Курсовая теория на тему Граждане Российский Федерации как субъект административного права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава
1. Понятие и теоретические основы административно-правового статуса гражданина
Глава
2. Принципы и гарантии административно-правового статуса гражданина
Глава
3. Административная правосубъектность гражданина
Список
использованных источников
Введение:
Актуальность темы. Необходимость научной разработки проблемы
административно-правового статуса человека и гражданина Российской Федерации
обусловлена происшедшими за последнее десятилетие радикальными преобразованиями
в государственной и общественной жизни страны.
Становление новой российской государственности повлекло за
собой процесс формирования совершенно иной правовой системы Российской
Федерации, начало которому было положено принятием Конституции РФ 12 декабря
1993 г. Основной закон страны провозгласил Россию демократическим правовым
государством, высшей ценностью в котором признается человек, его права и
свободы, а их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства (статья
2).
Фундаментальные положения Конституции РФ не могли не
отразиться на формировании административного законодательства, нормы которого
охватывают разнообразный круг общественных отношений, складывающихся в сфере
государственного управления и связанных с деятельностью органов исполнительной
власти и их должностных лиц.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в
связи с приобретением и реализацией административно-правового статуса человека
и гражданина.
Предмет работы – нормы административного права, определяющие
содержание и элементы административно-правового статуса человека и гражданина,
научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – исследовать особенности гражданина РФ как
субъекта административного права.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:
1. Определить понятие и теоретические основы административно-правового
статуса гражданина.
2. Рассмотреть принципы и гарантии административно-правового
статуса гражданина.
3. Изучить особенности административной правосубъектности гражданина.
Заключение:
Таким образом, административно-правовой статус гражданина
является составной частью правового статуса личности. При этом категории «административно-правовой
статус личности» и «правовой статус личности» соотносятся между собой как особенное
и общее.
Правоспособность является важнейшим элементом
административно-правового статуса гражданина как субъекта
административно-правовых отношений. Правоспособность гражданина означает его
способность иметь право и нести юридические обязанности, то есть обладать
способностью (возможностью) быть участником конкретных правоотношений.
Другим элементом правосубъектности является дееспособность.
Данный элемент учеными понимается, как признаваемая государством способность
субъекта самостоятельно приобретать права и обязанности, осуществлять их для
себя и в интересах других субъектов права. В отличие от общей правоспособности,
дееспособность не одинакова для всех граждан. Дееспособность гражданина может
быть ограничена только судом. Недееспособными, как правило, признаются граждане,
не достигшие 14 лет. Дееспособность также может зависеть не только от возраста,
но и от психического состояния индивида.
Гражданин РФ как субъект административного права, обладает
административной дееспособностью. Ученые считают, что административная
дееспособность является условием реализации гражданином его административной
правоспособности. Наличие административной дееспособности дает субъекту
возможность персонально, личными действиями осуществлять права, выполнять
обязанности в области публичного управления. Административная дееспособность
определяется его способностью осуществлять собственные права и обязанности.
Элементом административно-правового статуса человека и
гражданина является также деликтоспособность.
Для наступления неблагоприятных последствий, обусловленных
административной ответственностью необходимо наличие предусмотренных законом
оснований, при отсутствии которых ответственность наступить не может.
Такими основаниями являются: нормативное основание (нормативно-правовой
акт, устанавливающий меру ответственности за деяние), фактическое основание
(само деяние), и процессуальное (конкретный акт правоприменителя о назначении
санкции за совершенное правонарушение).
Системный анализ требований КоАП РФ позволяет выделять
следующие категории субъектов административного правонарушения – физических
лиц:
а) граждане;
б) должностные лица;
в) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).
Таким образом, деликтоспособность граждан в сфере
административного права является самостоятельным элементов их
административно-правового статуса и административной правосубъектности.
Итак, под гражданином как субъектом административного права
можно рассматривать обладающую российским гражданством личность, которую
административно-правовые нормы наделили возможностью вступать в
административно-правовые отношения, закрепляя за ней комплекс прав, свобод и
обязанностей для реализации в сфере государственного управления.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и теоретические основы административно-правового
статуса гражданина
Категория административно-правоверно статуса выступает ключевым
элементом системы административного права. Данное понятие используется в науке
административного права для создания связи между отдельными элементами механизма
административно-правового регулирования.
Необходимость исследования правового статуса субъектов административного
права обуславливается тем, что правовой статус определяет единство прав и
обязанностей, позволяя субъекту права быть участником соответствующих правовых
отношений. Следует отметить, что возникновение правового статуса неразрывно связано
с деятельностью государства, которое путем принятия правовых норм формирует стабильное
состояние субъекта с учетом различных правовых характеристик при возникновении различных
правовых отношений. В этой связи административно-правовой статус можно охарактеризовать
как совокупность административно-правовых признаков субъектов права, определяющие
положение субъекта в тех или иных административных правоотношениях[1].
Изучение содержания административно-правового статуса позволяет
установить права, обязанности, компетенцию и иные элементы того или иного участника
административных правовых отношений.
Понимание правового статуса с точки зрения динамики развития
правового отношения использует больший уровень исследований. Исследователи в
этой области считают правовой статус сложным явлением, отражающим не только
правовые характеристики субъекта по отношению к субъектам, но и к обществу,
частью которого он является.
Согласно принципу административного права, человек может участвовать
во многих правоотношениях в рамках административного правоверно порядка,
который зависит от характеристик конкретного субъекта, давая ему цели, задачи,
действия, законности для правового статуса человека или субъектов.
В конкретной области административно-правовых общественных
отношений можно выделить общие, особые и личные административно-правовые статусы
на основе количества, содержания и характера субъективных прав и обязанностей
граждан. Общие административные обязанности включают субъективные права и
обязанности, вытекающие из Конституции и законодательных актов Российской
Федерации. Они одинаковы для всех граждан, например, право участвовать в
управлении государственными делами, право обжаловать действия и решения
государственных органов и их должностных лиц и т.д.[2].
Административно-правовой статус гражданина — совокупность
прав, обязанностей и обязанностей, осуществляемых в рамках государственного
управления и регулируемых административно-правовыми нормами. Характеризует
первоначальный правовой статус субъекта и устанавливается Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами.
Конституция Российской Федерации устанавливает равенство всех граждан перед законом
и судом. Граждане обладают равной административно-правоспособностью в
экономической, социокультурной и административно-политической сферах жизни
общества.
Юридически дееспособные граждане на основании
административной правоспособности осуществляют свои права и обязанности,
вступая в конкретные административно-правовые отношения с государственными административными
органами и должностными лицами. Эти связи могут возникать в связи с:
осуществлением гражданами в государственном управлении своих прав; с выполнением
своих обязанностей в сфере исполнительной власти; нарушение
административно-правовых обязательств граждан и норм административного права; с
их защитой своих прав и свобод от противоправных действий исполнительной
власти, общественных организаций и их должностных лиц[3].
Различают общий, индивидуальный и специальный
административно-правовой статус граждан:
1) Общий. Равный для всех. Отличается стабильностью.
Регулируется Конституцией и не зависит от текущих обстоятельств.
2) Специальный. Действует применительно к определенной
категории субъектов, которая обладает дополнительными правами или обязанностями.
Например, льготные категории граждан (пенсионеры, несовершеннолетние,
инвалиды), предприниматели, государственные служащие или военные, лица с
двойным гражданством, иностранные граждане и пр.
3) Индивидуальный. Определяет статус конкретного человека,
наделенного индивидуальными правами, связанными с его личностью (например, пол,
возраст, семейное положение, профессия). Индивидуальный статус может меняться в
зависимости от обстоятельств жизни конкретного индивида
Перечисленные выше категории могут совмещаться, дополняя
друг друга. Но не могут вступать в противоречие.
Основы административно-правового статуса гражданина РФ —
это:
1) Административная правоспособность — способность иметь
права и выполнять свои обязанности в рамках административного права. Такую
способность лицо приобретает с момента рождения и теряет только со смертью. Она
определяется возрастом, профессией, семейным положением, состоянием здоровья.
Ограничение административной правоспособности допускается по решению суда.
Например, право человека на свободу, выбор места жительства,
передвижение могут быть ограничены судом в качестве меры правового воздействия.
2) Административная дееспособность — способность своими
действия приобретать права и создавать для себя обязанности в сфере взаимоотношений
с госструктурами. Различают полную (с 18 лет), частичную (в 6–14 и 14–18 лет),
ограниченную (например, в силу болезни) административную дееспособность[4].
К элементам административно-правового статуса граждан также
относят гражданство, принципы, ответственность и гарантии.
Права и обязанности, являющиеся элементами
административно-правового статуса граждан, носят неотчуждаемый характер.
Положение об административно-правовом статусе граждан
является ст. 17 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что
права и свободы человека являются неотъемлемыми и принадлежат каждому от
рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно
нарушать права и свободы других лиц. В отношениях с государственным управлением
эти права определены в четырех группах прав, которые составляют основу
административного статуса гражданина:
— личные и индивидуальные свободы (статус личной свободы, включая
право на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право на
неприкосновенность частной жизни, свободу совести, свободу передвижения и
выбора места жительства и проживания и т. д.);
— право участвовать в государственном управлении (право на
государственную службу, выбирать и быть избранным, право вносить предложения и
т. д.)
— право на государственную помощь и содействие (право на
получение медицинской, санитарно-эпидемиологической помощи и т.д.)
— право на защиту (право на апелляцию в вышестоящий орган,
право на судебное разбирательство и т. д.).
Нарушение административного права влечет за собой
административную ответственность. Административная компенсация начинается с 16
лет. К гражданам могут применяться такие административные меры, как
предупреждение, административный штраф, конфискация документа или административное
правонарушение, лишение особых прав и административный арест[5].
Для граждан, которые выполняют организационные и
административные или административные функции в юридическом лице, являющемся
членом правления, а также осуществляют предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, могут применяться такие административные меры,
как дисквалификация и административное приостановление деятельности.
Основы административно-правового статуса гражданина
Российской Федерации закреплены в Конституции РФ. Любое ограничение прав и
свобод граждан возможно только на основании судебного решения.
Административно-правовой статус гражданина может быть
временно ограничен:
— если это несовместимо с их общественно-полезной
деятельностью (запрет совместной службы для родственников, совмещение
государственной службы с предпринимательской деятельностью и т. д.);
— лицо принадлежит иностранному государству;
— заболевание, которое является временным или постоянным
(хроническим).
— если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность
(режим секретности, пограничный режим и т. д.);
[1]
Шулбаева Л.О. Административно-правовой статус иностранных граждан в Российской
Федерации // В сборнике: Право и законность: вопросы теории и практики Сборник
материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и
студентов. Научный редактор Д.Б. Сергеев. 2018. С. 255-257.
[2]
Сафина К.Р. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации и
иностранного гражданина на территории Российской Федерации // Аллея науки.
2018. Т. 1. № 5 (21). С. 708-711.
[3]
Атоян Л.В., Павлов Н.В. Административно-правовой статус гражданина —
современное состояние // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 6 (22). С. 68-71.
[4]
Кувшинов А.Е., Баловнева В.И. Административно-правовой статус гражданина:
состояние и проблемы совершенствования // В сборнике: Actual scientific
research 2018 материалы XXXVII Международной научно-практической конференции.
2018. С. 462-466.
[5]
Коркин А.П. К вопросу о классификации структурных элементов
административно-правового статуса гражданина // В книге: МНСК-2018: Государство
и право Материалы 56-й Международной научной студенческой конференции. 2018. С.
27.