Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Государственный суверенитет: понятие, признаки, виды

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1.«Суверенитет» как политико-правовая категория 5
2.Государственный суверенитет как один из признаков государства 12
3.Механизм обеспечения государственного суверенитета 15
Заключение 23
Список источников и использованной литературы 25

 

  

Введение:

 

Данная работа посвящена государственному суверенитету, теоретическим, историческим аспектам суверенитета, его признакам и видам. Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку понятие государственного суверенитета до сих пор вызывает споры среди специалистов в области теории государства и права. Эти дискуссии относятся к таким вопросам, как свойства, признаки, принципы суверенитета, оспаривается необходимость его существования. И, следует заметить, что до сих пор отсутствует общепринятое определение данного понятия вследствие его сложности и многоаспектности. Кроме того, на современном этапе, в условиях глобализации, актуальной становится проблема сохранения государственного суверенитета, на что обращают внимание многие правоведы.
Мерилом авторитета и эффективности государства является ее суверенностью. Поэтому не удивительно, что проблемы суверенитета всегда были в центре внимания политологов, государствоведов, философов, экономистов.
Рассмотрение вопроса о государственном суверенитете целесообразно начать с рассмотрения особенностей государственной власти. Ее особенности заключаются в отделенности от общества, распространении всех членов общества и в ее осуществлении специальным уполномоченным аппаратом управления, а в некоторых случаях аппаратом принуждения.
У государственной власти монополия на легальное насилие. В советский период верховенство как суверенное свойство государственной власти учеными-юристами рассматривалось в трех аспектах:
через ее универсальность. иными словами, суверенная власть государства распространяется на определенное пространство, замкнутое государственными границами, и население, организованное по территориальному признаку.
через исключительность, т.е. запрет на иную другую конкурирующую власть;
через монопольное наличие у государства мер принуждения, включая специальные органы, законодательство и другие.
Степень изученности темы. Исследованиями о понятии государственного суверенитета занимались такие авторы, как С.С. Алексеев, Д.Б. Катков, И.А. Умнова и другие выдающиеся ученые, академики Российской Академии Наук и юристы.
Цель исследования: установить, чем является суверенитет государства и описать государственный суверенитет Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
— дать дефиницию понятию суверенитет и обозначить признаки государственной суверенности
— проанализировать типы государственного суверенитета
— разобрать основы государственного суверенитета России.
Предмет исследования: теоретические основы суверенитета, его виды и характеристики. А так же политико-правовая характеристика содержания суверенитета Российской Федерации, теоретические и практические аспекты его реализации
Объектом исследования является государственный суверенитет, национальный и народный виды суверенитета.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Можно заключить, что под государственным суверенитетом стоит понимать характеристику государства, которая находит свое выражение в верховенстве на своей территории, а также в независимости государства на международной арене и наличии гарантий территориальной целостности страны.
Как известно, современные международные отношения являются довольно многообразными, они включают в себя дипломатические, правовые, идеологические, политические, экономические и иные связи и взаимоотношения между странами, их объединениями и иными факторами международных отношений.
Однако развитие глобального информационного общества важнейшее место отводит информационным аспектам взаимодействия субъектов международного права, которые опосредуют и обслуживают все сферы взаимоотношений субъектов международного права. В настоящее время международные информационные отношения выделяют в качестве самостоятельного вида международных отношений.
В этой связи российский исследователь В.П. Талимончик, характеризуя международные информационные отношения, отмечает их взаимосвязь с содержанием информации, а также процессами создания, хранения, распространения и передачи информации, в которых основными факторами выступают государства, международные организации, транснациональные корпорации, физические и юридические лица, субъекты федерации, муниципальные образования, административно– территориальные образования государств.
Новейшие информационные технологии позволили не только расширить возможности по управлению обществом, но и повысили ценность информации как стратегического ресурса. Развитие глобального информационного общества, сопровождаемое стремительным ростом количества информационных потоков, характеризуется трансформацией сущностных конструктов и базисов. Одним из таких базисов выступает понятие суверенитета, которое также приобрело новую грань. Так, все чаще в научных кругах употребляется термин «информационный суверенитет». Однако среди ученых нет единства во мнении, является ли информационный суверенитет разновидностью суверенитета или нет, что породило научные споры.
Резюмируя, следует заключить, что в условиях развития информационного общества и развития процесса глобализации, сопровождающихся возникновением новых вызовов и угроз, актуализируется проблема осуществления научных исследований в данной сфере, а также выработка унифицированных подходов для решения новых задач.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. «Суверенитет» как политико-правовая категория

Согласно общепринятому термину, государственный суверенитет — это обязательный признак государства, характеризующийся единством, верховенством и независимостью власти от иной власти, как внутри, так и на международном уровне, заключающийся в самостоятельности реализации, принятия и защите своих интересов . На аналогичное определение указал и Конституционный суд РФ в своем постановлении № 10-П от 07.06.2000 «По делу о проверки конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»« в мотивационной части — пункте 2.1.
Однако вывод, который он сделал, оставил неоднозначное мнение. Входящие в состав Российской Федерации республики, впоследствии этого высказывания приравниваются к субъектам Федерации, таким как края, области . По мнению данного органа, республика в составе Федерации как таковым суверенитетом не обладает, а название демонстрирует лишь исторические особенности данных субъектов.
В заключительной части данного постановления говорилось о том, что только многонациональный народ Российской Федерации имеет суверенитет. Из этого следует, что у субъектов Федерации суверенитет отсутствует. Поэтому можно сказать, что Конституционный суд РФ некорректно выразился, тем самым совершил две ошибки. Первая ошибка заключается в том, что были некорректно совмещены такие два термина как «государственный суверенитет» и «народный суверенитет».
Справедливо заметить, что эти два термина близки по смыслу и содержанию, но они не тождественны. Народный суверенитет — это концепция, в которой народ рассматривается как источник государственной власти. Таким образом, термин «государственный суверенитет» является производным от «народного суверенитета», что можно признать в качестве одной из демократических основ. К примеру, в статье 3 Конституции РФ говорится о том, что власть принадлежит народу, и он является носителем суверенитета, а также, что именно он может участвовать в руководстве государством через органы государственной власти и органы местного самоуправления . А в статье 4 Конституции РФ говорится, что вся территория Российской Федерации обладает суверенитетом, а Конституция РФ и федеральные законы являются главенствующими .
Из содержания данных статей можно заключить, что статья 3 Конституции РФ упоминает о народном суверенитете как таковом, а в статье 4 Конституции РФ речь идет уже о государственном суверенитете. Из этого следует, что Конституционный суд РФ не учел эти нюансы и, в связи с этим, неверно уяснил смысл конституционных установлений. Во-вторых, необходимо ввести в конституционно-правовой оборот такие два термина, как «федеративное государство» и «федеральный центр», так как понятие «Российская Федерация» отождествляет федеральный уровень государственной власти со всем государством в целом. Все уровни органов государственной власти федерального центра входят в федеративное государство, а федеральный центр здесь является своего рода «главенствующим».
Следовательно, федеральный центр является лишь механизмом государства, но никак не «Российской Федерацией». В данном постановлении Конституционный суд РФ также сослался на статью 79 Конституции РФ, в которой говорится о передаче части полномочий Российской Федерации международным организациям, например, Европейскому суду по правам человека (ЕСПЧ). В случае выявления определенных нарушений по национальному уголовному судопроизводству ЕСПЧ вправе отменить рассматриваемое судебное решение и направить дело на пересмотр. Это право принадлежит федеральному центру, так как и субъекты Федерации могут участвовать в деятельности некоторых международных организаций. Рассматриваемая статья говорит о том, что членство в международной организации не может ограничивать права человека, а регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесены к ведению федерального уровня государственной власти .
Именно это и входит в полномочия федерального центра, так как он является высшим уровнем государственной власти в федеративном государстве. Из этого следует вывод, что суверенитетом может обладать только народ. Только народный суверенитет является абсолютным и неограниченным.
Касательно федеративного государства и федерального центра можно сказать следующее: они могут обладать «автономией» по принятию решений лишь при разрешении вопросов внутреннего характера, например, в случае изменения границ субъектов Федерации. В связи с этим следует отграничиваться от такого термина как суверенитет, поскольку его значение в современном мире тождественно понятию автономия, что представляет своего рода самостоятельность и независимость при решении компетентных вопросов.
В настоящее время мировое сообщество стоит на пороге глобального системного кризиса. Его корни лежат в трансформации национальной территориальной государственности, которая на протяжении длительного времени выступала основной формой существования наций и народов. В условиях комплексной глобализации, охватывающей все сферы экономической, политической и культурной интеграции и унификации, незыблемое содержание понятия «государство» и суверенная государственность как явление, все чаще подвергаются сомнению. Государство становится не способным справиться с вызовами, которые ему предлагает глобализация, что приводит к необходимости реструктуризации властных отношений в обществе. На место государства как наиболее фундаментальную политическую структуру пытаются поставить «мировую цивилизацию» в качестве некого единого субъекта, исходя из интересов которого должна проводиться политика всех стран и народов. Понятие государства нередко заменяется категориями регионализма, автономии, федерализма, которые выступают как некая альтернатива угасающей территориальной государственности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы