Курсовая теория на тему Государство: общая характеристика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 5
1.1. Понятие и сущность государства 5
1.2. Признаки государства 9
1.3. Функции государства 13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ 18
2.1. Форма правления 18
2.2. Территориальное устройство 23
2.3. Политический режим 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Введение:
В теории государства и права, равно как и в некоторых общественных науках, рассматривается проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека — государства. Существует множество весьма разнообразных теорий, по-разному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи. Множество теорий связано не только со сложностью государства как социального явления, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность затрагивает интересы различных социальных классов.
В современном мире насчитывается свыше двухсот государств. Все они, как известно, имеют общие признаки и единую сущность. Вместе с тем государства непохожи друг на друга. Наблюдается значительное разнообразие их форм.
Если понятие «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем состоит основополагающее, закономерное, определяющее в стране, тогда термин «форма государства» объясняет вопросы о том, кто и каким образом правит в обществе, как организованы и функционируют государственные властные структуры, каким способом объединено население на территории страны, как народ связан через разные территориально-политические образования с государством в общем, как реализуется политическая власть, при помощи каких способов и приемов.
Актуальность темы состоит в том, что ответить на вопрос о том, что такое государство, невозможно без анализа его признаков, поскольку содержание любого научного понятия выражается совокупностью отраженных в нём признаков исследуемого объекта.
Вопрос о форме государства имеет важное теоретическое и практическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависят эффективность государственного руководства, и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.
Исследованию характеристики государства посвящены работы известных российских ученых: В.К. Бабаева, С.В. Бошно, В.С. Бялта, Н.А. Власенко, М.Н. Марченко, Т.Н. Радько, и др.
Объектом исследования выступает государство.
Предмет исследования – признаки и функции государства, а также сущностные характеристики государственного строя.
Целью исследования – рассмотрение основ государства и его сущности на современном этапе.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность государства.
2. Привести признаки государства.
3. Обозначить функции государства.
4. Изучить формы правления.
5. Описать территориальное устройство.
6. Дать общую характеристику политическому режиму.
Методологическую основу исследования составляет диалектическая теория познания, комплекс научных методов системного анализа явлений и процессов, логический, системно-структурный, функциональный и другие методы исследования.
Теоретическая база исследования представлена: Конвенцией о правах и обязанностях государств; трудами учёных, которые занимались исследованием понятия государства; научными статьями по исследуемой теме.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
Анализ специальной юридической литературы, а также изучение вопросов общей теории права и государства, позволил сделать вывод о том, что за тысячелетия исторического развития человечества до настоящего времени накоплено множество подходов к пониманию государства, но до сих пор, ни один из них не является абсолютным и общепризнанным.
Проанализировав соответствующую литературу, было сформулировано следующее понятие государства: государство – это некое объединение людей, наличествующее в пределах определенной территории, и находящееся под единой политико-государственной властью.
Основные признаки государства: наличие территории; наличие населения, то есть совокупности людей, проживающих на территории страны; наличие государственных символов: флага, герба и гимна; наличие публичной власти; законодательство, которое необходимо для регулирования существующих отношений; монополию на легальное применение физического принуждения и силы; систему налогов, которые формируют госбюджет, необходимый для материального обеспечения страны; монополию на представительство интересов населения на международной арене.
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Обобщая рассмотренные подходы в части классификации видов соответствующих функций, можно сделать вывод о том, что они дифференцируются следующим образом:
1. В зависимости от сферы деятельности государственных органов: на внешние функции, осуществляемые специальными органами иностранных дел (министерствами и ведомствами), образованными в структуре механизма государства и внутренние функции, осуществляемые практически всеми элементами государственного механизма.
2. В зависимости от «жизненного цикла» или продолжительности осуществления функции могут быть постоянными и временными.
3. В зависимости от специфики объектов воздействия, и соответствующей специфики субъектного состава, функции механизма государства могут подразделяться на экономические, социальные, функции обеспечения обороны и безопасности страны, и т.д.
Форма государства представляет его устройство, характеризующее способы организации высших органов государственной власти (форма правления), территориальной организации государства (форма государственного устройства) и осуществления государственной власти (политический режим).
Все три элемента формы государства в совокупности придают государствам неповторимое своеобразие. Изучение составных элементов формы государства позволяет ответить на вопросы, как создаются и взаимодействуют высшие органы государства, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, какими методами она осуществляется и др.
Таким образом, государство – особая форма суверенной общественной организации, характеризующаяся наличием особого механизма управления и принуждения, путем функционирования которых происходит установление правового порядка на определенной территории.
Будучи главной управляющей системой общества, государство превращается в орган преодоления социальных противоречий, учёта и координации интересов различных групп населения. В деятельности государства на первый план начинают выходить также общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, политический плюрализм, независимость судебной власти и т.д. Поэтому современное цивилизованное государство можно характеризовать по своему содержанию как средство социального компромисса и по форме – как правовое.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие и сущность государства
На разных этапах развития мировой цивилизации представления о понятии государства значительно изменялись.
Сущность государства пытались постичь величайшие мыслители античности Платон и Аристотель.
Так, государство, по мнению Аристотеля, является не только результатом естественного развития, но и верховной формой общения людей. Оно охватывает все иные общественные формирования, такие как семья, селение. В государстве находит свой конец и политическая природа человека. Аристотель, к примеру, исходит из того, что люди, являясь коллективными существами, устремлены к общению, образованию семей, а развитие семей приводит к формированию государства .
Платон в обоснование собственной политической философии вносит уподобление государства индивиду: государство становится тем более совершенным, чем больше оно становится подобным индивиду. Государство должно выражать справедливость, быть в своей идее справедливым. Государство, существующее в конкретный исторический период, воплощает в себе особые нравственно-правовые качества своих граждан, их вожделения, добродетели, идеалы .
Древнеримские мыслители внесли существенный вклад в осмысление сущности государства. К примеру, Цицерон приспосабливал классические учения, такие как, концепции Платона и Аристотеля, к сетке ценностей политической культуры Рима, и все это в его концепции усиливало совокупное для античного периода мнение о том, что государство есть единственное место «цивилизации» . Начиная свою мысль «О государстве» с противопоставления деятельности и созерцания, он отдал явное предпочтение деятельному характеру политической культуре Рима. Ориентир на римскую доблесть явился базисным принципом его теории, это и определило двойственное отношение Цицерона к традиции классического типа.
У народов древнего мира политико-правовая мысль восходила к мифологическим истокам. В основном развивалось представление о том, что любые земные порядки и законы представляют собой лишь часть общемировых и космических законов, которые имеют божественное происхождение. По их мнению, государство – это продукт божественного вмешательства, по этой причине любая государственная власть по сути своей вечна и незыблема, а зависеть может лишь от религиозных организаций и их официальных представителей. По этой причине каждый обязан подчиняться государю, а государь в свою очередь обязан подчиняться богу.
Достаточно долгое время, в течение всего советского периода истории нашего государства, существовал только один марксистский подход к сущности государства.
Государство рассматривалось как машина для подавления одного класса другим. Примерно таким же образом понималась и политическая власть. В частности, К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что «политическая власть есть организованное насилие одного класса для подавления другого» . В. И. Ленин стоял на тех же позициях и считал, что сущность государства, его социальное предназначение состоит в поддержании господства одного класса над другим . Все другие понятия государства, особенности его происхождения и сущности, основанные на марксистской теории, подчеркивали, прежде всего, его классовую природу.
В настоящее время подобный подход к сущности государства справедливо критикуется большинством авторов как однобокий и не раскрывающий всего многообразия сущностных характеристик государства. Марксистский подход содержал одностороннее понимание сущности и социального назначения государства, упрощал ее и сводил к насилию одного класса над другим, выражавшееся через принуждение. Строго говоря, вся сущность государства по-марксистски – это борьба на внутреннем и внешнем фронтах.
Другие подходы к пониманию сущности государства в большинстве своем приходят к тому, что государство — результат социального компромисса, а сущность государства – достижение всеобщего блага. Данные суждения рассматривают, прежде всего, общесоциальную сущность государства.
Не существует большого количества нормативно-правовых актов, в которых было бы дано определение термину «государство». Так, в Конвенции о правах и обязанностях государств (г. Монтевидео, 26 декабря 1933 г.) представлено следующее определение государства: «Государство – это форма самоорганизации общества, в которой предусмотрены механизмы принуждения и управления, установлен правовой порядок на обусловленной территории, обладающей собственным суверенитетом» . Это самое распространённое определение понятию «государства». Ведь в правовой науке нет единого правового определения данного термина, который был бы признан всеми странами мира. Даже самая крупнейшая международная организация ООН не может определить какое именно образование может называться государством.
Установление сущности государства является существенной задачей теории государства и права.
Сущность государства представляет собой существо, смысл, то, что устанавливает его наполняемость, цели и деятельность. Соответственно, фундаментальным в государстве представляются могущество, ее принадлежность, цели и функционирование в обществе.