейских стран гражданское общество довольно
постоянной вещью, для РФ — как посттоталитарного государства — этот феномен
довольно новым явлением. Неопределенность, которая царит сейчас в обществе,
также отражает черты общественной правового сознания. Причиной этой
неопределенности есть разногласия декларируемых политических намерений
различных политических сил и политических деятелей с теми реальными
последствиями, которые достигаются обществом. Именно поэтому возникает
необходимость исследования институтов гражданского общества как форм проявления
и выражения правосознания граждан, нации, всего общества, в целях
совершенствования механизмов правового регулирования, обеспечения принципов
права в государстве и повышение уровня правовой культуры населения.
Идея гражданского общества на концептуальном уровне
разрабатывалась в социологических трудах Ф.Тённиса, Г. Зиммеля, М.Вебера, в рамках
концепций либерализма и неолиберализма в работах И.Бентама, Дж. Ст. Милля,
Ф.фон Хайека, К.Поппера, в современных теориях капиталистической» модернизации
Ю. Хабермаса, Э. Фромма, Д. Гэлбрейта и других.
Объектом исследования являются общественные отношения,
складывающиеся в процессе становления и развития гражданского общества и
правового государства.
Предметом исследования выступают сущностные характеристики,
особенности, закономерности и основные тенденции российских процессов
становления гражданского общества.
Цель курсовой работы – охарактеризовать историю и
современность гражданского общества.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
¾
Изучить основные характеристики гражданского
общества;
¾
Рассмотреть признаки гражданского общества, их содержание;
¾
Охарактеризовать признаки правого государства;
¾
Проанализировать взаимосвязь государства и
гражданского общества.
Курсовая
работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся
цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и
списка использованной литературы.
Заключение:
Проанализировав
сущность современного демократического общества как гражданского общества, в
частности, с точки зрения цивилистической доктрины, можно сделать следующие
выводы и предложить перспективные направления для дальнейших исследований:
1) длительное
время проблемы гражданского общества остаются предметом дискуссий
представителей различных отраслей науки, в частности, юриспруденции,
гражданского права, а процесс развития гражданского общества и частного права
имеет единые истоки и направления, следует признать важным для цивилистическая
исследований;
2) основным
элементом гражданского общества является человек, и образуются ней органы и
организации, а структура гражданского общества составляют социальные институты,
призванные способствовать всесторонней реализации личности, ее интересов,
устремлений;
3) интересы
и потребности человека находят преимущественно свое выражение через ряд
социальных институтов: в политической сфере — партии, органы местного
самоуправления, общественно — политические объединения, независимые средства
массовой информации, разнообразные ассоциации; в экономической —
профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, общества защиты прав
потребителей; в социальной — семья, независимые учреждения и организации
образования, досуга; в культурной — разнообразные творческие, научные общества,
национально — культурные общества, религиозные конфессии и тому подобное. Этот
перечень является лишь приблизительным, отражает наиболее упорядоченные и
устойчивые виды таких институтов;
4) гражданское
общество является характеристикой общества с точки зрения, его самоорганизации,
степени развития демократии, соблюдения и реализации прав и свобод человека и
гражданина; проблемам гражданского общества, анализа вопросов различного рода
социальных, политических и т.д. образований, в том числе и общественных
объединений посвящали свои работы на протяжении последних лет такие выдающиеся
отечественные и зарубежные цивилисты и представители других отраслей правовой
науки;
5) понятие,
исторические истоки, структура гражданского общества и место в нем общественных
объединений, элементы этой структуры и их влияние на цели и задачи общественных
объединений в условиях современного развития РФ, роль государства, физических и
юридических лиц в этих процессах — перспективные направления цивилистическая и
других отраслевых исследований;
6) проблемы
понятия и содержания, структуры такого многогранного явления, как гражданское
общество с цивилистическая позиций, его роли в реализации задач гражданского
права, а также его влияния на повышение активности физических и юридических лиц
в создании и модернизации деятельности общественных организаций в сложных
условиях развития современной РФ, формулирование выводов по содержанию и
гражданско-правовых основ такой деятельности — не только задача данной
публикации, но и перспективное направление дальнейших исследований;
7) гражданское
общество возникает только там и только тогда, где и когда институт государства
уже не способен оптимально выполнять функции регулятора общественных отношений;
где созрели предпосылки гражданского компромисса и мировоззренческого
плюрализма; где создается совокупность общественных институтов, которые имеют
собственный статус и которые способны к равноправному диалогу с институтом
государства;
8) структуру
гражданского общества можно рассматривать с точки зрения, социальной,
экономической, политической, а также нравственной, этической и тому подобное;
9) особо
важное значение в реализации прав человека, формировании современного правового
и общественного мировосприятия имеет возможность создания объединения граждан,
которые являются той правовой конструкцией, которая призвана решать важнейшие
задачи общества в целом и его индивидов в частности; объединения граждан — это,
прежде всего, добровольное общественное формирование, созданное на основе
единства интересов для совместной реализации гражданами своих прав и свобод и
независимо от названия (ассоциация, движение, фонд, конгресс, союз и т.п.);
10)
непредпринимательские общества действуют на
принципах, которые указывают на генетическое их единство с гражданским
обществом, которое охарактеризовано нами выше: равенства перед законом, свободы
объединения, равноправия участников, добровольности вступления и свободы
выхода, самоуправления, законности, открытости деятельности, доступности
учредительных документов, свободного выбора направлений деятельности
неподчинение власти и др.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Аспекты и принципы формирования гражданского общества
1.1. Основные характеристики гражданского
общества
Гражданское общество является характеристикой общества с
точки зрения его самоорганизации, степени развития демократии, соблюдения и
реализации прав и свобод человека и гражданина, выполнение людьми (как
гражданами) своих политических обязанностей как носителей суверенитета, как
источника власти, как сознательных субъектов политической деятельности, как
ответственных за последствия своих действий, за будущее всего общества.
Следовательно, делают вывод авторы, гражданское общество нельзя «построить»,
его можно утверждать как новое качество политически организованного общества,
как среда демократии, свободы и ответственности и за судьбу государства и
нации.[1]
Сегодня справедливо считается, что гражданское общество
создает государство, а не наоборот. Так, по мнению ряда ученых, гражданское
общество реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и
самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и
соответствующих коллективных действий в защиту общественно значимых интересов,
в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера.
Именно институты гражданского общества, такие как семья, церковь, школа, другие
сообщества, различного рода добровольные организации и союзы, имеющие средства
воздействия на отдельного индивида для соблюдения этим индивидом общепризнанных
моральных норм.
Одним из путей
достижения социальной справедливости следует признать совершенствование системы
социального регулирования, поскольку без надлежащей социальной регуляции
возможные все более жесткие противостояния с нарушениями социальной регуляции,
понятие и виды которой исследовались в науке достаточно подробно.[2]
Следует учитывать также и то, что при определенных условиях
дисфункции в развитии ряда социальных норм может быть следствием деформации
другой группы социальных норм. Больше всего это касается правовых и моральных
норм общества. В этом смысле только глубокое личностное осознание каждым членом
общества важности, например, гражданских добродетелей, является залогом победы
на пути позитивного развития национальной общности в целом. Добавим также такой
фактор, как понимание значения в России христианской морали. Так, Ивченко
выразил убеждение в том, что «необходимо очень внимательно отнестись к изучению
гражданского потенциала формирования и утверждения христианской морали, к
использованию интегративных и ценностных возможностей христианства, которые
способны преодолевать определенные негативные факторы, определяют политическую
и социальную жизнь сообщества, находится на трансформационной стадии развития».
Таким образом, верным следует признать и вывод теоретиков
отечественного права о том, что, несмотря на довольно высокое доверие населения
к моральному авторитету церкви, принципы гражданской активности и достоинства,
гуманизма и справедливости, которые являются основой прочного гражданского
общества, будут скорее восприняты обществом, если иметь христианское
мировоззренчески — этическое обоснование.[3]
Обращает на себя внимание сходство с это лакмусовая бумажка
демократизации общества, состояния свободы и защиты прав личности.
Стабильностью и порядком в отношениях между людьми и их объединениями общество
обязано, по мнению ученых, социальным нормам, поскольку выбирая тот или иной
вариант поведения, человек осознает круг своих прав и обязанностей, чтобы стать
участником соответствующих отношений.
В доктрине гражданского права, прежде всего, обсуждается
понимание непредпринимательского общества, максимально приближенные к
законодательному. Известно, что в гражданском праве непредпринимательским
обществом является организация, которая имеет статус юридического лица,
созданная путем объединения физических и / или юридических лиц (участников),
имеющих право участия в этом обществе, не имеет целью получение прибыли для ее
дальнейшего распределения между участниками.[4]
Правовой статус, порядок образования и деятельности
предпринимательских обществ, права и обязанности учредителей и участников таких
организаций, порядок формирования органов управления этими организациями,
приобретения и использования средств и имущества, а также формы их контроля
определяется законодательством РФ.
Непредпринимательские общества действуют на принципах,
которые указывают на генетическое их единство с гражданским обществом, которое
охарактеризовано нами выше:
1) равенства
перед законом
2) свободы
объединения
3) равноправия
участников
4) добровольности
вступления и свободы выхода
5) самоуправления, законности, открытости
деятельности
6) доступности учредительных документов
7) свободного выбора направлений деятельности не
подчинение власти.[5]
Принцип не подчинение
власти проявляется в том, что органы государственной власти РФ, органы местного
самоуправления и созданные ими учреждения или организации, содержащиеся за счет
средств соответствующих бюджетов, не относятся к неприбыльным организациям, а в
контексте ГК РФ они являются юридическими лицами публичного права.
[1] М. Н. Теория государства и права; Проспект — Москва, 2013. — 652 c.
[2] Рассказов Л. П. Теория государства и права; РИОР — Москва, 2012. — 464
c.
[3] Иванов, А. А. Теория государства и права: учеб.
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.
А. Иванов; под ред. В. П. Малахова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. —
351 с.
[4] Смоленский, М. Б. Теория государства и права: учебник / М. Б.
Смоленский. – Москва: Дашков и К°: Академцентр, 2012. – 318 с.
[5] Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и
права; Высшее образование, Юрайт — Москва, 2012. — 752 c.
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Понятие, признаки и структура гражданского общества 7
1.1. Определение гражданского общества 7
1.2. Признаки и функции гражданского общества 13
1.3. Структура гражданского общества 16
Глава 2. Гражданское общество в России и за рубежом 20
2.1. Становление и развитие гражданского общества в России 20
2.2. Гражданское общество в зарубежных странах 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение:
Актуальность курсовой работы: Сущность правового государства заключается в преобладании права над властью и ограничении последней законодательными нормами. Здесь должно быть полное подчинение граждан и всех остальных субъектов действующему праву. Кроме того, в таком государстве существует такой принцип: разрешено все, что не запрещено законом. Иными словами, права человека как личности никем не могут быть ущемлены и считаются наивысшей ценностью. Подчинение властных структур закону, который един для всех, и соблюдение интересов и свобод граждан включается в понятие и сущность правового государства. В нем нет и не может быть произвола со стороны различных органов и лиц, потому что все подчинены закону и не должны преступать его. Права и свободы, интересы человека здесь стоят на первом месте.
Данное государство создается для того, чтобы обеспечивать защиту всех людей от незаконных действий со стороны других лиц. Для личности в правовом государстве предусмотрены такие условия, благодаря которым она сможет развиваться в любом направлении (учиться и проживать в любом месте, работать или заниматься предпринимательством). Гражданин здесь не может быть ограничен в своей свободе, кроме как в случаях, указанных в законе. Поэтому люди, которые задаются вопросом о том, в чем сущность правового государства, должны знать, что их права и интересы здесь стоят на первом месте и охраняются законом.
Вопрос определения вектора общественного развития является основополагающим для лиц, находящихся на уровне принятия решений. Руководители государств совместно с представителями правящего класса, с учетом потенциальных возможностей, обусловленными материальными и интеллектуальными ресурсами, а также в условиях сложившихся практик взаимодействий между мировыми акторами, предпринимают усилия по определению эффективной системы общественно-политического устройства страны для сохранения властных полномочий и поддержания стабильной политической системы.
Целью работы является уточнение сущности гражданского общества.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть понятие и характерные черты гражданского общества;
2) проанализировать структуру и факторы формирования гражданского общества;
3) рассмотреть особенности гражданского общества в России.
Объект исследования – система отношений в гражданском обществе.
Предметом исследования являются нормы отечественного законодательства, правоприменительная практика, доктринальные источники по теме исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Комплексное исследование института гражданского общества позволило разработать ряд теоретических аспектов, обеспечивающих углубление научных знаний в соответствующих разделах теории государства и права. Основные выводы исследования могут быть использованы в процессе преподавания курса теории государства и права.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Теоретическая основа исследования: Данный процесс нашел отражение в работах социально-политических мыслителей в различные исторические эпохи. В Древнем мире проблему общественного устройства преимущественно рассматривали Конфуций, Платон, Аристотель, Цицерон, Полибий. В Средние века — А. Блаженный и Ф. Аквинский. В эпоху Возрождения — Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Макиавелли. В Новое время — Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье и др. При этом вполне очевидно, что идеи формирования и развития гражданского общества отличались в различные временные эпохи и в различных государствах с учетом менталитета граждан и сложившихся традиций.
Методология исследования: Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Нормативная основа исследования: Конституция РФ.
Эмпирическая основа исследования: материалы судебной практики.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
На современном этапе развития общества остро встает проблема повышения гражданской активности. Эффективность работы государственного управления напрямую зависит от развития институтов гражданского общества в России. На сегодняшний день гражданские структуры отличаются разобщенностью, что оказывает влияние на качество функционирования каждой структуры. При условии развития гражданского общества в России появляется возможность для диалога между людьми разного социального статуса. В зависимости от назначения, характера и условий деятельности, в которую включаются члены гражданского общества, может формироваться много общественных объединений. Гражданское общество – это структура связей в государстве, которая обеспечивает диалог между властью и общественностью. Гражданское общество может быть сформировано при условии развития демократического государства. Развитое гражданское общество – это новая ступень развития общества, обеспечивающее высокую гражданскую активность каждого человека, создающая основу для развития общественных объединений. Развитие гражданского общества происходит только при условии слаженной работы всех государственных, социальных, общественных структур.
Анализ потребности гражданского общества воздействовать на власть позволяет констатировать наличие несоответствие между общественным запросом и деятельностью государственного аппарата. Одной из причин этого является непонимание субъектами данных правоотношений базовых юридических категорий. Действительно, в юриспруденции существует множество точек зрения на сущность гражданского общества и его элементы.
Термин «гражданское общество» следует понимать в широком смысле, как идеал общественного устройства, и в узком смысле, как часть общества, представляющая совокупность негосударственных институтов. Для анализа в рамках юриспруденции предлагается рассматривать второй вариант дефиниции. В работе гражданское общество рассмотрено как общественные отношения, складывающиеся между гражданами, которые свободно и добровольно объединились для удовлетворения своих потребностей путем заключения «социального контракта», который определяет их права и обязанности, а также стандарты и нормы сосуществования. Гражданское общество — необходимый элемент любого государства, которое должно обеспечивать его существование. В Конституции Российской Федерации закреплены основы гражданского общества. При этом сам термин в данном нормативном правовом акте отсутствует. Указанное обстоятельство приводит к возникновению предложений по внесению изменений в текст Конституции Российской Федерации, которые, на наш взгляд, не соответствуют потребностям гражданского общества.
Введение в правовую систему декларативных норм не способно создать институты гражданского общества. Авторы считают, что в правотворчестве целесообразно сосредоточиться на совершенствовании нормативной правовой базы отдельных его элементов, например, на институте общественного контроля. Данная деятельность в долгосрочной перспективе будет способствовать совершенствованию демократических механизмов государственного управления, а, как следствие, стабильности и процветанию Российской Федерации. При этом целесообразно определить место нормативных правовых актов, регулирующих институты гражданского общества. Таким образом, становление и развитие гражданского общества как ценностного явления – процесс сложный, неоднозначный, долговременный, но объективно необходимый. Только на базе гражданского общества складываются условия для достойного существования каждой личности, реализации естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. В конечном счете, достаточно развитое гражданское общество создает необходимые предпосылки для становления и укрепления многогранных основ, инициирующих функционирование реального правового государства.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие, признаки и структура гражданского общества
1.1. Определение гражданского общества
Понятие гражданского общества разрабатывалась несколько тысячелетий такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель и др. Она заключается в делении всех общественных отношений на две сферы. Первая в качестве субъектов включает государство и его органы, вторая представляет собой совокупность всех видов общественных отношений, лежащих вне пространства регулирования и участия государства, т. е. гражданских отношений. Так, уже в рассуждениях Платона содержится критика государства и его деятельности и указание на то, что гражданские формы общественной жизни могут быть более совершенными. Аристотель отделяет собственно политику от неполитических сфер общественной жизни (отношений по поводу собственности, семейных отношений, науки, религии), которые в их совокупности можно отнести к сфере гражданского общества .
Возникновение и понятия, и термина «гражданское общество» связано с греческим и даже в большей степени римским понятием и термином civis — гражданин, участник гражданских (частноправовых) отношений (согласно базовому принципу римского права, правовые отношения делились на две сферы, регулируемые соответственно институтами публичного и частного права).
На протяжении всей истории политической науки понятие «гражданское общество» рефлексировалось мыслителями, обсуждалось, уточнялось и развивалось в содержательном отношении. Так, в эпоху Возрождения оно обогатилось идеей равенства всех людей — в первую очередь членов гражданского общества — друг перед другом и перед Богом, а также идеей значимости человеческой личности вне зависимости от происхождения и социального статуса. Мыслитель позднего Возрождения Н. Макиавелли впервые противопоставил гражданское общество и государство, обнаружив в их взаимоотношениях ряд противоречий. Так, государство стремится к монополизации власти и контролю над правами и собственностью граждан, тогда как граждане заинтересованы в неприкосновенности собственности и невмешательстве государства в их частную жизнь.