Курсовая теория на тему Государственное патриотическое воспитание военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты формирования гражданской активности. 5
1.1. Понятие
и сущность гражданской позиции в педагогике и психологии. 5
1.2.
Особенности методики работы по патриотическому воспитанию.. 14
Выводы к
Главе 1. 19
Глава 2. Особенности
организации работы по патриотическому воспитанию в войсках национальной гвардии
Российской Федерации. 20
2.1. Система
воспитания патриотизма в военных институтах войск национальной гвардии России. 20
2.2.
Особенности патриотического воспитания военнослужащих войск национальной
гвардии Российской Федерации. 24
Выводы к
Главе 2. 29
Заключение. 30
Библиографический
список. 32
Введение:
Актуальность работы. Сегодня
патриотизм является важным условием отстаивания национальных интересов и
возникновения исторически сложившегося геополитического положения страны среди
наиболее развитых государств мира. Во все времена, в период военной угрозы и
внутренних потрясений, народы России объединялись. В основе этого сплочения
всегда стояло военно-патриотическое воспитание.
К
сожалению, следует признать, что перемены, произошедшие в 90-х годах XX
столетия, привели к духовной опустошенности и утрате нравственно-патриотических
ценностей у современной молодежи.
В
связи с этим, вопросы формирования готовности курсантов к патриотическому
воспитанию военнослужащих должны быть поставлены во главу угла.
В условиях современного этапа строительства и
развития войск национальной гвардии РФ и создания их безупречного облика,
наряду с материальными, неизбежно возрастает роль моральных регуляторов.
История
и практика доказали, что патриотом человек не рождается, он становится им под
влиянием воспитания.
Именно
поэтому военно-учебные заведения, в первую очередь, призваны формировать у
обучаемых не только военно-патриотические качества, но и готовность к
воспитанию у военнослужащих патриотизма.
Степень разработанности темы исследования. Также необходимо
знать, что российское гражданское образование имеет длительную историю как
особый показатель факта появления государственности в IX в. Трудности
гражданского образования захватывают одну из значимых зон в единой теме
педагогических исследований Ф. Б. Горелика, В. И. Кожокаря, A. B. Мудрика, В.
М. Обухова, В. А. Сластенина, В. А. Сухомлинского и др. Различные аспекты
гражданского образования изучали Л. И. Аманбаева, A. M. Бабаев, С. Н. Беккер,
С. И. Беленцов, Е. Р. Евдокимова, К. И. Маслов, С. В. Никитина, Т. Н.
Османкина, Ю. Е. Подлесная, O. A. Рожнов, Т. В. Саенко, Т. Ю. Сайпулаева, П. П.
Симоненко, Т. П. Скребцова, B. C. Собкин, М. В. Суворова, И. В. Суколенов, Г.
Т. Суколенова, Т. А. Сухарева, С. А. Щербачева, М. С. Якушкина и др. Данные
исследования привнесли значительный вклад в теорию и практику гражданского
образования учащихся.
Цель исследования – изучить
особенности государственного патриотического воспитания военнослужащих войск
национальной гвардии Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность и понятие
гражданской позиции в педагогике и психологии;
2.
изучить особенности методики работы по патриотическому воспитанию;
3.
проанализировать систему воспитания патриотизма в военных институтах войск
национальной гвардии России;
4.
проанализировать особенности патриотического воспитания военнослужащих войск
национальной гвардии Российской Федерации.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, можно сделать вывод, что важнейшим источником жизнедеятельности
государства, армии, личности, в том числе российского военнослужащего, является
патриотизм.
Патриотизм
– это совокупность морально-этических качеств личности, основанных на языке
общения и традициях, определяющих свое отношение к обществу и государству
проживания и являющихся первопричиной ее поведения. Патриотизм основывается на
безусловном приоритете интересов общества над личными и является составной
частью общественного сознания. Патриотизм качество аполитичное и не связано с
какой-либо идеологией, но успешно встраиваемое в ее концепцию
Трудно
переоценить его роль в утверждении национальной гордости и достоинства, защите
Отечества, обеспечении национальной безопасности. Поэтому одно из центральных
мест в системе воспитания воннослужащих занимает государственно-патриотическое
воспитание, суть которого заключается в формировании у личного состава армии и
флота высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,
готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по
защите интересов Родины.
В
целях реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания
граждан Российской Федерации Главным управлением по работе с личным составом
Росгвардии совместно с представителями федеральных органов исполнительной
власти, Центрального аппарата Росгвардии, Общероссийской общественной организации
ветеранов правопорядка разработана Концепция военно-патриотического воспитания
в войсках национальной гвардии
Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная приказом
Росгвардии от 22 ноября 2018 г. № 512. Концепция, которая введена в действие 1
января 2019 года, определяет цели, задачи, основные направления развития и
периоды ее реализации.
Основной
целью Концепции является создание системы военно-патриотического воспитания в
войсках национальной гвардии и определение основных направлений ее развития.
Стоит
отметить, что основная задача организации работы по патриотическому воспитанию
– создание системы участия войск национальной гвардии в военно-патриотическом
воспитании молодежи, обеспечение непрерывной связи поколений граждан страны,
ограничение от негативного информационного воздействия на сознание молодежи.
Успешное
решение задачи зависит не столько от организации работы на федеральном уровне,
сколько от проведения работы на региональном и окружном уровнях, в
подразделениях территориальных органов и воинских частях. От этого зависит и
охват личного состава, и качество проводимой работы.
Система
патриотического воспитания военнослужащих войск национальной гвардии Российской
Федерации имеет общественно-государственный характер и реализуется во всех
структурах и уровнях управления войск.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования
гражданской активности
1.1. Понятие и сущность гражданской позиции в
педагогике и психологии Современные
тенденции в социокультурной сфере (миграционные процессы, виртуальные формы
межкультурной коммуникации, академическая мобильность и др.) обостряют проблему
формирования общечеловеческих ценностных ориентаций учащейся молодежи, тем
самым актуализируют в педагогической науке и практике задачи поиска нового
содержания и эффективных форм воспитания современной молодежи, в частности
воспитания гражданской позиции, которая проявляется в общении, социальной
активности, профессиональной деятельности.
Толковый
словарь русского языка С. И. Ожегова и И. Д. Шведовой определяет понятие
«позиция» двумя точками зрения: принцип, положенный в основу поведения,
действий личности, и положение, место, занимаемое личностью[1].
И.
С. Кону принадлежит понятие «социальная позиция», которое он характеризует как
место человека в структуре социальных отношений, иными словами, его «социальная
роль»[2].
Современные
ученые в области педагогики отмечают следующие виды позиций: жизненная позиция,
социальная позиция, внутренняя позиция. В научных исследованиях психологов
понятие «позиция» изучается как позиция личности. Б. Г. Ананьев исследовал
позицию личности в обществе как социальные роли, выполняемые человеком в
зависимости от его положения и политической обстановки [7].
По
мнению ученого, такие отношения или роли, выполняемые личностью в определенных
жизненных ситуациях, представляют собой образцовое поведение, ожидаемое от
любого отдельного человека, занимающего данную позицию. Положение и отношение также
изучаются Б. Г. Ананьевым как «позиция личности», характеризующая субъективную,
деятельностную сторону личности в социальной структуре, то есть позиция – это
деятельностное выражение социального статуса, осмысление прав и обязанностей,
которое раскрывает положение человека в обществе, классе, группе [7].
Л.
И. Божович, рассматривая «позицию» как деятельностный компонент формирования
личности, выделяет термины «внутренняя позиция» и «внешняя позиция» личности.
«Внутренняя позиция» формируется на основе предшествующего опыта человека, его
способностей и возможностей, возникающих потребностей и относится к положению,
которое личность занимает в обществе в данный момент и которое она хотела бы
занимать в будущем. Именно такая «позиция» влияет на отношения к окружающему
миру, другим людям, самому себе[3]. Следовательно,
«внутренняя позиция» способствует формированию у подрастающего поколения новых
личностных качеств.
С.
Л. Рубинштейн, рассматривая отношения личности как позицию, указывал на связь
психики человека и его деятельности, обозначение их целостности и единства.
Благодаря разуму человек приобретает умения определить собственную позицию по
отношению к общественной жизни[4]. Несколько иную точку
зрения выдвигает А. Н. Леонтьев. Он предполагает, что позиция не итог, а основа
и фактор формирования человека и его психики. Следовательно, осмыслив
собственную позицию, человек повышает свой уровень развития, становится на
более высокую ступень. Таким образом, А. Н. Леонтьев поясняет устройство
развития индивида как субъекта социальных отношений[5].
А.
Ф. Шамич полагает, что гражданская позиция личности формируется под
воздействием комплекса объективных и субъективных факторов. Под объективными
факторами подразумеваются социально-политические условия, такие, как уровень
политической обстановки в государстве, степень демократизации отношений в
обществе, уровень экономического положения в стране, формирование и развитие
социальных институтов гражданского общества, нравственно-психологической среды
в гражданском обществе. Автор отмечает, что субъективными факторами выступают
интересы личности, ее потребности и способности, ценностные ориентации,
сущность внутреннего мира, духовное богатство, уровень формирования
самосознания, мировоззрения, побуждение к деятельности и мотивы поведения
личности, характеризующие общее состояние стремления к социально значимой
деятельности[6].
А. Ф. Абзалов в своей научной работе указывает
на то, что позиция, с точки зрения осмысленной решимости человека действовать,
выражается в взаимосвязи таких компонентов, как интеллектуальные,
эмоциональные, деятельностные по отношению к определенному объекту
действительности. Эта готовность впоследствии влияет на поведение личности в
конкретных социальных ситуациях, а поведение, в свою очередь, определяет
процесс развития социального опыта, при котором первостепенную роль играет
комплекс имеющихся навыков, умений и знаний. Следовательно, ученый
рассматривает позицию как оценку политической, экономической и социальной
обстановки, в аспектах личностной и государственной безопасности[7].
В
свою очередь Л. А. Еселева выделяет три компонента, которые присущи для
формирования гражданской позиции: ценностный (позиция человека по отношению к
окружающей действительности), поведенческий (стремление человека проявлять
поведенческие установки), деятельностный (готовность человека действовать в
общественных интересах)[8].
По
мнению В. В. Гаврилюка, в структуре гражданской позиции личности выделяются три
компонента: познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий. Так,
познавательный компонент содержит совокупность стержневых ценностных
ориентаций, которые подразумевают осознанное отношение личности к социальной
реальности. Они оказывают влияние на определение смысла жизни личности, что для
нее особенно ценно, значимо.
Познавательный
компонент классифицируется наполненностью этическими, социальными, правовыми,
политическими, общественными знаниями, полнотой их осознанности, отражающими
субъективное отношение личности к усваиваемым требованиям государства и общества.
Мотивационно-ориентировочный
компонент гражданской позиции характеризует позицию личности к собственной
персоне, окружающим людям, социуму, событиям, происходящим в мире, посредством
системы морально-нравственных правил, реализующихся в виде определенных
стандартов, требований, социальных норм, установок, а также системой
нормативных правовых актов и законодательства государства.
Морально-нравственная
особенность законодательства, по мнению автора, заключается в том, что они
предписывают, как надо делать в нравственном аспекте, то есть добросовестно,
честно, усердно, скрупулезно, ответственно, старательно, но не что надо делать.
Поведенческий
компонент подразумевает реальное поведение личности, возможность придерживаться
определенных правил, соблюдать необходимые социально-нравственные обязанности.
Значительность и преобладание поведенческого компонента гражданской позиции
человека обусловлены тем, что развитие и овладение социальными ценностями
вытекают из собственных действий личности в области самоактуализации, когда их
важность и значимость доказываются действительными жизненными процессами.
В.
В. Гаврилюк уточняет, что потребность в общественном признании и ощущении
собственной значимости испытывает любой индивид, в результате этого каждый человек
занят поисками способов и средств для самоактуализации[9].
Таким образом,
проанализировав литературу по данной проблеме, можно выделить следующие
критерии сформированности гражданской позиции: когнитивный (характеризуется
показателями: знаниями о гражданственности, гражданской позиции, гражданскими
правами и обязанностями; умением анализировать социальные ситуации и проблемы,
умением высказывать собственную точку зрения); мотивационно-ценностный
(характеризуется показателями: гуманистической направленностью отношений
личности к обществу, труду, людям и самому себе, гражданскими ценностными
ориентациями, обеспечивающими усвоение ею норм социального поведения,
осознанием личностной значимости) и [1] Ожегов С. И.,
Шведова И. Д. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических
выражений. М.: Азбуковник, 1997. – 939 с. [2] Кон И. С.
Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. – 254 с. –
С. 184. [3] Божович Л. И.
Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. – 400 с. – С.
134. [4] Рубинштейн С. Л.
Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. – 713 с. – С. 284. [5] Леонтьев А. Н.
Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. М.: Смысл, Академия, 2005. –
352 с. – С. 189. [6] Шамич А. Ф.
Воспитание гражданской позиции студентов: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург,
2002. – 187 с. – С. 84. [7] Абзалов А. Ф.
Педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вузов в
процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: дис…. канд.
пед. наук. Екатеринбург, 2006. – 151 с. – С. 12. [8] Еселева Л. А.
Социально-культурные методы формирования гражданской позиции учащихся
Санкт-Петербурга (на примере молодежи Невского района): автореф. … канд. пед.
наук. СПб., 2008. – 19 с. – С. 9. [9] Николаева А. А.
Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности
современной российской студенческой молодежи: дис. … канд. социол. наук. Орел,
2010. – 224 с.- С. 112.