Курсовая теория на тему Государственная собственность: содержание, состав и проблемы формирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования отношений государственной собственности 7
1.1 Виды 12
1.2 Функции и место в экономической системе 14
Глава 2. Управление государственной собственности 17
2.1 Методология управления государственной собственности 22
2.2 Проблемы формирования государственной собственности 25
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Введение:
В Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.
Актуальность данной темы связана с тем, что вопрос собственности – это один из самых главных вопросов, определяющих существования и пути развития человеческого общества. От того, как и кем, он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени, в том числе и в данный исторический промежуток времени, зависит благополучие, а очень часто и само существование любого общества.
Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества.
Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду.
Государство как социальное явление существует уже не одно тысячелетие. За это время оно показало себя как эффективное средство организации жизни людей. Помимо политических и социальных функций у государства также есть экономическая. Государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства. Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.
Цель данной работы состоит в изучении государственной собственности.
Исходя из цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить определение «государственной собственности»;
— исследовать состав и проблемы формирования государственной собственности.
Объектом исследования в данной работе является вся государственная собственность.
Предмет исследования – государственные мероприятия по оперативному управлению федеральной собственностью, с целью минимизации затрат на ее содержание, а также максимизации прибыли от ее использования, а также для привлечения иностранного капитала.
Изучением вопросов собственности занимались на протяжении всей истории экономической мысли многие всемирно известные ученые и мыслители. Первые попытки трактовки содержания собственности были предприняты еще в эпоху Античности в V-IV веках до н.э. древнегреческими мыслителями Платоном и Аристотелем, которые рассматривали собственность в контексте властных правомочий. Вопрос о необходимости и масштабах государственного вмешательства в экономику решался в разные времена такими известными западными учеными, как А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. М. Кейнс, В. Парето, А. Пигу, Ф. Хайек, Дж. Хикс, К. Эрроу и др. Вопросы трансформации прав и отношений собственности рассматривались в трудах представителей неоинституциональной экономической школы: А. Алчиана, Р. Коуза, Д. Норта, А. Оноре и др. Особого внимания среди современных зарубежных экономистов заслуживают работы Дж. Стиглица, обосновавшего важность использования государственной собственности в качестве инструмента регулирования экономики.
Среди современных отечественных исследователей отношений собственности необходимо отметить Л.И. Абалкина, А.А. Аузана, Г.В. Горланова, Э.П. Дунаева, Д.Н. Землякова, Р.И. Капелюшникова, С.В. Киселева, Н.П. Кононкову, В.М. Кулькова, А.К. Покрытана, А.Д. Радыгина, А.В. Савченко, В.Л. Тамбовцева, К.А. Хубиева, Н.А. Цаголова, В.Н. Черковца, В.Г. Холодкова, В.П. Шкредова, Л.И. Якобсона и др. В работах этих ученых представлен анализ экономической сущности государственной собственности и ее места в системе экономических отношений, функций и роли государственной собственности в современной рыночной экономике. Отдельное внимание в работах указанных экономистов уделяется вопросам повышения эффективности управления государственной собственностью.
Проблемам управления объектами государственной собственности посвящены работы Е.В. Балацкого, В.В. Бандурина, С.Ю. Глазьева, Г.Б. Клейнера, В.А. Конышева, В. И. Кошкина, А.Д. Некипелова, Р.И. Ширяевой и др.
Российский и зарубежный опыт преобразования государственной собственности проанализирован в трудах С.Я. Веселовского, В.А. Виноградова, А.Д. Радыгина, К.А. Хубиева, Т.В. Черноморовой, В.М. Шупыро и др.
Теоретическую и методологическую основу работы составили опубликованные научные труды зарубежных и российских экономистов, социологов и политологов, а также нормативные акты и постановления Правительства РФ по вопросам управления государственной собственностью.
Методы исследования. В основу работы положен системный подход, предполагающий рассмотрение объекта исследования как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, а также диалектический метод, направленный на выявление основного противоречия отношений государственной собственности и причинно-следственных связей в процессе ее развития. Использованы общие методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, научная абстракция, сравнительный и исторический методы.
Информационной базой исследования послужили монографии и статьи российских и зарубежных экономистов; статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Международного Валютного Фонда, Всемирного Банка, Организации экономического сотрудничества и развития; нормативно-правовые акты РФ; материалы открытых источников – газет, журналов, сети Интернет.
Практическое значение полученных результатов работы заключается в возможности их использования органами государственной власти для проведения реформы государственного сектора, обновления нормативно-правовой базы, в том числе разработки стратегии развития государственной собственности; в учебном процессе в рамках преподавания экономических дисциплин и при разработке методической и учебной литературы для высших учебных заведений.
Сформулированные выше задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.
Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).
В социально-экономической литературе, в том числе и юридической, широко распространено определение собственности как присвоения индивидом или коллективом средств и продуктов производства внутри и посредством определенной общественной формы или как самой общественной формы, посредством которой совершается присвоение.
В настоящее время в отечественной экономике наблюдается недостаток опыта практического использования органами государственной власти возможностей регулирования экономических процессов в новых условиях с применением системы мониторинга, прежде всего в той части национального богатства, которая находится в Федеральной собственности или собственности субъекта Федерации.
Проблема управления государственной собственностью является одной из самых насущных в условиях переходной экономики. Эта проблема особенно актуальна в сложившейся ситуации, когда мы переживаем кризис бюджета и дефицит финансовых ресурсов. В этой связи повышение эффективности управления объектами государственной собственности может стать одним из способов снижения дефицита бюджета и повышения платежеспособности страны.
Государственная форма собственности характеризуется тем, что субъектами — распорядителями ее являются органы государственной власти, а объектами собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания и сооружения, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности.
Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой совокупность государственных органов законодательной и исполнительной власти, территориальных органов управления, их функций, связей и отношений, а также объектов государственной собственности.
В систему обязательно включаются средства связи и вычислительные средства, обеспечивающие эффективное решение информационных и аналитических задач в интересах принятия рациональных управленческих решений.
Для эффективного управления государственной собственностью необходимо проведение следующих мероприятий:
— надлежащее содержание государственного имущества, то есть его учет в кадастровых реестрах, содержащих описание объектов учетов по техническим, экономическим, правовым параметрам;
— принятие рациональных управленческих решений в области управления государственной собственностью при соблюдении социальных, фискальных и инвестиционных установок;
— повышение инвестиционной привлекательности государственной собственности с целью привлечения дополнительного капитала;
— осуществление постоянного контроля за сохранностью, рациональным и правильным использованием государственной собственности.
Грамотная политика управления государственной собственностью позволяет:
— пропорционально формировать доходы и расходы бюджета, обеспечивая тем самым выполнение государственных полномочий;
— решать задачи по развитию экономики страны и государственного сектора;
— повышать устойчивость бюджетной системы страны и гибкость проводимой бюджетной политики;
— осуществлять инвестирование бюджетного капитала в собственность государства для реализации своих интересов.
Для решения задач, стоящих перед системой управления государственной собственностью необходимо, чтобы ее функционирование осуществлялось на основе принципов системности, учета внешней среды, иерархии целей, эффективности использования ресурсов, приоритета долгосрочных целей, скользящего планирования. Исходя из этих принципов, можно сформулировать основные положения, которые необходимо учитывать при решении проблем реформы управления государственной собственностью:
— система управления государственной собственностью — единая система, имеющая общее целевое предназначение;
— управление государственной собственностью осуществляется в соответствии с местом, занимаемым ею в экономике страны и с учетом возможностей государства по ее содержанию, управлению и развитию;
— цели управления государственной собственностью соответствуют целям развития национальной экономики;
— управление государственной собственностью — многоэтапный, непрерывный итерационный процесс;
— выделение государственных ресурсов на содержание и развитие объектов государственной собственности обусловлено их вкладом в достижение целей экономики страны;
— управление государственной собственностью осуществляется исходя из долгосрочных целей развития.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования отношений государственной собственности
Государственная собственность, также называемая государственной собственностью и общественной собственностью, — это собственность на отрасль, актив или предприятие государства, или государственного органа, представляющего сообщество, в отличие от отдельного лица или частной партии. Государственная собственность конкретно относится к отраслям, продающим товары и услуги потребителям, и отличается от общественных товаров и государственных услуг, финансируемых из общего бюджета правительства .
Государственная собственность может осуществляться на национальном, региональном, местном или муниципальном уровнях управления; или может относиться к неправительственной государственной собственности, закрепленной за автономными государственными предприятиями. Государственная собственность является одной из трех основных форм собственности, отличающейся от частной, коллективной / кооперативной и общей собственности.
В рыночной экономике государственные активы часто управляются и эксплуатируются как акционерные корпорации, в которых правительству принадлежат все акции компании или контрольный пакет акций. Эту форму часто называют государственным предприятием. Государственное предприятие может по-разному функционировать как некоммерческая корпорация, поскольку от него может не требоваться получение прибыли; как коммерческое предприятие в конкурентных секторах; или как естественная монополия. Правительства могут также использовать прибыльные предприятия, которыми они владеют, для поддержки общего бюджета. Создание государственного предприятия из других форм общественной собственности называется корпоратизацией.
В экономиках советского типа государственная собственность была доминирующей формой промышленности как собственности. Государство обладало монополией на землю и природные ресурсы, а предприятия действовали в правовых рамках номинально плановой экономики и, следовательно, в соответствии с иными критериями, чем предприятия в рыночной и смешанной экономике.
Национализация — это процесс передачи частных или муниципальных активов центральному правительству или государственному образованию. Муниципализация — это процесс передачи частных или государственных активов муниципальному правительству.
Государственное предприятие — это коммерческое предприятие, принадлежащее государственному учреждению в условиях капиталистического рынка или смешанной экономики. Причины государственной собственности на коммерческие предприятия заключаются в том, что рассматриваемое предприятие является естественной монополией или потому, что правительство способствует экономическому развитию и индустриализации. От государственных предприятий можно ожидать, что они будут работать в широком коммерческом ключе, а могут и не иметь монополий в своих сферах деятельности. Преобразование государственных структур и правительственных учреждений в государственные корпорации иногда является предшественником приватизации.
Государственно-капиталистические экономики — это капиталистические рыночные экономики, которые имеют высокую степень государственного бизнеса.
Общественная собственность на средства производства является подмножеством общественной собственности, которая является определяющей характеристикой социалистической экономики. Однако государственная собственность и национализация сами по себе не являются социалистическими, поскольку они могут существовать в самых разных политических и экономических системах по целому ряду различных причин. Государственная собственность сама по себе не подразумевает общественной собственности, когда права на доход принадлежат обществу в целом. Таким образом, государственная собственность является лишь одним из возможных выражений общественной собственности, которая сама по себе является одной из вариаций более широкой концепции социальной собственности.
В контексте социализма общественная собственность подразумевает, что прибавочный продукт, генерируемый активами, находящимися в государственной собственности, распределяется между всем обществом в виде социальных дивидендов, в отличие от отдельного класса владельцев частного капитала. Существует большое разнообразие организационных форм для государственной промышленности, начиная от специализированного технократического управления до прямого самоуправления работников В традиционных концепциях нерыночного социализма государственная собственность является инструментом консолидации средств производства в качестве предшественника установления экономического планирования для распределения ресурсов между организациями, как того требует правительство или само государство .
Государственная собственность пропагандируется как форма общественной собственности в практических целях, при этом государство рассматривается как очевидный кандидат на владение средствами производства и эксплуатацию этих средств. Сторонники предполагают, что государство, как представитель общественных интересов, будет управлять ресурсами и производством на благо общества.
Как форма общественной собственности, государственную собственность можно противопоставить кооперативам и общей собственности. Социалистические теории и политические идеологии, выступающие за государственную собственность на средства производства, могут быть названы государственным социализмом.
Государственная собственность была признана Фридрихом Энгельсом в «Социализме: утопическом и научном», поскольку сама по себе не устраняет капитализм, включая процесс накопления капитала и структуру наемного труда. Энгельс утверждал, что государственная собственность на коммерческую промышленность будет представлять собой заключительную стадию капитализма, состоящую из владения и управления крупномасштабным производством и мануфактурой государством.
В Соединенном Королевстве государственная собственность в основном ассоциируется с Лейбористской партией, в частности, из-за создания пункта IV «Манифеста Лейбористской партии» в 1918 году.
Когда право собственности на ресурс принадлежит государству или любой ветви власти штата, такой как местные органы власти, «права» на индивидуальное использование основаны на политике управления государства, хотя эти права не являются правами собственности, поскольку они не передаются. Например, если семье выделена квартира, находящаяся в государственной собственности, ей будет предоставлена аренда квартиры, которая может быть пожизненной или передаваться по наследству, но права управления и контроля принадлежат различным государственным ведомствам.
Необходимо проводить различие между государственной собственностью и общественной собственностью. Первое может относиться к активам, находящимся в ведении конкретного государственного учреждения или ветви власти, используемым исключительно этой ветвью, таким как исследовательская лаборатория. Последнее относится к активам и ресурсам, которые доступны для использования всей общественностью, таким как общественный парк.
В неоклассической экономической теории желательность государственной собственности изучалась с использованием теории контрактов. Согласно подходу, к правам собственности, основанному на неполном заключении контрактов (разработанному Оливером Хартом и его соавторами), право собственности имеет значение, поскольку оно определяет, что произойдет при непредвиденных обстоятельствах, которые не были учтены в действующих контрактах.