Курсовая теория Юриспруденция Трудовое право

Курсовая теория на тему Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
1. Государство как
гарант соблюдения прав трудового законодательства. 7
1.1.
Государственный контроль и надзор в сфере охраны труда. 7
1.2. Вопросы
реализации федеральной инспекцией труда своих полномочий в условиях цифровой
экономики. 12
2. Проблемные
аспекты надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. 21
2.1. Компетенции
федеральной инспекции труда. 21
2.2.
Межведомственное взаимодействие прокуратуры и федеральной инспекции труда  23
Заключение. 29
Список литературы.. 33

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Важнейшим условием
эффективной реализации трудовых прав является формирование действенной системы
общественного контроля за этой сферой государственной деятельности. Обеспечение
контроля и надзора в трудовой сфере имеет большое значение для развития демократического
общества в России.

Контроль и надзор во всех сферах государственной и
общественной жизни – один из важнейших признаков гражданского общества.
Содержание механизма осуществления контрольной деятельности составляют сферы ее
осуществления и вся система ее органов (субъектов контроля), как существующих в
России на настоящий момент, так и вновь образуемых. Наиболее обширной является
сфера органов, контролирующих соблюдение трудового законодательства. Необходимо
отметить, что контроль в это сфере – это контроль сферы трудового правоприменения.

Контроль как одна из функций управления представляет
собой проверку, наблюдение за исполнением законов, постановлений,
управленческих решений и др. Контроль охватывает сбор данных и передачу
информации в компетентные органы о результатах контрольных мероприятий. При
этом последние нацелены на выявление причин обнаруженных отклонений и
определение путей их устранения с целью эффективного функционирования
государственных органов власти. Контроль осуществляется разными органами. В
зависимости от органов, осуществляющих контроль, его можно разделить на
государственный и негосударственный. Контроль проводится всеми государственными
органами. В этом случае он представляется собой такой вид контроля, как
государственный контроль.

Негосударственный контроль осуществляется субъектами,
не являющимися государственными органами и не обладающими государственными
властными полномочиями[i].  Негосударственный контроль можно разделить на
два вида контроля — муниципальный и общественный или публичный. В первом случае
контроль осуществляют органы местного самоуправления. Во втором случае контроль
производится негосударственными общественными организациями, юридическими
лицами и непосредственно гражданами[ii]. Государственный контроль — это специфический вид
деятельности государственных органов. Цель государственного контроля —
обеспечение законности в различных сферах общественных отношений.
Государственно-контрольная деятельность реализуется в виде системы наблюдения и
проверок функционирования и фактического состояния управляемого объекта. На основании ст. 45 Конституции РФ государственная
защита прав и свобод человека в Российской Федерации гарантируется. Одной из
гарантий соблюдения трудовых прав граждан в нашей стране является деятельность
системы государственных органов контроля и надзора за соблюдением трудового
законодательства, с учетом национального законодательства.

 Глава 57
Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет в себе нормы осуществления
государственного контроля за соблюдением трудового законодательства. Также
данной главой определены и правила осуществления ведомственного контроля за
соблюдением трудового законодательства.

Так, на основании ст. 353 ТК РФ Федеральный
государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется
федеральной инспекцией труда. Как справедливо отмечает И.Н. Дехтярь
осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового
законодательства является одним из важнейших направлений государственной
деятельности, обеспечивающих защиту трудовых прав и свобод работников.

Целью данной курсовой работы является изучение
государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Исходя из заявленной цели были поставлены следующие
задачи:

— рассмотреть вопрос о принадлежности трудового права;

— изучить систему трудового права;

— охарактеризовать проблемные аспекты
практикоприменимости трудового права;

— выявить значимость норм трудового права в защите
прав.

Методология.
Методологическое основание данной курсовой работы составил
диалектико-материалистический метод познания объективной действительности.

Формально-логический
метод отразил применение при написании данной работы законов логики и приемов
выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).

При помощи системно-функционального
и системно-структурного метода появилась возможность рассмотреть изучаемую тему
в разрезе  системного образования в
структуре административного права, определить его функциональное
предназначение, внутреннюю сущность, системные связи его элементов.

Степень
разработанности. Вопросами изучения государственного контроля и надзора за
трудовым законодательством занимались такие отечественные правоведы как:
Алиева, З.А., Переверзев И.Г., Финоченко Т.А., Яицков И.А., Борисова, А.В.,
Головко И.И., Коряченцова С.И., Гончаров С. А., Двуреченских В., Дехтярь И.Н.,
Колесова Е.В., Лапина М.А., Манохин В.М., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.,
Носова Ю.Б., Петров С.М., Поздняков А. Н., Россинский Б.В., Сапфирова А.А.,
Селезнева, Д.А. и другие.

Нормативная база  курсовой работы – общепризнанные принципы и
нормы трудового права, положения Конституции Российской Федерации, а также
нормы российского законодательства в области регулирования трудовых отношений.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, в
котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух
глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность
рассматриваемого  в данной работе
вопроса,

В первой главе «Государство как гарант соблюдения прав
трудового законодательства» раскрывается сущность государственного контроля и
надзора в сфере охраны труда, а также освещаются вопросы реализации федеральной
инспекцией труда своих полномочий в условиях цифровой экономики.

Во второй главе курсовой работы «Проблемные аспекты надзора
и контроля за соблюдением трудового законодательства» рассматриваются компетенции
федеральной инспекции труда, а также проводится анализ межведомственного
взаимодействия органов прокуратуры и федеральной инспекции труда.

В заключении делаются выводы и список использованной
литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании
данной курсовой работы. [i] Двуреченских В. О
негосударственном публичном и непубличном контроле // Самоуправление. 2017. №2.
С. 12-14. [ii] Лапина М.А.
Административное право. – М., 2017. — С. 105.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение данной курсовой работы, основываясь на
заявленной цели и поставленных задачах, сделаем краткие выводы и подведем
итоги.

Государственный контроль — это специфический вид
деятельности государственных органов. Цель государственного контроля —
обеспечение законности в различных сферах общественных отношений.

Государственно-контрольная деятельность реализуется в
виде системы наблюдения и проверок функционирования и фактического состояния
управляемого объекта.

Можно назвать следующие особенности государственного
контроля:

— форма политической организации;

— важнейший инструмент государства по реализации его
целей и задач;

— объединяющий профессионально занятых контрольной
деятельностью людей аппарат;

— осуществляется от имени органов государства;

— государственно-властная деятельность;

— в отдельных случаях контрольные органы
непосредственно применяют меры государственного принуждения и наказания;

— наличие властно-правового характера;

— является обязательным;

— его субъектами могут являться органы государственной
власти;

— осуществляется от имени государства.

Содержание государственно-контрольной деятельности
состоит в следующем:

— наблюдении за деятельностью подконтрольных субъектов
— госслужащих;

— получении информации о выполнении госслужащими
предписаний;

— анализе таких данных;

— предупреждении и выявлении правонарушений[i]. В научной литературе различают множество видов
контроля. Все они присущи государственному контролю.

По сроку осуществления государственный контроль бывает
предварительным, текущим и заключительным.

Следует различать контроль и надзор в сфере труда.

Надзор – это более широкая сфера деятельности, которая
в себя контроль[ii].

Контроль и надзор различаются своей периодичностью —
контроль проводится эпизодично, а надзор осуществляется регулярно.

Еще одно отличие состоит в том, что надзор ограничен
проверкой без контрольных мер, а контроль заканчивается после проведения
соответствующих мероприятий.

Следующее отличие — обязательное наличие сигнала о
нарушении для начала надзора, что не обязательно для начала контроля.

Следует согласиться с мнением о том, что «надзор и
контроль за соблюдением законодательства о труде – это виды охранительной
деятельности государственных органов и общественных организаций, направленные
на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права»[iii]. Разграничение между контролем и надзором как видами
деятельности должно проводиться по таким критериям, как осуществляющие их
органы, методы выявления нарушений, способы реагирования на них[iv].

Государственный надзор и государственный контроль в
трудовой сфере в РФ осуществляют разные государственные органы. В связи с этим
различаются подходы к их классификации.

По мнению А.А. Сапфировой, система государственный
надзор в трудовой сфере состоит из двух элементов. Первый и определяющий
элемент — Федеральная служба по труду и занятости, второй представлен целой
группой органов: прокуратурой, Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору, Роспотребнадзором и т.д.[v].

С.М. Петровым различается прокурорский надзор и
административный надзор специально уполномоченных ФОИВ: федеральная инспекция
труда, Ростехнадзор, Росатомнадзор, Роспотребнадзор и т.д.[vi]

Разновидностью государственного контроля в сфере труда
является ведомственный контроль.

Субъектами ведомственного контроля являются
государственные учреждения, государственные унитарные предприятия,
муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, в отношении которых
функции и полномочия учредителя осуществляют соответственно ФОИВ, ОИВ субъектов
РФ, ОМСУ (ст. 353.1 ТК РФ).

В целом большинство авторов выделяют три вида надзора
в трудовой сфере — государственный, основной разновидностью которого являются
ведомственный контроль, а также муниципальный.

Согласно ст. 353 ТК РФ основная роль в системе
государственного контроля трудовой сферы принадлежит Федеральной инспекции
труда.

Еще одна разновидность государственный контроль и
государственный надзор в трудовой сфере – судебный контроль. Конституционный
Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ действующего
законодательства. Суды общей юрисдикции осуществляют судебный контроль при
рассмотрении трудовых споров.

Следующая разновидность – прокурорский надзор в виде
надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и надзора за
законностью решений судов общей юрисдикции по трудовым спорам.

Особая роль в системе рассматриваемых органов также
принадлежит:

— Комиссиям по трудовым спорам. Это орган по
рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 385 ТК РФ).

— Уполномоченному по правам человека — осуществляет
контроль за соблюдением прав и свобод человека, в том числе, в сфере труда;

— Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка
— осуществляет защиту трудовых прав несовершеннолетних работников;

— Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их
прав — осуществляет защиту прав несовершеннолетних, в том числе, в трудовой
сфере, занимается вопросами социально-педагогической реабилитации
несовершеннолетних, в том числе, их трудовой реабилитации[vii].

Таким образом, в настоящее время в РФ создана
действенная система специализированных органов, осуществляющих надзор и
контроль за соблюдением трудового законодательства.

Основная роль принадлежит федеральной инспекции труда.

Государственный контроль и государственный надзор за
соблюдением трудового законодательства – это виды охранительной деятельности
государственных органов, направленной на пресечение нарушений трудового
законодательства. [i] Манохин В.М.
Административное право России. — М.: Ай Пи Эр Медиа, 2017. — С. 180; Россинский
Б.В. Административное право / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — М.: Норма,
Инфра-М, 2014. — С. 744. [ii] Ожегов С. Н.
Толковый словарь русского языка. М., 1994 [iii] Лапина М.А.
Административное право. – М., 2017. — С. 105; Агапов А.Б. Административное
право. — М.: Юрайт, 2016. – С. 181. [iv] Колесова Е.В.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства как
способ защиты трудовых прав // Вестник Уральского финансово-юридического
института. 2015. № 2. С. 19- 24. [v] Сапфирова А.А.
Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного
надзора : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2019. 46 с. [vi] Петров С.М.
Административно-правовые вопросы организации и осуществления государственного
надзора в сфере трудовых отношений : дис. . канд. юрид. наук. М., 2016. 169 c. [vii] Россинский Б.В.
Административное право / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — М.: Норма, Инфра-М,
2017. — С. 744.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Государство как
гарант соблюдения прав трудового законодательства 1.1. Государственный контроль и надзор в сфере охраны труда В целях обеспечения безопасных условий труда за счет
функционирования эффективной системы управления охраной труда (СУОТ) на
предприятиях любых форм собственности и отраслей производства первостепенное
значение приобретают вопросы надзора и контроля. Действующим трудовым
законодательством Российской Федерации по отношению к работодателю предусмотрен
государственный надзор и общественный контроль, проводимый непосредственно на
предприятии[i].

Государственный надзор и контроль в сфере охраны труда
представляет собой деятельность специальных государственных органов и их
должностных лиц, которая направлена на выявление и пресечение нарушений
требований охраны труда работодателями. Такая форма контроля осуществляется
Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) путем проведения
государственными инспекторами труда плановых и внеплановых проверок. По
результатам проведенных проверок, в случаях выявления нарушений норм трудового
законодательства, осуществляется выдача работодателям обязательных к исполнению
предписаний об устранении нарушений и привлечении виновных лиц к
ответственности. В субъектах Российской Федерации функции Роструда выполняют
территориальные органы – государственные инспекции труда.

В рамках проведения проверок за соблюдением работодателями
требований трудового законодательства государственные инспекторы труда наделены
широким спектром полномочий, в том числе беспрепятственно посещать любые
предприятия, проводить расследования несчастных случаев, иметь доступ к
необходимой информации, приостанавливать эксплуатацию производственного
оборудования и деятельность производственных подразделений, отстранять от
работы должностных лиц. [i] Безопасность
жизнедеятельности : учеб. пособие / И.Г. Переверзев, Т.А. Финоченко, И.А.
Яицков [и др.] ; ФГБОУ ВО РГУПС. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д,
2019. – 308 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы