Курсовая теория на тему Государственная служба в законодательстве России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Историко-правовые основы развития
государственной службы в законодательстве России
1.1. Развитие государственной службы в
дореволюционный период
1.2. Развитие государственной службы в советский и
постсоветский период
Глава 2. Современное состояние развития
государственной гражданской службы в законодательстве России
2.1. Правовое регулирование государственной
гражданской службы
2.2. Перспективы развития государственной
гражданской службы в России
Введение:
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем,
что эффективная система
государственной службы в Российской Федерации является одним из важнейших
условий реализации политики социально-экономического развития страны, повышения
качества жизни ее граждан, а также обеспечения национальной безопасности.
Вопросам развития системы государственной службы в Российской Федерации
уделялось большое внимание, как в дореволюционной России, так и в Советское
время.
Государственная служба призвана обеспечить
реализацию основных функций государства, исполнение которых возлагается на
государственных служащих, находящихся на службе в органах публичной власти.
Государственная служба является одним из важнейших
правовых институтов для любого государства. Именно она выступает посредником в
отношениях между властью и населением, призванным действовать во благо всего
общества. Построение современной системы государственной службы в России берет
свое начало еще в прошлом столетии. После развала СССР страна ощутила острую
нужду в создании новой системы государственного управления, способной
обеспечить эффективную работу властных структур и аппарата государственной
службы в целом.
Реформирование и развитие системы государственной
службы РФ продолжается уже третье десятилетие. За прошедший период было принято
несколько ключевых законов о государственной службе в России, которые позволили
определить основополагающие принципы построения системы государственной службы,
а также наиболее четко описать и структурировать основные положения о ее
функционировании. По поручению Президента было принято несколько федеральных
программ, способствующих развитию и модернизации данной системы. Однако реформа
любого институционального образования, а тем более такого значимого для системы
государственного управления, как государственная служба, неизбежно сталкивается
с проблемами, создаваемыми сложным переплетением объективных и субъективных
факторов. Эти проблемы и недостатки системы государственной службы призван
решить новый Указ Президента "Об основных направлениях развития
государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021
годы".
Степень
разработанности темы курсовой работы. Важнейшим источников научного познания являются публикации:
ученых-юристов Г.В. Атаманчука, К.С. Бельского, И.Н. Барцица, А.А. Гришковеца,
А.В. Оболонского, Д.М. Овсянко, В.А. Прокошина, Ю.Н. Старилова, М.Л. Энтина;
историков Ю.С. Васютина, В.П. Мельникова, В.С. Нечипоренко, М.А. Омельченко,
В.А. Сулемова; философов и социологов В.М. Анисимова, В.Э. Бойкова, В.В.
Комлевой, Ж.Т. Тощенко, К.О. Магомедова, Г.В. Мальцева, В.Л. Романова и
политологов В.Н. Амелина, А.А. Дегтярева, В.Ф. Ковалевского, А.Ю. Мельвиля.
Объектом
исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при
развитии государственной службы в законодательстве России.
Предметом
исследования курсовой работы являются нормы права, регулирующие государственную
службу в России.
Целью
курсовой работы является комплексный правовой анализ государственной
службы в законодательстве России.
В
соответствии с целью определены следующие задачи, решение которых составляет
содержание курсовой работы:
— изучить развитие
государственной службы в дореволюционный период;
—
рассмотреть развитие государственной службы в советский и постсоветский период;
— раскрыть
правовое регулирование государственной гражданской службы;
—
определить перспективы развития государственной гражданской службы в России.
Методологическую
основу курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод
познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического
материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется
системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов
эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический,
сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу курсовой
работы составили Конституция РФ[1],
федеральные законы РФ.
Теоретическая значимость курсовой
работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы государственной службы в законодательстве России.
Эмпирическая основа
курсовой работы. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы
конференций, диссертации, научные статьи исследователей, которые в своих
научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Достоверность материалов
исследования в курсовой работе подтверждается списком использованных источников
и ссылками, сделанными на них в ходе написания основной части курсовой работы.
Структурно курсовая
работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой
работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая, нормативная и
эмпирическая основа курсовой работы.
В первой главе курсовой
работы изучены историко-правовые основы развития государственной службы в
законодательстве России.
Во второй главе курсовой
работы проведен анализ современного состояния развития государственной гражданской
службы в законодательстве России.
В заключении обобщены
результаты курсовой работы.
[1] Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014
№ 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. — № 31. — Ст. 4398.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной
цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические
выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. В первом параграфе
первой главы курсовой работы было показано, что дореволюционное государство
предоставило множество гарантий государственным служащим. Правители уделяли
внимание модернизации законодательству, которое распространялось на
государственную службу. В результате революции
нормативно-правовые акты были отменены, но они оставили свой след и в советском
периоде.
2.
В работе показано, что в СССР не закреплялись понятия «государственная служба»
и «государственный служащий», а правовой статус государственных служащих СССР устанавливался
нормами правовых актов, в основном трудового права.
Современным этапом начала развития государственной службы в нашей
стране считается время с принятия Конституции 1993 года. В ней было
установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему
государственных органов власти. Но несмотря на это, в современных реалиях
местные органы власти в значительной степени интегрировались в механизм
государственного управления и претерпели серьезные изменения. В итоге, местные
власти все чаще включаются в единый общий управленческий механизм общества.
3. Анализируя правовые основы государственной гражданской службы,
во второй главе курсовой работы показано, что данный институт регламентируется
большим количеством нормативно-правовых актов. Основным законом в данной сфере
является Федеральный закон «О системе государственной службы». В нем обозначены
основные формы государственной службы, определены ее особенности и отличия от
других видов.
В то же время каждый вид государственной службы, такие как
гражданская, военная и правоохранительная, регулируются самостоятельным
комплексом нормативно-правовых актов, что обусловлено спецификой каждого вида
службы, различной подчиненностью государственных органов и наличием большого
количества подзаконных актов, уточняющих то или иное положение. На наш взгляд,
такая система является оптимальной, но все же необходима конкретизация
содержания понятия государственной гражданской службы, посредством его четкого
закрепления в соответствующем федеральном законе, а также следует издать
дополнительные нормативные акты, более подробно обозначающие деятельность
уполномоченных лиц в различных правовых сферах.
4. В курсовой работе отмечается, что на сегодняшний день решение
проблем, которые существуют в системе государственной гражданской службы России
является необходимым условием. В качестве одной из задач проведения в России
реформы органов государственной власти выступает устранение противоречий и
пробелов в законодательстве РФ о государственной гражданской службе для
улучшения системы государственного управления Российской Федерации, определения
правового положения государственных гражданских служащих, а кроме того роста авторитета
государственной гражданской службы и прочее.
В
качестве приоритетных направлений развития государственной гражданской службы предлагается
следующие:
—
оптимизация денежного содержания служащих;
—
широкое внедрение информационных систем;
—
разработка и внедрение в практику единой методики прохождения испытательного
периода при назначении служащего на должность.
В
заключении отметим, что одной из отличительных черт государственной гражданской
службы в современной России является недавно созданная мощная и разветвлённая
система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских
служащих.
В
настоящее время, несмотря на то, что в России полностью сформировались
конституционные и правовые основы государственной гражданской службы как одного
из механизмов управления, наблюдаются некоторые проблемы, которые негативно
сказываются на всей государственной службе и её подынститутах.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Историко-правовые основы развития государственной службы в законодательстве
России
1.1. Развитие
государственной службы в дореволюционный период
В начале XVIII в. в
России довольно успешно стала развиваться государственная служба, которая
входила в государственный аппарат. Именно данная модернизация имела для
российского государства огромное политическое значение. Государственная служба
в дореволюционной России возникла в виде социального института, который
непосредственно поддерживал отношения между обществом и самим государством.
Можно выделить то, что государственная служба — это орган взаимодействия
государственного аппарата и общественных структур.
Государственный служащий
в дореволюционной России обязан был служить, повиноваться государству,
обеспечивать исполнение полномочий его органов, реализовывать и принимать
законы, а также должен защищать общество их права и свободы[1].
В сфере развития
государственной службы нужно отдать должное Петру I, ведь он был первым, кто
существенно изменил государственную власть и систему управления могучей
Российской империей. Он создал Сенат, который осуществлял надзор за
государственными органами, провел реформу местного самоуправления, учредил
Табель о рангах, который включал в себя иерархию чинов. Благодаря ей
государственные служащие могли продвигаться по службе. Табель включала в себя
три вида государственной службы (военную, гражданскую, придворную) и 14
классов, в которые были вмещены 262 должности. Была группа, которая состояла из
низших чиновников, находящихся в самом начале государственной службы.
Петр I стремился
реализовать европейский стиль в России, и поэтому он отводил институту
государственной службы особое место. Российский император не хотел, чтобы
государственная служба была механизмом получения какой-либо выгоды. Его главная
цель состояла в том, что вся деятельность, которая реализовывалась
государственными служащими, должна осуществляться во благо.
Правовой статус служащего
— это основной центральный элемент правового института государственной службы.
Государственный служащий образовывал «интеграцию», «единство» государственных и
служебных отношений, урегулированных публичным правом, нормами
административного, трудового и иных отраслей права.
Государственный служащий
должен был быть верен главе государства, ведь данная должность являлась олицетворением
государственной власти. Он осуществлял свою деятельность только от имени
государства. Государственный служащий обязан был действовать, руководствуясь
распоряжением начальства. Его действия основывались на верности к государю.
Также были случаи, когда распоряжения высших слоев противоречили закону, тогда
государственный служащий должен опираться на юридический акт, который защищал
права и свободы самих граждан. Что касается правового акта, который
устанавливал сам правовой статус государственного служащего, то в
дореволюционной России его как такового не было.
Выше уже было сказано об
обязанностях и самом правовом статусе государственного служащего, далее нужно
отметить момент приобретения статуса государственного служащего. По мнению А.С.
Архиреевой, присвоение чина зависело от соискателя. Соискатели, которые имели
ученую степень студента, утверждались в чине XII класса, кандидата — X класса,
магистра — IX класса, доктора — VII класса[2]. Для
получения чина определенного класса соискатель должен был иметь соответствующее
образование или пройти испытательный срок. Это непосредственно основывалось на
правилах, которые были утверждены министром народного просвещения. После
получения чина продвижение по службе и свою деятельность служащий осуществлял по
выслуге лет.
Чин приносил
государственному служащему большие привилегии. Во-первых, он гарантировал
продвижение по службе. Во-вторых, он обеспечивал социальные права. Самой важной
и особо значимой возможностью, которое предоставляло служащим государство, было
сословное положение. Лица приобретали дворянское положение вместе с
определенным чином. Для повышения эффективности деятельности государственных
служащих выделялась определенная сумма денег, которая называлась жалованием[3].
Огромный вклад в развитие
государственной службы внесла Екатерина II. Ее основная политика была нацелена
на модернизацию нормативно-правовых актов о государственных служащих. Она
провела реформы высших и центральных органов государственной власти,
реформирование системы местного управления, изменила принципы кадровой политики
и организации государственной службы.
Наиболее важным в
развитии государственной службы стал Именной указ
производства в статские чины». В него был включен принцип выслуги, благодаря
которой государственным служащим начислялась определенная сумма денежных
средств после завершения их карьеры в случае старости, инвалидности или при
потере кормильца.
Большое развитие
государственная служба получила благодаря принятию «Учреждения для управления
губерний Всероссийской Империи» от 7 ноября
государственная гражданская служба была расформирована в коронную службу по
назначению от правительства и службу по выборам от дворянства.
Как отмечает С.Е.
Байкеева, государственному служащему производилась определенная оплата труда,
или «содержание». В него входило жалованье, квартирные деньги или квартира,
которые непосредственно передавались государством. Размер оплаты зависел от
самой должности государственного служащего[4].
В начале XIX в. повысился
статус гражданских почетных званий. К ним относились: почетные звания
статс-секретаря его величества, члена Государственного совета, сенатора и
почетного опекуна. Г.А. Мурашев отметил, что если государственного служащего
награждали почетным званием, то он получал высокий статус и привилегии в
различных сферах государственного управления[5].
Стоит отметить, что государственные служащие, получившие высокий чин, могли
злоупотреблять своими полномочиями. Чтобы исключить такую возможность,
государство запрещало им приобретать лично движимое и недвижимое имущество,
продажа которого входила в их должностные обязанности. Было запрещено входить в
подряды и поставки лично, так же как и быть залогодателями при заключении
договоров подряда и поставки по месту службы и входить в долговые обязательства
с подрядчиками и поставщиками. Государственным служащим запрещалось принимать
подарки и денежные вознаграждения.
Дореволюционное
государство уже с XVII в. предоставило служащему множество гарантий, которые он
свободно может реализовать. Их можно разделить на две категории: общие и
специальные. Общие права направлены на исполнение непосредственных полномочий
государственных служащих. Они могут иметь право на принятие процедурных
решений, право на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну и т.
д.
[1] История отечественного государства и права: учебник. Ч 1. / Под
ред. О. И. Чистякова // — М.: БЕК, 2010.- C. 82.
[2] Архиреева А.С. Нормативное обеспечение правового положения
государственных служащих гражданского ведомства в Российской империи в XIX веке
// Краснодар: Общество и право. — 2015. — № 4 (54). — С. 39-43.
[3]
Червоткина Ю.О. История развития государственной службы в дореволюционной
России // В сборнике: Гуманитарные и правовые проблемы современной
России Материалы XIV межвузовской студенческой научно-практической
конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Новосибирский государственный аграрный университет,
юридический факультет. — 2019. — С. 250-253.
[4] Байкеева С.Е. Правовое положение чиновничества в дореволюционной
России //М.: Социальное и пенсионное
право.- 2008. — № 1. — С. 50-56.
[5] Мурашев Г. А. Титулы, чины, награды. — СПб: Полигон, 2009. — С.
254.