Социально-педагогическая деятельность Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Гражданская активность как результат социального воспитания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Понятийный аппарат и концептуальная модель социального воспитания по формированию и развитию гражданской активности 7
1.1 Основные подходы к определению понятия социального воспитания 7
1.2 Гражданская активность: понятие и сущность 11
1.3 Концептуальная модель социального воспитания по формированию и развитию гражданской активности 15
2. Социально-педагогический опыт формирования и развития гражданской активности учащейся и студенческой молодежи 21
2.1 Формы и виды формирования гражданской активности 21
2.2 Обобщение опыта формирования гражданской активности учащейся и студенческой молодежи 29
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 37

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Необходимым аспектом функционирования гражданского общества в настоящее время является наличие молодых людей с высоким уровнем гражданской активности, способных созидательно взаимодействовать с представителями общества в вопросах решения общих вопросов, достижения необходимых коллективных целей, выработки совместных интересов, ценностных ориентаций. В этой связи важным становится поиск новых стимулов проявления гражданской активности и самоорганизации, необходимость обновления актуальных сегодняшнему времени форм общественной включенности с целью снижения уровня гражданско-политической пассивности молодежи.
Современное российское общество характеризуют такие проблемные аспекты, как низкий уровень мотивации молодежи и ее жизненных ориентиров; слабая вовлеченность молодежи в научно-исследовательскую, инновационную, и культурно-творческую деятельность; подверженность молодежи асоциальному образу жизни; недостаточный уровень гражданской активности молодежи.
Степень изученности проблемы исследования. Теоретико-методологические основы социального воспитания, проблемы и прикладные аспекты формирования гражданской активности личности достаточно широко освещаются в научной литературе. Так, З. А. Аксютина в статьях «Неоднозначность понимания социального воспитания» и «Научно-содержательные характеристики социального воспитания» раскрывает понятие и сущность социального воспитания, определяет основные его структурные компоненты: сущность, структуру, состав, связи, функции, свойства, этапы, принципы, особенности и специфику. Е. В. Домаренко в статье «К вопросу о соотношении понятий «социальное воспитание» и «социально-культурное воспитание» уточняет сущность социального воспитания. Л.В. Мардахаевым в научном труде «Развитие А.В. Мудриком идеи социального воспитания» рассматривает основные подходы к пониманию социального воспитания; сущность социального воспитания; основные направления, определяющие содержание социального воспитания. И. А. Макеевой в научной публикации «Научно-ретроспективный анализ гражданской активности в контексте гражданского воспитания» исследована характеристика гражданской активности как интегративного качества личности, на основе анализа значительного объема психолого-педагогических исследований раскрывается сущность, характеризуются формы проявления, факторы формирования гражданской активности. Я. А. Акулова, А. А. Ларичкина и В. А. Урвачева в своем труде «Инструментарий развития созидательной гражданской активности студентов» рассматривают практический опыт развития созидательной гражданской активности студентов. Е. В. Волченковой и М. В. Шубниковой в статье «Сущность и критерии гражданской активности молодежи» рассматривают понятие «гражданская активность», раскрывают его сущность, также предлагается классификация критериев гражданской активности. Д. В. Савченко, П. А. Кисляков, Н. В. Белякова в научной публикации «Социальная ответственность и гражданская активность как факторы формирования безопасного просоциального поведения» рассмотрен феномен гражданской активности, выступающий фактором безопасного просоциального поведения. Приведены результаты эмпирического исследования гражданской активности и просоциальной идентичности среди студенческой молодежи. В диссертационном исследовании В. А. Грибановой «Формирование гражданской активности студенческой молодежи в воспитательной работе вуза» раскрыты научно-теоретические основы и прикладные аспекты процесса формирования гражданской активности студенческой молодежи в воспитательной работе вуза; ученым предложена модель процесса формирования гражданской активности студенческой молодежи. А. С. Купреенко и Ю. А. Головин исследует проблему формирования социальной и гражданской активности обучающихся через реализацию дополнительных общеобразовательных программ военно-патриотического направления. Ю. Н. Д. Багринцевой, Г. Ш. Джумагуловой, А. С. Ортаевой, Ж. Б Мунашовой, О. Н. Поповичевой исследуется позитивный опыт, эффективные формы и методы формирования гражданской активности обучающихся в условиях образовательных учреждений.
Анализ литературы позволил выявить противоречие исследования: между cоциальным заказом общества на воспитание молодежи с высоким уровнем гражданской активности и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью модели формирования гражданской активности молодежи.
Проблема исследования: формирование гражданской активности в процессе социального воспитания.
Объектом исследования теоретические, методологические основы и практические аспекты социального воспитания, направленного на формирование гражданской активности личности.
Предмет исследования: теоретическое обоснование модели формирования гражданской активности как результата социального воспитания.
Цель исследования: описание модели формирования гражданской активности как результата социального воспитания.
Задачи исследования:
1) рассмотреть основные подходы к определению понятия социального воспитания;
2) изучить понятие и сущность гражданской активности;
3) определить концептуальную модель социального воспитания по формированию и развитию гражданской активности;
4) исследовать методы и формы формирования гражданской активности;
5) обобщить практический опыт формирования гражданской активности учащейся и студенческой молодежи.
Методологическую основу составляют следующие подходы: аксиологический подход (его основой является ключевое понятие «ценность», в формировании личности ценности играют значимую роль), субъектный (как педагогический феномен субъектность представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения) и деятельностный (предполагает включение личности в воспитательную деятельность на основе свободного выбора, удовлетворяющего потребность молодежи в самореализации в формах позитивной гражданской активности) подходы.
Практическая значимость исследования: уточнены понятия социального воспитания, гражданской активности личности, концептуальная модель формирования гражданской активности учащейся и студенческой молодежи; результаты проведенного исследования возможно использовать в качестве основы проведения опытно-экспериментальной работы по формированию гражданской активности молодежи.
Структура работы выстроена в соответствии с поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Осмысление сущности понятия «гражданская активность» позволило конкретизировать его в следующих положениях: гражданская активность рассматривается как отношение человека к себе, другим, обществу, государству, труду, собственности; имеет целенаправленный, осознанный, инициативный (активный), ответственный, созидательный характер; реализуется посредством участия гражданина в социально-значимой деятельности (политической, трудовой, творческой и т.д.); системе отношений (моральных, экономических, правовых, социально-политических, морально-этических); осуществляется в интересах прогрессивного устойчивого развития общества и достижения собственного жизненного успеха, реализации гражданских прав и свобод.
Таким образом, гражданская активность личности проявляется в осознанной готовности и способности влиять на решение социально-значимых задач, характеризуется социально-полезной направленностью, согласованностью с правовыми, социально-нравственными, социально-культурными нормами, традициями и личными интересами.
Гражданская активность личности может трактоваться как интегративное качество, характеризующееся инициативным отношением к жизни, деятельности, людям, себе; стремлением и способностью преобразовывать действительность.
Под формированием гражданской активности личности предлагается понимать целенаправленный воспитательный процесс, направленный на становление и развитие у молодого человека осознанного и целостного представления о сущности гражданственности, позитивной мотивации и ценностных установок соблюдения прав и обязанностей граждан, развития активной гражданской позиции, умений и навыков ее выражения в поведении и деятельности воспитуемого.
Активная гражданская позиция, являющаяся основой гражданской активности, является приобретенным качеством личности, характеризующейся социальной активностью и инициативностью, в которой правильно сочетаются личностные и гражданские ценности. Она предполагает осознание человеком себя как гражданина и активного участника общественной жизни.
Это качество возможно и необходимо развивать, совершенствовать. Развитие гражданской активности базируется на мобилизации внутренних факторов в специально созданных воспитательной работой условиях путем приобретения опыта гражданской активности в различных формах полезной для общества деятельности.
Первый этап предполагает развитие гражданской активности на основе личностно-ориентированных форм работы: ситуации гражданского диалога, организация круглых столов и дебатов на политические темы, деловые и ролевые игры, а также и индивидуальная работа. Они стимулируют студентов к самостоятельным поисковым действиям по изучению вопросов гражданско-мировоззренческого характера.
Второй этап: формирование практической готовности к проявлению гражданской активности. На данном этапе целесообразно использовать формы работы, основанные на эмоциональной включенности в деятельность: создание «Академии молодого гражданина», «Школы общественного развития», организация тренингов личностного роста, школ лидерства, молодежных форумов, организация проектной работы, проведение студенческих выборов. Во время участия в таких мероприятиях происходит формирование отношения к гражданской активности как личному качеству, осознаются гражданские ценности. В этом процессе у личности развиваются значимые компоненты гражданской активности: положительная настрой на проявление активной гражданской позиции, знания гражданско-мировоззренческого характера, собственное отношение к общественным процессам. Также приобретается практический опыт гражданского действия, формируются гуманистическая направленность личности и гражданские ценности, восприятие своей личной значимости, способности к пониманию важности соблюдения социальных норм, к аргументированному высказыванию своей точки зрения, интерес к социальным вопросам и общественной и политической позитивной, созидательной деятельности.
На третьем этапе формируется высший уровень гражданской активности и гарантируется ее позитивное проявление. На данном этапе целесообразно внедрение практико-ориентированных форм работы, таких как создание и стимулирование деятельности патриотических объединений, развитие добровольческой активности, помощь с трудоустройством как средством личностного роста, что закономерно приводит молодежь к принятию гражданской активности в систему ценностей и жизненных ориентиров.
Проведение данных мероприятий позволяет повысить интерес молодежи к участию в общественной жизни страны и региона, улучшить понимание его важности. Все это дает молодежи практический опыт общественной деятельности, позволяет приобрести умение мыслить и аргументировано высказывать свои идеи, развить уважение к мнению других людей, другим культурам, традициям, образу жизни, религии, учит неравнодушно относиться к проблемам окружающих. Вовлечение молодых людей в различные виды значимой для общества деятельности значительно увеличивает сферу их общения с социумом, возможности принятия социальных ценностей, развития нравственных качеств личности, помогает расширить их взгляды и суждения. Такие мероприятия развивают гражданскую активность учащейся и студенческой молодежи.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятийный аппарат и концептуальная модель социального воспитания по формированию и развитию гражданской активности

1.1 Основные подходы к определению понятия социального воспитания
Проблема воспитания всегда была значимой в различных обществах. Ее осмысление напрямую зависело от задач, актуальных для конкретного времени. Понятие «социальное воспитание» в исследованиях последних лет вызывает много дискуссий, что связано с неоднозначностью данного явления. Многообразие имеющихся в теории социального воспитания определений говорит о том, что в современной педагогической науке и практике нет единого подхода к выявлению сущности социального воспитания, поэтому и нет единой трактовки рассматриваемого понятия.
Социальный (социальное) (от лат. Socialis – общественный) – это общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе (государстве). Термин «социальный» по отношению к воспитанию имеет более широкое понятие и определяет его общественную обусловленность, в частности:
– по отношению к чему (к какой социальной среде, для какой социальной среды) оно осуществляется. В этом случае речь идет о том, какое социальное своеобразие следует сформировать у человека (военного, врача, педагога и пр.), какую культуру ему передать (способствовать усвоению какой культуры), необходимую для самореализации в среде жизнедеятельности;
– с позиции кого (какой социальной среды, личности) планируется (осуществляется) воспитание. Кто осуществляет воспитание, тот и определяет его социальный характер, цели и способы их достижения. Это может быть образовательное учреждение, семья, родители, а также среда, в

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы