Курсовая теория на тему Государство, право, культура
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ЧЕРТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА.. 6
1.1
Основные признаки и черты государства. 6
1.2
Основные направления деятельности государства. 12
2
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ПРАВА.. 15
2.1
Исторические предпосылки права. 15
2.2
Признаки и определение права. 18
3
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ФУНКЦИИ.. 25
3.1
Понятие и признаки правовой культуры.. 25
3.2
Функции правовой культуры.. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК. 35
Введение:
В настоящее время одной из проблем в
обществе является разработка подходов к понимаю государства и права. Стоит
отметить, что данную проблему поднимают как юридические науки, так и различные
органы государственной власти. Внимание большинства исследователей к проблемам
современного правоведения обуславливаются высоким количеством научных
разработок в данных областях, где основное внимание уделяется культурным
аспектам функционирования государства и права.
Высокий уровень внимания к праву как
одному из социокультурных явлений имеет также свои причины. Право начинается
рассматриваться как источник, а также один из инструментов, с помощью которого
происходит процесс общественных преобразований. То есть право является своего
рода уникальным регулятором жизни общества. Именно из этих составляющих многие
исследователи проявляют интерес к выявлению потенциала права, поиску его
возможностей активизации. Таким образом, вышеуказанные данные приводят к
необходимости в выделении сущностно-содержательных характеристик права с целью
того, чтобы ограничить его от других регуляторов.
Помимо этого, в настоящее время многие
исследователи обращаются к выявлению такого термина как правовая культура,
поскольку современное общество претерпевает множество кризисов, катаклизмов и
прочего, что предрасполагает к поиску правовых ценностей. Именно поэтому
становится немаловажным изучение гуманитарной составляющей и цели правового
опосредования отношений в обществе. Среди правовых явлений правовая культура
безусловно представляет наиболее многостороннее и многослойное явление.
Правовая культура ‒ один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в
праве и юридической практике, один из обязательных элементов гражданского
общества, правового государства. Она включает в себя и правовую культуру
населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в
целом. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону
правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые
отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и
любую иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с
социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает
инструментом достижения социальной стабильности. Состояние правовой культуры
любого государства является важным показателем степени зрелости
конкретно-исторической правовой системы.
Актуальность выбранной темы исследования
обусловлена тем, что в настоящее время возникает необходимость в определении
взаимосвязей между государством, правом и культурой. Стоит отметить, что они
взаимно дополняют друг друга, поскольку каждый из этих элементов имеет свои
особенности и черты, неразрывно связанные с жизнью общества в настоящее время.
Обращаясь к научно-методической
литературе, стоит сказать, что в настоящее время вопросы взаимосвязи
государства, права и культуры представлены в трудах следующих научных
исследователей: В. С. Нерсесянца, Г. В. Мальцева, Г. И. Муромцева, А. Б. Венгерова,
Б. М. Пенькова, И. М. Бачилашвили, Л. С. Явича, Е. А. Лукашевой, В. К. Бабаева,
М. И. Бобневой, Ю. А. Тихомирова и других[1]. В работах данных
исследователей в определенной мере заложены элементы методологической основы
социокультурного подхода в разработке государственно-правовых категорий.
Объект исследования – взаимосвязь между государством,
правом и культурой, с помощью которой регулируются общественные отношения.
Предмет исследования – правовые нормы и
государственные институты, как носители социокультурной ценности государства и
права, обладающие их действительным регулятивным и охранительным потенциалом.
Цель исследования – выявление взаимосвязи
между государством, правом и культурой.
Задачи исследования:
1) изучить основные черты и признаки
государства;
2) выявить направления деятельности
государства;
3) рассмотреть историю возникновения
права;
4) раскрыть признаки и определение права;
5) изучить понятие и признаки правовой
культуры;
6) выявить функции правовой культуры.
Методы исследования: метод изучения
научно-методической литературы, метод анализа и синтеза.
Структура курсовой работы представление
введением, 3 главами, заключением и списком литературы. [1] Венгеров А. Б. Теория государства
и права: учебник. М.: Омега-Л, 2004. С. 56.
Заключение:
Благодаря данному научному исследованию
удалось прийти к следующим выводам.
Во-первых, государство принято
рассматривать с точки зрения организации в обществе политического характера,
действие которой распространяется на определенной территории в качестве
средства, которое выражает интересы всех слоев граждан, а также механизма
регулирования, управления и подавления общества. Стоит отметить, что
государство отделено от общества. Деятельность государства строится на основе
права и принуждения. При этом, оно распространяется абсолютно на всех
представителей общества и осуществляет согласование интересов отдельных слоев
общества.
С помощью выявления функций государства
раскрываются его основные направления деятельности, которые классифицируются на
внутренние и внешние. Каждое государство имеет свои направления деятельности,
которые, как правило, заключены в его функциях. Стоит отметить, что каждое
государство также может иметь разную форму правления и форму осуществления
государственной власти.
Во-вторых, возникновение права обусловлено
достаточно длительным процессом исторического развития общества, поскольку еще
с давних времен в первобытном обществе система права отражалась в различных
обычаях, которые имели тесную связь с религиозными и нравственными устоями.
Под правом принято понимать регулятор
жизни общества, который имеет официальный и цивилизованный характер, а также
представляет собой одну из важнейших ценностей социального, культурного и
морального характера, своего рода мера свободы ответственной личности.
Понятие правовой культуры тесно
взаимосвязано с понятием государства и права, поскольку она охватывает
все правовые ценности, в том числе законы, законодательную технику, юридическую
науку и образование, юридическую практику и правовой порядок. Стоит отметить,
что правовая культура имеет свои структурные элементы и функции.
Основными функциями правовой культуры
являются познавательно-преобразовательная, право-регулятивная,
ценностно-нормативная, правосоциализаторская, коммуникативная и
прогностическая, соблюдение которых является важнейшим в процессах
регулирования деятельности общества.
Таким образом, государство, право и
культура являются взаимосвязанными элементами, поскольку все эти составляющие
регулируют общественные отношения и оказывают на них влияние прямого или
косвенного характера.
Цели и задачи курсовой работы были
достигнуты, поскольку удалось конкретнее обратиться к понятиям «государство»,
«право» и «культура» и выявить их взаимосвязь.
Фрагмент текста работы:
1 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ЧЕРТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Основные признаки и черты государства
Под государством принято понимать
организацию в обществе политического характера, действие которой
распространяется на определенной территории в качестве средства, которое выражает
интересы всех слоев граждан, а также механизма регулирования, управления и
подавления общества. Стоит отметить, что государство отделено от общества.
Деятельность государства строится на основе права и принуждения. При этом, оно
распространяется абсолютно на всех представителей общества и осуществляет
согласование интересов отдельных слоев общества.
Государством также имеет свои признаки,
согласно которым можно отличить его от других субъектов политической
деятельности. К ним относятся следующие[1]:
1) наличие территории определенного
характера, то есть юрисдикция государства, под которой понимается право вершить
суд и решать вопросы правового характера, определена конкретными границами
территории. Стоит отметить, что именно в рамках данных границ власть государства
распространяется на членов общества (как обладающих гражданством страны, так и
не обладающих им);
2) суверенитет, под которым принято
понимать, что государством полностью независимо во внутренних делах и при
ведении политики внешнего характера;
3) многообразие используемых ресурсов.
Данный признак заключается в том, что государство производит аккумуляцию
основных ресурсов власти, к которым относятся экономически, социальные или
духовные. Оно делает это для того, чтобы в полной мере осуществлять свои
полномочия;
4) стремление к представительству
интересов всего общества. Данный признак заключается в том, что государством
имеет право на выступление от имени всего общества, а не отдельных лиц или
социальных групп;
5) монополия на легитимное насилие,
которая заключается в праве государства применять силу с целью обеспечения
процесса исполнения законов и наказания за их неисполнения нарушителей;
6) государство имеет право на сборы
налогов, то есть только оно производит установку и сбор с населения различных
налоговых выплат, которые должны быть направлены на финансирование
государственных органов власти и решение различных задач управленческого
характера;
7) публичный характер власти, который
заключается в том, что государством обязано обеспечить защиту публичных
интересов, а не интересов частного характера. При осуществлении политики
государственного характера обычно не возникает личных отношений между властью и
гражданами;
8) наличие символики, которое предполагает
то, что государство имеет право на то, чтобы имелись своим признаки
государственности, к которым относится флаг, герб, гимн, особые символы и
атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях и
т.д.).
Стоит отметить, что в некоторых научных
трудах государством принято воспринимать близки по значению к таким словам, как
«страна», «правительство», «общество», однако это не является верным
утверждением.
Под страной принято понимать определение,
как правило, культурно-географического характера. Определение данного термина
находит свое употребление в тех случаях, когда происходят разговоры о площади,
климате, природных зонах, населении, национальностях той или иной страны. В
свою очередь, государств является политическим понятием, которое обозначает
организацию политического характера той или иной страны, то есть форму ее
правления и устройства, режим политического характера и т.д[2].
Общество является более широким
определением, нежели государство. Например, общество может быть
надгосударственным (общество как все человечество) или догосударственным
(например, племя и первобытный род). Современное определение общества и
государства не совпадают, поскольку публичная власть (слой
профессионалов-управленцев) обладает относительной степенью самостоятельности и
обособленности от остального общества.
Под правительством принято понимать не
только часть государства, но и его орган власти, имеющий высший
распорядительный и исполнительный характера, а также его инструмент при
осуществлении политической власти. Государство является устойчивым институтом,
в том время как правительством может меняться с течением времени.
Основные теории происхождения государства
заключаются в следующем[3].
1. Теологическая теория. Данная теория
предполагает божественное начало при происхождении государства. Согласно данной
теории, государством было создано и осуществляет деятельность в настоящее время
по воле Бога, а право, при этом, считается божественной волей. Исходя из этой
теории, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение и что она
находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался
церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонниками данной теории
являются: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.
2. Патриархальная
теория, которая предполагает происхождение государства в результате
исторического развития семьи. В данной теории говорится о том, что разросшаяся
семья превратилась в государство. Именно поэтому монарх приходится отцом
(патриархом) всем своим подчиненным, которые должны его слушаться и относиться
к нему с большим почтением. Обязанностью монарха является забота о своих
поданных и справедливое [1] Якушев А. В. Теория государства и
права: конспект лекций / А. В. Якушев. М.: Высшая школа, 2014. С. 105. [2] Беляева О. М. Актуальные проблемы
теории государства и права : практикум / О. М. Беляева. М.: Феникс, 2015. С.
125. [3] Клименко А. В. Теория государства
и права / А. В. Клименко, В. В. Румынина. М.: Высшая школа, Мастерство, 2018. ‒
С. 88.