Курсовая теория на тему Государственные реформы Петра 1: общая характеристика.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Эволюция органов центрального управления 6
1.1 Император 6
1.2 Создание Правительствующего сената 9
1.3 Создание коллегий 14
2 Развитие системы управления 17
2.1 Реформы городской администрации (реформы 1699 г., 1721 г.) 17
2.2 Реформы губернского управления (1708 г., 1713-1715 гг. и 1719 г.) 19
3 Формирование правоохранительной системы 23
3.1 Фискалитет 23
3.2.Прокуратура 24
3.3 Полиция и структура государственной безопасности 26
Заключение 29
Список литературы 32
Введение:
Тридцать лет, в течение которых Пётр I проводил преобразования, имеет огромную важность. Они определили последующую судьбу страны, и существенно повлияли на ход мировой истории. Произошло коренное пере-устройство государства, причём это случилось не в результате национальной катастрофы, а вследствие сознательно осуществленных реформ .
На рубеже предшествующего реформам XVII в. система управления оставалась во многом архаичной. Функции разных приказов переплетались. Нередко один и тот же приказ ведал и управлением, и судом, и сбором нало-гов. Высший орган управления, Боярская дума, формировался на основе ро-довитости, из-за чего эффективность его работы часто была низкой. Таким образом, реконструкция государства была вызвана достаточно объективны-ми причинами. Устаревшая система управления была не в силах справиться с масштабными задачами государства, которые требовали быстроты принятия современных для того времени решений. Это и побудило Петра I провести преобразования, который длились всю его жизнь. Новые органы управления изначально встраивались в существующую систему и работали одновремен-но со старыми. И только к завершению царствования Петра I новая система управления сложилась окончательно.
В ходе преобразований прослеживается множество субъективизма, идущего от личности человека, который инициировал и возглавил этот про-цесс, а поскольку личность была довольно неоднозначной, столь же разно-мастной получилась и эпоха. Пётр не имел определенного плана преобразо-ваний и считал, что один знает, что для государства будет полезно. Все, кто считал по-другому, должны были быть принуждены к исполнению воли гос-ударя, т.к. не понимали, для чего происходят изменения и, как всегда, были ленивы. Ведь, по выражению Петра 1, народ – это ребятишки, которых надо плёткой сечь . Для это был необходим мощный аппарат управления.
На фоне процесса формирования абсолютной монархии происходит окончательное падение значения Боярской думы. На рубеже XVIII в. она прекращает свое существование как постоянное учреждение и заменяется сначала созданной при ней Ближней канцелярией, заседания которой, пре-вратившиеся с 1708 г. в постоянные, стали называть иностранным словом «конзилии». Этому новому учреждению, включавшему в свой состав глав важнейших государственных ведомств, Пётр I первоначально поручал веде-ние всех государственных дел во время многочисленных своих отъездов.
Большинство историков оценивают его с той или иной степенью вос-торженности. Петром Великим обычно восхищаются, его чтут и любят, од-нако полного единодушия все же никогда не существовало. Мнения на всю преобразовательную политику Петра I различны: одни считают что мудрый и дальновидный преобразователь шагнул вперёд, преодолев экономический, политический и социальный разрыв между развитыми странами того време-ни, что и привело нас к России в современном её понимании, и потеря стра-ной своей самобытности была оправдана; другие же придерживаются друго-го мнения – Пётр I лишил России её народности, разрушил то исконно рус-ское, что жило в стране и народе. Эти две полярные точки зрения выражены двумя именитыми литературными деятелями .
Почтительно-восхваляющая точка зрения отражена в известных стан-сах великого Пушкина:
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Но у Льва Толстого в знаменитом фрагменте из черновика к рассказу «Николай Палкин» фигура Петра вызывает омерзение и ужас : «Беснующий-ся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, каз-нит, жжет, закапывает живых в землю, заточает жену, распутничает, муже-ложствует, пьянствует, сам забавляясь рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных членов и подобиями Еванге-лий – ящиком с водкой славит Христа, т.е. ругается над верою, коронует б… свою и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына, и умирает от си-филиса, и не только не поминают его злодейств, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятни-ков ему».
Общественное восприятие государственных реформ Петра I также под-держивает актуальность темы, проблемы понимания его деятельности в кон-тексте «блага или зла для России», о чем пишет историк Е.В. Анисимов .
Таким образом, актуальность темы поддерживается неоднозначной оценкой реформ, проведенных первым русским императором, и последствий этих реформ для нашей страны.
Предметом исследования являются реформы центральных органов власти, реализованные Петром I, а также введенные новшества, касающиеся государственного управления.
Целью настоящей работы является обобщение имеющейся историче-ской информации о проведенных государственных реформах и формирова-ние общей характеристики этих реформ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
– рассмотреть различные оценки деятельности Петра Великого, опи-санные в трудах историков и писателей, касающиеся проведенных им ре-форм;
– провести анализ изученной информации;
– сформировать общую характеристику государственных реформ и дать им собственную оценку.
Заключение:
Пётр Великий стал первым русским монархом, который был открыт для широкого общения, провел много времени за границей и был интересен всем. Интересной для мира впервые стала и Россия, на которую раньше в Европе почти не обращали внимания. Об удивительном монархе много пи-сали, особенно иностранцы. Эти голоса противоречивы, но в совокупности дают полную и выпуклую картину эпохи.
Из всех реформ преобразований Петра I главное место занимает пре-образование системы государственного управления, перестройка всех её зве-ньев, направленная на максимальную централизацию власти. Новая государ-ственно-административная система в отличие от приказной основывалась на принципах унификации и разделения функций управления. Новая структура центральных государственных институтов была сформирована совместно с системой высших органов власти и местного самоуправления.
Полнота законодательной, исполнительной и судебной власти в России была сосредоточена в руках Петра, который после окончания Северной вой-ны объявил себя императором, а Россия стала Российской империей.
В 1711 году, взамен Боярской Думы, был сформирован новый высший орган исполнительной и судебной власти – Правительствующий Сенат, ко-торый выполнял важные законодательные, судебные, административные и законодательные функции. В 1722 году Сенат был преобразован и превра-щен в ведомственный контрольный орган.
Вместо устаревшей приказной системы управления в 1717 году были созданы новые центральные органы государственного управления – колле-гии, функции которых были четко разделены. Каждая коллегия ведала опре-деленной отраслью или областью управления и подчинялась государю и Се-нату. Коллегии получили право издавать указы по вопросам, находящимся в их компетенциях.
Как многие преобразования Петра I, государственные реформы про-водилась без четкого плана и основательной подготовки.
В результате Россия между 1725 и 1762 годами обладала структурой губернского управления, которая не имела точного определения. Поэтому для установления какого-то порядка впоследствии потребовались еще две реформы: Екатерины Великой 1775 года и Александра II 1864 года.
Городское самоуправление в империи не прижилось, да и не могло прижиться, поскольку противоречило основополагающему принципу «вер-тикального» государства. Петр пытался навязать западную систему в основ-ном неразвитым городам, жители которых еще не имели желания участво-вать в политической жизни или нести финансовую ответственность. К концу его правления неудача была уже очевидна, и последующие условия плохого управления и неопределенности снова потребовали дальнейших реформ: Екатерины Великой 1785 года и Александра II 1870 года. Как и во всех дру-гих аспектах деятельности администрации, эта попытка свидетельствует об отсутствии общего планирования и тенденции прибегать к разрозненным мерам.
После окончания преобразований центрального управления сформи-ровалась широкая структура административных органов, некоторые из ко-торых дублировали функции друг друга, но в целом были намного мобиль-нее в решении возникающих проблем.
Так в общих чертах сформировалась конструкция регионального управления, принципиально не изменившаяся вплоть до настоящего време-ни.
Реформы Петра были реализованы путем насилия над населением, его полного подчинения воле императора, искоренения любого инакомыслия. Даже Пушкин, который искренне восхищался Петром, писал, что многие из его указов были «жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом», как буд-то «вырвались у нетерпеливого самовластного помещика». Ключевский ука-зывает, что победа абсолютной монархии, которая стремилась втащить сво-их подданных из средневековья в современность, содержала фундаменталь-ное противоречие: «Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в по-рабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку… хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно».
Несмотря на огромную цену реформ, произошел прорыв в развитии России, революционный переворот в жизни общества, и такой же резкий и неотвратимый разрыв с прошлой жизнью той страны, которой уже не суждено было существовать. Взамен появилась Российская Империя, другое, но также наше отечество.
История реформ Петра Великого подчеркивает огромную роль государства в истории нашей страны и особые пути ее развития, обусловленные размерами территории и природными условиями.
Пётр Великий – символ, за которым стоит определенная идеология и свой взгляд на государственное устройство. Его реформы определили последующую судьбу страны, а основы организованной им системы управления просуществовали вплоть до революции 1917 года. Идеи не дают покоя историкам уже почти три столетия. Этим вопросом занимаются исследователи с XVIII в. по наши дни, но единой точки зрения на реформы нет, как не может быть и единого мнения о личности Петра I.
Фрагмент текста работы:
1 Эволюция органов центрального управления
1.1 Император
После победы в Северной войне 1700 – 1721 гг. в Санкт-Петербурге, 22 октября 1721 года, Сенат и Синод нарекли Петра Алексеевича «Отцом Отечества», «Великим» и «Императором Всероссийским» . Принятие этого титула означало юридическое оформление неограниченной монархии.
Одним из принципов неограниченной (абсолютной) монархии является расширение полномочий государя. Российские императоры обладали более широкими возможностями, чем цари, правящие в период сословно-представительной монархии. Император не ограничен в своих действиях и правах никакими органами власти и управления. Власть императора была настолько широка, что Пётр I непреклонно менял сложившиеся традиции, касавшиеся лично государя. Необходимо отметить, что де-факто неограни-ченная власть была оформлена еще раньше.
6 мая 1715 года был опубликован первый военно-уголовный и военно-процессуальный кодекс – «Артикул воинский». Он был создан Петром I при создании регулярной армии. Воинский артикул состоял из 24 глав, которые были разделены на 209 артикулов (статей), и был включен в Воинский устав. Этот кодекс действовал до царствования императора Николая I, который ввел в действие Свод законов Российской империи. Введением Воинского ар-тикула Петр I ввел новую систему уголовно-правовых норм.
Воинский артикул содержал основные принципы уголовной ответ-ственности, понятие преступления, цели наказания, список армейских пре-ступлений и устанавливал меры наказания за них.
Для понимания того, что Петр I изначально, по свидетельствам совре-менников, чувствовал и вел себя на престоле как государь «по рождению и божьему соизволению», необходимо обратиться, например, к артикулам 18-20. Так, в артикуле 18 идет речь о том, что все высшие и нижние воинские чины обязаны служить только «…его царскаго величества, яко самовласт-наго монарха», а также о том, что во время присутствия государя, где бы он ни был, «…то всех начальников власть и сила отнята есть…». Артикулы 19 и 20 содержат описание недопустимости преступлений против «его величе-ства», как военных, так и оскорбительных. Кроме того, в толковании (разъ-яснении) к 20-му артикулу указано : «…Ибо его величество есть самовласт-ный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский госу-дарь, по своей воле и благомнению управлять. И яко же о его величестве са-мом в оном артикуле помянуто, разумеется тако и о его величества цесар-ской супруге, и его государства наследии».