Курсовая теория Юриспруденция Административное право

Курсовая теория на тему Государственный контроль, его понятие, виды и функции

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Государственный контроль 6
1.1. Понятие и признаки государственного контроля 6
1.2. Принципы государственного контроля 9
Глава 2. Виды государственного контроля 13
Глава 3. Президентский контроль 16
3.1 Понятие и функции президентского контроля 16
Глава 4. Парламентский контроль 21
4.1. Понятие, значение и сущность парламентского контроля. Парламентские расследования как форма парламентского контроля над исполнительной властью 21
4.2. Особенности нормативно-правового регулирования парламентского расследования в Российской Федерации 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34

  

Введение:

 

Государственный контроль – это неотъемлемая часть государственного управления, непрерывность которого требует своевременной адаптации контрольных механизмов. Государственный контроль направлен на достижение целей, способствующих совершенствованию управления и решения задач, стоящих перед государством. Неэффективный государственный контроль приводит к значительному ущербу, наносимому обществу и государству, снижает престиж государственной власти, тормозит социальное и экономическое развитие.
Только в рамках выстроенной системы государственного контроля можно установить порядок взаимодействия его различных форм на всех уровнях. Актуальность данного исследования заключается в необходимости исследования проблем государственного контроля путем комплексного анализа его сущности, содержания, принципов, видов и форм с целью совершенствования контрольного механизма государства. Это необходимо для повышения эффективности реализации всех функций государства, становления действенного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления основ конституционного строя Российской Федерации.
Степень научной разработанности. Проблемы государственного контроля рассматривались теорией государства и права, административно-правовой наукой, наукой государственного управления.
В науке теории государства и права вопросы сущности, содержания и функций государственного контроля исследовались Алексеевым С.С., Байтиным М.И., Малько А.В., Марченко М.Н. В науке административного права теоретическим аспектам государственного контроля посвящены работы Алехина А.П., Бахраха Д.Н., Козлова Ю.М., Ноздрачева А.Ф., Тарасова А.М.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении государственного контроля в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие осуществление государственного контроля в Российской Федерации, научные публикации, посвященные исследуемой проблематике. В данной работе рассматриваются общетеоретические аспекты системы государственного контроля, а также исследуются сущность, содержание, принципы, функции и виды государственного контроля.
Цель исследования заключается в комплексном теоретическом исследовании контрольной функции государства, видов и функций государственного контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
1. Исследовать понятие и содержание государственного контроля, выделить его основные признаки.
2. Определить принципы государственного контроля и раскрыть их содержание.
3. Рассмотреть виды государственного контроля в зависимости от органов, которые его осуществляют.
4. Исследовать понятие, сущность и функции президентского контроля в Российской Федерации.
5. Исследовать понятие и сущность парламентского контроля.
6. Рассмотреть институт парламентских расследований как форму парламентского контроля над исполнительной властью.
7. Проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие парламентские расследования, и выявить особенности правового регулирования данного института.
Методологическую основу исследования составили ряд общенаучных и специальных правовых методов познания. В работе применялись метод системного анализа, синтеза, а также были использованы формально-юридический, исторический, системно-структурный методы и метод сравнительного правоведения.
Нормативная база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, содержащими отдельные положения, касающиеся государственного контроля, в частности Федеральным законом «О парламентском контроле», Федеральным законом «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», а также подзаконными нормативно-правовыми актами, раскрывающими полномочия субъектов государственного контроля.
Теоретическая база исследования включает в себя труды российских ученых, представляющие собой фундаментальные положения в области административного права: Бахараха Д.Н., Ноздрачева А.Ф., а также научные публикации Безрукова А.В., Давыдовой А.А., Медведевой Т.П. и Федотовой Ю.Г.
Работа представляет собой комплексное исследование понятия, сущности, содержания, принципов и видов государственного контроля.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Государственный контроль играет важную роль в осуществлении функций государства, он объективно необходим как функция социального управления.
Государственный контроль – это сложное многогранное явления, представляющее собой, с одной стороны, неотъемлемый элемент функции государственного управления, а с другой, самостоятельную, функционально обособленную деятельность.
Государственный контроль необходим для обеспечения конкретного государственно-управленческого результата, определения путей его достижения и устранения препятствий при осуществлении управленческой деятельности государственных органов, то есть для совершенствования системы управления государством. Значимость контроля заключается в том, что с его помощью выявляются различные отклонения, их причины, а также создаются организационные предпосылки для их устранения.
Основная цель государственного контроля – это обеспечение государственной дисциплины, единства решения и исполнения, предупреждение возможных ошибок и недоработок в деятельности государственных органов для обеспечения прав граждан и интересов государства.
В основе государственного контроля лежат общие основы контроля, а также общие и специальные правовые принципы. Общие принципы раскрывают содержательную, социальную и правовую направленность государственного контроля. К ним относят принцип законности, разделения властей, приоритета прав и свобод человека и гражданина, гласности федерализма и системности. Специальные принципы раскрывают организационную и технологическую сторону государственного контроля.
При осуществлении государственного контроля необходимо соблюдать баланс между его различными видами, так как избыточное количество контрольных мероприятий приводит к общему снижению эффективности контроля и замедлению процесса развития государства, а недостаточное количество – к отсутствию стабильности.
Виды контроля зависят от степени конституционного развития государства и его юридических традиций. Анализ норм Конституции Российской Федерации дает основания классифицировать виды государственного контроля с учетом принципа разделения властей в зависимости от органов, наделенных правом производить контроль. На основании этого можно выделить следующие виды государственного контроля: президентский контроль, парламентский контроль, контроль органов исполнительной власти и судебный контроль.
Президентский контроль – это особый, самостоятельный вид государственного контроля, субъектом которого является Президент РФ и специальные органы и должностные лица, входящие в структуру Администрации Президента. Он представляет собой важнейший координирующий элемент, обеспечивающий единство и взаимодействие механизма государства. Он играет значительную роль в развитии политической системы страны, совершенствовании государственного управления, в развитии социальной и экономической сфер.
Парламентский контроль – это вид государственного контроля, представляющий собой деятельность российского парламента, либо созданных в установленном порядке органов парламента с целью обеспечения контроля деятельности органов власти и их должностных лиц, защиты прав и свобод человека, повышения эффективности системы государственного управления и выработки рекомендаций по совершенствованию российского законодательства.
Целью парламентского контроля является проверка законности и целесообразности действий государственных органов, организаций и должностных лиц по исполнению законодательства.
Из всех форм парламентского контроля наиболее действенной считается форма проведения парламентского расследования. Это связывают с тем, что комиссия, создаваемая в рамках парламентского расследования, обладает широкими полномочиями и способна провести глубокий анализ фактов и обстоятельств, ставших основанием для осуществления такой формы контроля.
Анализ действующего законодательства позволяет определить парламентское расследование как систему действий законодательного органа, других участников, вовлекаемых в сферу реализации работы парламентской следственной комиссии, осуществляемой в целях выяснения причин, условий и последствий фактов грубых или массовых нарушений прав и свобод человека и гражданина и иных фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для личности, общества и государства, информирования о них общества, применения в предусмотренных случаях и порядке мер государственно-правового принуждения и реализации иных полномочий в целях устранения причин, условий и последствий данных фактов и обстоятельств.
Правовой основой парламентского расследования в соответствии со ст. 3 ФЗ «О парламентском расследовании» является Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, ФЗ «О парламентском расследовании», иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации. Кроме того, институт парламентского расследования получил развитие и на региональном уровне.
Подводя итоги, важно сказать, что государственный контроль проводиться в целях установления законности, целесообразности и эффективности органов власти, а также обнаружения и устранения негативных явлений в их функционировании. Совершенствование государственного контроля необходимо в целях повышения эффективности реализации всех функций парламента, становления действенного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления основ конституционного строя Российской Федерации.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Государственный контроль
1.1. Понятие и признаки государственного контроля
Существование государства невозможно без государственного управления – целенаправленного, организующего и регулирующего воздействия на общественные процессы. В широком смысле под государственным управлением понимается регулирующая деятельность государства в целом (всех государственных органов всех ветвей власти). То есть государственное управление характеризует всю деятельность государства по организующему (управленческому) воздействию на общественные отношения .
К основным функциям государственного управления относят: информационное обеспечение деятельности государственных органов, прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, планирование, организацию, распорядительство, руководство, координацию, регулирование и контроль .
Анализ различных определений позволяет определить контроль как объективно необходимое явление общественной жизни, обобщенно представляющее собой систему наблюдения за функционированием подконтрольного объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.
Функциональное назначение контроля определяет множественность видов его осуществления в зависимости от степени конституционного развития государства и его юридических традиций. Различают два основных вида социального контроля: общественный и государственный.
Государственный контроль рассматривается как специальное юридическое, организационно-правовое средство обеспечения законности, Одним из основных требований обеспечения законности является контроль за деятельностью государственных органов и должностных лиц. Кроме того, объектом контроля является не только законность, но и целесообразность деятельности контролируемого объекта.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы