Курсовая теория на тему Государственный строй Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Понятие и особенности государственного строя России 7
1.1. Понятие государственного строя 7
1.2. Основные этапы становления и развития современного государственного строя 12
1.3. Теория принципов государственного строя Российской Федерации 14
1.4. Гарантии государственного строя: понятие, признаки, функции и классификация 17
Глава 2. Социальные и экономические отношения в современной России 19
2.1. Основы социальной и экономической политики 19
2.2. Реформирование социальных и экономических процессов 22
Заключение 26
Список источников и литературы 28
Введение:
Современная динамика государственно-правового развития выдвигает новые исследовательские приоритеты, новые методологические подходы. В таких условиях особой актуальности приобретают исследования всей совокупности факторов, формирующих основу демократического правового государства.
Сегодня в России продолжается поиск оптимальной модели демократического развития, в том числе концепции развития государственного строя, становление демократических институтов, реформирования различных сфер общественной жизнь. В монографическом исследовании акцентировано, что становление государственного строя на демократических началах является системным, сложным, длительным по времени развития политико-правовым процессом, который охватывает реформирование всех сфер общественной жизни.
Одной из наиболее важных проблем отечественной юридической науки является конструирование такой модели современного была совместима с концепцией гражданского общества.
Категория «государственный строй» употребляется слишком часто и неоднозначно объясняется различными исследователями, в частности, учитывая различные концептуальные построения и пояснительные схемы, применяемые в эмпирических исследованиях. Первые попытки выделить понятие государственного строя имели место еще в исследованиях советских ученых, и прежде всего представителей советской научной школы. Сейчас существует достаточно большая амплитуда подобных определений, основывающихся на тех или иных методологических подходах, которые достаточно трудно привести к общему знаменателю. Поэтому научная задача этой работы заключается в предоставлении на основе теоретического обобщения и с помощью метода системного анализа целостного представления о государственном строе России, которое органично объединяло бы его теоретические и прикладные характеристики.
Современная методология государства и права, основываясь на результатах предыдущих теоретических исследований, дает нам новый взгляд на понимание государственного строя, его реальной сущности. В этом контексте значение системного подхода для анализа государственного строя заключается в том, что он дает возможность рассматривать государственную и политическую жизнь, политические явления и процессы не как разрозненные проявления общественной жизни, а как целостную совокупность взаимосвязанных элементов, которая, взаимодействуя с окружающей средой, функционирует с определенными закономерностями и выполняет конкретные функции. Поэтому в современных условиях государства эта проблема требует научного обеспечения и дальнейшего теоретического обоснования.
Научная актуальность исследования «государственного строя», проблемных вопросам теоретико-концептуального осмысления этой категории и сферы ее практической реализации детерминируется следующим.
1. Изучение в системной связи и взаимозависимости таких категорий, как «государственность», «государственный строй», «общественный строй», «конституционный строй», «политическая система», «тип государства» и «форма государства», является необходимым для разработки общей концепции развития государства, в частности концепции организации и совершенствования государственного строя, а также для применения их в практике государства.
2. Проблема научного понимания сущности, признаков и содержания принципов государственного строя имеет сегодня актуальное теоретическое и практическое значение и концентрирует современные политико-правовые аспекты теории государства и права, конституционного права и других отраслевых юридических наук.
3. Становление современного государственного строя обуславливает необходимость научного поиска в сфере его обеспечения с целью обеспечения адекватности реалиям и перспективам общественно-политического развития.
Терминологическая неопределенность в сфере обеспечения государственного строя в условиях демократической модификации негативно влияет как на развитие правовой доктрины, так и на практику государства.
4. Исследования актуализируется тем, что в России практически не создано научно обоснованной теории функций государства, в том числе системного, основательного анализа содержания функций современного государства.
5. В период обострения экономической и социально-политической ситуации, дисбаланса в системе организации и функционирования государственной власти перед государством также остро встает вопрос о существовании стабильного, рационально функционирующего государственного механизма, способного четко, эффективно и в установленный срок решать поставленные задачи. Проблемы определения понятия, признаков, принципов организации и деятельности механизма государства требуют дальнейших комплексных научных разработок с целью понимания его реальной природы согласно конституированных положений, а также анализа проблем, связанных с общими закономерностями организации и функционирования государственного механизма в условиях становления и формирования правового государства.
6. Правовая доктрина характеризуется отсутствием новых исследований механизма и аппарата государства, анализ которых является методологической основой для разработки теории органа государства. Определение дефиниции и системы признаков органа государства занимает одно из ведущих мест в юридической науке, что обусловлено накоплением большого по объему и разнообразного по содержанию материала, который требует комплексного и основательного изучения. В условиях современных процессов особое значение приобретает вопрос разграничения полномочий органов государства. Исследование указанной проблематики имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение для эффективного
Заключение:
Проведенный анализ свидетельствует, что в последнее время наблюдается повышение интереса к проблематике государственного строя как со стороны ученых, так и практических работников. Усиление внимания к изучению этот вопрос детерминирован глубокими трансформационными изменениями в политической, социально-экономической, культурной и других сферах.
В правовой науке существуют различные подходы к определению понятия «государственный строй», что дает возможность рассматривать их под разными углами зрения, изучать и анализировать их особенности. Такое положение вещей требует системного подхода, что позволит упорядочить научный материал с целью создания целостной концепции государственного строя.
Научная проработка исследуемой проблематики позволила, с одной стороны, констатировать неоднозначную вариативность определения понятие «государственный строй» как в общетеоретическом, так и отраслевом измерениях, с другой – определить приоритетные ориентиры научного поиска, сформулировать обобщенные теоретико-методологические положения и практические рекомендации, заслуживающие приоритетного внимания, осуществить попытка авторской интерпретации проблематики государственного строя. Реализованы цель и задачи этого исследования предоставили возможность сделать следующие выводы.
1. Основательный анализ соотношения и межотраслевой, междисциплинарной взаимосвязи правовой категории «государственный строй» с категориями «государственность» «конституционный строй», «общественный строй», «политическая система», «тип государства», «форма государства», комплексное изучение теоретических подходов к содержанию понятия «государственный строй» позволили сформулировать его авторское определение. Государственный строй России – это нормативно упорядоченная (нормирована) система общественных отношений, гарантированных Конституцией и законами РФ, по организации и деятельности государства и его основных институтов, детерминированных синтезом исторических условий, закономерностей, традиций, новаций и тенденций современного демократического развития.
2. Историческое осмысление становления и развития государственного строя позволяет определить основные векторы развития правовой мысли и практики современных процессов. Разработана авторская периодизация основных этапов развития государственного строя России.
3. Научное понимание сущности, признаков и содержания принципов государственного строя имеет как теоретическое, так и практическое значение и концентрирует современные социально-политические аспекты юридической науки. Принципы государственного строя являются критерием оценки эффективности методологической основой дальнейшего совершенствования государства.
Принципами государственного строя есть основные, отправные идеи, которые выражают важнейшие закономерности развития государственного строя, имеют политико-правовой, программный, императивный характер, юридическое верховенство относительно других нормативных положений и отвечают объективной необходимости развития демократического государства. К признакам принципов государственного строя относятся следующие: основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение; политико-правовой и программный характер; нормативность и общеобязательность; определенность и категоричность; юридическое верховенство относительно других положений Конституции и всех иных нормативных актов государства; постоянный характер действия; общепризнанность (в отличие от других идеологических наставлений); целостность; сжатый и сконцентрированный характер изложения; устойчивость и, соответственно, особый порядок изменения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и особенности государственного строя России
1.1. Понятие государственного строя
Государственный строй не может рассматриваться как достояние одной науки, например, философии, экономики, социологии, политологии, юриспруденции и др. Это лишь разные подходы к изучению единого и сложного предмета, не отделены друг от друга, а органически связанные и дополняющие друг друга. Упор нужно делать на необходимости охватить предмет изучение со всех сторон, во всех связях и «опосредованиях».
Поэтому родниковой базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, принадлежащих к различным научным направлениям и школам.
Это научные публикации юристов, философов, историков, политологов, социологов и тому подобное.
Одним из важных моментов понимания современного процесса познания развития государственного строя следует признать необходимость координации, согласование различных взглядов, позиций, школ, методов исследования. Этому должен способствовать хорошо осознанный методологический фундамент, который позволяет оценивать эффективность методов, используемых для решения научно-теоретических и практических задач .
Отсюда отечественная юриспруденция должна не только опираться на методологию социальной философии и социологии, но и совершенствовать и разрабатывать на их основе собственные конкретно-методологический и теоретический фундаменты, которые будут способствовать более глубокому познанию правовой и государственной действительности, посредством развития новых познавательных средств.
Следует учесть и то, что изменение свойств социальной действительности, в частности государственно-правовой реальности в России, обусловлена вступлением независимости, движением к стандартам правовой демократической социальной государственности и органично связана с изменением ее признаков, в первую очередь необходимостью трансформации представлений о государственном строе России.
Актуальность исследования стимулируется отсутствием комплексных теоретических разработок, посвященных определению понятия, анализа системы «государственного строя», его соотношение с другими взаимосвязанными категориями, их взаимовлияния. К тому же эта научная проблематика значительно актуализируется в условиях современного государственно-правового развития Российской Федерации и связана с необходимостью обеспечения теоретико-правовой модели государственного строя.
В таком контексте возникает задача изучения государственного строя как нормативно объективированного, сложного институционального комплекса общественных отношений по организации и деятельности государства, обусловленного историческими условиями и уровнем развития политических, экономических, культурных и других отношений и соответствующих институтов.
Закономерности развития государственного строя и его взаимодействие с другими явлениями обусловливают необходимость поиска и применения в процессе исследования многоаспектного и многомерного подходов, синергетического, междисциплинарного рассмотрения его различных сторон с помощью совокупности различных методов и дефиниций, которые производятся различными науками. Бесспорно, что междисциплинарный рассмотрение государственного строя обеспечивает диалектический взгляд на него, то есть необходимым является комплексное применение взаимодополняющих методов исследования и оценки разных наук, опыта познания и мышления, который был приобретен в процессе их развития. Такой комплексный подход, предполагает междисциплинарное рассмотрение, зарекомендовавшее себя как эффективное при исследовании сложных социальных явлений, так как взаимодействие различных наук и даже отдельных отраслей одной и той же науки значительно увеличивает потенциал теоретического анализа, в том числе способствует освобождению от одномерности.
Таким образом, актуальность научной разработки данной тематики обусловливается следующим: во-первых, тема государственного строя является настолько широкой, что ее нельзя исчерпать и несколькими монографическими и диссертационными работами, а существующие работы не содержат окончательных выводов и безоговорочных позиций вследствие того, что государственный строй с нормативной стороны и политико-правовой практики имеет переходный характер.
Во-вторых, исследования в монографиях, посвященных конституционализму, конституционному строю, государственности и отдельным актуальным вопросам государственного строя, свидетельствует о том, что настало время осмысления этих проблем в России как комплексной (а не фрагментарной) научной темы.
В-третьих, обогащение науки исследованиями по этой актуальной тематике, в которой ранее существовал исследовательский дефицит, положительно влияет на практику государственного строительства.
Термин «строй, порядок» употребляется во многих значениях, в частности, как система, структура, строение, организация, устройство, уклад, порядок, власть, согласие, согласованность, упорядоченность, расположение, размещение, слаженность, системность. В целом этот термин отражает преимущественно два явления: статику (организацию, структуру) и динамику (деятельность, поведение, движение) общественных явлений.
Соответственно государственный строй представляет собой в самых общих чертах организацию и деятельность государства, предусмотренную и гарантированную Конституцией и законами РФ. Он интерпретируется также