Курсовая теория Юриспруденция Юриспруденция

Курсовая теория на тему Государство и идеология

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Теоретические основы понятий государства и идеологии 5

1.1 Понятия «государство» и «идеология» 5

1.2 Идеология как элемент политического процесса 11

2. Содержание, функции и роль идеологии в политическом процессе 14

2.1 Основные этапы эволюции политических идеологий 14

2.2 Формирование и особенности идеологии российского государства 21

Заключение 30

Список литературы 31

  

Введение:

 

Любое государство осуществляет идеологическую функцию, обеспечивающую интеграцию и целостность социума. Ни одна современная страна не может обойтись без идеологии, т.е. комплекса политических идей, целей и идеалов, определяющих стратегию долговременного действия. Идеологическая функция государства представляется сегодня одной из важнейших, и в своей реализация следует, главным образом, логике правового и политического сознания. Идеологическая функция, с одной стороны, является в определенном смысле объектом правового и политического сознания, а с другой стороны, данная функция направлена на правовое и политическое сознание граждан, и объектом воздействия являются эти формы общественного сознания.

Сложившаяся в России не совсем благоприятная для дальнейшего развития ситуация, понижение уровня правового сознания людей являются, в частности, следствием неэффективного выполнения государством своей идеологической функции. Отрицание государственной идеологии в России и в ряде других демократических стран привело к своеобразному отрицанию идеологической функции государства, что явилось неадекватным взглядом на социальную реальность и способствовало ценностной дезориентации общества

В настоящее время рассмотрение проблемы взаимосвязи правового и политического сознания в осуществлении идеологической функции государства актуально еще и потому, что оно дает ключ к теоретическому пониманию и осмыслению глубоких политико-правовых тенденций в развитии нашего государства и современного общества в целом.

Объектом исследования являются теоретико-правовые проблемы взаимосвязи и взаимозависимости права и идеологической деятельности государства, особенно в период трансформации социально-политических отношений в обществе и государстве.

Предметом выступает правовое опосредование государственной идеологии как явления, содержащее в себе векторы воздействия на эволюционные процессы, происходящие в современной российской государственности.

Цель исследования: исследование природы идеологической деятельности государства.

Задачи исследования:

– рассмотреть понятия «государство» и «идеология»;

– рассмотреть идеологию как элемент политического процесса;

– проанализировать основные этапы эволюции политических идеологий;

– охарактеризовать формирование и особенности идеологии российского государства.

Методология исследования. При решении поставленных задач автор опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные современной наукой и апробированные практикой. Из специальных методов в ходе исследования применялись системный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой и другие методы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Идеология является неотъемлемым свойством государственности и обеспечивает существование общества как целостного образования, поэтому никакой юридический запрет не может являться основанием, для того чтобы отрицать само существование идеологии государства. Идеология государства играет социально позитивную роль в той мере, в какой ее играет само государство. Чтобы приблизиться к пониманию сущности идеологической функции государства, рассмотрению подвергаются цели и задачи идеологии государства, которые определяют цели и задачи идеологической функции государства. Основной целью государственной идеологии является обеспечение существования государства и общества в конкретной его форме. Как дополнительную цель идеологической функции государства, можно выделить повышение уровня сознания людей. Однако данное положение касается далеко не всех государств.

В настоящее время наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так и политической сфере. Однако наряду с открывшимися возможностями перед россиянами возникло ряд трудно разрешимых проблем. Так, люди старшего поколения до сих пор не могут привыкнуть к либерализированной экономике, считают коммерсантов перекупщиками-спекулянтами, не понимая, что это тяжелый труд.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы понятий государства и идеологии

1.1 Понятия «государство» и «идеология»

Государство как сложный, многомерный социальный феномен, подвергаемый теоретическому анализу с позиций различных отраслей научного знания, до настоящего времени порождает разнообразные подходы с точки зрения как толкования процесса его возникновения, так и понимания его сущности. Многомерность государства, его многоаспектное проявление в общественной жизни и в человеческом сознании объясняется тем, что государство одновременно предстает как:

– целостное сообщество людей, объединенных и организованных посредством заданной системы общественных отношений, структурированное, упорядоченное и способное, в той или иной мере, к эффективному функционированию и развитию;

– территориальное образование, объединяющее людей, обладающих разными этническими, религиозными, социальными, демографическими характеристиками через институт гражданства, нормативно предписывающий обязательства как государства перед своими гражданами, так и граждан перед государством, а также вступающее во взаимоотношения с иными территориальными образованиями – странами и их объединениями;

– механизм закрепления воли большинства, отражающей общие потребности и интересы, в т.ч. посредством нормотворческой деятельности, и ее реализации в повседневной общественной жизни;

– система государственных и иных властно-управленческих структур, в рамках которых должностные лица, преимущественно на профессиональной основе, осуществляют властно-управленческую деятельность по обеспечению функционирования данного человеческого сообщества, его политического, социально-экономического, духовного развития .

При широком толковании государство есть политическое и правовое объединение граждан, высшая форма организации человеческих сообществ, политический союз людей, которые подчинены единой верховной власти, для обеспечения общих интересов, защиты прав и свобод человека, политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти – особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения». Это «политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью людей на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право на применение насилия» .

При узком толковании государство выступает как публичная и легитимная властная сила общества, система особого типа социальных институтов, которые организуют политическую власть, единая политическая, властная организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, обладает государственным суверенитетом и располагает специальным аппаратом управления и принуждения, издавая нормативные акты, устанавливающие обязательный для всех правовой порядок.

Следует отметить, что узкое толкование термина «государство», фактически отождествляющее его с государственной властью, невольно приводит к относительной отделенности государства от общества, народа, его населяющего: «в современных условиях государство не способно стать народом, оставаясь государством в сегодняшнем понимании», а то и к прямому противопоставлению народа и государства, рассматриваемых как две различные и противоположные сущности. В связи с таким толкованием и возникает, например, активно обсуждаемая в литературе проблема взаимоотношения государства и общества, государства и гражданского общества .

 

Содержание:

 

Введение 3
1. Генезис понятия «идеология» в политической науке . 6
1.1Понятие идеологии . 6
1.2 История идеологии . 9
2. Современное государство и идеология . 14
2.1 Концепция прав человека как универсальная государственная идеология .14
2.2 Влияние идеологии на государство и систему государственного управления 19
3. Заключение 27
4. Список использованной литературы 30

  

Введение:

 

Актуальность темы. Проблема формирования государственной идеологии стала одной из ключевых, определяющих судьбу будущей национальной государственности. Без идеологического стержня, без идеологических ориентиров невозможно преодолеть системный кризис с последующим стремительным развитием России в XXI веке.
Важность темы данной курсовой работы определяется тем, что в настоящее время данный идеологический комплекс в российских условиях функционирует «вхолостую», воспринимается преимущественно как декларативный, не связанный с реальной жизнью. Поэтому необходима эффективная идеология, призванная обеспечить динамику развития государства, повысить тонус общества, снять социальную анемию и напряженность, преодолеть кризис идентичности, то есть способная служить не только личному, но и общему благу, общим интересам как критериям подлинной политики.
Идеология является отражением социального бытия в сознании людей и, однажды возникнув, в свою очередь активно влияет на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология).
В классовом обществе идеология всегда классовая. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической. Каждое государство, чтобы сохранить себя, заботится об усвоении гражданами национальных идеологических ценностей.
Идеология отражает существование государства во всем его многообразии, но делают они это по-разному, выполняя при этом разную социальную роль. Это фундаментальный фактор, на основе которого строится политическая и социальная жизнь общества, строится правовая система государства. Это и мера ценностей, и одна из составляющих моральных принципов общества, и инструмент государственного регулирования. Поэтому идеология-это сложное, неоднозначное и, конечно, интересное понятие.
В начале XXI века актуальным для России остается вопрос о полном и адекватном восприятии событий отечественной истории в прошедшем столетии. Меньше всего этому способствует абстрактная доктринальная справедливость с ее убежденностью в существовании универсальных, а потому всегда актуальных принципов права, закрепленных в законодательстве. Сложный и творческий процесс переосмысления прошлого и определения путей развития заменяется по существу технической процедурой замены одних идей другими.
Наиболее убедительным аргументом в споре о реформах было указание на то, соответствуют ли они статусу цивилизованной страны. Законодатель начал определять понятие законов и сам предмет правового регулирования с помощью вопроса: Каким должен быть закон, чтобы Россия была признана цивилизованной страной? Отсюда и поразительное развитие «передового законотворчества».
В настоящее время пришло понимание того, что нормативное регулирование объекта, который уже существует или уже не существует, даже исходя из благих намерений, не может быть нейтральным по отношению к правовой действительности. Законы, закрепившие общепризнанные принципы права, становятся нормативной основой всего механизма злоупотребления правом.
Важно понимать, например, что олигархическо-бюрократический капитализм в России сформировался не вопреки, а благодаря правовым конструкциям «классических» рыночных отношений, закрепленных в гражданском праве. Как только речь заходит об устранении этих злоупотреблений, субъекты последних ловко ссылаются на те же принципы права.
Целью работы является всесторонний анализ отдельных проблем права и государственной идеологии в России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие идеологии;
2. рассмотреть историю идеологии ;
3. выяснить основы концепции прав человека как универсальная государственная идеология;
4. изучить влияние идеологии на государство и систему государственного управления.
Объектом курсовой работы являются теоретико-правовые проблемы взаимосвязи и взаимозависимости права и идеологической деятельности государства.
Предметом исследования является правовые основы государственной идеологии как феномена.
Вопросам государство и идеологии во всех их проявлениях посвящено немало работ. К ним можно отнести работы Зиновьев, Александр «Идеология партии будущего» А. Зиновьева, «Идеология «особого пути» в России и Германии. Истоки, содержание, последствия» Эмиля Паина, «Идеология и политика» В.В, Кортунова и др.
При выборе необходимой литературы я обращался к таким источникам, как «АТП «КонсультантПлюс», ЭБС «Букфонд», НАБ «Киберленинка» и др.
Во время изучения данной темы применялись следующие методы: сбор информации, теоретический сравнение, анализ, анализ и синтез, обобщение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что государство не может существовать без совокупности тех идей, которые являются выражением воли граждан этого государства. Идеология выполняет важнейшую задачу объединения государства, граждан, всех социальных и политических институтов. Можно также сказать, что государственная идеология участвует в формировании полноценного гражданского общества. Государственная идеология — это определение приоритетов текущей государственной политики.
На современном этапе идеология в государстве реализуется в деятельности политических партий и социальных институтов, социальных групп. Государственная идеология или, другими словами, идеология государственности по определению призвана выполнять функцию накопления политических идей и ценностей, разделяемых большинством сограждан. В демократическом обществе она не направлена на достижение либерально-демократического консенсуса.
В идеологии государства, как правило, представлены основные ценности для всех членов общества — безопасность, собственность, справедливость, свобода, равенство. Чаще всего идеология государства концентрируется в Конституции государства.
Любой политический режим чего-то стоит только тогда, когда он дает людям возможность раскрыть свой творческий потенциал. Идеология-это теория государственной политики, а государство-это институт, который реализует определенную идеологию и обеспечивает ее реализацию. Это с одной стороны.
С другой стороны, у каждого государства есть своя приоритетная идеология, которую вполне правомерно квалифицировать как государственную идеологию. Итак, государственная идеология — это система идей, выражающих основные интересы конкретного государства как политического института, служащих теоретической основой его функционирования, мобилизующих его население на реализацию этих интересов.
Государственная идеология имеет довольно специфическую социальную цель. Вы можете полностью понять это, обратив внимание на проблемы социальных интересов и социальных идей, которые существенно влияют на формирование идеологий. Таким образом, государство и идеология связаны. Но и на современном этапе государство и идеология имеют разные функции, задачи.
На протяжении многих веков общество и государство в России руководствовались национальной идеологией, основанной на Православии, патриотизме и верховенстве самодержавной власти. Менявшиеся время от времени национальные идеи были не только тесно связаны с этой идеологией, но и непосредственно вытекали из нее.
Как указывалось выше, идеология — это мощное оружие, одна из основ правового института, опора государства.
Недостаточно разработать, утвердить и донести до общественности доктрины новой идеологии, и, конечно, недопустимо для нее прибегать к методам запугивания и запугивания. Идеология-это не только позиция государства, это должна быть позиция общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Только так государство будет устойчивым, будет уважение к людям, находящимся у власти, вера.
Идеология государства — это особый тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечить консолидацию общества, стать важнейшим источником согласия между различными общественно-политическими силами.
Поэтому идеология — это такой социальный инструмент, без которого невозможно функционирование государства.
В современных условиях любая социальная деятельность предполагает в качестве предпосылок определенные представления людей о существующих условиях жизни, осознание ими неудовлетворенных потребностей и интересов, целей и стремлений, обоснование выбора средств, необходимых для ее достижения. Без этого любые социальные действия бессмысленны и едва ли возможны.
Идеология усиливает усилия людей по созданию предпосылок для их деятельности, придает необходимый смысл социальной активности индивидов, групп и сообществ.

 

Фрагмент текста работы:

 

I. ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ИДЕОЛОГИЯ» В ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Понятие идеологии
Идеология наделяет власть определенным авторитетом, доказывает тождественность ее целей национальным интересам и целям. Учитывая зависимость от того, насколько совпадают интересы и цели правящего и подчиненного, государственная идеология является популистской, мифической и лживой.
Существует два основных типа и множество разновидностей идеологий государственной власти. Первая-это религиозная идеология, основанная на религиозных учениях и мифах. Стоит отметить, что она стремится придать авторитетам таинственный, мистический и сакральный характер, внушает мысль о ее божественном происхождении и предназначении. Второй тип-это светская идеология, которая базируется на господствующих в обществе теориях, нравах и направлена на достижение определенных, зачастую мифических идеалов.
Например, мифы о поспешном строительстве светлого коммунистического будущего или процветающем капитализме американского образца обеспечивали и обеспечивают власти поддержку хотя бы части общества.
Роль идеологии особенно велика там, где государственная власть осуществляется через антидемократические тоталитарные, диктаторские режимы. Здесь ложная идеология обычно направлена на восхваление роли «вождя», диктатора и оправдание любых решений и действий. Под влиянием такой идеологии создаются и поддерживаются культы личности — слепое, бездумное поклонение мифическим сверхличностям, их обожествление. Культовая идеология неизбежно отчуждает, отторгает народ от власти .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы