История государства и права Зарубежных стран Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Государственный строй Древнего Египта и его эволюция.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Возникновение и развитие органов государственной власти в период Раннего и Древнего царства 8
1.1 Сакрализация власти фараона 8
1.2. Функционирование органов государственной власти в период Раннего и Древнего царства 14
Глава 2. Эволюция государственного строя в Древнем Египте в период Среднего и Нового царства 21
2.1 Система органов государственной власти в период Среднего царства 21
2.2. Государственный строй в период Нового царства 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

  

Введение:

 

Интерес к Востоку в наши дни огромен и, видимо, будет возрастать. Интерес этот всесторонен и всеобъемлющ: история и культура, общество и государство, человек и религия, наконец, древние первоосновы великих цивилизаций Востока – все это ныне в центре внимания как самих жителей стран Востока, стремящихся к самопознанию и самоидентификации, к открытию фундаментальных основ собственного бытия, так и тем более представителей иной, западной, европейской традиции, чьи генеральные параметры столь отличны от восточных. Знание всеобщей истории государства и права нужно, прежде всего, для того, чтобы глубже понять современную государственность и уметь прогнозировать основные тенденции ее развития в ближайшем будущем.
Древний мир – эпоха в истории человечества, доминирующей линией развития которой было утверждение рабовладельческого способа производства, возникновение первых классовых обществ и государств.
Страны Древнего Востока, в частности Древний Египет, внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих духовных и материальных ценностей, которые впоследствии были восприняты и творчески развиты, став достоянием всего человечества.
Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь одна из вех в истории. Настоящее, воплощает в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождая тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего.
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что для того чтобы понять особенности развития современного государства и права, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.
Государство Древнего Египта – одно из древнейших государств в мире – сложилось более 5 тысяч лет назад в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила, в северо-восточной части Африки и ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также периоды социальных потрясений и т.д.
Несколько раз в этой стране повторялась ситуация, когда единое государство достигало высшей мощи и становилось самым сильным на Востоке (а может быть, и во всем мире), но затем довольно быстро слабело и, в конце концов, распадалось на множество маленьких государств. Однако спустя какое-то время оно снова возрождалось и – что удивительно – во многих своих чертах повторяло предшествовавшее ему единое государство.
Подобные крушения и возрождения происходили в Древнем Египте неоднократно. История этой страны имела своего рода характер постоянных изменений, что носили характер социальных и природных катастроф. Изменялся климат, и времена экономического процветания сменялись периодами материального упадка, гибли посевы, и вымирало население. Но проходило какое-то время, и египтяне опять возрождали свое государство. На протяжении истории Древнего Египта неоднократно менялись границы государства – его территория, то расширялась в результате победоносных войн или колонизации новых земель, то сужалась, вследствие военных поражений и ослабления центральной власти. Политическая борьба между различными кланами правителей нередко выливалась в широкомасштабную внутригосударственную войну. А бывало и так, что верховная власть над Египтом оказывалась на целое столетие и даже более в распоряжении чужеземцев.
История Древнего Египта делится на ряд периодов: период Раннего царства (3100-2800 гг. до н.э.), или период царствования первых трех династий египетских фараонов; период Древнего, или Старого, царства (около 2778-2260 гг. до н.э.), в который включается время царствования III-IV династии; период Среднего царства (около 2040-1786 гг. до н.э.) – время царствования XI-XII династий; период Нового царства (около 1580-1085 гг. до н.э.) – время царствования XVIII-XX династий египетских фараонов.
Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового царства – первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые природными ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 30 г. до н.э.
В свою очередь сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных. Благодаря своим естественным границам Египет представлял собой замкнутую область, отгороженную пустынями от соседних стран, что послужило созданию этнически однородного населения.
Расположение государства в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н. э.
Объединение сельских общин вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ способствовало формированию во второй половине IV тысячелетия первых государственных образований – номов, во главе которых стояли правители – номархи. Номархи пытались распространить свою власть над всей страной, ведя ожесточенные войны со своими соседями. Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома. Так, в 3200г. до н.э. образовались два самостоятельных государства Верхний и Нижний Египет. Однако уже к концу IV тысячелетия до н.э. цари Верхнего Египта объединяют страну в единое политическое целое.
Исходя из вышеизложенного, объектом нашего исследования является эволюционное развитие государственного строя Древнего Египта.
Опыт политического развития Древнего Египта уникален. Уже на рубеже IV и III тысячелетия до н.э. здесь существовало государство с развитой, способной тысячелетиями поддерживать свою преемственность верховной властью, с религиозно-политической идеологией, закреплявшей статус верховного властителя и его функции, с исполнительным аппаратом, проводившим политику в рамках большой по территории страны. Вряд ли где-либо еще на Земле имелась в то время подобная государственная территориальная организация.
Древнеегипетская государственность существовала в различных формах. Она могла, например, воплощаться в совокупности небольших государственных образований, каждое из которых имело своего правителя, обладавшего самостоятельной властью.
Однако по своей сути древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н.э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата, который на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен правителями-номархами, храмовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов.
Предмет исследования – государственный строй Древнего Египта.
Цель исследования – исследовать особенности государственного строя Древнего Египта.
Основные задачи, поставленные мной при написании данной работы:
– провести отбор литературы по данной тематике;
– раскрыть основы непостижимости и незыблемости сакральности фараона;
– определить периодизацию истории Древнего Египта;
– раскрыть сущность государственного строя Древнего Египта;
– изучить этапы эволюции государственного строя Древнего Египта;
– рассмотреть роль фараона и функции органов государственной власти в Древней Египте;
– определить основы государственного строя в Древнем Египте в период Древневосточной Деспотии;
– раскрыть актуальность изучения первых государств древности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнительно-правовой и исторически-правовой методы, метод индукции и дедукции.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя четыре параграфа, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Государственный аппарат древних египтян, что постепенно сформировался еще во времена первых династий, включал три уровня управления: центральный, региональный и местный. Общее руководство государством принадлежало фараону, личность которого считалась божественной, а непосредственное руководство осуществлял верховный сановник (джати). Наибольшей централизации государственный аппарат Древнего Египта достиг в эпоху Древнего царства. При этом верховный сановник в период Древнего царства, управляя от имени фараона, сосредоточивая в своих руках законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, а также различные отрасли хозяйства. Правда, в последующие века верховный сановник делегировал значительную часть своих полномочий другим сановникам центрального аппарата, что в значительной степени состоял из родственников фараона.
В первые века существования единого египетского государства еще проявлялся дуализм власти фараона, который был связан с существованием Верхнего и Нижнего царств на рассвете древнеегипетской истории.
В Древнем Египте еще не существовало четкой дифференциации ведомств, и один вельможа мог возглавлять войско или разбирать судебное дело, выполнять функции жреца и др.
Жречество уже в III тыс. до н. э. стало составной частью государственного аппарата, а в последующие тысячелетия происходит постепенное слияние светской и духовной власти, как на центральном, так на региональном и местном уровне.
Военное сословие как прообраз специализированной государственной службы, которое содержалось из казны, сформировалось в Древнем Египте, начиная только со времени правления фараона Рамзеса II (XIII в. до н. э.).
Региональный уровень управления состоял из административно-территориальных единиц – номов во главе с номархами, при которых существовал разветвленный чиновничий аппарат, что в значительной степени копировал государственный. Сановники и жрецы различных уровней, номархи, судьи, писцы были составной частью централизованного государственного аппарата, при этом писарь, как прообраз государственного служащего, пользовался большим авторитетом.
Завоевав в 525 г. до н. э. Египет, персы включили его в состав Ахеменидской страны как отдельную сатрапию, которую возглавлял персидский сатрап. В то же время, персидский царь Камбиз провозгласил себя египетских фараоном и основателем XXVII персидской династии. Начиная с 518 г. до н. э., во времена правления царя Дария, постепенно формируется структура персидской администрации в Египте: во главе египетской сатрапии стоял персидский сатрап, которому подчинялись персидские чиновники в отдельных номах. На региональном и местном уровнях, в том числе и на должностях номархов, оставались египетские чиновники. Более того, египтянам было разрешено в это время занимать ряд важнейших государственных должностей [9, с. 70; 13, с. 439].
В сельских общинах (местный уровень) действовали советы, занимающиеся вопросами местного управления, экономического развития и судопроизводства. Сначала они были выборными, но постепенно советы общин были подчинены номархам, а их представители превратились в самое низшее звено государственных служащих.
Процесс формирования государственного аппарата в Древнем Египте и на сегодняшний день остается недостаточно изученным. Поэтому в перспективе требует более глубокого исследования региональный и местный уровни государственного управления, а также отраслевые ведомства Древнего Египта.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Возникновение и развитие органов государственной власти в период Раннего и Древнего царства

1.1 Сакрализация власти фараона
В существовании Древнего Египта, культ фараона играл особую роль. Фараон почитался как божество или богочеловек. Это преклонение восходило к религиозному учению жрецов и постоянно, на протяжении существования древнего государства, поддерживалось ими.
Под сакрализацией власти фараона в Древнем Египте понимается двойная природа правителя государства: наличие у него как человеческих, так и божественных истоков. В связи с этими верованиями его рождение считали результатом брака бога-отца и земной матери. Поэтому на земле фараон правил как воплощение Гора, после смерти же его отождествляли с владыкой подземного мира[17,с.46-47].
Историю Древнего Египта историки традиционно делят на пять периодов. Так существовали Раннее и Древнее, Среднее и Новое, а также Позднее царство. Начало существования единого древнего египетского государства относят к III тыс. до н.э. Его распад связывают с завоеванием территории Александром Македонским в I тыс. до н.э. За все время существования страной правило 30 династий фараонов, каждый из которых считался воплощением на земле верховного бога Осириса. Первым подобным правителем считают Мина (Менес, Мене). Он пришел к власти около 3000г. до н.э. и известен тем, что объединил Нижний и Верхний Египет в единое государство. Культура созданного государства носила религиозный характер. На основе религиозного культа развилась сакрализация власти фараона[8, с.5-6].
Правители Древнего Египта считались фигурами сакральными (от англ. sacral и лат. sacrum – священное, посвященное Богу) и воплощали собой единство страны. Большинство ученых-историков считают, что именно в этом и кроется причина настолько развитого культа фараона. Поскольку Древний Египет относился к так называемым речным цивилизациям, то многое в жизни людей зависело от разливов Нила. К божественным свойствам фараона относили его способность магическим образом обеспечивать разливы реки при помощи специальных ритуалов. Сегодня мы достаточно просто можем объяснить этот сверхъестественный дар. Необходимо отметить, что египетские жрецы обладали необходимыми знаниями для того, чтобы определить, когда именно произойдет разлив реки. В этот день, фараон, по их подсказке, бросал в воду свиток с приказом о разливе. Поэтому для большинства простых людей их правитель был полубожеством, которое может вызвать полноводье.
Особенности религиозного воспитания сформировали уверенность египтян в том, что их правитель своими способностями может контролировать урожайность, приплод животных и даже рождение детей в семьях своих подданных. При этом имя фараона было запрещено произносить вслух. Но поскольку называть его все равно надо было, то просто народ пользовался иносказанием. Увидеть же живого бога удавалось лишь немногим счастливцам. В египетских текстах находим древнейшие описания подобных аудиенций, во время которых посетитель перед правителем должен лежать на животе, целуя землю у ног владыки государства. При этом простой человек мог просто потерять сознание. а порой и жизнь от священного трепета перед божеством[11, с.21-24].
История развития общества показывает, что государственность развивалась преимущественно на основе власти царей или королей и была, как правило, безграничной. Причем правитель мог иметь сотни тысяч и даже миллионы поданных. Именно это явление мы и наблюдаем в Древнем Египте, когда сакрализация кроме всего прочего наделяла правителя священными свойствами. И на основе божественной природы фараона удалось достичь сильной централизованной власти в древнем государстве. Среди основных принципов это власти стала незыблемость и непостижимость. Это проявлялось в организации древнеегипетского народа вокруг своего правителя, с которым он соотносил свои деяния и помыслы, в нем же видел источник благодеяний и бедствий. Фараон был центром всего мира для собственного народа и являлся своеобразной системой координат их взглядов на жизнь.
Сакрализация власти фараона выразилась в добровольном подчинении народа воле одного человека. В основе данного явления вера простых людей в то, что их правитель является представителем высших сверхъестественных сил, которые наделили его для выполнения миссии управления многочисленными правами. Важным элементом возложения этой миссии стало утверждение концепции «богочеловека», власть которого дарована ему свыше и какого-либо логического и рационального объяснения не требует. На этой вере строилось традиционное древнеегипетское представление о власти. Поэтому фараон приходился сыном не только верховному богу, но и девяти другим главным богам. В этом случае на правителе страны были сконцентрированы все сверхъестественные силы. Сакрализация власти фараона проявлялась и в том, что он стоял выше и отдельно от всех богов. Фараон был не прост посредником между двумя мирами, он – продолжение божественного мира на земле. Подобное видение власти можно наглядно продемонстрировать одним из древних текстов под названием «Завещание Рамсеса» [8, с.5-6].
Мы можем говорить о наиболее законченном и полном выражении божественности образа и фигуры царя в Древнем Египте. Но, все же, культ фараона являлся лишь тенденцией сохранения первоначальных представлений. Люди, которые проживали довольно далеко от столицы своего государства, верили своим местным богам, и культ главного правителя существовал для них только формально.
В древнеегипетских тестах существуют доказательства фактом, которые свидетельствуют о том, что фараоны не всегда являлись символом божественности в глазах своих подданных. Но мы говорим о развитии культа божественности правителя в древнем Египте в самой большой мере, настолько это возможно было в человеческом обществе.
В руках правителя Египта сосредотачивалась абсолютная власть над собственным народом, материальными, природными, трудовыми и земельными ресурсами всего государства. В этом мы видим проявление теократического характера власти. которая имела название теократии, что переводе с греческого языка обозначает «боговластие». Все, имела страна, считалось собственностью ее правителя. И не случайно такое понятие, как «дом фараона» в Древнем Египте, было синонимично понятию «государство»[13, с.35-36].
Требования религии, которые составляли учения жрецов Древнего Египта, – беспрекословное подчинение своему правителю всех сословий государства. Нарушение этого требования угрожало людям страшными бедами не только при жизни, но и после смерти.
Необходимо отметить, что сакрализация власти фараона поддерживалась также и египетской культурой. Создаваемые с этой целью произведения искусства служили скорее не источником эстетического наслаждения, а утверждали власть фараона, в образах и формах, которые поражали воображение человека. Поэтому культура Древнего Египта служила интересам верхушки страны и ее главы. Поэтому в первую очередь она призвана была создавать памятники, что прославляли бы фараонов и знать теократического государственного устройства. Такие произведения выполнялись по определенным правилам, что еще больше усиливало сакрализацию власти фараона в Египте[4, с.115-116].
До наших дней сохранился яркий памятник, который свидетельствует о сакрализации власти фараона в Древнем Египте – это шиферная плита Нармера. Она представляет собой плоскую пластину высотой шестьдесят четыре сантиметра, с нанесенными рельефными изображениями и короткими иероглифическими надписями с обеих сторон. Эта плита – рассказ о победе обладателя Верхнего Египта Нармера над Нижним Египтом и объединение всех территорий в единое государство. В самом центре композиции – изображение фараона. Он высечен с булавой, которой разбивает голову вождю врагов. С другой стороны плиты Нармер как победитель подходит к группе побежденных им врагов, которые были захвачены в плен. Данное изображение доказывает факт действительного существования сакрализации власти фараона в древнеегипетском государстве. Правитель на данном памятнике культуры изображен более высоким, чем все остальные люди. При этом необходимо отметить, что этого принципа придерживались художники на протяжении многих десятков лет в произведениях различных видов искусства. Так, скульпторы той поры изображали правителей государства в виде статуй, стремясь всячески идеализировать «полубогов», предоставляя их со спокойным выражением лица, что при этом делало фигуру более величественной и мощной[6, с.146-147].
Ярким примером сакрализации власти фараона является статуя фараона Хефрена. Умиротворенный и спокойный правитель восседает на троне, над которым расправил крылья бог Гор. Данная статуя, как и большинство произведений искусства, является культовой, поскольку включает в себя, согласно религиозным представлениям египтян, духовную сущность покойного. В изображении фараона, при этом, главным является не сходство с его чертами лица, акцент здесь переносится на тип носителя, который отчужден от повседневной жизни, являясь главой крупнейшего древнего государства.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы