Курсовая теория на тему Государственная власть: понятие и виды
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Общая характеристика государственной власти в России 5
1.1. Понятие и сущность государственной власти 5
1.2. Признаки государственной власти 11
1.3. Структура государственной власти 14
2. Формы осуществления государственной власти в России 18
2.1. Правовые формы осуществления государственной власти 18
2.2. Неправовые формы осуществления государственной власти 23
Заключение 25
Список использованных источников 28
Введение:
В данной работе рассматриваются особенности государственной власти, анализируются ее свойства и формы осуществления.
Актуальность данной работы заключается в том, что настоящее время можно по праву считать эпохой государственной власти. Никогда прежде государственная власть как категория, особый тип политической рациональности, система идей и публичных отношений не являлась основанием социальной реальности, ключевым фактором структурирования общественных процессов, основополагающим элементом, формирующим мыследеятельность человека. С ней связаны все крупные прорывы и ошибки в эволюции человеческих сообществ.
Государственная власть — одна из форм осуществления власти, принадлежащей народу. Она является организованным управлением делами общества и представляет собой социально-волевое отношение, в котором всегда одной из сторон является государство, его органы и должностные лица.
Функциональная характеристика государственной власти занимает важное место в современной теории государства и права. Функция государственной власти есть категория теории государства, определяющая характер связи цели деятельности политической организации общества с государственническим способом ее достижения.
Государственная власть является главным «двигателем исторического процесса», стоит в центре политических стратегий различных публичных институтов (партий, движений, организаций, сообществ и т.д.), выступает в качестве центральной проблематики в научном и общественном (массовом, повседневном) дискурсах.
Государство является одним из важнейших социальных институтов общества, так как основной объем политических функций любого общества выполняет именно государство, осуществляя, тем самым, государственную власть. Исследование развития государства как единого института со всей очевидностью свидетельствует о том, что государственная власть фокусируется в определенных направлениях.
Объектом настоящей работы выступает государственная власть.
Предметом настоящей работы выступает теоретико-правовое толкование сущности и содержание государственной власти.
Цель данной работы заключается в исследовании правовых основ государственной власти в России, а также форм ее осуществления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и сущность государственной власти;
2. проанализировать признаки государственной власти;
3. показать особенности структуры государственной власти;
4. охарактеризовать правовые и неправовые формы осуществления государственной власти.
Теоретико-методологическую основу данной работы составляют общенаучные методы познания: анализ и синтез, классификация. В качестве специальных методов применялись историко-правовой, формально-юридический, логический методы.
Об особенностях государственной власти в своих работах пишут С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, Я.М. Гафуров, А.Б. Демидов, И.П. Кененова, В.В. Красинский, В.А. Кочев, В.Я. Любашиц, А.В. Малько, А.Ю. Мамычев, О.И. Мирошкина, А.Ю. Мордовцев, А.И. Хорошильцев и др.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также библиографического списка. Глава 1 посвящена анализу понятия и сущности государственной власти (параграф 1.1), признакам государственной власти (параграф 1.2) и ее структуре (параграф 1.3). В главе 2 исследуется правовые формы осуществления государственной власти (параграф 2.1) и неправовые формы осуществления государственной власти (параграф 2.2).
Заключение:
В данной работе были рассмотрены и проанализированы особенности государственной власти, ее свойства и признаки. Результаты работы можно представить в виде следующих выводов.
1. Государственная власть — одна из форм осуществления власти, принадлежащей народу. Феномен государства и государственной власти исследуется в различных аспектах и с различных научно-исследовательских позиций в философии, политологии, социологии, истории и т.д. В огромном массиве научной и иной литературы приводятся самые различные трактовки и определения государственной власти. Обобщенным ее определением может бы следующее: государственная власть является основной формой публичной власти и главным средством ее реализации. Она является организованным управлением делами общества и представляет собой социально-волевое отношение, в котором всегда одной из сторон является государство, его органы и должностные лица.
2. Государственная власть — это всегда публичная власть. И в этом ракурсе, казалось бы, публичная власть не имеет должной необходимости ни в понятийном, ни в терминологическом отношении. Отечественная теория оперировала в первую очередь понятием государственной власти. Однако с началом существенных политических преобразований в России в конце ХХ века все активнее стали говорить о публичной власти.
Последнее, по-видимому, однозначно связано с отказом от советов как единой системы органов государственной власти «сверху донизу» и политической ориентацией на формирование в стране местного самоуправления, которое, впрочем, отнюдь не противопоставлялось государственной власти. В одном из президентских посланий середины 90-х годов прошлого века подчеркивалось, что «развитое местное самоуправление может быть одной из наиболее надежных гарантий обеспечения целостности государства. Оно — тот цементирующий раствор, который скрепляет государственную целостность России.
3. Функциональная характеристика государственной власти занимает важное место в современной теории государства и права. Функция государственной власти есть категория теории государства, определяющая характер связи цели деятельности политической организации общества с государственническим способом ее достижения. Функции государственной власти являются выражением ее организационной природы и политической сущности. Отдельные задачи государственной власти, в том числе выраженные в полномочиях государственных органов, в совокупности формируют определенную функцию государства. Функции государственной власти можно определить как обусловленные современным состоянием различных сфер жизни государственных органов: экономической, политической, демографической и т.п., действия государственных органов посредством его органов в заранее установленных целях.
4. В последнее время много говорят о кризисе государственной формы публичной власти, существующих моделей государственной власти и их неспособности удовлетворять насущные потребности развивающегося общества. Действительно, государственный механизм, как и любой другой механизм, имеет свойство устаревать и не всегда может поспевать за стремительными изменениями в потребностях различных человеческих сообществ. Что касается России, то в силу относительно небольшого периода существования современной организации власти сложно утверждать, что ее государственный механизм устарел. Тем не менее даже за такой короткий период российское государство успело обрасти проблемами, самыми очевидными из которых являются чрезмерная централизация и авторитаризация власти.
Соответственно, если есть проблемы, то их надо решать. А правовое решение проблем возможно лишь путем совершенствования законодательства, регулирующего весь государственный механизм: от формы правления до федеративного устройства. При отсутствии общепризнанной и официально одобренной концепции развития государственной власти спектр предлагаемых путей совершенствования чрезвычайно широк и разнообразен и касается весьма обширного круга властеотношений: от модификации взглядов на разделение властей до стратегического реформирования федеративных отношений. Так же широк и разнообразен размах законотворческой деятельности федерального парламента, за последние два десятилетия неустанно совершенствующего законодательство о публичной власти: в известные законы об общих принципах организации государственной и муниципальной власти, в избирательные законы вносились уже сотни изменений, также неоднократно изменялись законы о порядке формирования обеих палат Федерального Собрания. Но результата, то есть удовлетворяющей и государство, и общество организации публичной власти, до сих пор нет. В политико-правовом пространстве России складывается двойственная ситуация: с одной стороны, для эффективного функционирования сложного и громоздкого государственного механизма необходимо устойчивое и стабильное законодательство. С другой стороны, требуется постоянная его корректировка в соответствии с требованиями жизни.
5. Становится очевидной необходимость срочной стабилизации законодательства, так как неустойчивость законодательства влечет за собой разные негативные последствия: от снижения качества всей системы права и регулятивной функции государства до общественного недовольства, порожденного несоответствием ответов государства ожиданиям общества. Одновременно если законодательство не будет поспевать за меняющимися реалиями современной жизни, то оно также не будет эффективно выполнять свои функции. Найти золотую середину между лихорадочно-спонтанными латаниями и продуманным конструированием государственного механизма оказывается достаточно сложно.
Фрагмент текста работы:
1. Общая характеристика государственной власти в России
1.1. Понятие и сущность государственной власти
Государственная власть — это политико-правовое руководство обществом путем осуществления специального управленческого механизма. Такая власть особенная, ввиду того, что она характеризуется всеобъемлимостью и может функционировать во всех структурах общественных отношений. Тот факт, что государственная власть вовлечена во все процессы общественной жизни, также подчеркивает ее особенный характер .
В литературе достаточно долгое время существовало убеждение (иногда и в настоящее время оно поддерживается), что одинаковыми явлениями являются публичная власть и государственная власть. Такой подход в свое время нашел отражение при первоначальном переводе на русский язык Европейской хартии местного самоуправления (1985 г.), когда в качестве государственной власти были поняты слова «public power», «public authority».
В учебниках по теории государства и права иногда заметно некоторое отождествление государственной и публичной власти, свое отражение оно нашло и в российской Конституции. В ней говорится о государственной власти Российской Федерации и вместе с тем — о государственной власти субъектов РФ. Конечно, в каждом российском регионе имеются собственные властные институты (законодательный орган, глава администрации, во многих субъектах РФ — правительство субъекта Федерации, свои суды — конституционные (уставные) и мировые).
Так, согласно ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» закрепляет, что к судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона «О мировых судьях в РФ» мировые судьи в РФ входят в единую судебную систему РФ и являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Российские регионы осуществляют полномочия субъекта РФ по предметам ведения, являющимися с Федерацией совместными, при этом у субъектов РФ имеются и собственные («остаточные») предметы ведения и полномочия. Если сказать, что это собственная государственная власть каждого субъекта Федерации, то может последовать заключение, что в настоящее время в России действуют 86 государственных властей (Российской Федерации плюс каждого субъекта РФ). Такой вывод вряд ли может быть принят.
Известно, что полномочиями властного характера обладают приблизительно 200 автономных образований.
Властные полномочия есть и у органов местного самоуправления в муниципальных образованиях. Властные полномочия органов местного самоуправления, предоставленные им конституциями и законами федерации и субъектов федерации, не столь велики, но они есть и могут распространяться на всех, постоянно или временно находящихся на его территории.
В настоящее время в специализированной литературе достаточно трудно встретить четкое определение понятия «государственная власть». Авторы, как правило, рассматривают к родовому понятию «власть» различные подходы и ограничиваются выделением признаков, которые отличают первую от второй . Соответственно в теории государства присутствует «концептуальный дисбаланс», который связан с тем, что природа власти, ее социальное назначение, сущность, специфика властных отношений и практик исследуется в широком теоретико-методологическом пространстве, в то время как достаточно сложно встретить такое разнообразие по отношению к феномену «государственная власть».