Курсовая теория на тему Государственные заказы и показатели эффективности их выполнения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1
Теоретические основы исследования государственного заказа
1.1
Понятие и сущность государственного заказа
1.2
Нормативно-правовое регулирование государственного заказа в РФ
2
Анализ показателей эффективности выполнения государственного заказа
2.1
Требования к выполнению государственного заказа
2.2
Эффективность выполнения государственного заказа и ее показатели
Список
использованных источников
Введение:
Современный этап развития экономики Российской Федерации, а
также общества в целом диктует всё более прогрессивные цели и приоритеты.
Переход от экстенсивного роста к интенсивному, реализация концепции устойчивого
развития, повышение качества жизни населения недостижимы без проведения
органами государственной власти активной социально-экономической политики.
Успешное выполнение государством своих обязательств и целей невозможны без
качественного и открытого взаимодействия с предпринимательскими структурами и
обществом.
Общественный интерес к реализации государственных закупок
вполне обоснован. В настоящее время государству необходимо решить серьезную
проблему развития рыночных механизмов осуществления государственных закупок, а
также повышение эффективности госзакупок. Формирование принципов добросовестной
конкуренции, эффективности использования бюджетных средств, инновационности,
углубление рыночных отношений между госзаказчиками и подрядчиками связано с
активным применением практики проведения конкурентных процедур.
Развитие современной смешанной экономики сложно представить
без активного государственного участия, которое призвано способствовать решению
ряда проблем рыночного хозяйства и обеспечить нормальные условия его
функционирования. К «провалам рынка» можно отнести следующее: тенденции к
сокращению конкуренции, трудности в обеспечении производства общественных благ,
отрицательные экстерналии производства и потребления, информационная асимметрия
субъектов хозяйствования и т.д. Посредством применения прямых и косвенных
методов регулирования экономики государство сглаживает отрицательные
последствия функционирования рынка. Наряду с административно-правовым
регулированием, целевым финансированием, проведением монетарной и фискальной
политики, государственный заказ является одним из инструментов государственного
регулирования, способным влиять на уровень и степень развития экономики.
Государственный заказ является важнейшим элементом
функционирования экономики. Посредством госзаказа государство выполняет свои
функции по обеспечению общественных потребностей, активно привлекая при этом
всех субъектов хозяйствования. Законодательство о закупках для государственных
нужд, как правило, является непростым для применения. Это объясняется высокой
концентрацией субъектов госзаказа, необходимостью контроля целевого
использования бюджетных средств, сложностью реализации множества закупочных
процедур и т.д. Результативность использования динамично изменяющегося
законодательства в сфере госзакупок невозможна без экономической оценки
последствий применения принятых норм и правил. Именно синтез экономики и права,
а также анализ практической деятельности в области госзакупок позволят создать
подходящую базу и условия для эффективного удовлетворения государственных и
муниципальных нужд.
Таким образом, объектом исследования является государственный
заказ, а его предметом – показатели эффективности их выполнения
государственного заказа.
Цель исследования – проанализировать показатели
эффективности их выполнения государственного заказа.
Задачи исследования:
1.
Рассмотреть понятие и сущность государственного
заказа;
2.
Изучить нормативно-правовое регулирование
государственного заказа в РФ;
3.
Рассмотреть требования к выполнению
государственного заказа;
4.
Изучить эффективность выполнения
государственного заказа и ее показатели.
Заключение:
Государственный заказ является многоплановым инструментом
регулирования многих сфер функционирования современного общества. Несомненно,
этот инструмент направлен на стимулирование развития экономических процессов
путем создания спроса на товары (работы, услуги), производимые субъектами
хозяйствования. Также система государственных закупок ориентирована на развитие
политической и социальной сферы, например, реализация государственных программ
невозможна без организованного процесса государственных закупок. Одним словом,
благодаря системе государственных закупок государственные потребности
удовлетворяются, в результате чего обеспечивается выполнение задач и функций,
возложенных на государство.
Основным нормативным актом, регулирующим государственные
закупки в Российской Федерации, является Федеральный закон «О системе договоров
в области закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и
муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Прежде всего, 44-ФЗ заменил 94-ФЗ,
который был слишком узким, фокусируясь в основном на процедуре торгов. Этот
закон подробно описывает всю процедуру закупок: от планирования и организации
доставки товаров, работ и услуг до мониторинга, контроля и обжалования действий
(бездействия) государственного заказчика. Также в зависимости от типа заказчика
и специфики приобретаемых объектов выделяются другие федеральные законы
(223-ФЗ, 275-ФЗ).
Закупка товаров, работ, услуг для удовлетворения
государственных или муниципальных нужд — совокупность действий, осуществляемых
в соответствии с законодательством по заказу заказчика и направленных на
обеспечение государственных или муниципальных нужд. Сама процедура закупки
начинается с определения поставщика (подрядчика, подрядчика) и заканчивается
сторонами, выполняющими свои договорные обязательства.
На рост государственных закупок так или иначе влияют многие
факторы, в том числе: рост населения и развитие населенных пунктов,
научно-технический прогресс и изменение технологических моделей, необходимость
удовлетворения неограниченных государственных и государственных потребностей и
т. д. Таким образом, функционирование системы государственных закупок в
современных экономических условиях невозможно представить без развитой
инфраструктуры, обеспечивающей качественное удовлетворение государственных
потребностей.
Государственные закупки имеют многозадачность, расширенные
функциональные возможности, они предназначены для обеспечения государственных
потребностей в товарах, работах, услугах в различных областях, включая космические,
военные и другие закрытые области науки и техники, и распространяют свое
действие на клиентов всех уровней и уровней финансирования. Их типы и структура
адаптированы к существующим потребностям государства, рынка, отрасли, клиентов,
участников закупок, поэтому при минимальных трудовых, временных и финансовых
ресурсах поставленные задачи выполняются максимально эффективно.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы исследования государственного
заказа
1.1 Понятие и сущность государственного заказа
В процессе активной экономизации российского права
происходит интеграция экономических категорий в действующее законодательство.
Подтверждение тому – положение дел, связанное с такими понятиями, как
«государственный заказ» и «муниципальный заказ». Данные категории приобрели
наряду с экономическим и юридическое значение, однако их применение вне рамок
экономического регулирования не означает утрату ими экономической природы.
Сфера применения государственного и муниципального заказа
достаточно широка. Так, А. П. Алехин обращает внимание на то, что
государственный и муниципальный заказы могут применяться в сфере образования
(примером служит государственный и муниципальный заказ на переподготовку специалистов),
науки, культуры и СМИ[1].
Вместе с тем в разных странах наименование категории «государственный и
муниципальный заказы» имеет особенности и специальный понятийный аппарат.
Например, в США распространен термин «федеральная контрактная система» (ФКС)[2].
По мнению ряда теоретиков, понятие государственного заказа
шире, чем понятие муниципального заказа, так как категория «государственный
заказ» включает в себя категорию «муниципальный заказ». Подобную позицию можно
объяснить тем, что и муниципальные, и государственные закупки направлены на
удовлетворение общественных потребностей, а также реализуются за счет
общественных средств. Бесспорно, категория «муниципальный заказ» заслуживает
детального анализа. Некоторые ученые посвящают данному вопросу диссертации[3].
Наличие в юридическом поле государственной и муниципальной форм собственности
дает основание настаивать на понятийном разграничении государственного и
муниципального заказов.
Необходимо констатировать, что практика нормативного
закрепления норм-дефиниций благоприятно отражается на правоприменении в целом,
а также способствует ликвидации коллизий в процессе осуществления
правоприменительной деятельности. Дискуссионной, на наш взгляд, является
позиция ученых-юристов, утверждающих, что активное закрепление в
законодательстве понятийного аппарата только усложняет законодательство.
Полагаем, источники права должны содержать в первую очередь правила поведения
субъектов гражданского права, а различного рода понятия в текстах закона должны
быть представлены минимально. Для этого существует научная доктрина, которую
нельзя не учитывать при формировании правоприменительной практики.
В нормативных актах советского периода термин
«государственный заказ» фигурировал довольно часто (п. 4 ст. 18 Основ
законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, утв. ВС СССР 23
ноября 1989 г. № 801 (документ утратил силу). Данный термин встречается и в
современных документах. В качестве примера целесообразно привести Бюджетное
послание Президента Российской Федерации (РФ) Федеральному собранию от 29 июня
2011 г. «О бюджетной политике в 2012–2014 годах».
По сути, первый закон в России о государственных закупках –
Закон Российской Федерации от 28 мая 1992 г. № 2859-1 «О поставках продукции и
товаров для государственных нужд» (утратил силу) – не содержал определений
государственного и муниципального заказов. В Федеральном законе от 21 июля 2005
г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (закон утратил силу) и
Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд» также отсутствуют определения терминов «государственный заказ» и
«муниципальный заказ», что справедливо свидетельствует о несовершенстве
действующего законодательства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №
275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» «государственный оборонный заказ –
установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации
задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных
нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также
поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской
Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными
обязательствами Российской Федерации». Однако использование этой формулировки в
качестве универсальной для всех видов государственного и муниципального заказов
не представляется возможным, поскольку государственный оборонный заказ имеет
специфику и считается видом государственного заказа.
В соответствии с п. 4 ст. 72 Бюджетного кодекса (БК) РФ
(утратил силу) в первоначальной редакции государственный или муниципальный
заказ – это совокупность заключенных государственных или муниципальных
контрактов на поставку товаров, производство и (или) оказание услуг за счет
средств соответствующего бюджета. Но действующая редакция ст. 72 БК РФ не
содержит приведенного выше определения.
Попытки определять понятия «государственный заказ» и
«муниципальный заказ» предпринимались в некоторых нормативных правовых актах
субъектов РФ. В соответствии с Законом г. Москва от 15 мая 2002 г. № 26 «О
городском государственном заказе» (утратил силу) под государственным заказом
понимался государственный контракт на поставку продукции. Согласно Закону
Республики Хакасия от 25 ноября 2002 г. № 63 «О государственном заказе
Республики Хакасия» (утратил силу) словосочетание «государственный заказ»
трактовался как совокупность заключенных государственных контрактов. В Законе
Кемеровской области от 21 мая 1998 г. № 14-ОЗ «Об областном государственном
заказе Кемеровской области» (утратил силу) государственный заказ
интерпретировался как «поставка продукции».
Важен и тот факт, что на законодательном уровне по-прежнему
не закреплено определение категории «муниципальный заказ». Между тем в ст. 33
Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» (утратил силу) устанавливалось, что муниципальный заказ –
это «выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования,
коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов
социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, не обходимых
для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения
соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием
предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств»[4].
Однако данная позиция представляется спорной.
На основании проведенного анализа считаем целесообразным
сформулировать универсальное определение понятий государственного и
муниципального заказов, которое бы было применимо всеми участниками отношений
по формированию и реализации государственного, муниципального заказов. На наш
взгляд, наиболее содержательное определение рассматриваемых нами понятий нашло
отражение в работе К. В. Кичика. Исследователь пишет, что «государственный
(муниципальный) заказ – это конкретизированные потребности публично-правового
образования в товарах, работах и услугах, закрепленные в правовом акте,
удовлетворяемые посредством размещения заказа в установленном законом порядке
(по общему правилу среди неопределенного круга лиц – потенциальных поставщиков)
с заключением государственного (муниципального) контракта, гражданско-правового
договора бюджетного учреждения или иного гражданскоправового договора,
содержащим необходимые требования к этим товарам, работам и услугам, а также
условия продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг с целью
удовлетворения государственных (муниципальных) нужд»[5].
[1] Алехин А. П., Кармолицкий
А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: учебник. – М.:
Зерцало-М, 2001. – С. 385.
[2] Давлетшина Л. М.
Государственный заказ как инструмент проведения промышленной политики: на
примере Республики Татарстан: дис. … канд. экон. наук. – Казань, 2007. – С. 46.
[3] Соломонов Е. В. Право
муниципального заказа: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Омск, 2005. – С.
7–8.
[4] Постановление ФАС
Центрального округа от 15 июня 2005 г. № А14- 14307-2004/435/18. Доступ из
справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
[5] Кичик К. В.
Государственный (муниципальный) заказ как средство государственного
регулирования экономики: правовые вопросы: дис. …канд. юрид. наук. – М., 2011.
– С. 33.