Курсовая теория на тему государственное регулирование туристской деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.1.Исторические аспекты становления
и развития института туристских услуг в России и в зарубежных странах. 10
1.2.Роль и значение туристской
отрасль России на современном этапе. 13
2.Гражданско-правовое регулирование
договора об оказании туристских услуг 23
2.1.Правовая природа договора об
оказании туристских услуг. 23
2.2.Содержание договора о реализации
туристского продукта. Ответственность сторон по договору о реализации
туристского продукта. 25
Заключение. 29
Библиографический список 32
Введение:
Актуальность темы
исследования определяется тем, что в туристской отрасли за последние
годы происходят существенные изменения, которые отражают
серьезные процессы социально-экономических и политических преобразований, наблюдающиеся в российском обществе.
Правовое обеспечение туризма – деятельность по формированию
таких условий на рынке туристских
услуг, когда с необходимостью обеспечивается
приоритет закона.
В период кризиса
2020 года, огромное
количество банкротств туроператоров по выездному туризму,
резкое сокращения числа потребителей туристских услуг, которое было усилено запретом
на выезд из страны сотрудникам силовых ведомств и ограничением туристских поездок в ряд стран, привели
к массовому закрытию
туристских агентств и множество забронированных поездок не состоялось, в
связи с нарушением туристскими агентствами своих финансовых обязательств. В результате этого сотни туристов
не получили заказанные услуги, а также не смогли вернуть свои денежные средства,
которые были внесены
в качестве предоплаты за забронированные услуги.
Данная ситуация привела к ускоренной работе над поправками к
закону, направленными, в первую очередь,
на защиту интересов
потребителей туристских услуг.
Для наиболее успешного
развития туризма, требуется
защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристского продукта и всесторонняя поддержка
внутреннего и въездного
туризма, формирование туристской инфраструктуры, подготовка кадров,
научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального туристского продукта на мировом рынке.
При реализации туристского продукта между клиентом
(туристом) и туристской организацией (турагент или
туроператор) заключается договор об оказании туристских услуг. Основополагающей ролью данного договора
является регулятивная функция, так как договор – есть способ
регулирования отношений между
лицами в соответствии с их интересами и потребностями. Это основное функциональное предназначение проявляется в ряде более конкретных функций,
проявляющих и отражающих сущность и содержание конкретного договора. Сущность
договора выражается в предоставлении комплексной туристской услуги, которая
включает в себя элементы перемещения, проживания, питания
и других услуг в сфере туризма.
В отличие от многих других видов возмездных услуг туристские
услуги имеют особую специфику. Ее
суть состоит в том, что, помимо гражданского
законодательства, туристская деятельность регламентируется Федеральным законом
от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации[1]»
(далее – Закон об основах туристской деятельности), Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О
защите прав потребителей[2]»(далее
— ЗоЗПП) и целым рядом других законодательных и нормативно-правовых актов.
Степень разработанности темы.
Историческим аспектам становления и развития института
туристских услуг в России и
в зарубежных странах посвящены работы В.А. Ливцова, А.М. Бугаевой, В.Е. Егоровой, А.Ю. Александровой и других.
Вопросы понятия, сущности
и содержание договора
об оказании туристских услуг нашли своё отражение в работах Н.В. Сирик, Е.В. Ахтямовой,
Р.Л. Наумовой, А.Е. Толстовой, И.Е. Отческого,
А.Н. Бредихиной, Е.П. Захаровой и других деятелей
юридической науки.
Актуальные проблемы и тенденции законодательства в сфере
туристской деятельности были рассмотрены в работах И.Н. Дегтярёвой, Е.В. Дьяченко,
А.А. Хамидуллиной, В.С. Горбунова, Ю.Д. Дмитриевского, Е.Л. Писаревского и других.
На современном этапе вопросы защиты прав потребителей
исследовались в трудах А.В.
Агафонова, В.Н. Аргунова, С.Ю. Баранова, Е.В. Вавилина, Д.Х. Валеева,
Я.В. Вольвач, М.А. Егоровой, Е.Б. Келебай, Э.Г. Корнилова, А.Г. Нецветаева,
А.А. Малова, Ю.В. Романца, Л.Б. Ситдиковой, Л.В. Санниковой, Е.М. Тужиловой- Орданской, М.Ю. Челышева, А.П. Фокова, А.М. Эрделевского и других.
Научные работы С.С. Алексеева, В.А. Белова, С.Н. Братуся,
О.С. Иоффе, Е.Я. Мотовиловкера, В.Н.
Протасова, Ю.Г. Ткаченко, Р.О. Халфиной и других ученых, посвященные общетеоретическим проблемам правоотношений,
послу жили основой для понимания
сущности, структуры и признаков гражданских правоотношений в сфере
туристских услуг.
Объектом работы выступают общественные отношения
в области гражданско-правового регулирования туристских услуг по законодательству Российской Федерации.
Предмет исследования — нормативно-правовые акты и правоприменительная практика, регулирующая развитие
законодательства о туристских услугах.
Цель работы – комплексное рассмотрение механизма правового
регулирования туристских услуг по законодательству Российской Федерации.
Обозначенная цель и предмет исследования определили
необходимость решения следующих задач:
1) изучить исторические аспекты
становления и развития
института туристских услуг в
России и в зарубежных странах;
2) оценить роль и значение
туристской отрасли России
на современном этапе;
3) рассмотреть правовую природу
договора об оказании
туристских услуг;
4) проанализировать содержание договора об оказании
туристских услуг; охарактеризовать права и обязанности субъектов рынка туристских услуг;
Методологическая база исследования: при написании работы использовались такие методы научного
исследования, как: сбор информации, анализ
нормативно-правовых источников, средств
массовой информации, методы качественного и количественного анализа,
метод научного синтеза
и обобщения.
Нормативно-правовая
база, использованная в работе, включает в себя следующие источники: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ,
Воздушный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основах
туристской деятельности в Российской
Федерации», закон «О защите прав потребителей», Постановление Правительства «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта».
Теоретическая значимость работы заключается в том, что договор является основным документом, который
ведёт к возникновению гражданско- правовых отношений
между заказчиком и исполнителем туристских услуг. Изучение данной темы вносит определенный вклад в развитие
туристской отрасли, способствуют развитию гражданского права, а также может быть полезно
для совершенствования отдельных норм и положений действующего законодательства в сфере туристской детальности.
Практическая
значимость исследования работы определяется тем, что её положения могут быть использованы в учебном процессе при
преподавании следующих курсов и дисциплин: «Гражданское право», «Турагентская и
туроператорская деятельность», «Право и экономика
в туризме». Полученные результаты смогут упорядочить и внести значительные изменения
в развитие туристской деятельности, а также закрепить права туристов на качественные туристские услуги.
Эмпирической базой исследования послужили опубликованные и неопубликованные материалы судебной практики
в виде руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, обзоры судебной практики,
решения судов общей юрисдикции субъектов
Российской Федерации, факты,
получившие отражение в научной литературе и в печати, относящиеся к объекту
исследования статистические
материалы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. К историческим аспектам
развития института туристских услуг в России и
в зарубежных странах следует отнести следующие:
1) социально-экономические факторы: поиск рынка сбыта; желание
приобрести товары, которых
не существовало в месте проживания; поиск партнёров для совместного ведения
торгового дела. С развитием общества
появляются и другие причины, благодаря
которым происходит дальнейшее развитие туризма: активизация экономических связей между
государствами на основе международного разделения труда, расширение международной торговли и совершенствования транспортных средств, желание улучшить
уровень жизни массы населения;
2) социально-культурные
факторы: расширение кругозора; желание ознакомиться с другой культурой
и традициями, завести
новые знакомства; повысить коммуникабельность; испытать новые эмоции;
3) политические факторы: мирные,
дружественные, добрососедские отношения между государствами; присутствие межгосударственных и соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, научно- технических и культурных связей, туризма
и обменов.
2. Одна из
отличительных черт современного российского туризма – его ориентация преимущественно на выездной
туризм, несмотря на то, что в
мировой практике наиболее
выгодными с точки зрения доходов
экономики являются внутренний и въездной туризм.
Индустрия туризма напрямую влияет на рост внутренней
экономики. Она обеспечивает создание
рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния граждан, выступая катализатором социально-экономического развития регионов.
Государство регулирует туристский сектор непосредственно
через Министерство культуры, Ростуризм, а также косвенно с помощью
иных правовых рычагов,
поддержки инфраструктуры и международной политики.
3. Главным документом, подтверждающим права и обязанности субъектов туристских услуг, является договор
о реализации туристского продукта, туристская путёвка, памятка туриста, а также
приложения к договору на туристское обслуживание. За последнее
время обанкротилось немало предприятий в туристской сфере, начиная от турагентств и заканчивая третьими лицами (средства размещения, перевозчики), которые являются
неотъемлемыми участниками предоставления услуг. Со стороны государства принимаются различные меры,
направленные на защиту прав потребителей, повышение качества
туристского продукта, а также формирование оптимальных условий на
нашем рынке.
4. Государство предпринимает различные
меры по регулированию деятельности субъектов
туристского рынка. Основными
тенденциями по развитию законодательства в сфере туристской деятельности являются: обеспечение безопасности туристов на транспорте, повышение качества туристского продукта, снижение финансовой
напряженности между игроками рынка, защита прав туристов.
Права и обязанности
субъектов рынка туристских услуг закреплены
в различных нормативно-правовых актах таких как: Конституция РФ, Гражданский Кодекс
РФ, Воздушный кодекс РФ, ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», закон
«О защите прав потребителей» и других;
Главным документом, который
подтверждает права и обязанности субъектов
туристских услуг, является
договор о реализации туристского продукта,
туристская путёвка, а также приложения к договору на туристское обслуживание. В целях предотвращения незаконных действий со стороны субъектов туррынка, государство принимает
различные меры, направленные на защиту прав туристов, повышение
качества туристского продукта,
а также формирование оптимальных условий
на нашем рынке.
Основными тенденциями по развитию законодательства в сфере туристской деятельности являются: обеспечение безопасности туристов на транспорте, снижение
финансовой напряженности между игроками рынка, повышение привлекательности на международном рынке.
Структура работы:
состоит из введения, двух глав, заключения,
библиографического списка. [1] Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // СЗ РФ. – 1996. — № 49, Ст. 5491. [2] Закон РФ от 07.02.1992
№2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. – 1996 —
№3, Ст. 140.
Заключение:
В современной России туризм является
многоаспектным социально- экономическим и культурным феноменом, вследствие чего туристская деятельность подпадает под контроль государства, а также регулируется нормативными актами.
Развитие туристской отрасли создает непременные условия для улучшения уровня мобильности и занятости
населения страны, способствует стабильному
экономическому росту региональных экономик, рациональному использованию объектов культурного и природного наследия;
при этом государство должно уделять соответствующее внимание как вопросам
поддержки субъектов, которые
осуществляют деятельность в сфере туризма, так и вопросам
защиты интересов туристов,
а также контроля качества оказываемых услуг.
Договор об оказании туристских услуг занимает центральное место в туристской сфере. Для осуществления организованной туристской поездки
достаточно заключения одного договора по туристскому обслуживанию с лицом, принимающее на себя обязательство по предоставлению
туристских услуг. Для успешного
проведения политики, которая направлена на создание в нашей стране сети туристских и культурных центров
мирового значения, необходимо обеспечение правовых условий
для туристской деятельности.
Законодательство туристской
деятельности в настоящее
время находится в стадии становления, все его реформы
направлены на усиление
правовой защищенности туриста как слабой стороны договора.
При написании
данной работы были решены поставленные задачи, обоснована актуальность темы, изучены основные
проблемы и достигнута цель.
Были рассмотрены исторические аспекты становления и развития института туристских услуг в России и в
зарубежных странах, изучена правовая природа договора об оказании
туристских услуг, оценена роль и значение
туристской отрасли России в настоящее
время; проанализирован договор
о реализации туристского продукта, а также права и обязанности субъектов
рынка, определены проблемы гражданско-правового регулирования туристской отрасли, а также изучены проблемы и
тенденции развития законодательства в сфере туристской деятельности.
Нормативно-правовую основу деятельности субъектов
туристской деятельности в Российской Федерации
составляют международно-правовые акты, которые признаны Конституцией РФ
составной частью правовой системы России, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств. Для российского законодательства необходимо дальнейшее развитие
и совершенствование, при этом
главной функцией законодательства является не
только поиск, формулирование и закрепление в праве воли граждан страны,
но также определение наиболее точных путей и средств использования закономерностей в интересах
личности, общества и государства. Занимаясь
правотворческой деятельностью, государство одновременно проводит политику,
стимулирующую утверждение норм права во взаимоотношениях субъектов
туристской индустрии.
Среди
приоритетных задач государственного регулирования в туристской области следует отметить повышение
безопасности туристской деятельности, включая разработку новых политико-правовых механизмов обеспечения безопасности,
выражающиеся в развитии, реализации правовых норм, которые направлены на повышение гарантий и
эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества
и безопасности туризма;
в усилении экономической ответственности лиц, которые
осуществляют туристскую деятельность, за нарушение гражданско-правовых обязательств, вследствие чего, произойдёт повышение прозрачности стабильности инвестиционной привлекательности туристской сферы.
Фрагмент текста работы:
Теоретико-правовые основы туристской деятельности в
отечественном законодательстве 1.1.Исторические аспекты становления и развития института
туристских услуг в России и в зарубежных странах Термин «туризм» вошёл в словари
России в ХХ в. и впервые был определен в 1947 году. «Словарь русского
языка» в четырёх
томах дает следующую
характеристику «туризму»: «Путешествия, специально организованные,
совершаемые для отдыха и с познавательными целями, иногда с элементами спорта»
(1988 г.). «Энциклопедия туриста» дает следующее
определение: «Путешествия (поездка, поход) в свободное
время (отпуск, каникулы и т.п); вид активного отдыха,
средство оздоровления, познания,
духовного и социального развития личности» (1993 г.).
В настоящее время согласно Закону об основах туристской
деятельности туризм — это «временные выезды (путешествия) граждан
РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с
постоянного места жительства в лечебно- оздоровительных,
рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия
деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране
(месте) временного пребывания» (2007 г[1].) .
Многие учёные склоняются к теории, что туризм стал
развиваться с эпохи античности и в основном
тесно связан с путешествиями.
Туризм и путешествие – два близких между собой понятия,
которые описывают определённый образ жизни человека.
К нему относится спорт, отдых, активное или пассивное развлечение, изучение окружающего мира, торговля,
наука, лечение и другое. Путешествие – термин, который обозначает передвижение людей по какой-либо территории или акватории
с целью их изучения, а также с
общеобразовательными, познавательными, спортивными и иными целями.
История развития и становления цивилизаций была связана с
развитием и укреплением контактов
между различными государствами, народами и определёнными регионами. Большое
количество путешествий совершались с целью познания
характера соседей , поиска рынков сбыта, поиска работы,
приобретения товаров, знаний и
т. п. Позднее путешествия стали
для некоторых слоёв общества,
таких как: мореплаватели, исследователи, купцы, священники, профессиональной необходимостью. Позже появились люди, которые
желали просто посмотреть новые народы, земли и получить новые эмоции и познания.
Всех данных людей сейчас мы называем
путешественниками. Как раз они сыграли
большую роль в накоплении человеком знаний в различных областях науки, культуры, техники. Всё это послужило предпосылкой появления особой формы путешествий – туризма.[2]
В период первых древних государств,
таких как Греция и Рим, Персия и Парфия,
Вавилон и Ассирия, Бактрия и Сирия, огромная доля путешествий предпринималось для обмена товарами. В это
же время путешествия становятся неотъемлемым спутников
военных действий. В итоге военных
походов Александра
Македонского, персидских царей, римлян и греков были открыты новые земли и народы, которые были
отражены на древних картах и рукописях. Все
эти открытия, несомненно, помогли населению земли осмыслить, что мир огромный
и в нём огромное количество неразгаданных тайн и загадок.
Первые туристские путешествия начались
в то время, когда поездки
утратили торговое значение.
Предположительно, подобные путешествия начались в Древнем
Египте в 4 тысячелетии до н. э.
Расцвет античного туризма связан с Грецией и периодом
эллинизма. А её наследником следует
считать Древний Рим, который на протяжении нескольких веков завоёвывал другие земли и народы. Все эти события,
несомненно, дали возможность человеку увидеть и постичь мир.
Главным мотивом путешествий долгое время была торговля. Чуть позднее
к нему добавились спортивные (Олимпийские игры) и религиозные (паломничество) мотивы.
В Европе в эпоху Римской империи появляется новый вид
путешествий – досуговый туризм. Римляне
из высших слоёв общества нередко
ездили в Грецию с целью получения образования,
приобретения богатства. Со временем эти
поездки стали носить развлекательный характер: путешествия в Грецию совершались всей семьёй или холостыми обеспеченными римлянами ради отдыха.
Помимо этого, у богатых римлян были свои земельные участки
в разных уголках
империи, чтобы следить
за ними, римлянам
нужно было выезжать
из столицы и проделывать долгий путь до своего имения.
Такие земельные владения были
в Галлии и Испании, в Италии и Германии, в Греции и Македонии, во Фракии и Дакии, в Египте и Малой Азии.
В данный период начал функционировать Великий Шелковый путь, простирающийся
от Жёлтого моря на востоке и заканчивающийся Римом на западе. Во время античности можно было отметить два типа путей:
сухопутные и водные. Базовые пути
были в Средиземном море, в дельте Нила, а также в Месопотамии – между Тигром и Евфратом. Странствовать морем было
гораздо проще и спокойней, чем пешком. Ездовые
животные (лошади, слоны) использовались в основном в сражениях.
Помимо данных видов путешествий, были путешествия, связанные
с переездами аристократических
семей из зимних дворцов в летние и обратно, путешествиями
в отдалённые государства для заключения браков и альянсов, для сохранения контроля и укрупнения
власти над отдельными владениями. Распространение
в Европе «аристократического туризма» также в некой мере воздействовало на становление туризма. Дворяне зачастую
отправлялись в европейский тур по странам
Европы: из Англии во Францию,
потом в итальянские города-государства, в Швейцарию, Германию и Нидерланды. Такие путешествия были довольно дорогими,
поэтому как правило,
он охватывал лишь высший класс. В средние
века по причине частых войн путешествия
из Европы в Азию были достаточно непопулярны, в том числе и внутри самой Европы, пути путешественников в основном пролегали
только через Западную и Центральную Европу. Феодальный строй запрещал крестьянам покидать собственные земли. Не
считая аристократов, в далёкие страны
отправлялись представители торговли, члены завоевательных походов, священники и свободные городские
жители. В средневековье самым популярным транспортным средством становится лошадь.
Превосходство лошадей как основного сухопутного транспортного средства пробыло
до второй половины
XIX века, то есть
до появления поездов и автомобилей.
На формирование туризма
оказали колоссальное влияние
Великие географические открытия.
В данный период происходит резкое изменение маршрутов
и мест отдыха. Ключевые торговые
пути связывают Европу с
Индией, Европу с Америкой, Африку с Южной Америкой. Таким образом, маршруты по Атлантическому океану делаются основными, а торговля и путешествие по Средиземному морю отошла на второй план. Некоторые исследователи связывают это событие с
Великим Шелковым путём, который из-за открытия
новых морских путей в конечном
счёте прекратил своё существование.
На данный момент туризм стал частью нашей жизни. Степень развития туризма в некоторых странах достигло
огромных успехов. Однако, невзирая на это, туристская отрасль всё ещё развивается. Эпоху формирования туризма
нельзя считать ни завершённой, ни замёрзшей на определённом этапе: она связана
с историей человечества, вследствие этого развитие туризма будет влиять на экономику
стран, социальную и культурную жизнь
населения. [1] Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // СЗ РФ. – 1996. — № 49, Ст. 5491. [2] Ливцов В.А. История
туризма в России: ХIХ-ХХ вв.: учебник для ВУЗов. – СПб.: Алеф-Пресс, 2014. — С.
8-10; С. 63-66.