Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Государственное управление и самоуправление: соотношение и тенденции развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Понятие государственного управления 5

1.1 Понятие и признаки государственного управления 5

1.2 Механизм государства 10

1.3 Соотношение государственного управления и механизма государства 15

Глава 2. Местное самоуправление как элемент публичной власти 18

2.1.Самоуправление в России 18

2.2. Сущность и формы местного самоуправления в Российской Федерации 20

2.3. Основные тенденции развития местного самоуправления 24

Глава 3. Соотношение государственного и местного самоуправления 27

Заключение 30

Библиографический список 32


  

Введение:

 

Стоящие перед современной Россией вызовы детерминируют государственное управление как динамичную систему, способную адаптировать институты государственной власти и, прежде всего, исполнительной, к стремительно изменяющимся в процессе структурных реформ потребностям общества. Выявление путей и способов повышения эффективности реформирования государственного актуализирует тему диссертационного исследования.

Для России поиск новой управленческой парадигмы, способной адекватно и своевременно интерпретировать новые реалии, органично связан с практической реализацией задачи поддержания социальной системы в состоянии динамического равновесия. Данная проблема является актуальной для России последние четверть века.

Государство выступает как главный субъект государственного управления, основное предназначение которого состоит в реализации власти в интересах либо всего общества, либо отдельных групп, и для этого оно создает соответствующий государственный аппарат. В качестве признаков, характеризующих субъект государственного управления, выступает наделенность его властными полномочиями в целях выполнения задач и функций государства, которые не являются исчерпывающими.

Проблемы соотношения понятий государственного и муниципального управления в РФ не новы для ученых, занимающихся теорией и практикой социального и государственного управления. По своей сути эти проблемы обусловлены отсутствием научного обоснования функционирования взаимосвязей и взаимозависимостей феноменов государственного, регионального и муниципального управлений как видов социального управления.

Объект исследования: государственное управление и самоуправление.

Предмет исследования: соотношение и тенденции развития государственного управления и самоуправления.

Цель исследования: рассмотреть соотношение и тенденции развития государственного управления и самоуправления.

Задачи исследования:

– рассмотреть понятие и признаки государственного управления;

– охарактеризовать механизм государства;

– охарактеризовать соотношение государственного управления и механизма государства;

– охарактеризовать самоуправление в России;

– рассмотреть сущность и формы местного самоуправления в Российской Федерации;

– охарактеризовать основные тенденции развития местного самоуправления;

– проанализировать соотношение государственного и местного самоуправления.

Методологической основой работы являются политологический, институциональный подходы к анализу государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации. Методология базируется на общенаучных принципах историзма, комплексности, систематизации.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, функции муниципального управления должны быть производны от функций федерального управления, а вот их состав, содержание и процессы реализации должны конкретизироваться с учетом целей и задач, «делегированных» государством конкретной муниципальной подсистеме (муниципальному образованию). Однако проблематика государственного управления рассматривается сегодня в основном применительно к конкретным направлениям государственной деятельности. Юристы исследуют преимущественно нормативно-правовые аспекты воздействия государственного управления на жизнь и деятельность государства и общества. Экономисты рассматривают аспекты государственного управления, непосредственно затрагивающие сферу и ответственность отраслей промышленности, взаимодействия хозяйствующих субъектов и федеральных органов исполнительной власти, а также с точки зрения всех отраслей экономической науки, включая денежно-кредитные, налоговые и финансовые вопросы.

Государственное управление через политику государства должно быть направлено на решение проблем публичного, или общественного управления, так как государственные органы и местное самоуправление, отчасти общественные структуры, формы и типы профессиональных, территориальных и иных сообществ осуществляют управление общественными делами.

При выстраивании отношений государства и гражданина важна прозрачность власти, удовлетворяющая критериям открытости, понятности, возможности влияния, при этом взаимодействие государства и гражданского общества может осуществляться в виде партнерства власти и общества, доминирования государства над обществом, перехода от сотрудничества к конфронтации. Процесс вовлечения широких масс в управление и увеличения количества участников управленческих решений сопряжен с позитивными и отрицательными, негативные последствиями.

К позитивным последствиям относятся возможности принимать обоснованные, взвешенные управленческие решения, опираясь на информацию о реальных настроениях людей, на знания об иерархии наиболее актуальных, требующих оперативного решения проблем. Позитивным является также принятие решений по степени готовности различных групп населения к принятию и реализации постановлений местной власти, направленных на осуществление перспективных и текущих задач. Вовлеченность граждан в управление позволяет понять расстановку социальных сил, оценить активность городских социальных групп, выявить причины пассивного ожидания или сопротивления нововведениям.

К отрицательным последствиям относятся усложнения многоступенчатого и трудного процесса принятия решений, вызванные необходимостью согласования большого числа различных интересов; значительное удлинение сроков принятия решений; увеличение материальных затрат при возрастании количества участников управленческого процесса. Следует отметить, что привлекаемые к принятию управленческих решений социальные субъекты могут иметь ограничения по компетенциям, по репрезентативности и объемам информации, по наличию навыков компромиссов и ведения конструктивного диалога.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие государственного управления

1.1 Понятие и признаки государственного управления

Невозможно представить государственную власть вне содержательных характеристик специальной деятельности, ради которой она и создается. Эффективность исполнительной власти, по понятным причинам, заключена в эффективности самой деятельности по осуществлению государственного управления. «Государственное управление» – термин для характеристики функционирования самого государства, его исполнительных, властвующих органов, применяющих в своей деятельности законы и иные нормативные правовые акты.

Государственное управление в системе конституционно-значимых понятий вообще невозможно переоценить, ибо оно – принадлежность государственной власти, ее деятельности и функционирования. Конституционный правопорядок вряд ли можно создать и гарантировать, если не включить в него обеспечительные юридические механизмы государственного управления с его функциями, средствами, способами, нормами, принципами, административными процедурами .

Природа государственной власти противоречива. Власть необходима для оптимальной организации и развития общества, однако по мере накопления ресурсов, разрастания властных полномочий она приобретает разрушительные качества, стремится к неограниченному росту и, в конечном итоге, становится тормозом на пути общественного развития. Деятельность государственной власти, в связи с этим, должна осуществляться в определенных границах.

Государственная власть как разновидность политической социальной власти является важнейшим признаком государства, так как она способна обеспечивать жизнедеятельность общества, регулировать социальные отношения. В догосударственный период развития общества носителями власти являлись все представители взрослого населения сообщества (родовое собрание). Эта власть выражала интересы всего сообщества и не отделялась от него. С возникновением государства формируются специальные институты власти в виде органов государства; от общества отделяется особая группа людей для управленческих функций, которая приобретает политический характер и отчуждается от общества. Государственная власть выражает волю тех социальных сил, которые стоят у власти, олицетворяют и представляют ее. Но даже в антагонистическом обществе государственная власть решает не только узкоклассовые задачи и выражает не только интересы господствующего класса; она может действовать в интересах государства и всего населения .

Система государственных органов формируется по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Обусловлено это выраженной необходимостью суверенной власти государства в виде соподчиненных компетенций различных государственных органов, возглавляемых высшими органами, которые наделяются суверенными государственно-властными правомочиями.

Возглавляют систему государственных органов:

1. Президент Российской Федерации;

2. Правительство Российской Федерации;

3. Федеральное собрание – парламент Российской Федерации (Госдума и Совет Федерации);

4. Конституционный суд Российской Федерации;

5. Верховный суд Российской Федерации; Высший арбитражный суд Российской Федерации.

Субъект государственной власти является ее непосредственным носителем, главным направляющим началом, предписывающим правила поведения конкретным объектам государственной власти. Субъектом государственной власти могут быть социальные, национальные общности, классы, народ, нации, государство и его органы, должностные лица. Субъект подчиняет своей власти объект, иначе власть перестает существовать. Власть и подчинение имеют различные мотивы, определяемые авторитетом, силой, привычкой и иными факторами. Сила власти представляет собой возможность осуществления принуждения и основывается на страхе подвластных перед угрозой санкций.

Объектом государственной власти выступают: подданные, граждане государства, их объединения, классы, социальные группы и общество в целом. В современном демократическом государстве объект и субъект государственной власти совпадают, а в недемократическом обществе разграничены противоположными интересами и могут находиться в противоборствующем состоянии.

Государственная власть обладает всеми признаками социальной власти, но имеет и свои специфические особенности, определяющие ее универсальность и всеобщность. Для определения понятия государственной власти необходимо исследовать основные признаки данного социального феномена. Анализ существующего законодательства и осуществления государственной власти способствует выявлению целого ряда основополагающих признаков данного явления.

Решение общесоциальных задач государственная власть осуществляет через государственные органы, используя при этом многочисленные способы и средства воздействия на общественные процессы во всех сферах жизнедеятельности социума. Она обладает верховенством среди других видов социальной власти. Только государственная власть обладает аппаратом принуждения по отношению ко всему населению, проживающему на территории, подвластной данной государственной власти. Ситуация принуждения ставит подвластного в состояние выбора своих будущих действий на основе меньшего зла перед наступлением еще большего зла (в виде конкретного наказания). В демократических государствах должностные лица осуществляют принуждение на основе организованной силы государства в пределах, очерченных правом и в соответствии с законными процедурами. Следовательно, такое принуждение является не только государственным, но и правовым принуждением.

Государственная власть характеризуется суверенностью и верховенством, ее нормативные установления являются обязательными для всего населения, не подлежат контролю никакой другой властью и обеспечивают возможность независимо и самостоятельно принимать решения по любым вопросам деятельности государства. В условиях демократического государства государственному суверенитету предшествует суверенитет народа, который носит первичный характер по отношению к государственному суверенитету. Государственная власть носит публичный (общественный) характер, так как осуществляет руководство обществом. Только государственная власть становится силой, способной выразить интересы и потребности общества и аккумулировать их в единой государственной воле. Государственная власть реализуется специально уполномоченными субъектами, образующими соответствующую систему. Государственные органы, учреждения и должностные лица в соответствии с правовыми установлениями государства реализуют его основные функции .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы