Курсовая теория на тему Государственно-церковные отношения в республике Молдова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ 5
1.1 Определение понятий: церковь и государство 5
1.2 Историческое развитие отношений государства и церкви в Республике Молдова 8
1.3 Церковь вне закона 11
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СИМФОНИЮ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА 17
2.1 Отношение церкви к государству на основе Устава Русской Православной Церкви 17
2.2 Отношение государства к церкви на основе действующей Конституции Республики Молдова 19
2.3 Законодательные акты, регламентирующие церковную жизнь 25
ГЛАВА 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ МОЛДАВСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И МОЛДАВСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИХ РАЗВИТИЯ 29
3.1 Совместная деятельность Клира и государственной власти 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
За последние 20 лет, зарубежные ученые провели серьезные исследовательские работы о природе государственности. По сути, данная категория стала отдельным предметом исследования, имеющим исключительно важное методологическое значение для изучения государства. В этой связи следует отметить, что «государство» и «государственность» – абсолютно разные политологические понятия, составляющие разные предметы исследования, но, безусловно, связанные между собой. Наука о государственности «обогащает как теорию, так и историю государства и права, поднимая их на новый научно-теоретический уровень».
Позиция РПЦ на молдавской земле демонстрирует большую степень её независимости во внешнеполитической сфере и крайнюю мифологизацию образа Московского патриархата как «руки Кремля» и проводника идей «русского мира». Наоборот, в итоге российско-украинского кризиса и произошедшего церковного раскола стали более выпукло видны собственные интересы РПЦ на постсоветском пространстве, которые далеко не всегда совпадают с устремлениями официальной внешней политики России, но пока ей не противоречат. В свете ситуации в Молдавии и на Украине можно сказать, что РПЦ старается не ссориться с любой властью, в целом поддерживает европейский вектор развития стран — соседей России (кроме попрания моральных библейских ценностей), но не терпит манипулирования Церковью в любых целях — какую бы позицию не занимал политик в рамках противостояния России с Западом. В этом стремлении РПЦ остаться политически нейтральной есть желание быть главной традиционалистской силой для самых разных стран, где есть национальное православие и русская диаспора, а также в рамках общеевропейского тренда быть гражданской, а не только идеологической, силой общества.
Объект исследования – Республика Молдова.
Предмет исследования — государственно-церковные отношения в республике Молдова.
Цель исследования – рассмотреть государственно-церковные отношения в республике Молдова.
Задачи:
— Определение понятий: церковь и государство.
— Историческое развитие отношений государства и церкви в Республике Молдова.
— Церковь вне закона.
— Отношение церкви к государству на основе Устава Русской Православной Церкви.
— Отношение государства к церкви на основе действующей Конституции Республики Молдова.
— Законодательные акты, регламентирующие церковную жизнь.
— Совместная деятельность Клира и государственной власти.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы.
Заключение:
Существуют различные трактовки и определения государственности, которые, в основном, излагают ее структурные компоненты и определенные отношения между ними.
Опираясь на выше изложенное, мы приходим к выводу, что «печать» молдавской государственности «вырезана» на основе исторической памяти (уходящей своими глубинными корнями в историю позднеримской государственности, а затем и в период совместного проживания волохов с другими народами в составе некоторых раннеславянских государств и Венгрии) и исторического опыта зафиксированных, в том числе, в богатой исторической литературе и переданных из поколения в поколение, отражающих ментальность и самобытность, а также культурные традиции.
Коллективная память воспринимает историю через специально выделяемые периоды, которые определяются значимыми историческими событиями и воспринимаются в качестве главных «переломов» в жизни государственно-образующего народа. Эти «зарубки на память» помогают систематизировать, запоминать и социализировать историю страны, народа, государства. Народы-государства не имеющие в исторической памяти значимые исторические переломы часто сами их придумывают, или предпринимают постоянные пропагандистские усилия по гиперболизации малозначимых событий их биографий, социализируя их как важные и судьбоносные.
Для Молдовы годом рождения считается 1359 г., а годом признания (со стороны сюзерена – Венгрии) – 1365 г. В этом смысле молдавское государство имеет двойное «свидетельство» – о рождении и о признании. После «рождения» любого государства, начинается сложный зигзагообразный, нелинейный исторический путь, протекающий через «разрывы» и «преемственности».
Церковный раскол между РПЦ и Константинополем заставил Московский патриархат в ещё большей степени, чем прежде, соотносить свои действия в странах своей «канонической ответственности» с внутриполитической ситуацией и положением национальной церкви. Фактически украинский кризис заставляет руководство РПЦ занимать сбалансированную позицию, прямо не поддерживать пророссийских политиков за рубежом или, по крайней мере, делать это осторожно1. Ситуация с отменой визита патриарха Кирилла в Молдавию в конце октября 2018 г. показывает, насколько серьёзно нависает тень украинского сценария над национальными церквями в составе РПЦ, создавая новые интригующие сочетания обстоятельств.
Молдавская митрополия является самоуправляемой церковью в составе РПЦ, наряду с другими церквями с аналогичным статусом в Латвии, Эстонии, РПЦ Заграницей. В Молдавии 6 епархий и более 1200 приходов, митрополия обладает большим общественным влиянием не только в силу того, что подавляющее большинство населения относит себя к числу православных, но и за счёт сохранения массовой сельской религиозности. Однако наряду с митрополией РПЦ с 1992 г. существует непризнанная Москвой Бессарабская митрополия Румынского патриархата (около 100 приходов), которая получила регистрацию лишь в 2002 г. по решению Европейского суда по правам человека, который обязал власти признать «раскольников», несмотря на протесты РПЦ. Таким образом, более 20 лет существует конфликт между Московским и Румынским патриархами за территорию Молдавии. Он отражает политическое противостояние России и пророссийских политиков с унионистами, которые провозглашают курс не только на ассоциацию с ЕС и включение в НАТО, но и на слияние с Румынией.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ
1.1 Определение понятий: церковь и государство
Понятие «церковь» необычайно ёмкое и включает в себя множество самых различных определений. Под ним могут подразумеваться как конкретные религиозно-административные структуры, так и отвлечённое, сугубо философское понятие. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы употребления этого термина.
Экклезиология – один из разделов христианского богословия, даёт философское определение данного термина. Она учит, что церковь – это мистическое Тело Христово, представляющее собой сообщество всех христиан, как ныне живущих, так и давно оставивших этот мир. Его главой является сам Христос . Подобное определение вытекает из текста Нового Завета, и является каноническим. Таким образом, церковь – это люди, верующие во Христа, вне зависимости от места и времени их присутствия в этом мире.
Надо отметить, что там же встречается употребление слова церковь ещё в двух различных значениях. Под ним, в частности, подразумевается собрание последователей христианского вероучения в каком-то одном определённом населённом пункте, что соответствует современным понятиям прихода или общины.
Кроме того, Новый Завет определяет значение слова церковь и как собрание единоверцев в одной семье, включая в их число также родственников, друзей, соседей и даже рабов (в ту эпоху это было нормальным явлением). Таким образом, христианская семья – это не что иное, как малая церковь.