Курсовая теория на тему Готовность современного руководителя образовательного учреждения к инноватике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения готовности
руководителей образовательных учреждений к инноватике 5
1.1 Социально-психологическая готовность: феноменология, структура, характеристика 5
1.2 Инновационная деятельность
руководителя образовательного
учреждения. 8
1.3 Основные аспекты готовности руководителей образовательных
учреждений к инновационной деятельности. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
Список использованной литературы.. 21
Введение:
Актуальность исследования: Система современного общего
образования характеризуется переходом к новым федеральным государственным
образовательным стандартам, которые выдвигают новые требования ко всей
педагогической деятельности в целом, а также ко всем субъектам педагогического
процесса. Введение ФГОС требует нового руководителя образовательной организации,
имеющего иной уровень квалификации, готового к перестройке всей
образовательной деятельности в условиях быстро изменяющейся информационной
среды.
Развитие
готовности к инновационной деятельности, без которой невозможна успешная
педагогическая деятельность в наши дни, приводит к изменениям социально-психологического
состояния участников образовательного процесса, влияет на степень их
уверенности в своих силах.
Современная
образовательная организация столкнулась с технологической, психологической
неготовностью руководителей к переходу на новые стандарты, именно поэтому
важным является обеспечение поддержки инновационной деятельности педагога и
развитие его готовности к инновационной деятельности.
Проблема
освоения новых требований осложняется тем, что феномен сопротивления
нововведениям широко проявляется в массовой педагогической практике из-за
слабой готовности педагогов к применению инновационных технологий,
низкого уровня мотивации к совершенствованию своей профессиональной
деятельности.
Теоретико-методологическая
основа работы: Феномен «готовности к инноватике» достаточно широко представлен
в исследованиях тких авторов как Т.А. Вайзер, В.И. Долгова,
М.Ю. Елагина, О.М. Краснорядцева, И.Е. Пискарева,
Е.А. Подвигина, В.А. Сластенин, Е.Н. Францева и др.).
Цель
исследования – теоретический анализ совокупности факторов, определяющих
эффективность готовности руководителей образовательных учреждений к инноватике
и применению инновационных технологий.
Объект
исследования – готовность личности.
Предмет
исследования – готовность руководителей образовательных организаций к
инноватике и инновационной деятельности.
Задачи
исследования: 1. Провести теоретический
анализ проблемы готовности руководителей к инновационной деятельности; 2. Определить
характеристики инновационной деятельности в работе руководителя образовательной
организации. 3. Сформулировать
рекомендации по совершенствованию системы готовности руководителей в сфере
образования к инновационной деятельности. Значимость исследования: результаты
данной работы могут быть полезны организациям, внедряющим проекты инновационных
технологий, на основе данного исследования можно внедрять практические
рекомендации по повышению мотивации педагогов к инновационной деятельности.
Заключение:
Проведенное
исследование готовности руководителей образовательных учреждений к
инновационной деятельности показало, что мотивация к данной деятельности
представляет собой совокупность причин социально-психологического характера,
которые объясняют его направленность и активность.
Развитие мотивационной сферы педагогов к педагогическим инновациям мы
предлагаем рассматривать не как процесс, развертывающийся «изнутри индивида», а в плане
развития его связей
с различными аспектами профессиональных коммуникаций.
В
условиях современной реальности российские образовательные организации в целом
сталкиваются со значительной проблемой ограниченности ресурсов – как
финансовых, так и трудовых. И в данном аспекте проблематики вопросы анализа
условий эффективного управления мотивацией педагогического состава при
внедрении инноваций представляются очень значимыми в практическом применении.
В
современных реалиях образовательным организациям приходится строить свою работу
на основе обоснованно выбранной и индивидуальной для каждой отдельной
организации собственной концепцией управления, соответствующей
социально-экономическому положению в отдельно взятом конкретном регионе и
учитывающей различную динамику внешних условий.
Заслуживает
внимания тот факт, что в настоящее время на смену парадигмы воздействия в
управлении образовательной организацией приходит единая и комплексная концепция
взаимодействия и сотрудничества. По этой причине вполне логично и обоснованно
определять понятие об управлении мотивацией при внедрении инноваций в
образовательной организации через понятие системы взаимодействия.
Довольно
важным показателем формирования эффективного управления образовательной
организации является стабильность и постоянство педагогического коллектива,
состояние социально-психологического климата.
Безусловно, система стимулирования педагогов при
внедрении инноваций должна соответствовать не только потребностям самих
работников образовательной организации, но и потребностям общества. Сегодня
актуален вопрос социальных льгот и гарантий, большое значение имеют статусные
права, следовательно, учет их позволит усилить мотивирующие позиции реализуемой
в организации системы внедрения инновационных проектов.
В
отношении вопроса стимулирования труда при внедрении инноваций в
образовательной организации, в первую очередь необходимо отметить большую
степень ограниченности применения всех механизмов стимулирования, по сравнению
с коммерческими учреждениями, но они имеют место быть. Следовательно,
образовательная организация, которая стремится обеспечить рост эффективности
деятельности своего персонала в инновациях и в работе в целом, должна
максимально использовать все возможные механизмы стимулирования, адаптируя их
под свою специфику.
Исследование
показало, что если мы говорим о психологической готовности педагогов к
инновационной деятельности, то в обязательном порядке необходимо иметь в виду
именно комплексную и целостную систему управления, то есть использовать
системный подход к осмыслению управленческой деятельности в инновациях.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
изучения готовности руководителей образовательных учреждений к инноватике 1.1 Социально-психологическая готовность:
феноменология, структура,
характеристика Прежде чем анализировать
основные аспекты готовности руководителей образовательных организаций к инноватике,
необходимо обратиться к анализу самого понятия о готовности.
Социально-психологическая
готовность представляется психическим состоянием, которое определяется
мобилизацией ресурсов субъекта деятельности на оперативное либо долгосрочное
выполнение конкретной деятельности или задачи. В самом общем виде готовность
предполагает положение подготовленности, в котором организм ориентирован на
действие или определенную реакцию. Это некое состояние индивида, при котором он
готов извлечь пользу из какого-то опыта. Оно может трактоваться как относительно
простое и биологически определенное, либо как сложное в когнитивном плане и в
плане развития.
Подобное состояние
существенно помогает успешно выполнять обязанности, верно применять знания,
опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать свою работу
при появлении непредвиденных препятствий. В настоящее время различают
длительную готовность и временное состояние готовности, синонимами которого
служат «предстартовое состояние» (по Н.Д. Левитову), состояние
«оперативного покоя» (по А.А. Ухтомскому) и так называемое состояние
«бдительности» (Л.С. Нарсесян, В.Н. Пушкин) [7, с. 112].
Длительная готовность
представляет собой структуру, в которую входят следующие элементы [2, с. 18]:
1) положительное
отношение к определенному виду деятельности или профессии;
2) особенности
характера, способности, темперамент, мотивационная установка;
3) необходимые
компетенции;
4) стабильные
профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, а также
эмоционально-волевые процессы.
Временная готовность
определяет особенности и требования прогнозируемой в сознании определенной
ситуации. Ее ведущими характеристиками служат относительная устойчивость,
действенность воздействия на сам процесс деятельности, соответствие структуры
готовности необходимым оптимальным условиям для достижения цели.
Динамическая структура
состояния психологической готовности к сложным типам деятельности представляет
собой целостное образование, которое включает в себя ряд личностных
особенностей, главными из которых служат [11, с. 63]:
1. мотивационные –
потребность успешно исполнять поставленную задачу, интерес к самой
деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с наилучшей стороны;
2. познавательные –
понимание своих обязанностей и трудовой задачи, оценка ее значимости для
достижения итоговых результатов деятельности и для себя лично (с позиции
престижа и статуса), представление вероятных изменений обстановки и т. п.;
3. эмоциональные –
чувство профессиональной и социальной ответственности, а также ощущение
уверенности в успехе и воодушевление;
4. волевые – руководство
собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих
внешних влияний, преодоление сомнений и боязни.
Сам процесс формирования
и развития состояния социально-психологической готовности к определенной
деятельности представляют собой некую последовательность взаимосвязанных
процедур и действий [14, с. 79]:
1) осознание собственных
желаний и потребностей, требований социума, коллектива либо поставленной
другими людьми задачи;
2) понимание целей
исполнения задач, разрешение которых приведет к удовлетворению потребностей
либо выполнению поставленной ранее задачи;
3) осмысливание и оценка
условий, в которых будут проходить предстоящие события, актуализация опыта,
который связан с решением задач и выполнением требований;
4) определение на основе
опыта и оценки прогнозируемых условий деятельности наиболее рациональных и
возможных (т.е. вспомогательных) способов решения задач либо выполнения
требований;
5) прогнозирование
проявления собственных интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых
процессов, оценка соотношения собственных возможностей, уровня притязаний и
необходимости достижения результата;
6) мобилизация сил в
соответствии с условиями и задачей, а также самовнушение и вера в успешное
достижение поставленной цели.