Курсовая теория на тему Государственное управление социально-культурной сферой
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ 6
1.1. Государственное управление в социально-культурной сфере: сущность и методы 6
1.2. Социально-культурная сфера как объект государственного управления 8
1.3. Методы и функции государственного управления в социально-культурной сфере 11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕКТОРАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ 15
2.1. Специфика государственного управления сектором культуры 15
2.2. Специфика государственного управления в секторе системы образования 16
2.3. Специфика государственного управления в секторе системы здравоохранения 19
2.4. Перспективы развития государственного управления социально-культурной сферой 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Выделение социально-культурной сферы как элемента единой экономической системы произошло не сразу. В свою очередь, каждая из отраслей социальной инфраструктуры является сложной социально-экономической системой с определенными признаками, свойствами, закономерностями и особенностями формирования и функционирования.
Вместе с тем, социальная инфраструктура может и должна рассматриваться как самостоятельная система высшего порядка, объединяющая вполне определенные отрасли (системы), имеют единую общую цель – обеспечение жизнедеятельности населения и формирование условий для социально-экономического развития, а также связаны между собой соответствующими отношениями различной сложности и степени взаимовлияния.
Изучение условий функционирования, внутренних связей и внешних факторов каждой из систем и всей инфраструктуры в целом чрезвычайно важно и необходимо для выработки эффективных средств полноценного функционирования экономики и социальной сферы страны.
Итак, социально-культурная сфера представляет собой совокупность отраслей, видов деятельности, функциональное назначение которых выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения.
Формирование социально-ориентированной рыночной экономики, с одной стороны, и повышение значимости человеческих ресурсов как основного фактора общественного развития, с другой, значительно актуализируют вопрос об эффективном функционировании и развитии социально-культурной сферы современного общества.
Объективная характеристика социально-культурной сферы как сложного социально-экономического организма невозможна без научно обоснованного системного подхода к ее анализу. Это означает необходимость всестороннего исследования данной проблемы, раскрытие ее составляющих элементов, выявление тесных взаимосвязей между ними, а также диалектического взаимодействия с внешними условиями, с другими отраслями социальной и материальной сферы.
Общепризнанным является тот факт, что от развития социально-культурной сферы в стране зависит ее будущее. Поэтому повышение качества социокультурной сферы и ее влияние на развитие экономики должны стать стратегическим национальным приоритетом нашей страны.
Глубокие социально-экономические преобразования требуют от учреждений культуры не только подготовки специалистов по рыночной экономике, не только применение инновационных технологий, но и новых методов проведения культурно-просветительских мероприятий, направленных на прогнозирование и планирование дальнейшего развития, оптимизацию использования имеющихся ресурсов, улучшение социально-экономических показателей.
Формирование и реализация государственной социально-культурной политики должны базироваться на следующих методологических принципах: управление региональным развитием социально-культурной сферы путем активного регулирования деятельности; обеспечение рационального соотношения политической и социальной составляющих; создание условий социального партнерства; поддержка и стимулирование инновационной деятельности в сферах общественной жизни.
Исследованию теоретических и прикладных проблем государственного управления социально-культурной сферой в современной литературе посвящены труды таких ученых, как Л.К.Абрамова, Т.В.Азарова, А.А.Алсуфьева, В.М.Горового, П.А.Баранова, В.В.Богалдина-Малыха, Ю.Е.Булыгина, О.Н.Быковой, Е.И.Комаровой и др.
В указанных публикациях подробно разработанно общие вопросы государственного управления социально-культурной сферы: объект и субъект управления, цели управления, принципы управления, методы управления, эффективность управления и тому подобное. Вместе с тем, немало теоретических и практических вопросов проблематики остаются недостаточно раскрытыми с точки зрения комплексности и системности, что дает основания утверждать актуальность изучения государственного управления инновационного развития социально-культурной сферы.
Предмет исследования – теоретические основы государственного управления в социально-культурной сфере.
Объект исследования – специфика государственного управления секторами социально-культурной сферы.
Цель исследования определяет задачи:
— описать особенности государственного управления в социально-культурной сфере: сущность и методы;
— изучить основные аспекты социально-культурной сферы как объекта государственного управления;
— охарактеризовать методы и функции государственного управления в социально-культурной сфере ;
— проанализировать специфику государственного управления сектором культуры;
— проанализировать специфику государственного управления в секторе системы образования;
— проанализировать специфику государственного управления в секторе системы здравоохранения;
— определить и описать перспективы развития государственного управления социально-культурной сферой.
Методы исследования: анализ литературы по проблемам исследования; синтез и обобщение информации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
В результате исследования стоит отметить, что государственное регулирование социально-культурной сферы осуществляют органы государственной власти, отвечающие государственному устройству общества. Однако, следует согласиться с мнением зарубежных и отечественных ученых, функция субъектов управления на высшем иерархическом уровне, управление в сфере культуры должно быть не управляющей, а координирующей.
Преобразования в социально-культурной сфере на современном этапе объективно требуют перехода от директивного управления к гибкому регулированию культурных процессов, максимально демократичных в своей основе, с активным участием населения в решении важнейших вопросов общественной жизни.
Государственное регулирование социально-культурной сферы будет эффективным, если субъектом управления прогнозируются будущие проблемы и принимаются решения по снижению их остроты, уменьшение социальных рисков. В то же время ресурсы, которые расходуются на удовлетворение общественных потребностей, возвращаются в форме социальной активности населения.
В результате высокая социальная эффективность государственного регулирования выступает катализатором эффективного экономического развития.
Для обеспечения эффективного государственного управления социокультурной сферой необходимо формирование такого инструментария, который предусматривает разработку долгосрочной политики, целей, установок, ориентиров и принципиально новых направлений развития социально-культурной сферы.
Это предусматривает разработку стратегии, включая такие обязательные элементы, как определение корпоративной миссии системы государственного управления культуры, обеспечение преимущества этой системы в формировании ресурсного потенциала и производства коммуникационно-ориентированных услуг; проведение структурных изменений, обеспечивающих повышение эффективности государственного управления культуры и развитие организационной культуры и компетентности специалистов.
Для эффективного государственного управления социально-культурной сферой необходимо осуществить переход к стратегическому управлению, что стимулирует освоение системы новых направлений государственного управления социально-культурной сферой.
Среди них важнейшими являются: первоочередное развитие направлений функционирования системы государственного управления культуры, полно отвечали бы современным тенденциям развития региона и его коммуникационным возможностям и условиям ее функционирования.
Следует осуществить оценку главных региональных факторов и согласования потенциальных ресурсов с основными направлениями развития социально-культурной сферы и содержанием коммуникационных потребностей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
1.1. Государственное управление в социально-культурной сфере: сущность и методы
Социально-культурная деятельность государства – сложная и многогранная сфера общественной жизни, которая включает в себя функциональное объединение учреждений и организаций, осуществляющих общественно-политическую и культурно-воспитательную работу.
Специфика методов управления в социально-культурной сфере заключается в том, что в их числе следует рассматривать не только административные и экономические подходы, но также и социально-психологические методы (в частности, методы убеждения), поскольку в состав объекта управления составной частью входят определенные контингенты населения. С помощью средств убеждения, прежде всего, стимулируется должное поведение участников управленческих отношений путем проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных мероприятий.
Основные типы методов управления: экономические, административные, нормативно-правовые.
В процессе модернизации и динамического развития общественных отношений особую роль играет социально-культурная сфера, поскольку именно за счет эффективного функционирования заведений, работающих в этой сфере, создаются условия для формирования интеллектуального потенциала нации и определяется духовная жизнь общества.
Конституция Российской Федерации закрепляет, что Российская Федерация является социальным государством. То есть его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье каждого члена общества, каждой личности, важное значение имеет установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иные гарантии социальной защиты.
Культурная политика становится одной из важнейших социально-политических функций государства, которая призвана регулировать внутреннюю жизнь общества.
Современное социально-культурное развитие предполагает не только удовлетворения материальных, но и духовных потребностей населения, расширения его возможностей в свободном выборе сферы общественно-культурного развития.
Культурные факторы имеют большое значение для создания гармонично социальной среды, повышения ее интеллектуально-духовного потенциала, утверждения гуманитарного направления государственной политики.
Приведение этих факторов в действие нуждается в работе механизмов обратной связи, ведь культура и государство являются взаимосвязанными и взаимозависимыми системами [2, c.230-235].
Сущность государственного управления и его результативность отражаются на степени удовлетворения интересов социальных групп и населения в целом, отдельных субъектов как членов этих групп.
Назначение органов государственной власти – защита обязательств, основными из которых является обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности населения и поддержка незащищенных социальных групп.
Решение социальных задач, стоящих перед государственной властью является сложным процессом, так как не имеет единственно верного решения: удовлетворение интересов одной социальной группы связано с ущемлением интересов другой группы. Кроме этого, возникает необходимость обозначения приоритетов удовлетворения потребностей, поскольку не приходится рассчитывать на то, что одни и те же потребности всех людей станут насущными в одно и то же время.
Рассматривая государственное управление социально-культурной сферой, необходимо иметь в виду, что по своей сути органы государственной власти в большинстве своем процессно-ориентированные [5, c.200-210].
Исследования социальных изменений позволяют выявить взаимосвязь и тенденции развития внутренней и внешней среды государственного управления, превращает их в неотъемлемый элемент оценки эффективности деятельности органов государственной власти.
Также государственное управление социально-культурной сферой охватывает все без исключения социальные группы населения, от того, насколько эффективно работают органы государственной власти, напрямую зависит жизнь каждого человека.
Социальная память о культурных ценностях той или той страны влияет на восприятие мировой общественностью всех ее проектов, инициатив, продуктов и тому подобное. В современных теориях связей с общественностью социальную память о культурных ценностях связывают именно с понятием социокультурного брендинга, который отражает широкую известность социокультурных явлений.