Курсовая теория Экономические науки Экономическая теория

Курсовая теория на тему Государственный бюджет: структура, функции, проблема сбалансированности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ.. 5

1.1     Формирование доходов
бюджета. 5

1.2     Государственные расходы.. 10

2.
ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА.. 14

2.1
Теории сбалансированности бюджета. 14

2.2
Причины и виды бюджетной сбалансированности. 19

2.3
Последствия бюджетной сбалансированности. 23

3.
ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА В РОССИИ ХХI ВЕКА.. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31

 

  

Введение:

 

Актуальность темы заключается в том, что
формирование современной бюджетной системы страны далеко не завершено. Почти
все его основные элементы по-прежнему подвергаются обоснованной критике:
нормативная база; принципы построения; существующий механизм разграничения расходных
полномочий между органами власти на разных уровнях и, соответственно, расходов
между бюджетами; состав и структура доходов территориальных бюджетов; способы
сбалансировать бюджет.

Государственный бюджет является основой финансовой
деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и
неудачи государственной политики.

Отражая экономические процессы, происходящие в
структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как финансовые
ресурсы различных хозяйствующих субъектов поступают в распоряжение государства,
и показывает, соответствует ли размер ресурсов государства объему его
потребностей.

Таким образом, объектом исследования является
государственный бюджет, а предметом исследования является его структура,
функции и проблема баланса.

Предмет и предмет данной работы определяет ее цель
— изучить структуру, функции и проблему сбалансированности государственного
бюджета. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

— Рассмотреть вопрос о формировании доходов государственного
бюджета

— Рассмотреть государственные расходы

— Изучить теорию бюджетного баланса

— Исследовать причины и виды бюджетного баланса

— Проанализировать влияние фискального баланса

В первой главе работы рассматриваются понятие,
сущность и функции государственного бюджета, а также внимание уделяется
формированию доходов государственного бюджета и государственных расходов. Во
второй главе рассматривается вопрос баланса государственного бюджета,
исследуются причины и виды баланса, а также последствия баланса
государственного бюджета. В третьей главе рассматривается и анализируется
проблема бюджетного баланса в Российской Федерации XXI века.

Основой для написания курсовой работы послужили
нормативные акты, регулирующие бюджет Российской Федерации, учебники,
монографии российских экономистов, а также статьи в специализированных
изданиях, посвященные проблемам бюджетной политики и бюджетного баланса.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Баланс государственного бюджета является важнейшей
проблемой, от которой зависит благосостояние граждан. Государственный бюджет —
финансовый документ, в соответствии с которым определяется уровень
благосостояния государства. Это оказывает огромное влияние на ситуацию в
обществе, обеспечивает государству определенное место и репутацию на мировой
арене.

Государство всегда должно стремиться к
сбалансированному бюджету. Этот принцип утвержден Бюджетным кодексом Российской
Федерации.

Бюджетный баланс ориентирован на поддержание
финансовой стабильности, реальности и осуществимости бюджета, утвержденного на
предстоящий год.

Таким образом, хотя достижение равных доходов и
расходов бюджета является довольно редким случаем в бюджетной практике, тем не
менее, это может быть достигнуто путем сдерживания роста государственных
расходов и установления налогового уровня в стране, который будет адекватно
покрывать все необходимые социальные потребности. Основной целью
цивилизованного государства должно быть обеспечение экономического роста и
благосостояния людей.

Для России — достижение высоких темпов
экономического роста, является основой для повышения уровня жизни населения.



 

Фрагмент текста работы:

 

 

1.1  
Формирование доходов бюджета

Доход является одной из основных финансовых и
юридических категорий. Считается, что современный термин «финансы» происходит
от латинского слова «financia», что означает доход, оплата. Поэтому «доход»
используется практически во всех подсекторах и институтах финансового права, но
чаще всего он используется в бюджетном и налоговом законодательстве, а также в
системе правового регулирования финансов предприятий.

Суть дохода напрямую связана с получением прибыли,
получением материальной выгоды, но в нее вкладывается иное содержание. Итак, в
соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ)
доходы бюджета являются денежными, за исключением источников финансирования
дефицита бюджета, поступающих в бюджет[1].

В законодательстве о налогах и сборах доход
признается в качестве объекта налогообложения в виде экономической выгоды в
денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в
той мере, в которой такую выгоду можно оценить. (п. 1 ст. 41 Налогового кодекса
Российской Федерации). Однако это определение несколько сужает концепцию
дохода, поскольку она применяется и определяется в рамках двух видов налогов
(корпоративного подоходного налога и подоходного налога с физических лиц).

Таким образом, существуют различные подходы к
понятию «доход» в российском законодательстве, но для них общим является то,
что доход в первую очередь выражает денежное содержание дохода (выгоды) от
экономической и иной деятельности.

По своему содержанию доходы бюджета выражают
имущественные (материальные) экономические отношения, возникающие в процессе
формирования бюджетных средств.

В то же время определение понятия доходов бюджета
от ст. 6 БК РФ, не полностью отражают все доходы бюджета, поскольку существует
расхождение с доходами, полученными, например, в натуральной форме, по
специальным налоговым режимам (на основе соглашения о разделе продукции и
системы патентного налогообложения).

Принципы бюджетной системы Российской Федерации в
их общем контексте применимы к доходам бюджета. Более того, некоторые из них
прямо указывают на формирование, распределение и использование доходов: принцип
единства бюджетной системы, принцип независимости бюджетов, принцип полного
отражения доходов, принцип сбалансированного бюджета и принцип общее
(совокупное) покрытие расходов[2].

Однако при формировании бюджета можно выделить
следующие специальные принципы, которые имеют непосредственное отношение к
доходам бюджета:

единый порядок формирования доходов в соответствии с
принципом единства бюджетной системы РФ;

закрепление в соответствии с законодательством РФ видов
доходов;

определение полномочий органов власти по их
формированию в бюджетах различных уровней;

запрет обложения физических и юридических лиц не
предусмотренными законодательством РФ финансовыми и иными обязательствами для
обеспечения выполнения своих полномочий;

право устанавливать в соответствии с законодательством
РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в
соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ и др.

В то же время, исходя из указанных основных и
специальных принципов в отношении доходов, должны быть соблюдены следующие
требования:

— все доходы отражаются в бюджете в обязательном
порядке и в полном объеме;

— доходы бюджета не должны быть увязаны с
расходами; доходы должны быть достоверно и прозрачно отражены;

— зачисление всех доходов осуществляется на единый
счет бюджета.

В дополнение к вышеизложенным принципам на
получение дохода также влияют общие правовые принципы (законность, федерализм,
открытость, справедливость), а также принципы финансового и налогового права.

Это связано с тем, что доходы очень разнообразны и
их формирование является сложным процессом. Например, среди принципов,
регулирующих получение доходов в налоговом законодательстве, можно выделить:

приоритет бюджетного законодательства при регулировании
налоговых доходов;

принцип допустимости перераспределения налоговых
доходов;

принцип закрытости перечня налоговых доходов;

приоритет фискальной цели взимания налогов и сборов с
доходов и др.

Данная классификация принципов показывает не
столько их множественность, сколько важность этого вопроса для государства,
прежде всего для обеспечения выполнения его задач и функций.



[1] Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.04.2020)

[2] Курс
экономической теории: учебник / Под ред. Н.Н. Чепурина, А.Е. Киселевой. — 7-е
изд, доп. и перераб. — Киров: АСА, 2016. С. 185

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 6
1.1. Понятие и принципы бюджетного федерализма 6
1.2. Понятие бюджета 10
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ И БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ 19
2.1. Бюджетные правоотношения: специфика, содержание, классификация 19
2.2. Бюджетная классификация: содержание и режим применения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования определяется следующим. Российская система государственного управления развитием страны сегодня проходит проверку на прочность, пытаясь противостоять как внешним воздействующим факторам (нестабильная внешняя конъюнктура, введение экономических санкций и др.), так и внутренним фундаментальным проблемам (недостаточный рост экономики на фоне накопившихся структурных дисбалансов, инфляция, проблемы в сфере образования, здравоохранения и пр.). Одной из главных проблем, требующих сегодня своего решения, признается «качество управления общественными финансами», что ставит задачу повышения устойчивости, сбалансированности и эффективности федерального бюджета для сохранения макроэкономической стабильности, формирования базовых условий для экономического роста страны, развития ее социальной сферы.
Решение этой задачи основывается на проведении анализа состава, структуры и динамики доходов и расходов федерального бюджета, так как такой анализ позволяет не только оценить финансовое положение России, но и определить резервы его укрепления.
Все выше сказанное обуславливает актуальность темы исследования, определяет ее высокую практическую значимость, обуславливает выбор предмета и объекта исследования, определяет постановку его цели.
Объектом исследования является федеральный бюджет России.
Предмет исследования составляет состав, структура и динамика доходов и расходов федерального бюджета
Цель работы заключается в анализе доходов и расходов федерального бюджета, для разработки мер по его оптимизации.
В соответствии с целью работы определен ряд взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть понятие, сущность, функции и структуру федерального бюджета.
2. Раскрыть нормативно-правовые основы формирования доходной и расходной части федерального бюджета.
3. Исследовать современный подход к анализу эффективности федерального бюджета, его доходной и расходной части.
4. Охарактеризовать особенности федерального бюджета и факторы, влияющие на формирование его доходов и расходов.
Методологической основой исследования являются диалектический и системный подходы к анализу доходов и расходов федерального бюджета. Для достижения цели и решения поставленных задач использованы следующие инструменты и методы: общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и пр.); частно-научные методы (сравнительно-экономический, метод финансового анализа, метод финансового прогнозирования и пр.).
Информационной базой исследования послужили:
— труды современных российских экономистов по вопросам государственных финансов и бюджетной системы России (И.М. Александров, И.М. Мысляева, Л.М. Подъяблонская и др.), по вопросам анализа и повышения эффективности доходов и расходов федерального бюджета (А.В. Ильин, О.В. Болтинова, А.К. Трифонов и др.);
— нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие формирование федерального бюджета: Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год», Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике в 2017 — 2019 гг.», Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2019 года» и др.;
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Бюджет государства – это смета государственных расходов и доходов на определенный временной период (как правило, на год), разработанная с указанием источников доходов и целевых направлений расходования полученных средств.
К принципам построения государственного бюджета относятся:
Единство бюджетной системы;
Разделение доходов и расходов среди уровней бюджетной системы;
Обособленность бюджетов различных уровней (наличие у каждого своих источников средств и своих расходов);
Сбалансированность бюджета;
Эффективность использования и экономичное расходование бюджетных средств;
Точность бюджета (все показатели должны быть достоверными и адекватно отражать экономическое положение);
Полнота отражения бюджетных расходов и доходов;
Гласность бюджета;
Адресность и целевой характер применения бюджетных средств.
Как уже было отмечено, бюджет государства – это смета денежных расходов и доходов государства.
Влияние бюджета на развитие национальной экономики является неоднозначным на различных исторических периодах. Выделяются два основных этапа:
Во времена классического капитализма роль государства в хозяйственной деятельность была незначительной. Стоит отметить, что в ведущих странах только 9-18% всего национального дохода перераспределялось через бюджет государства.
Во второй половине 20-го века бюджет стал мощным регулятором макроэкономики. Через бюджет стали перераспределять от одной трети до половины национального дохода. Налоги и расходы позволяют бюджету влиять на обеспечение экономического роста и трудовой занятости.
Бюджетный механизм – это важный инструмент проведения долгосрочной структурной политики. С его помощью более быстрыми темпами развиваются наукоемкие производства, происходят научно-технические перемены в национальном хозяйстве, развиваются отстающие в экономическом плане регионы.
Государственный бюджет, выполняя регулирующую функцию, становится планом финансового хозяйства, который позволяет достигать экономической стабильности и является встроенным стабилизатором.
Большую долю среди этих поступлений занимает подоходный налог. Вторая составная часть бюджета – это расходы. Эта часть позволяет обеспечивать правительственные потребности в финансовых ресурсах. Бюджет играет большую роль в национальной экономике. Это проявляется в следующем:
Государственный бюджет – это часть финансов страны, находящаяся под контролем у государства, поэтому с его помощью государство может влиять на рыночные механизмы;
Государственный бюджет – это способ аккумуляции финансовых ресурсов для разрешения экономических проблем глобального масштаба;
Бюджет помогает решать социальные проблемы: бедность, безработицу, грамотность, здоровье нации.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1. Понятие и принципы бюджетного федерализма

Важным инструментом макроэкономического регулирования является бюджетно-налоговая политика государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, в чем заключаются механизмы бюджетного регулирования, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Бюджет является центральным звеном в деятельности государства, это главный элемент бюджетно-налоговой политики государства. Он представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Он является инструментом финансирования государственных расходов, важнейшим средством регулирования экономики, регулирования доходов регионов, отраслей.
Российская Федерация – огромное и разнородное государство, поэтому для развития страны нужна эффективная система бюджетного федерализма, которая может решить все проблемы, стоящие перед страной.
Любая модель бюджетного федерализма включает в себя три главные составляющие, которые обуславливают условия эффективного функционирования:
во-первых, четкое разграничение полномочий между всеми уровнями власти по расходам ;
во-вторых, соответствующие уровни власти наделяются достаточными полномочиями для реализации фискальных функций;
в-третьих, при помощи системы бюджетных трансфертов будет происходить сглаживание вертикальных и горизонтальных дисбалансов, с тем, чтобы обеспечить на всей территории страны определенный стандарт государственных услуг.
Существует пять сценариев развития бюджетного федерализма:
1. «Региональный феодализм», который ведёт к возникновению и развитию неэффективной системы, в которой слаба центральная власть.
2. «Мексиканское чудо» — это оптимальный сценарий развития, в котором эффективность экономической децентрализации обеспечивается центральной властью.
3. «Демократический централизм» — в этой модели происходит увеличение влияния федеральной власти, что приводит к неэффективности централизованной системы .
4. Китайский сценарий, который не может быть реализован в России. Суть этой модели заключается в сочетании экономической децентрализации и политической централизацией.
5. Германский сценарий в России не возможен из-за высокого уровня неравенства в регионах. В целом он заключается в высокой централизации доходов и децентрализации расходов, которые направлены на обеспечение высокого и равного уровня жизни на территории всей страны.
Но, федерализм в России может развиваться только по трём первым сценариям:
1. « Региональный феодализм» (не очень хороший сценарий; Россия 90-х голов). Высокий уровень децентрализации при слабой центральной власти, привёл к нарушению единого экономического пространства. Также отсутствовала, координация между различными уровнями власти и это привело к колоссальной налоговой нагрузке на экономику. Результатами данного сценария являются: низкий уровень бюджетных услуг; отсутствие развития малого бизнеса; задержка реструктуризации крупных предприятий.
2. «Мексиканское чудо» (хороший сценарий). Развитие ситуации в России по этому сценарию требует проведения целого комплекса реформ, которые включают в себя судебную и административную реформу, а также изменения в избирательной системе. Безусловно, реформа не будет эффективной и не принесёт положительного результата, если не будет надлежащего финансового, нормативно-правового и кадрового обеспечения, но если соблюсти все эти условия, можно добиться следующих результатов: высокий уровень предоставления бюджетных услуг; развитие малого и среднего бизнеса; высокая адаптивность системы.
3. «Демократический централизм». На территории Российской Федерации данный сценарий будет работать не эффективно, т.к. наша страна имеет огромную территорию, и центр не сможет контролировать всё происходящее. И реализация данной модели приведёт к следующим неблагоприятным последствиям: низкий уровень бюджетных услуг; отсутствие развития малого и среднего бизнеса.
Построение эффективной системы федерализма преследует следующие цели:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы