Курсовая теория на тему Государственно-правовые реформы Александра 1
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1.Попытки либеральных реформ Александра I 5
1.1 Восшествие на престол Александра 5
1.2 Либеральные реформы Александра I 7
2. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского 14
2.1 работа комиссии под руководством М.М.Сперанского 17
2.2. Реформы Аракчеева 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Введение:
Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы сохранить существовавшую социально-политическую и экономическую систему, усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой четверти XIX в. доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавление инакомыслия и предотвращение возможного революционного взрыва. Укрепление внутреннего положения способствовало внешнеполитическому усилению России, по праву занимавшей одно из ведущих мест среди европейских держав.
В центре внимания правительства стояли три важнейшие проблемы: административная — совершенствование государственного управления; социальная — аграрно-крестьянский вопрос; идеологическая — улучшение системы просвещения и образования. Решение первого вопроса правительство видело в дальнейшей централизации административного аппарата, в создании кадров образованных, профессионально грамотных чиновников, преданных лично императору и материально зависящих от получаемого жалованья. При решении крестьянского вопроса главное состояло в том, чтобы снять социальную напряженность в деревне, ликвидировать возможность крестьянских выступлений. Для этого необходимо было уничтожить наиболее уродливые проявления крепостничества, тормозившие экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовой общественности и позорившие Россию перед Западной Европой. О развитии образования правительство заботилось лишь постольку, поскольку это могло бы способствовать, во-первых, упрочению самодержавия и привилегированного положения дворянства, а во-вторых, модернизации экономики, обеспечивавшей обороноспособность страны и возможность проведения активной внешней политики.
Дискуссии при дворе и в обществе, принятие отдельных указов и проведение мероприятий по этим трем направлениям не изменили в первой четверти XIX в. экономического и социально-политического строя России. Она осталась самодержавно-крепостнической страной, в которой опиралась на военно-полицейскую силу и на церковь, призывавшую подданных к беспрекословной покорности.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что, несмотря на не совсем удачную реформаторскую деятельность Александр I в целом, внес свой вклад в дело развития России, преобразовал систему государственного управления, укрепил позиции на международной арене.
Целью курсовой работы является изучение реформ Александра I в области государственного управления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-выявить предпосылки начала реформаторской деятельности;
— изучить реформы в области государственного управления.
Объектом курсовой работы является изучение государственного управления при Александре I.
Предметом – анализ реформ в области государственного управления при Александре I.
Изучением темы данной курсовой работы занимались такие научные деятели, как В.О. Ключевский, М.Н. Зуев и Н.М.Карамзин.
В курсовой работе использованы следующие методы исследования: наблюдения, сравнения; анализ литературы, интернет – источников.
Заключение:
Результаты правления Александра I, с одной стороны, большинство его усилий потерпели неудачу, а поворот к реакции в конце правления усилил недовольство в обществе и стал важным стимулом для развития движения декабристов. С другой стороны, в царствование Александра были заложены предпосылки для будущих реформ. Создание министерств и Государственного совета, реформа государственной службы, создание университетов и преобразование цензуры внесли свой вклад в первую четверть XIX века. формирование бюрократии и интеллигенции — двух сил, которые во многом определят облик России в XIX веке.четырнадцатый российский император Александр I, или, как его называли в народе, Александр Блаженный, является одной из самых загадочных и влиятельных фигур в истории. противоречивые истории нашего государства.
Неважно, преувеличивают ли историки роль личности правителя в судьбе страны или помещают ее в соответствующие рамки как создание условий того времени, как индивидуальную призму, через которую можно увидеть пересечение, в определенном преломлении, конечно, определенных тенденций в обществе. основная жизнь того времени. Личная психология Александра, которой больше всего занималась наша историография, обычно кажется крайне нестабильной, запутанной и противоречивой; таким он казался своим современникам, даже тем, кто знал его близко, хотя не все всегда знали его. Они прозвали его «Северным Сфинксом», точно отказываясь разгадать его загадку. Эти критические замечания любопытны и ценны, несмотря на всю их неопределенность и противоречивость, как отражение повседневного впечатления, которое Александр производил на всех, кто имел с ним дело, на каждого по-своему. Такое впечатление пытаются создать биографы, они пытаются составить характеристику своего героя или, скорее, высказать свое личное мнение о нем и свое впечатление о нем, изучая его слова и поступки, читая его письма и рассказы мемуаристов или авторов различных » отчетов»за границей о его разговорах и настроениях.
А между тем Александр I-личность подлинно историческая, то есть типичная для своего времени, чутко и нервно отражающая силу устоявшихся традиций и нарастающую борьбу с ними, борьбу разнородных тенденций и интересов, общий эмоциональный тон эпохи и ее особенности идеологические течения.
Я считаю, что Александр — «прирожденный правитель» своей страны, воспитанный ради власти и политической активности, погруженный в мысли своего детства. Он вырос и вошел в жизнь на сложную, ответственную и напряженную роль руководителя в бурное и трудное время, чтобы раскрыть перед сознанием руководящей среды глубокие и болезненные противоречия российской действительности.
Император Александр I вошел в историю как искусный политик и дипломат. У него был свой взгляд на систему международных отношений, сочетавший некоторые передовые идеи того времени с консерватизмом и легитимизмом. Он был очарован идеей необходимости европейского единства, гармонии и строгого общеевропейского порядка, при которых народы Европы достигли бы истинного благополучия и процветания.
И вряд ли стоит полагаться на точку зрения западных источников, которые во многом изображают короля как вечно колеблющегося, нерешительного человека, неспособного принимать твердые и ответственные решения. Многие факты его правления свидетельствуют о том, что он был не беспринципным человеком, а довольно волевым правителем. В частности, это относится к его политическому курсу 1812-1804 годов.
Таковы были либеральные реформы Александра 1 в начале его правления. С одной стороны, молодой император пытался показать, что не разделяет взглядов своего отца, но, с другой стороны, он пытался создать условия для лучшей жизни внутри страны. Можно сколько угодно говорить о причастности Александра к смерти Павла 1, о его любви к России или нет, но его реформаторская деятельность на начальном этапе была исключительной, направленной на попытки улучшить жизнь в стране.
Фрагмент текста работы:
1.Попытки либеральных реформ Александра I
1.1 Восшествие на престол Александра
Император Александр I родился в 1777 году и был воспитан императрицей Екатериной, которая так же отобрала его от родителей как у нее самой когда-то отобрала сына Павла, императрица Елизавета .
Императрица назначила воспитателем царевича швейцарского дворянина Ф. Лагарпа, который оказал огромное влияние на формирование либеральных воззрений будущего самодержца. Пытаясь приспособиться к противостоянию Екатерины II и своего отца, Александр Павлович вынужден был лавировать между двумя противоборствующими группировками, что повлияло на формирование таких качеств его характера, как хитрость, проницательность, осторожность и двуличность . Тот факт, что Александр I знал о готовящемся заговоре против императора Павла I, но в силу слабости и жажды власти не смог предотвратить убийство отца, способствовал развитию у него мнительности и недоверия к окружающим.
В ночь, с 11 на 12 марта 1801г. произошел дворцовый переворот, российский престол занял 24-летний Александр I. Молодой император отличался тем, что не разделял взглядов своего отца, и стремился делать все ему наперекор. В частности, в своем вступлении при коронации Александр заявил о том, что он будет править сердцем, как-то делала Екатерина Великая. Политические взгляды молодого императора, а также его несогласие с внутренней политикой отца, привели к обширный реформаторской деятельности. Эта деятельность, особенно на начальном этапе, характеризует либеральные реформы Александра I. Эти реформы относятся к начальными годами правления (1801-1804), а сама реализация всех законопроектов связана с деятельностью Негласного комитета .
Первые годы правления Александра I отмечены стремлением к осуществлению реформ государства. Еще при жизни отца Александр и его «молодые друзья» (П.Строганов, Н.Новосильцев, А.Чарторыйский, В.Кочубей) обсуждали проекты реформирования России, в которых преобладали либеральные настроения. Желая ускорить преобразования, Александр I создает в марте 1801г. Непременный совет-совещательный орган при государе по важнейшим делам. Учреждалась «Комиссия о составлении законов», которая должна была упорядочить существующие законы, дабы ликвидировать злоупотребления в государственном аппарате. На первое место Александр I стремился поставить закон и руководствовать им.
Для обсуждения государственных вопросов в марте 1801г. при императоре был организован Непременный совет-совещательный орган из 12 человек. Вместе с Д.П.Трощинским, составившим манифест о восшествии Александра I на престол, в него вошли и другие представители титулованной знати в основном екатерининские вельможи. Но все они-П.В.Завадовский, А.Р.Воронцов, П. и В. Зубовы, Н.И.Салтыков и др.-выступали за восстановление былого величия и авторитета Сената как органа, наиболее полно представляющего интересы дворянского класса. Александр тяготился их обществом, консервативными взглядами и такими же направлениями, которые они хотели проводить в жизнь .
С первых дней царствования император окружил себя людьми, которые должны были помогать ему в преобразовательных работах. Эти молодые, мечтательные, либеральные и в сущности послушные приятели Александра I за чашкой кофе обсуждали проекты благодательных и просвещенных реформ. Узкий кружок близких друзей императора назвали Негласным комитетом, в него входили: граф Виктор Кочубей, Павел Строганов, Николай Новосильцев и польский князь Адам Чарторынский.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ВНУТРЕННЯЯ
ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I 5
1.1 Правление
Александра I 5
1.2 Первые
реформы Александра I 8
2.
ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА I 12
2.1 Реформы
Александра I 12
2.2 Итоги
реформ Александра I 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
Введение:
Актуальность
исследования император Александр I продолжает
оставаться одним из тех исторических деятелей, личность и политика которых
вызывают интерес историков, публицистов, писателей. Внутренняя и
внешнеполитическая деятельность этого государя представляет собой важную
страницу в истории России и Европы. Но особый интерес вызывают реформаторские
планы и начинания Александра I. Проблемы целесообразности проводимых властью
реформ, причины их неудач или несущественности, проблема роли личности в
политике и истории делают данную тему не только интересной, но и актуальной,
особенно сегодня, когда наша страна проходит очередной этап реформирования.
Правление Александра I пришлось на переломную эпоху русской истории. Предыдущий
XVIII век, с одной стороны, подвел итог предшествовавшему историческому
периоду, с другой – ознаменовался становлением в России самодержавного строя,
что потребовало формирования принципиально иной общественно-политической
системы и соответствующей ей модели административного управления империей,
способной быстро и эффективно решать внутри и внешнеполитические задачи,
встающие перед страной. Основы этой модели были заложены в период правления
Елизаветы и Екатерины. Александру I надлежало этот процесс завершить, создав
механизм управления территориями. Решение этой задачи становится основной целью
его внутренней политики.
В настоящее время, когда
в Российской Федерации проведён комплекс реформ государственного управления и
самоуправления, несомненную научную актуальность и практическую значимость
имеет изучение многовекового опыта деятельности государственного аппарата
управления. Начавшаяся в нашей стране административная реформа по своим
масштабам и глубине сравнима только с аналогичной реформой времен Александра I,
когда коллегии были заменены министерствами, был создан Государственный совет и
Совет министров. Александровская реформа в ее даже формальном воплощении
растянулась на 10 лет и затем на протяжении всего ХIХ в. не один раз
модернизировалась. Реформы Александра I в начале XIX столетия оформили в
основных чертах достаточно эффективную бюрократическую систему органов власти в
центре и на местах. В связи с этим представляется важным изучение системы
государственного управления в значимый период её истории.
Цель
исследования: изучить государственно-правовые реформы
Александра 1.
Объект
исследования: политика Александра 1. Предмет
исследования: государственно-правовые реформы
Александра 1.
Для достижения
поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить правление
Александра I;
2. Рассмотреть первые реформы
Александра I;
3. Изучить реформы
Александра I;
4. Проанализировать итоги
реформ Александра I.
Методы исследования — анализ
научной литературы, обобщение, наблюдение, сравнение.
Практическая
значимость рассмотренной нами информации о государственно-правовых
реформах Александра 1может быть использована в практической деятельности историков.
Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического
анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 25 страниц.
Количество литературных источников – 18.
Заключение:
Войдя на трон, Александр,
искренне веря в возможность быстрых и легких преобразований, начал претворять в
жизнь целый ряд проектов. Первым делом он возродил урезанную его отцом
Жалованную грамоту дворянству и городам, высвободил дворян от физических
наказаний, отменил Тайную экспедицию Сената, помиловал приблизительно тысячи
заключенных и ссыльных, возвратил на службу выгнанных чиновников и военных.
Указом 12 декабря 1801 года недворянские свободные сословия заработали право приобретать
землю. Либеральный цензурный устав 1804 года рекомендовал цензорам руководиться
«благоразумным снисхождением» для сочинителя и не быть придирчивыми, толковать
места, имеющие двойственный смысл, «выгоднейшим для сочинителя образом, нежели
его преследовать».
Александр воспретил издавать
объявления о продаже крепостных, торговать ими на ярмарках в розницу, высылать
в Сибирь за немаловажные провинности. Нарушил любимый внук Екатерины и сформировавшуюся
практику раздачи деревень и крестьян в частные руки. В стране все чаще и чаще
стали замышляться о крестьянском вопросе, видеть в нем проблему. Возникли
первые проекты упразднения крепостного права.
Реформаторская
деятельность Александра Павловича затронула и систему образования. К
Московскому университету добавились высшие учебные заведения в Дерпте, Вильно,
Казани, Харькове, Петербурге. В 1811 году был организован знаменитый Царскосельский
лицей.
Также в 1802—1811 годах случилась
реорганизация петровских коллегий в министерства, которые различались от своих
предшественников не лишь принципом единоначалия, но и появлением ведомств.
Теперь губернаторы повиновались Министерству внутренних дел, прокуроры, уездные
суды и губернские судебные палаты ведались Министерством юстиции, Министерство
финансов распоряжалось казенными палатами и уездными казначействами,
Министерство народного просвещения — университетами, гимназиями, Военное
министерство — военными поселениями.
В эпоху правления
Александра I реформы Сперанского были основными из всех, хотя в целом они имели
ограниченное значение для Российской империи. Их можно наречь сравнительно удачными,
но отдельные из них, к примеру, организация военных поселений графом
Аракчеевым, были весьма дискуссионными. Как бы то ни было, в начале правления
Александра I реформы поистине исполнялись, пусть и носили в основном
поверхностный характер. Понемногу самодержец отрекся от них, свернув все
проекты, а своего основного помощника и идеолога министерской реформы
Сперанского отослал в ссылку. Это была основная ошибка его правления.
Комитет министров
управлял некоторыми министерствами, в которых работало масса чиновников всех
рангов.
Роль Сената и Синода при
этом оставалась невелика. Сенат был, по сущности, собранием далеко не самых
влиятельных чиновников Российской империи, а во главу Святейшего Синода был назначен
государственный чиновник в чине обер-прокурора. С этого момента высшие духовные
чины Синода уже не собирались по своему желанию, а вызывались гражданским
обер-прокурором по мере надобности.
Главным итогом правления
Александра 1 его царствования можно считать реформирование государственного
управления и расширение границ России в Закавказье, на Дунае, на Висле и
присоединение Финляндии. При нём впервые было ослаблено крепостное право.
Александр I царствовал с 1801 по 1825 год.
Фрагмент текста работы:
1. ВНУТРЕННЯЯ
ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I 1.1 Правление Александра I С началом правления
Александра I в марте 1801 года провозглашается отказ от курса, взятого Павлом
I, во внешней и внутренней политике и осуществляется возвращение к проектам
Екатерины II. Начинается подготовка ряда реформ, направленных на
систематизирование государственного управления и решение крестьянского вопроса,
для чего создается Негласный комитет, в состав которого вошли приближенные
императора: П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей.
В 1802 году 12 действующих коллегий заменяются на 8 министерств, где работа
строилась по принципу единоначалия.
С 1802 по 1804 год
проводятся реформы в области образования. Учреждено Министерство народного
просвещения, издается новый Университетский устав, дающий высшим учебным
заведениям, за исключением МГУ, автономию в принятии ряда внутренних решений[1].
В 1805 году проведена
реформа Сената. Он разделялся на 9 равноправных департаментов, а главой
назначен министр юстиции на должности генерал – прокурора.
С начала 19 века
закладываются предпосылки разделения ветвей власти. В 1810 году в стране
появляется новый законосовещательный орган – Государственный совет, а в 1811
году реорганизован Сенат, в ведомстве которого остаются судебные вопросы. Для
систематизации и разграничения функций министерств и главных управлений
издается «Общее учреждение министерств» (1811) и Комитет министров (1812).
Таким образом, первый
период правления Александра I знаменуется юридическим ограничением абсолютизма
при сохранении единоличной власти императора. С 1815 года в правлении
Александра I наступает новый этап, который в истории назван аракчеевщиной.
Многочисленные преобразования правителя с этого момента остаются на бумаге,
либеральных реформ становится меньше. Так, через 4 года после дарования Польше
конституции в 1815 году под руководством Н.Н. Новосильцева начинается работа
над проектом российской конституции, однако в жизнь он претворен не был.
Набирают силу
охранительные мероприятия. В 1820 году вводится инструкция для управления
университетом, которая предполагала ограничить данную высшим учебным заведениям
ранее автономию.
Не поступательно решался
крестьянский вопрос. В начале царствования Александр I рассматривал возможности
отмены крепостного права. В 1803 году выходит указ о «Вольных хлебопашцах»,
дающий право помещику освобождать крестьян с землей за установленный выкуп. В
1804 – 1805 годах частично отменяется крепостная зависимость в Остзейском крае
– в Латвии и Эстонии, а в 1816 году эстляндские крестьяне наделяются рядом
личных прав. В этот же период А.А. Аракчеев начинает работу над отменой
крепостного права, предусматривающий постепенный выкуп государством помещичьих
крестьян. Мероприятие было тщательно разработано, но хода так и не получило.
Вследствие неспособности
претворить в жизнь намеченные либеральные реформы, в России в начале 19 века
набирает обороты движение декабристов.
Тайные общества
декабристов[2]: 1816 — 1817 гг. «Союз спасения» 1818 – 1821 гг. «Союз благоденствия» 1821 – 1825 гг. Южное общество [1]
Анисимов, Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.
Анисимов. — СПб.: Питер, 2018. С. 408 [2]
Лачаева, М.Ю. История России. XVIII — начала XX века: Уч. / М.Ю. Лачаева, Л.М.
Ляшенко, В.Е. Воронин и др. — М.: Инфра-М, 2017. С. 86