Курсовая теория Юриспруденция Гражданское право

Курсовая теория на тему Государственный контроль за экспортом продукции военного назначения, товаров и технологий двойного назначения как правовое средство регулирования деятельности в области военно-технического сотрудничества

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.   Государственный
контроль за экспортом продукции военного и двойного назначения как правовое
средство регулирования военно-технического сотрудничества. 6

1.1    Становление
института государственного контроля в области экспорта вооружения и продукции
двойного назначения. 6

1.2 Нормативно-правовое регулирование государственного
контроля в области экспорта вооружения и продукции двойного назначения. 13

2 . Перспективы развития государственного контроля в сфере
экспорта продукции военного и двойного назначения. 15

2.1 Обзор зарубежного законодательства в сфере экспорта
вооружения. 15

2.2 Перспективы развития правовых институтов в сфере
экспорта вооружений и продукции двойного назначения. 27

Заключение. 32

Список использованной литературы.. 34

 

  

Введение:

 

Актуальность
проблемы.
В последние десятилетия в мире многое
изменилось, начиная от экономических условий на рынке и заканчивая
военно-политической обстановкой. При этом вооружения и военная техника (далее —
ВиВТ) во все времена были и остаются наиболее наукоемким, дорогим и, как
следствие, выгодным сегментом рынка. Именно благодаря этой финансовой
составляющей, оборонно-промышленный комплекс (далее — ОПК) способен приносить
огромную прибыль. Разработка и производство данной продукции дают возможность
поддерживать и развивать высокотехнологичное производство на оборонных
предприятиях.

Существенное сокращение закупок
вооружений со стороны государства к концу ХХ века поставило отечественный ОПК в
крайне тяжелое положение.  В сложившейся
тогда ситуации единственным способом сохранения ранее накопленного
научно-технического и производственного потенциала, загрузки производственных
мощностей, стабилизации финансово-экономического положения оборонных
предприятий,  а в связи с этим –
обеспечения социальной стабильности общества, стал экспорт оружия.

С начала 2000-х гг., несмотря на
острую конкуренцию с ведущими в экономическом плане государствами-конкурентами,
российский экспорт вооружений ежегодно увеличивал объемы, и в последнее время
превратился в крупнейшую отрасль отечественной экономики, обеспечивая
полноценную загрузку оборонных предприятий и занятость высококвалифицированных
специалистов. Такому подъему послужило проведение реформы всей системы
военно-технического сотрудничества (далее – ВТС) Российской Федерации с
иностранными государствами, совершенствование законодательства и усиление
государственного контроля в сфере ВТС, определение единой организации –
государственного посредника в лице организации "Рособоронэкспорт",
которая была наделена правами осуществления поставок на экспорт всего спектра
российской военной продукции.

При экспорте ВиВТ политика и бизнес неразрывно связаны, ведь
данная сфера крайне политизирована, страны покупают как оружие, так и
международные гарантии безопасности и экономического сотрудничества. Однако,
чтобы совершить такую покупку необходимо чтобы были приняты решения самом
высоком уровне, плюс ко всему данная продукция крайне дорогостоящая, и не
каждое государство может себе позволить её приобретение.

В настоящее время помимо основных
импортеров российских вооружений, таких как Индия, Алжир и Китай, существуют
ещё свыше 50-ти стран, чьи интересы неразрывно связаны с приобретением ВиВТ из
России. Вместе с тем всеми экспертами в области ВТС отмечается жесткая
конкурентная борьба между странами-экспортерами за ниши на мировом рынке оружия
и, в обозримом будущем, она, по всей видимости, будет только усиливаться. При
этом "первую скрипку" здесь играют США, которые проводят активную
санкционную политику в отношении России и её стратегических партнеров, оставаясь
крупнейшим поставщиком вооружения на мировой рынок.

Учитывая данные аспекты основной
проблемой, решаемой при осуществлении ВТС России с иностранными государствами,
становится обеспечение конкурентоспособности российских ВиВТ на мировом рынке
вооружений.

В связи с этим в настоящей работе
будут рассмотрены современные особенности мирового рынка оружия, проведен
анализ конкурентной среды, в которой приходится вести деятельность российским
поставщикам ВиВТ, а также нормативно-правовой базы, показаны основные факторы
обеспечения конкурентоспособности, рассмотрены проблемы и направления
дальнейшего совершенствования конкурентоспособности российских вооружений на
мировом рынке, другие вопросы в сфере экспорта оружия.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Современная российская политика в сфере военно-технического сотрудничества
представляет собой набор более опосредованных подходов при продвижении
национальных интересов и достижения конкретных геополитических и
геостратегических целей на международной арене. В современных условиях вектор
российской политики в сфере ВТС (как, впрочем, и большинства стран-экспортеров)
определяется балансом обеспечения геополитических целей и коммерческих
интересов.

В настоящее время
динамичному развитию ВТС России в значительной мере способствуют дальнейшее
совершенствование нормативно-правовой базы в области ВТС, проводимая работа по
реорганизации структуры предприятий оборонно-промышленного комплекса и
субъектов ВТС, а также внедрение новых форм и методов осуществления их
деятельности на мировом рынке вооружения.

Как и вся современная
система международных и экономических отношений, мировой рынок вооружений в
настоящее время стоит на пороге глубокой структурной перестройки. Общее
смещение центра глобальной экономической, а, следовательно, и
военно-политической мощи в Азиатский и Азиатско-Тихоокеанский регионы имеет
своим следствием неумолимый рост военно-промышленных потенциалов государств,
расположенных в этой части планеты. Соответственно, растут и возможности
азиатских стран в области экспорта вооружений. При этом старые
военно-промышленные центры – США, Россия, Западная Европа и Израиль все еще
сохраняют свой военно-экспортный потенциал. В результате новейшей тенденцией на
этом рынке стало уплотнение конкурентной среды и увеличение числа экспортеров
оружия.

После окончания
холодной войны пять крупнейших продавцов вооружений – США, Россия, Франция,
Великобритания и Израиль – контролировали до 80-85% всех мировых продаж ВиВТ.
Но в последние пять-семь лет в число крупных экспортеров вошли также Китай и
Южная Корея. Также в ближайшие годы серьезный подъем может ожидать экспорт
вооружений Турции, которая стала сильным игроком в сегментах катеростроения и
производства легкой бронетехники. Таким образом, к пятерке традиционных лидеров
мирового рынка ВиВТ могут добавиться как минимум три растущих азиатских
военно-промышленных "тигра".

Практически все
государства, даже имеющие минимальный промышленный потенциал, стремятся не
просто закупать вооружения, но локализовать их производства на своей
национальной территории. Этот феномен наблюдается уже не только в государствах
с относительно развитыми оборонно-промышленными возможностями – Индии,
Бразилии, Индонезии или ЮАР. Требования о локализации производства выдвигают уже
и такие невыдающиеся в индустриальном отношении страны, как Саудовская Аравия,
другие монархии Персидского Залива или даже Судан и Мьянма.

Необходимо также
отметить стремительно расширяющееся число разработчиков и производителей
различных военных платформ, а также разнообразие самих платформ, предлагаемых
на экспорт.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

1.    
Государственный
контроль за экспортом продукции военного и двойного назначения как правовое
средство регулирования военно-технического сотрудничества

 

1.1                      
Становление
института государственного контроля в области экспорта вооружения и продукции
двойного назначения

 

Согласно распоряжению Правительства
Российской Федерации от 27 апреля 1996 г. N 692-р всем участникам
военно-технического сотрудничества предписывалось осуществлять свою
деятельность на всех этапах сотрудничества только по согласованию с ГКВТП
России.[1]

В части, относящейся к осуществлению
координации и контроля деятельности субъектов военно-технического
сотрудничества, ГКВТП должен был выполнять следующие функции:

·                  
лицензирование
в сфере военно-технического сотрудничества;

·                  
надзор за
выполнением своих обязательств российскими участниками ВТС, которые были
приняты Россией по межправительственным договорным документам о ВТС;

·                  
экономический
анализ результатов военно-технического сотрудничества, контролирование всех
поступлений и использования валютных средств от экспортных операций;

·                  
управление
процессами планирования НИОКР, которые проводятся для развития и поддержания
экспортного потенциала оборонной промышленности, чтобы в будущем
модернизировать вооружения и военную технику, ранее поставленные за рубеж, а
также создать новейшие экспортные образцы оружия;

·                  
сбор и
анализирование результатов внешнеэкономической деятельности субъектов ВТС;

·                  
управление
тендерной, маркетинговой и рекламной деятельностью, в том числе участие
российских субъектов ВТС в различных международных выставках вооружений и
военной техники;

·                  
контроль
за формированием и уровнем стоимостных параметров на основные виды
экспортируемых и импортируемых вооружений и военной техники;

·                  
организация
работы по проверке (ревизии) внешнеэкономической деятельности российских
участников военно-технического сотрудничества, их представительств за рубежом и
аппаратов торговых представительств.

Впервые был создан федеральный орган
исполнительной власти, наделенный основными функциями и полномочиями по
непосредственному регулированию, координации и контролю за деятельностью
субъектов ВТС.

В ноябре 1996 г. Государственный
комитет Российской Федерации по военно-технической политике трансформировался в
Министерство внешних экономических связей Российской Федерации, с наделением
его полномочиями упраздненной Межведомственной комиссии по военно-техническому
сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами.[2]

Для того
чтобы устранить дублирования в работе государственных органов и
усовершенствовать военно-техническое сотрудничество был выпущен Указ Президента
Российской Федерации от 07.12.1998 № 1488, по которому была создана Комиссия
при Президенте Российской Федерации по вопросам сотрудничества Российской
Федерации с иностранными государствами как совещательный и консультативный
орган при Президенте Российской Федерации, разрабатывающий для главы
государства предложения, касающиеся основных направлений государственной
политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с
иностранными государствами. Тем же
Указом было утверждено Положение о Комиссии, которое впоследствии
корректировалось Указом Президента
Российской Федерации от 01.12.2000 № 1953.

По указу
Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 года № 1142 было создано
Министерство торговли Российской Федерации, которому переданы, в том числе,
полномочия упраздняемого Министерства промышленности и торговли Российской
Федерации в той области, которая касается функций, исполняющихся до этого
бывшим Министерством внешних экономических связей и торговли Российской
Федерации.

Минторг
России теперь стало органом исполнительной власти по управлению, контролю в
сфере ВТС и решению других поставленных задач в этой области было определено
Министерство торговли Российской Федерации — в части, относящейся к: подготовке
проектов нормативных правовых актов по вопросам военно-технического
сотрудничества; выдвижению предложений о разработке и организации работы
двусторонних и многосторонних межправительственных комиссий по ВТС; подготовке
проектов международных договоров Российской Федерации, внесения предложений о
заключении и организации исполнения таких договоров в установленном порядке; созданию
и представлению предложений по методу лицензирования импорта (экспорта)
продукции военного назначения в установленном порядке, вывоз и ввоз которой
подлежат контролю и реализуются по лицензиям; выдачи субъектам ВТС лицензий на
импорт (экспорт) продукции военного назначения в установленном порядке; защите
государственных интересов при экспорте результатов опытно — конструкторских,
научно — исследовательских и технологических работ военного, специального и
двойного назначения, в том числе результаты интеллектуальной деятельности,
права на которые принадлежат Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 17 мая 2000 года N 867 было ликвидировано
Министерство торговли Российской Федерации, а часть исполняемых им обязанностей
в области ВТС передана Министерству экономического развития и торговли Российской
Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
1 декабря 2000 года № 1953 образован
Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с
иностранными государствами (
КВТС России), которому передавались
функции в части осуществления военно-технического сотрудничества. В 2004 году КВТС России был
реорганизован в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (далее
ФСВТС
России). ФСВТС России подведомственна Минобороны
России
, которое осуществляет координацию и контроль ее деятельности.

Сложная ситуация, сложившаяся в связи с
распадом СССР, привела к необходимости модифицировать порядок реализации
принципа монополии внешней торговли, введенной в 1922 году как меры,
обеспечивающей эффективность внешнеторговой деятельности.

При модификации монополии внешней торговли в сфере ВТС упор был сделан
на увеличение количества организаций, занимающихся экспортом комплектующих
изделий к продукции военного назначения при одновременном усилении
централизованного контроля со сторон государства за этим процессом путем
введения разрешительного порядка экспорта вооружений и комплектующих изделий к
ним, предусматривающего выдачу экспортных лицензий, ограничение количества
организаций, имеющих право экспорта финальной продукции военного назначения,
контроль за внешнеторговым ценообразованием и другие меры.

Посыл, заданный Указом Президента Российской Федерации от
24 июля 1990 года № 372 "О внесении изменений во
внешнеэкономическую практику Советского Союза", в части расширения прав
предприятий и объединений по экспорту продукции приводил к периодическому
изменению количественного состава организаций, имеющих право на независимую
внешнюю торговлю ПВН.

Вместе с тем, применение принципа свободного выхода производителей на
мировой рынок оружия в условиях отсутствия потребности (спроса) в продукции
военного назначения внутри страны, наличия конкуренции со стороны зарубежных
производителей и поставщиков оружия (избыточное предложение) и отсутствия опыта
работы на этом специфичном рынке неизбежно привело бы к установлению
демпинговых цен российскими предприятиями и нанесению серьезного экономического
ущерба интересам страны. Необходимо было оптимизировать условия выхода на
внешний рынок для всех российских участников.



[1]Федеральный закон Российской
Федерации от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве
Российской Федерации с иностранными государствами» // СПС «Консультант Плюс»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19457/
(дата обращения: 12.03.19).

[2]Указ Президента РФ от 16.08.2004 N
1085 (ред. от 08.05.2018) "Вопросы Федеральной службы по техническому и
экспортному контролю" // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14031/b4771b0410795ff8f613586883b317d567990cc7/
(дата обращения: 14.03.19).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы