Мастерство иллюстрации Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Графический роман. История возникновения и развития. Графический роман в России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 Определение «графический роман». 8
1.1 История. 9
1.2 Принятие термина. 13
2 Графический роман в России. 16
2.1 История
русского графического романа. 17
2.2 Современные русские комиксы.. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 28
ПРИЛОЖЕНИЕ. 32

  

Введение:

 

В эпоху визуального взрыва довольно
быстро появляются новые синтетические жанры, которые начинают пользоваться популярностью.
Самым известным жанром дигитальной эпохи является комикс, завоевавший свои
позиции с середины XX века. Анализируя феномен комикса, исследователи нередко
употребляют термин «графический роман». Данный термин используется и авторами
этого жанра с целью отделить свои произведения от основной массы комиксов,
которые рассчитаны либо на детскую аудиторию, либо на массовую. Также этот
термин подразумевает, что произведение адресовано в большей мере взрослой и
интеллектуально подготовленной аудитории, нежели детям и подросткам.

Графический роман представляет собой
сложное литературное образование, в котором вербальные и невербальные элементы
образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое,
направленное на комплексное воздействие на адресата.

Любой
роман, будь он комиксом или графической новеллой, беллетристикой или научной
литературой, рассказывает историю с помощью последовательности картинок
(Sequential Art), которую Уилл Айснер, «отец» современного графического романа,
определил, как «расположение картин или изображений со словами, с целью
рассказать историю или драматизировать идею».

Графический роман представляет собой
некую разновидность комикса, издающегося в графическом варианте, в котором
основой передачи сюжета является рисунок, а не текст. В настоящее время термин
«графический роман» употребляется авторами комиксов для того, чтобы отделить
своё творчество от основной массы комиксов. Также графические романы отличаются
от традиционных комиксов не только сюжетом и качеством прорисовки, но и внешним
видом и ценой.

Актуальность. В основе изучения
литературы лежит аналитическое рассмотрение литературно-художественного
произведения, которое представляет собой сложное единство, художественную
реальность, организованную по определенным законам, отражающим, с одной
стороны, мировоззрение и художественное мышление, а с другой – законы
действительности. Вообще «произведение есть тот «квант», в котором
художественная энергия обретает реальное бытие».

Графический
роман сегодня наиболее востребован детской аудиторией. В перспективе подобного
типа произведения способны лечь в основу учебной литературы, причем не только
школьной, но и научной, определяя тем самым новое исследовательское
направление. При наличии обширного рынка книжной продукции и возможности
свободно выбирать литературу для личного пользования читательский спрос все
чаще падает на графические романы. Наблюдая данную тенденцию, преподаватели
обращаются к существующим исследованиям и статьям о графической прозе с целью
освоить современные методы для работы со студентами. Являясь теми, кто
впоследствии должен будет формировать у нового поколения навыки чтения и
развивать грамотность, педагоги должны охватить и осознать смену культурных
тенденций, чтобы принять полноценное участие в изучении графического формата.

В эпоху так называемого визуального
взрыва появились новые синтетические жанры. Одним из самых известных жанров,
завоевавших популярность с середины ХХ века, является комикс. Сегодня,
анализируя феномен комикса, исследователи стали употреблять термин «графический
роман». Часто данный термин используется, а вторами комиксов с целью отделить
свои произведения от основной массы комиксов, которые предназначены в основном
на детскую аудиторию. Также термин подразумевает, что содержание произведения
рассчитано в большей степени на взрослых и интеллектуально подготовленных
читателей.

К жанру комикса обращались такие
писатели, как Нил Гейман, Ричард Матесон, Стивен Кинг, Рей Бредбери, Умберто
Эко, Даниил Хармс. Технику комикса использовали в своих работах художники
Казимир Малевич, Фрэнк Фразетта, Жан Жиро, Мило Манара. Во многих странах мира
«рассказы в картинках» занимают одну из главных позиций массовой культуры:
например, во Франции, Бельгии, Германии комикс, или, по сложившейся традиции в
исследовательской литературе, графическая проза, стоит на одном уровне с
традиционными литературными произведениями и признается отдельным видом
искусства; в Японии манга имеет свою традиционную школу и считается
национальным достоянием; в США это десятки тысяч тиражей каждый месяц,
различные премии и фестивали; в Англии комикс используется в педагогике, а
именно, создаются адаптации классических литературных произведений.

За последние годы интерес к комиксу
проявили ученые различных областей: литературоведы, культурологи, социологи,
языковеды, семиологи. По мере развития комикса в жанре сформировалось несколько
основных разновидностей, одной из которых является графический роман. В данной
работе представлена попытка рассмотреть особенности отечественного графического
романа.

Объектом данной работы является
графический роман. В качестве предмета исследования рассматриваются особенности
и специфика графического романа.

Цель исследования заключается в
изучении особенностей графического романа.

Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:

Задачи исследования:

— раскрыть содержание понятия
«графический роман»;

— определить графический роман — как
новый формат литературы;

— изучить возникновение и развитие
графического романа;

— изучить развитие графического
романа в России.

В ходе исследования
применялись следующие методы:

Теоретические:
анализ состояния исследуемой проблемы, изучение литературы;

Эмпирические:
сравнительно-сопоставительный анализ. Теоретически-методологический базис
исследования составляют работы по:

1) Философии искусства (Гегель,
Лихачев, Лосев, Поспелов).

2) Графическому роману и комиксу
(Уэллек, Уоррен, Александрова, Бархаза, Бернацкая, Дмитриева).

Теоретическая значимость работы
состоит в приращении научного знания о сущности и особенностях графического
романа как жанра литературы.

Результаты работы
могут быть использованы в области комплексных исследований социокультурных
процессов, в исследованиях по проблемам детского и подросткового сознания,
проблемах восприятия культурных форм.

Основные теоретические положения
работы могут быть использованы в качестве методологической основы проведения
дальнейших научных исследований проблем и перспектив развития графического
романа.

Рассуждение о
процессе особенностей было бы неполным без объяснения, чем является сам
графический роман, его уникальные черты, и откуда берет он свое начало, поэтому
в данной работе также будут рассмотрены наиболее распространенные определения
понятий «комикс» и «графический роман», и их взаимосвязь друг с другом.

Формат
графического романа расширил рамки грамотности. Появилось понятие визуальной
грамотности как понимания сложных связей между изображением и контекстом, т.е.
технологической грамотности, необходимой человеку, связанному с Интернетом и
современными технологиями. Развиваются новые семиотические способы,
объединяющие графические романы с исследованиями систем знаков и символов.

Грамотность
изучается с точки зрения возможности исследовать и понимать ее разновидности в
будущем, связанном с новыми технологиями и графикой. Появление их влечет за
собой необходимость разработки методик обучения с целью развить в детях навыки
понимания «сплавленного» текстово-иллюстративного формата произведений.
Обучение в области многопланового и многомодального мира превращает чтение из
процесса понимания текста в разновидность чтения-просмотра изображения.

Структура работы:
работа состоит из введения, в котором раскрывается цель и задачи работы,
основной части, в которой описываются основные вопросы, заключения и списка
использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Графический роман
представляет собой сложное литературное образование, в котором вербальные и
невербальные элементы образуют одно визуальное, структурное, смысловое и
функциональное целое, направленное на комплексное воздействие на адресата.

Графический роман
представляет собой некую разновидность комикса, издающегося в графическом
варианте, в котором основой передачи сюжета является рисунок, а не текст. В
настоящее время термин «графический роман» употребляется авторами комиксов для
того, чтобы отделить своё творчество от основной массы комиксов. Также
графические романы отличаются от традиционных комиксов не только сюжетом и
качеством прорисовки, но и внешним видом и ценой.

Они издаются обычно
в твёрдом переплёте на качественной бумаге, стандарт 46-48 страниц. Также
отличием графического романа является то, что зачастую альбом создаёт один
человек, максимум трое: сценарист-автор, художник и художник-колорист.
Графический роман в наши дни становится и частью литературы, и средством
социальной, а иногда и политической пропаганды.

Его влияние на
умонастроения зачастую значительно перерастает смыслы, реализованные в рамках
собственно «картинок с подписями», а связь литературного сценария с текущими
мировыми событиями становится неизбежным требованием со стороны ведущих
издательств.

Предпосылкой к
созданию графического романа может являться не только желание рассказать свою
историю, но и переосмыслить уже существующую. В 1953 году Осаму Тэдзуки создал
мангу по мотивам «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского. В 2011 году «Фабрика
комиксов» выпустила первый том в России. Воспринят он был неоднозначно и даже
скорее отрицательно. Любая комикс-адаптация книги не менее спорна, чем
некоторые экранизации, но в ней всегда есть элемент сотворчества между
художником и автором, даже более сильный, чем в обычной иллюстрации. Мир знает
множество графических романов, берущих за основу известные книги, от классики
до современности.

Современный
читатель может выбрать графический роман практически, о чем угодно. С каждым годом
их появляется все больше, а в последнее время к ним присоединяются и книги
русских художников и сценаристов. Пожалуй, только первые ласточки на пути к
традиции русского графического романа.

 Но в целом, комикс для взрослых и у нас
становится все популярнее: выходят сборники графических новелл, проводятся
фестивали «КомМиссия» и «Бумкнига», и в целом атмосферу смело можно назвать
перспективной. Вряд ли найдется тот, кто сегодня не знает, что такое комикс.
Однако до сих пор в нашей стране бытует мнение, что это не более чем продукт
массовой культуры, ориентированный на детскую аудиторию.

Впрочем, если по
поводу комиксов есть хоть какое-то представление, пусть и не совсем верное, то
вот понятие «графический роман» у большинства в сознании не вызывает даже
стереотипного образа. Между тем, это наиболее быстро растущий сегмент
книготорговой и издательской индустрий. В книжных магазинах графическим романам
отводится все больше места. В Западной Европе и США выпускаются специальные
инструкции для работников библиотечных служб, чтобы помочь систематизировать и
правильно разместить их на стеллажах.

Сегодня даже
библиотека Конгресса США может похвастаться наличием культовых изданий
графического романа. Некоторые критики полагают, что речь идет всего лишь о
«старшем брате» комикса, или новом, более высоком уровне его развития.

В современном
обществе всё растёт процент визуалов – людей, для которых зрительный канал
восприятия является ведущим. Новые поколения воспитываются телевидением, кино и
компьютерными играми. Ребёнок сегодня гораздо раньше знакомится с яркими
визуальными образами, чем берёт в руки книгу.

Когда же это
случается, то книга должна отвечать его ожиданиям и быть чем-то, что напоминает
привычный визуальный ряд, другими словами – представлять историю в картинках.
Можно однозначно прогнозировать, что популярность графических романов продолжит
расти и захватывать все больший возрастной и социальный диапазон.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Определение «графический роман» Графический роман — это книга,
состоящая из комиксов. Хотя слово «роман» обычно относится к длинным
художественным произведениям, термин «графический роман» применяется широко и
включает художественную, научно-популярную и антологизированную работу. Это, по
крайней мере, в Соединенных Штатах, обычно отличается от термина «книга
комиксов», который обычно используется для периодических изданий комиксов и торговых
изданий в мягкой обложке.

Историк фанатов Ричард Кайл ввел
термин «графический роман» в эссе в ноябрьском номере фэнзина комиксов
Capa-Alpha за 1964 год. Термин приобрел популярность в сообществе комиксов
после публикации «Контракта с Богом» Уилла Эйснера (1978) и начала Marvel.

Графический роман «Линия» (1982) и
стал известен публике в конце 1980-х годов после коммерческого успеха первого
тома «Мауса» Арта Шпигельмана в 1986 году, сборника изданий «Возвращения
темного рыцаря» Фрэнка Миллера в 1986 году и «Хранители» Алана Мура и Дэйва
Гиббонса в 1987 году (рис. 1). Исследовательская группа книжной индустрии
начала использовать «графический роман» в качестве категории в книжных
магазинах в 2001 году [4].

Термин не имеет строгого
определения, хотя словарное определение Merriam-Webster гласит: «вымышленная
история, представленная в формате комикса и опубликованная в виде книги».
Сборники комиксов, которые не образуют непрерывной истории, антологии или
сборники слабо связанных произведений, и даже научно-популярная литература
хранятся в библиотеках и книжных магазинах как «графические романы» (аналогично
тому, как драматические истории включаются в «комиксы»).

Этот термин также иногда
используется для проведения различия между произведениями, созданными как
отдельные истории, в отличие от сборников или компиляций сюжетной арки из серии
комиксов, опубликованных в виде книги [27].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы