Курсовая теория на тему Государство и средства массовой информации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия
государства и средств массовой информации. 5
1.1. История развития взаимодействия государства и
средств массовой информации 5
1.2. Роль средств массовой информации в
современном обществе. 8
Глава 2. Особенности взаимодействия государства и
средств массовой информации 14
2.1. Анализ взаимодействия государства и средств
массовой информации. 14
2.2. Новые формы взаимодействия государства и
средств массовой информации 20
2.3. Проблемы и перспективы взаимодействия государства
и средств массовой информации. 24
Заключение. 28
Список использованной литературы.. 30
Введение:
новую роль и стали весьма
качественными и определяющим каналом формирования общественного мнения,
серьезными и эффективными инструментами властных структур в создании и
поддержании ими собственного позитивного имиджа, формирования объективного общественного
мнения.
Не секрет, что массовое
сознание сходно с детским, а ребенок развивается гораздо быстрее, когда ему
показывают и рассказывают.
Граждане не верят
чиновникам, СМИ не доверяет власти, люди не доверяют друг другу. Таким
образом, утрачивается доверие в обществе. Все это мешает работать эффективно,
быть конкурентоспособным. Это происходит, потому, что СМИ не всегда выполняют
свою основную роль по установлению диалога между властью и обществом. А ведь
именно СМИ в этом смысле должны быть площадкой, где пересекаются интересы
власти и общества, устанавливается общественный диалог.
Объектом
исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в
процессе взаимодействия государства и средств массовой информации.
Предметом
исследования курсовой работы являются механизмы взаимодействия государства и
средств массовой информации.
Целью
курсовой работы являются комплексный анализ особенностей взаимодействия
государства и средств массовой информации.
Задачи
курсовой работы:
—
изучить историю развития взаимодействия государства и средств массовой
информации;
—
раскрыть роль средств массовой информации в современном обществе;
—
провести анализ взаимодействия государства и средств массовой информации;
—
рассмотреть новые формы взаимодействия государства и средств массовой
информации;
—
выявить проблемы и перспективы взаимодействия государства и средств массовой
информации.
Методологической
основой курсовой работы являются общенаучные и специальные методы познания:
описание, сравнение, анализ, синтез, аналогия, обобщение, классификация,
формально-юридический метод, формально-логический метод, системно- структурный
метод.
Нормативную базу курсовой работы составили
Конституция РФ [1], федеральные законы РФ.
Теоретическая значимость
темы курсовой работы обоснована спецификой современного этапа развития
взаимодействия государства и средств массовой информации.
Структурно курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
Во введении курсовой
работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая, нормативная
основа курсовой работы.
В первой главе курсовой
работы изучены теоретические основы взаимодействия государства и средств
массовой информации.
Во второй главе курсовой
работы проведен анализ особенностей взаимодействия государства и средств
массовой информации.
В заключении обобщены результаты курсовой работы
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и
выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы
и предложения в рамках представленной темы.
Проанализировав
исторический аспект взаимоотношений государства и средств массовой информации
можно прийти к выводу, что причинами относительной слабости СМИ в России
являются отсутствие политического плюрализма, экономической независимости
печати, равной государственной поддержки в отношении всех СМИ. Анализ
современной нормативно-правовой основы взаимодействия СМИ и государства
позволил прийти к выводу о том, что в России существует обширное
нормативно-правовое поле, регулирующее взаимоотношения СМИ и государства.
Данное правовое поле не статично, а постепенно меняется.
В современном мире средства массовой
информации играют особую роль — одна часть изданий осуществляет функции
«четвертой власти», другая — используется в качестве инструмента влияния.
Безусловно, пресса обладает «властными полномочиями». Некоторые считают, что печатные
издания не способны заставить читателей выполнить какие-либо требования,
степень их воздействия на аудиторию настолько велика, что они могут не просто
сформировать точку зрения граждан, но донести ее до властей и добиться
позитивных изменений.
Отношения между правительством и СМИ
очень разнообразны и могут принимать разные формы (как конфронтация, так и
позитивное взаимодействие). В настоящее время необходимо развивать и
поддерживать позитивное взаимодействие между органами государственной власти и
средствами массовой информации, поскольку средства массовой информации являются
посредником между обществом и государством.
Необходимо
остановиться на проблемных моментах связанных с развитием взаимоотношений СМИ и
власти нашей стране. Сейчас в России складывается тенденция огосударствления
сферы массовой информации, и в ней укрепляются позиции крупного,
государственно-ориентированного бизнеса. Отсутствие экономической
самостоятельности, приведшей к закабалению СМИ, ведёт к потере политической
независимости, а система распределения бюджетных средств, при финансировании
СМИ, создаёт предпосылки появления лояльных к власти медиа, которые эти
средства в дальнейшем, по сути, отрабатывают, таким образом, занимая
подчиненное положение. Многие СМИ поэтому теряют профессионализм, и как
следствие в их отношениях возникают предпосылки социального конфликта и, как
следствие, падает доверие общества, в связи с неспособностью объективно
отражать его интересы.
Сегодня
система пресс-взаимодействия, входящая в структуру государственного управления,
находится в поисках новым форм работы и инновационных механизмах взаимодействия
со средствами массовой информации. Создание положительного информационного поля
всегда требует новых творческих подходов и идейных форм. Тем более, представители
СМИ быстро адаптируются к имеющимся мероприятиям и теряют интерес к вопросам
работы государственного органа.
Таким
образом, средства массовой информации играют большую роль в жизни общества, а
также немаловажную роль в сфере государственной политики. СМИ являются
важнейшим звеном в системе реализации государственной информационной политики,
которая позволяет регулировать процессы воздействия информации в различных
сферах общества и государства.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия государства и средств массовой
информации
1.1. История развития взаимодействия
государства и средств массовой информации Точкой отсчета преобразований
в области средств массовой информации можно считать 1986 год.
В 1986 году, в ходе XXVII
съезда КПСС, недавно вступивший в должность Генерального секретаря ЦК КПСС, М.
С. Горбачев выступил с докладом, в котором подверг острой критике политику
предыдущих лет и публично провозгласил курс на перестройку во всех сферах
общественной жизни.
Одним из важнейших
лозунгов того периода наравне с «ускорением» и «демократизацией» был
«гласность». Возвращение гласности в журналистику было необходимо, т.к.
политической элите, которую в тот момент сильно беспокоило экономическое и
общественное положение страны, было необходимо оправдать потенциальные
преобразования для советского социума.
Для этого на первоначальном
этапе была необходима публичная критика (с использованием средств массовой
информации) государственной политики предыдущих лет со стороны высшей
номенклатуры.
Средства массовой информации с
большим
воодушевлением отреагировали на новопровозглашенный курс. В газетах и на
телевидении, с позволения государства, появилась критика, а вслед за ней и
полемика. Начинают вестись дискуссии насчет будущего страны, публикуются
аналитические материалы об истории страны в сталинские годы. Среди граждан
страны возрос интерес к истории страны.
Вторая половина 80-х годов
стала временем подлинного ренессанса и перестройки отечественных СМИ. Это было
особенно хорошо заметно по росту тиражей газет и журналов. С 1985 года разовый
тираж газет и журналов ежегодно возрастал на 20 млн экземпляров.
При этом наметилась явная
тенденция слишком быстрого развития независимой журналистики в стране.
Государство не успевало подстраивать старую советскую нормативно-правовую основу
под быстро растущую информационную сферу. Предметом критики начали становиться
не только предшественники М.С. Горбачева, но и он сам. Начались вызовы в ЦК
редакторов ряда СМИ, например, В. Старкова или В. Коротича («Огонек»).
Постоянные дебаты, множество точек зрения по важным вопросам, экономические
проблемы деструктивно влияли на политическое сознание граждан. В союзных
республиках во всех бедах начинают винить РСФСР. Начинает формироваться
фрагментарная политическая культура.
В июне 1990 года был принят
Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», который отменил
цензуру и разрешил издание частных газет и журналов, кардинальных изменений в
деятельности массмедиа подобные политические преобразования не вызвали.
С распадом СССР и образованием
Российской Федерации происходит рад важных изменений. Страной начинает
управлять Б. Ельцин. Советский закон «О печати…» заменяется гораздо более
проработанным, российским Законом «О средствах массовой информации».
Взамен фрагментарной
политической культуре формируется плюралистическая политическая культура —
важная составляющая гражданского общества.
Также, с распадом СССР
начинается стремительная капитализация экономических отношений, которая наравне
с несовершенным действующим законодательством о СМИ, по мнению ряда аналитиков,
привела к негативным последствиям для масс-медиа.
В 1993 году появились указы и
постановления Президента РФ Б.Н. Ельцина «О защите свободы массовой
информации», «О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации»
и пр.
К середине 90х годов
экономическое положение в стране резко ухудшилось.
Средства массовой информации
страдали от высокой инфляции на сырье, низкой покупательской способности
населения, беззащитности перед коллекторами, чехарды собственников. В такой
ситуации им можно было надеяться только на государство.
Государство же, страдавшее от
острого дефицита бюджета, не в состоянии было покрывать расходы оставшихся
государственных СМИ, к которым относились: печатные — «Российская газета»
(орган правительства России), «Российские вести» (орган парламента), «Россия»,
электронные — телеканалы ОРТ, РТР, «Культура», «Радио 1», «Радио России»,
радиостанция «Маяк», а также информационные агентства «ИТАР-ТАСС», «РИА-
Новости», «Интерфакс» [21, c.1405].
В подобной ситуации СМИ
начинают все сильней срастаться с капиталом. Новые владельцы — представители
олигархии — начинают активно вмешиваться в редакционную политику медиа и
использовать СМИ для набора политических очков и компрометации конкурентов,
что, безусловно, негативно сказывается на уровне журналистики.
С приходом к власти В.В.
Путина наблюдается несколько серьёзных изменений:
— перераспределение
негосударственных СМИ между лояльной к действующей власти олигархии;
— начало
субсидирования региональных и муниципальных средств массовой информации
органами исполнительной власти;
— стремление к
монополизации всех типов СМИ государством;
— усиление
контроля за деятельностью масс-медиа и другие.
Особую роль в данных процессах
заняло телевидение. Телевидение стало одним из первых типов СМИ, где
государству удалось монополизировать общественно-политический контент (новости,
политические ток-шоу и т.д.) потому, что у телевидения ест