Курсовая теория на тему Государство и церковь
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества 5
1.1. Понятие и сущность государства 5
1.2. Церковь в политической системе общества 8
1.3. Взаимодействие государства и церкви 12
Глава 2. Государство и церковь в России 16
2.1. Россия как светское государство 16
2.2. Проблемы взаимодействия государства и церкви. 19
2.3. Роль церкви в современном обществе 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Введение:
Религия — опора общества. На протяжении всей истории она играла важную роль во многих культурах, влияя на искусство, музыку, философию и моральные кодексы многих людей. Некоторые религии распространились далеко за пределы своего места происхождения, в то время как другие остались в тех областях, где они возникли. Из всех религий, которые повлияли на различные культуры, христианство, ислам и индуизм являются основными мировыми вкладчиками. И это не только из-за многонациональности российского общества взаимоотношения власти и Церкви имеют свою особенность и неповторимость, но также и в силу особенностей национального менталитета.
Как известно, именно церковь стала одним из главных столпов русской государственности. Как известно, в постсоветской России, после многолетних преследований, влияние церкви и религиозных норм на жизнь общества значительно усилилось, что связано с недостаточной духовной культурой в период советского периода.
Религия — один из древнейших социальных институтов. Она появилась раньше науки, семьи, государства, институтов социальной защиты. Понятие «церковь» (в широком смысле) — это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Распространение религии с помощью церкви и появление первых государственных образований породило проблему их сосуществования, которая была решена путем создания государства. Принадлежность к конфессии или церкви является неотъемлемой частью истории многих государств, в частности Российской Федерации. [7]
На протяжении всего периода развития христианства отношение христиан и христианских институтов к формам государственного устройства было чрезвычайно разнообразным. Были и такие монархии, как коммунистические, демократические или теократические. На протяжении политической революции, основанной исключительно на религиозных принципах и базирующейся на богословских основах, она тоже была представлена многообразием.
Церковь есть духовный институт, ответственный за сохранение нравственных ценностей политической жизни народа, современного общества основных аспектов его развития. По существу она формирует богословский взгляд на мир в целом и политику в частности.
Это сочетание указывает на существующее с древности разделение двух институтов, упорядочивающих и определяющих жизнь людей, на две ветви. Одна из структур власти — государство — видела в земной жизни, в первую очередь, самостоятельную ценность; другая — Церковь — рассматривала ее как средство для достижения духовных целей. Более того, сочетание «Церковь и государство» подразумевает некую напряженность, возникающую между этими установлениями даже в обществах, не стремящихся отделить их друг от друга.
На определенном этапе развития церкви, в период ее становления, стремление установить Царство Божие было одним из основных мотивов политических и социальных устремлений того времени. Это была христианская политическая партия, которая обещала установление царства мира и исполнение суда.
Отношения между церковью и государством — это институциональная форма отношений между религиозной и политической сферами. В настоящее время эти отношения имеют различные формы исторического и современного мира от государства, доминирующего над религиями, до религии, доминирующей над страной, и недавней попытки их разделения. Эти отношения в древнейших цивилизациях не были четко определены, но это самая важная тема, проходящая через западную историю.
Под предметом, данной работы, является принципы взаимодействия государства и церкви на современном этапе развития.
Объект исследования: взаимодействие государства и церкви.
Целью моей работы стало рассмотрение основных вопросов взаимоотношений церкви и государства.
• Раскрыть понятие и сущность государства
• Изучить институт церкви в политической системе общества
• Определить взаимодействия государства и церкви
• Изучить проблемы взаимодействия государства и церкви
• Определить роль церкви в современном обществе
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация и обобщение.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В условиях, когда Россия переживает период утраты идеалов и духовной деградации, одним из путей возрождения духовной жизни общества может стать более тесное сотрудничество Церкви с социальными педагогами и работниками.
Религия и политика — понятия, которые обозначают две разные и взаимозависимые подсистемы общества. Хотя эти понятия разделены аналитически, отношения между религией и политикой характеризуются взаимозависимостью.
Между церковью, государством, обществом и другими институтами – это институциональная форма отношений между религиозной (политической) и политической сферами. Эти отношения приняли различные формы исторически и в современном мире от государства, доминирующего над религией, до религии, доминирующей над государством, и недавних попыток их разделения. В большинстве древних цивилизаций эти отношения не были четко определены, но это одна из самых важных тем, проходящих через западную историю.
Церковь должна обеспечивать духовно-нравственные ценности, которые должны наполнять общественную жизнь страны и воплощаться в ее законодательстве, придавая ей смысл цели или видения.
Россия провозглашена светским государством и характеризуется равноправием людей вне зависимости от отношения к религии и равенства религиозных объединений.
Взаимоотношения между Церковью и властью на протяжении всего их сосуществования никогда не были ровными, отличались динамикой, различной степенью сближения и отторжения. В то же время этот процесс носит взаимообусловленный и взаимосвязанный характер. Власть оказывает свое влияние на Церковь и, наоборот, Церковь — на власть. [16]
Власть, в силу своей природы, стремится подчинить себе, «подмять под себя» все институты общества, включая Церковь. В этих целях власть использует широкий арсенал своего воздействия. Убедить и, если это не дает для нее желаемого эффективного результата, то принудить все кластеры общества работать на себя, или хотя бы в русле своих политических целеустремлений и целеполаганий — вот главная сверхзадача власти. В этом состоит ее стрежневое начало, институциональная сущность.
Досоветский период в основном характеризуется симфоническим характером взаимодействия Церкви и власти. И только начиная со времени правления Петра I происходит огосударствление Церкви, она становится частью государственного аппарата.
Взаимоотношения Церкви и современного Российского государства дают основание говорить о том, что Церковь медленно, но верно наступает на светский характер нашего государства, зафиксированный в Конституции.
Церковь допускает возникновение и функционирование в России христианских (православных) политических организаций и объединений. Расценивая в целом их существование как положительное явление.
Существующие в церкви конфликты связаны с негативом, который возникает при исполнении обязанностей священниками. Церковь является местом утешения для верующих, но бывают случаи, когда священники злоупотребляют своим положением и совершают духовное насилие над паствой. Это имеет тенденцию оказывать негативное влияние на них. Церковь должна объединять людей, но большую часть времени она была более расколотой для многих людей.
В современном отношении государства и религии складывается единственно правильная связь, при которой ни религия, ни государство не используют друг друга, что не нарушает права конфессий и граждан. Эти взаимоотношения государства и религии основаны на политике невмешательства государства в дела и нейтралитета по отношению, к какой либо политической силе, в том числе и к правящей партии, хотя при этом религия не теряет своего социального статуса. [14]
Понятие разделения церкви и государства относится к расстоянию в отношениях между организованной религией, с одной стороны, и национальным государством, с другой. Эта идея была предметом многочисленных дискуссий на протяжении 2000 лет.
Таким образом, проблемы свободы совести и вероисповедания в России теснейшим образом взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе. Это логично объясняется с юридической точки зрения: при новой государственной власти появляется новое право, обеспечивающее юридический механизм действия государственных и общественных институтов на основе норм отечественного права и международно-правовых норм и стандартов при приоритете последних, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина, их соблюдение и защиту, независимо от религиозной и иной принадлежности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества
1.1. Понятие и сущность государства
Государство — понятие политической науки публичного права, представляет собой сообщество лиц, более или менее многочисленное, постоянно занимающее определенную часть территории, почти независимое от внешнего контроля и обладающее организованным правительством, которому большая масса жителей обычно подчиняется. Считается лучшим определением государства.
В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.
В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы. [19]
Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.
Оно избавляется от государства как от социальной структуры (социальной организации), политической идеологии (политической идеологии), духовной культуры (духовной культуры), политической организации суверенной публичной власти. Государство — это система управления, которая возникла как продукт эмпирической жизни общества и не имеет с ним ничего общего.
Рассматривая государство с разных позиций – философской, юридической, исторической, можно лишь выделить некоторые аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать его универсальное понятие. Поэтому в современной отечественной юридической литературе оно определяется через перечисление признаков. К ним можно отнести:
• территориальную организацию населения;
• наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;
• государственный суверенитет;
• связь с правом;
• наличие государственной казны.
Государство политико властная организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.
Именно с этим связано и понятие государства как такового – смысла, основного, глубинного в нем, что определяет его содержание (содержание) и предназначение (назначение). Как уже говорилось ранее — вопрос об отношении к государству является вопросом о том, кому принадлежит власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
Сущность и социальное назначение государственного управления обществом реализуется посредством исполнения функций государства – экономической, социальной, политической, взаимодействия с другими государствами, национальной обороны и других. [15]]
Эта система имеет свою внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая совершенствовалась на протяжении тысячелетий) и специфический механизм взаимодействия структурных элементов.
Таким образом, государство — самодостаточная, открытая система, имеющая свою сущность, содержание и форму.
Государство представляет все общество в совокупности, оно и от его имени принимает все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества. Государство является основной формой политической интеграции общества на строго ограниченной территории.
Государство является носителем власти, юрисдикция которого распространяется на всех членов общества и на всю территорию страны. По словам Гегеля, «государство есть действительность субстанциальной воли, которой оно обладает в особенном сознании, возведенном в общность, является само по себе и для себя разумным. Это единство есть абсолютная, неподвижная самоцель, в которой свобода обладает высшим правом по отношению к отдельным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членом государства». С этой точки зрения правовое государство называется волей, обеспечивающей условия для функционирования гражданского общества, его основных институтов, принципов и ценностей. Государство — политическая организация гражданского общества.
Государство — стержневой элемент общества. В отличие от других институтов, которые выражают интересы и позиции тех или иных групп граждан в политической системе, государство выражает интересы всех без исключения граждан, всех членов общества. Государство — главный инструмент власти, главный субъект суверенитета.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
• то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
• то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства — его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы, прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике. [18]
В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.
Цели и функции государства — явления взаимосвязанные, тесно связанные, но не тождественные. Их нельзя ни противопоставить, ни отождествить.
В задачах государства определяется его социальное назначение, цель, к которой оно идет в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется влияние экономики и политики на развитие функций государства.
В свою очередь, функции государства являются средством реализации, выполнения его задач. Задачи государства реализуются через осуществление его функций. Функции теории государства и права — это основные направления деятельности науки, необходимые для достижения ее целей и задач. Функции характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общества.
Государство имеет одну специфическую особенность, которая не закреплена ни за одним другим общественно-политическим институтом. Правовая система — правовой «скелет» государства. Государство и его институты, власть закреплены в законе и действуют на основе закона и правовых средств.
Только государство в лице соответствующих органов власти, которые поименно перечислены в действующей Конституции государства, может издавать законы и иные правовые акты высшей силы в отношении всех остальных актов (договоров, соглашений, заключенных физическими и юридическими лицами, неправительственными организациями). Законодательство — ключевой рычаг для достижения поставленных целей. Стоящие перед органами государственной власти.
Государство выступает особым звеном в политической системе общества. Государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать как важный компонент этой системы. [21]
Таким образом, государство — это особые политические институты, форма социальной организации людей, созданная в процессе развития общества. Кроме того, он обладает суверенитетом, в его компетенции находится официальная политическая власть, то есть среди его возможностей и обязанностей — принуждение и контроль.
Понятие и социальное назначение государства раскрывает сущность этого политического института, его цели и функции. Свидетельство того, что это явление социальное, продукт общества.
1.2. Церковь в политической системе общества
В переводе с греческого языка слово «церковь» означает «дом Бога. В узком смысле «церковь» понимают как здание для отправления обрядов христианской религии, которые характеризуются набором атрибутов. При широком подходе «церковь» представляет особый тип религиозной организации, которая объединяет последователей определенной религии на основе наличия общности вероучения и культовых обрядов.
Церковь является очень важной организацией и социальным институтом, который выступает в качестве основного элемента социологии религии, а также религии как социального института в современном обществе. Ценность религии, значимость и роль церкви, ее функциональные особенности рассматривали такие исследователи, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, которые являются не только основоположниками социологической науки, но и исследователями, которые внесли значительный вклад в разработку теоретических проблем социологии религии. [12]
Современная церковь способна регулировать и регламентировать экономические и иные отношения в различных сферах человеческой жизни. Она санкционирует определенные взгляды и правила, а также некоторые формы деятельности, отношений и институтов. Особенность заключается в том, что церковь придает им некий «ореол святости», отвергая при этом грешников, которые осмелились оступиться и отвернуться от религиозных норм и предписаний.
Церкви, благотворительные организации, ассоциации, клубы и другие некоммерческие организации — отдельно от правительства и бизнеса — составляют важнейшую часть добровольной сферы жизни. Это называется гражданским обществом и выполняет большую часть тяжелой работы в общинах. Каждый может участвовать в этом партнерстве.
Религия часто является первым опекуном и учителем в жизни человека.
В рамках религиозных институтов люди учатся правильным ценностям, правильному образу жизни и тому, как они вписываются во вселенную. Церковь, синагога или храм также обеспечивают утешение людям во времена бедствия и надежды, когда жизнь представляет свои неизбежные проблемы.
Церковь как институт препятствует индивидуальным целям индивид отказывается от своих целей и ответственности от имени церкви. Прежде всего, будущее наших детей сильно зависит от церкви в том, что они склонны забывать социальные нормы и следовать церкви. Церковь также выступала в качестве пророческого критика с большим количеством последствий чувства вины, которое подчеркивает негативную критику. Есть несколько школ мысли, которые используют критическую автобиографию для объяснения социологии, основанной на институте. [17]
Социология образования выделяет школу как сообщество, в котором вы выросли и получили свой опыт. Мысли также могут указывать на задержанные знания, которыми обладает человек, особенно после применения вашего социологического воображения. Существует несколько теорий конфликтов, включая классовые и социальные конфликты, основные из которых включают предметный анализ.
Официальная история Русской церкви восходит к 988 году, когда по решению Владимира Великого Русь приняла греческую религию. Это событие описано в Первичной Летописи. Это самая ранняя из дошедших до нас рукописей, датированная XII-ым веком. В ней описывается красивая легенда, объясняющая, почему Владимир выбрал греческую версию христианства.
Россия не только приняла православие, но и сделала его своим до такой степени, что оно стало известно как Православие, или право на поклонение. Не сумев полностью избавиться от славянских языческих традиций, Церковь впитала их и объявила христианскими. С тех пор православие стало ключевым фактором ранней российской политики — от объединения народа до завоевания других земель.
В течение тысячи лет Русская Православная Церковь была на стороне тиранических самодержцев, обещая плебсу пирог в небе, объясняя, что, находясь на Земле, милосердный Бог хочет, чтобы они были бедными, униженными и рабскими. Эта простая формула сделала духовенство РПЦ богатым и безопасным.
По преданию, к Владимиру приезжали посланцы разных религий: мусульмане, иудеи, нунции, византийцы. Владимир отверг мусульман из-за их запрета на вино; он отверг евреев, потому что у них не было своего государства; и нунций из-за старой вражды. Однако история, рассказанная эмиссаром из Византийской империи, произвела на него огромное впечатление. Позже Владимир послал своих эмиссаров проверить веру и обряд каждой религии, но им понравилась только византийская вера и обряд.
В России Православная Церковь находилась во власти государства. В Советском Союзе, особенно в его ранний период, Коммунистическая партия вела большую антирелигиозную пропаганду, и большой процент церквей был закрыт. Однако Конституция 1936 года гарантировала свободу вероисповедания, и впоследствии Русская Православная церковь была возрождена. В 1944 году для надзора за религией были созданы два государственных совета: один регулировал дела Русской Церкви, другой-других христианских конфессий, мусульманских, иудейских и буддийских групп. Подобные системы государственного контроля существовали и во многих других коммунистических странах. [22]
Русские — в подавляющем большинстве своем православный христианский народ. По официальным данным, это число составляет 80 процентов населения. Остальная часть состоит из мусульман, иудеев и буддистов, но если бы вы спросили христиан, сколько из них на самом деле соблюдают Великий пост, то получили бы только один процент. Например, службы посещают всего четыре процента – это 5,8 миллиона в стране с населением 146 миллионов человек. Что еще более странно, так это то, что только около 75 процентов тех, кто называет себя православными христианами, на самом деле верят в Бога.
Церковь — это второй по значимости институт политической системы общества после государства. Исторически союз церкви и государства в России рассматривается, как особый нравственно-религиозный и юридический союз.
Церковь обеспечивает регулярные отношения между членами религиозного объединения и его подразделениями, с одной стороны; с другой же — поддерживает связи со светскими структурами и объединениями. Церковь как социальное явление, общественный институт в форме централизованного религиозного объединения,
• формирует общность верующих на основе конкретной системы религиозного вероучения,
• обладает установленной в соответствии с исторической традицией иерархической организационной структурой,
• самоуправляется на основе исторически закрепленных правил общественного поведения внутри объединения и в его взаимоотношениях с обществом и государством (канонов),
• руководствуется в своей деятельности закрепленными исторической традицией правилами отправления религиозной практики (культа),
• преследует цели индивидуального и публичного исповедания и распространения своего вероучения, также осуществления хозяйственной деятельности, необходимой для поддержания жизнеобеспечения церкви в целом и входящих в ее состав организаций (общин) верующих.
В организационной структуре церкви часто существуют группы духовенства и мирян. Первая, иерархиезированная часть состоит из служителей культа, совершающих религиозные обряды, осуществляющих проповедь вероучения и удовлетворяющих религиозные, а иногда и нерелигиозные (начальная медицинская помощь, благотворительность, начальное, духовное образование и т.д.) просьбы верующих. Мирянами являются рядовые верующие, оставшиеся за пределами круга духовенства и составляющие подавляющее большинство приверженцев во всех религиях.
Вклад религии в развитие общества можно разделить на несколько уровней или категорий. Главный фактор-это роль, которую она играет в обществе: история, политика и многие другие факторы. Религия также может играть главную функцию в жизни индивидов конкретного общества. Она также определяет стандарты приемлемого поведения, создавая табу. Мифология, ритуал, образность-неотъемлемая часть любой большой религии. Образы, хотя и могут использоваться для передачи мифологии определенной системы верований, могут также использоваться как конструктивная или разрушительная сила. [20]
Мифология, как христианства, так и индуизма играет важную роль в переносе традиций каждой религии. Христианство черпает свои мифы из иудаизма, главным образом через Тору, переосмысливая их и добавляя оригинальные в Новом Завете. Точно так же индуизм опирается на ведические традиции и свою мифологию для определения ритуалов и традиций. Обе эти религии используют мифы, чтобы показать примеры определенного поведения или объяснить, откуда берутся определенные традиции.
Христианство имеет глубокие корни в иудаизме. Она имеет две ключевые черты, которые четко определяют ее: вечное спасение и прощение всех грехов. Единственная цена, которую приходится платить за них, — это следовать за Иисусом Христом, то есть жить по его заповедям. Концепция полного прощения грехов, возможно, сыграла одну из главных ролей в успехе распространения христианства, хотя кровавые обращения также имели место на протяжении всей истории.
Церковь была вынуждена лишиться большей части своего имущества, а многие монахи были выселены из своих монастырей. Конституция бывшего Советского Союза номинально гарантировала свободу вероисповедания, но религиозная деятельность была сильно ограничена, а членство в религиозных организациях считалось несовместимым с членством в Коммунистической партии. Таким образом, открытое исповедание религиозных убеждений было препятствием для индивидуального продвижения. [24]
Государство имеет преимущественный потенциал воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые обязательны к исполнению. Поэтому, если и возникнут какие-либо трения, то государство имеет возможность быстро «урезонить» церковь силой своей власти
1.3. Взаимодействие государства и церкви
Религия обладает значительным потенциалом, особенно в области межэтнических отношений. Именно поэтому там, где сохраняются напряженность или существует открытый конфликт, представители религий, являющихся традиционными для большинства народов, вовлеченных в таковые конфликты, призываются к решительным и срочным совместных действиям. Там, где существует прямая угроза применения силы, должно быть особенно энергичным взаимодействие и сотрудничество Церкви и государства, направленное на скорейшее мирное и справедливое разрешение существующих проблем.
В последние годы в России произошла существенная трансформация церковно-государственных отношений. Государство стало значительно более чувствительным к интересам Русской Православной Церкви (РПЦ), более готовым и способным удовлетворить эти интересы. Церковь получает все более существенную и широкую поддержку со всех уровней власти, от прямого финансирования программ церковного строительства на региональном уровне до позитивного изображения федеральными и местными политиками, СМИ и самим Президентом Владимиром Путиным. Даже такое важное для россиян событие, как Парад Победы, последние два года включает в себя религиозную символику. Эти показатели сближения церковно-государственных отношений свидетельствуют о растущем акценте на роль религии
Содержание:
Введение. 3
1 Общетеоретическая
характеристика взаимодействия церкви и государства. 5
1.1 Церковь
как религиозная организация. 5
1.2 Государство
в зависимости от участия церкви (светское/религиозное) 8
1.3 Взаимодействие
государства и церкви. 10
2 Практический
анализ институтов церкви и государственных образований. 15
2.1 Модели
организации церкви и государства. 15
2.2 Примеры
государств в современном мире. 19
Заключение. 23
Список
использованных источников. 25
Введение:
Актуальность выбранной
темы данной исследовательской работы высока. Несмотря на то, что роль церкви в
современное время заметно упала по сравнению с тем же средневековьем, однако
она все равно имеет очень весомое влияние на жизнь населения большинства
государств. Наше государство исторически неразрывно связано с православной
церковью. Также актуальность изучения обуславливается значительным количеством
спорных вопросов с точки зрения правового регулирования данной сферы.
В данной работе анализируется
правовой статус Русской Православной Церкви как некоммерческой организации.
Помимо вышеизложенного, были проанализированы нормы Конституции Российской
Федерации и выявлены права и свободы, определяющие существование некоммерческих
организаций в целом и религиозных организаций в частности.
В работе также
анализируются понятие «светское государство», признаки, конституционные принципы
и особенности формирования современного российского светского государства, и
его отличие от теократических государств.
Исследуются проблемы
взаимодействия религии и государства. Отмечается, что религия выполняет такие
важные функции, как интегративная и нормативная. Примечательно, что в условиях
секуляризованного мира религия стремительно политизируется, поскольку в
современном мире терроризм, локальные конфликты и войны имеют религиозную
составляющую.
В качестве практического
анализа взаимодействия государства и церкви, мы рассмотрим две страны – Грузию
и город-государство Ватикан.
Цель данной
исследовательской работы – рассмотреть все особенности взаимодействия
государства и церкви, взяв за пример ряд современных государств.
Задачи данной исследовательской
работы, которые обусловлены поставленной целью и структурой данной работы:
1. Определить
правовой статус церкви в Российской Федерации;
2. Выделить
отличительные особенности светского государства от теократического государства,
взяв за пример Российскую Федерацию;
3. Выделить
аспекты по взаимодействию церкви и государства;
4. Определить
модели организации взаимодействия церкви и государства, взяв за пример опыт
Грузии;
5. В
качестве примера теократического государства охарактеризовать город-государство
Ватикан.
Объект данной
исследовательской работы – свойства, аспекты, признаки и иные особенности,
которые характеризуют взаимодействие государства и церкви наиболее точно.
Предмет данной
исследовательской работы – положения действующих нормативно-правовых актов
Российской Федерации, которые непосредственно регулируют выделенные отношения.
Также, это научные материалы и публикации некоторых исследователей, чтобы
рассмотреть отдельные вопросы наиболее широко.
Научно-исследовательские
методы, которые были использованы при написании данной работы:
¾ абстрагирование;
¾ аналогия;
¾ индукция;
¾ классификация;
¾ обобщение;
¾ сравнительный
анализ;
¾ синтез
(объединение).
Структура данной
исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, две главы со
своими параграфами, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Таким образом, мы
определили, что религиозные организации занимают ключевое положение, по
сравнению с остальными многочисленными некоммерческими организациями, во многом
благодаря специфике общественных отношений, в которых они действуют.
Можно сказать, что
история развития цивилизаций свидетельствует о том, что светское государство
может признать определенный, а иногда и весьма значительный вклад определенной
религии в формирование духовно-культурной идентичности населения страны. Помимо
материального и финансового благополучия, им нужна еще и так называемая
правильная духовная аура. Религия вместе с государством способна регулировать
поведение людей, опираясь при этом на многовековой морально-этический потенциал
и активно участвуя в общественной жизни страны, обладая определенными функциями
и полномочиями и осуществляя власть над людьми.
Что касается моделей
взаимодействия церкви и государств, то мы выделили две. Во-первых, это
самопровозглашенные автокефальные области в некоторых государствах, созданные
благодаря активному вмешательству органов государственной власти и отдельных
высших должностных лиц соответствующих стран. Второй возможностью развития
государственно-религиозных отношений является отсутствие или недостаточность
правового регулирования религиозных объединений в силу исторических и
социально-экономических факторов.
Мы решили все
поставленные задачи данной исследовательской работы, а конкретно:
1. Определили
правовой статус церкви в Российской Федерации;
2. Выделили
отличительные особенности светского государства от теократического государства,
взяв за пример Российскую Федерацию;
3. Выделили
аспекты по взаимодействию церкви и государства;
4. Определили
модели организации взаимодействия церкви и государства, взяв за пример опыт
Грузии;
5. В
качестве примера теократического государства охарактеризовали город-государство
Ватикан.
Соответственно, решенные
задачи данной исследовательской работы обуславливают собой достижение
поставленной цели.
Фрагмент текста работы:
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА
1.1 Церковь как религиозная организация
В настоящее время роль и
влияние некоммерческих организаций возросли в несколько раз по сравнению с
результатами 20-25-летней давности. Это связано с тем, что данный тип
организации позволяет снизить нагрузку на государственный бюджет, который и без
того переживает непростые времена в современных экономических условиях
Российской Федерации. Т.Б. Якимова признает некоммерческие организации ведущим
институтом гражданского общества в Российской Федерации, поскольку они способны
оперативно реагировать на социальные проблемы быстрее, чем громоздкие органы
государственной власти[1].
Для удовлетворения
духовных потребностей гражданина на территории Российской Федерации существует
множество некоммерческих религиозных организаций, представляющих различные
конфессии.
Религиозные организации с
каждым годом расширяются и выполняют огромный объем социальной
работы, такой как благотворительность, реабилитация заключенных, помощь
малоимущим, в соответствии с законом и при содействии государственных органов
реализуют различные проекты, необходимые обществу[2].
Законодательством
Российской Федерации, и в частности, Гражданским кодексом Российской Федерации
(далее — ГК РФ), Русская Православная Церковь (далее — РПЦ) отнесена к
религиозным некоммерческим организациям. Этот вопрос регулируется ст. 123.26 ГК
РФ и определяет религиозную организацию как добровольное объединение,
образованное гражданами Российской Федерации и иными лицами в целях совместного
исповедания и распространения веры[3]. [1] Якимова Т.Б.
Некоммерческие организации как основной институт гражданского общества в России
/ Т.Б. Якимова // Вестник ТГПУ. – 2013. – № 12 (140). – С. 116. [2] Амелин В.В.
15-летие Федерального закона «о свободе совести и о религиозных объединениях»:
реализация в поликонфессиональном Оренбуржье / В.В. Амелин // Известия
Оренбургского государственного аграрного университета. – 2013. – №4 (42). – С.
253. [3] Гражданский
кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации. – 1994 г. – N 32. – Ст. 3301.