Курсовая теория на тему Государственная служба в дореволюционный период: этапы, содержание, специфика.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Основные понятия о государственной службе в России 5
1.1. Виды имперской государственной службы 5
1.2. Законодательство о государственной службе 8
1.3. Табель о рангах 1722 г. 12
Глава 2. Реформы и контрреформы 17
2.1. Реформы и их виды 17
2.2. Реформы М. Сперанского 20
2.3. Контрреформы 1880-90-х гг. 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Введение:
Актуальность исследования. История управления России неразрывно связана с созданием государственной службы Московии и Российской империи. В Московии служить царю должны были все социальные группы (состояния). Законы XVI-XVII вв. подробно регламентировали различные виды служб, которые должен был нести каждый. Это была обязательная повинность, за уклонение которой предполагалось суровое наказание. Так, в «Соборном уложении» 1649 г. отмечалось, что за первый побег с государственной службы следует «бить кнутом», а если и дальше не будет лицо выполнять государственные повинности, то забирать имущество в государственную казну. Наказанию подлежали бояре и воеводы, отпускали с государственной службы подданных без ведома московского царя. Неслучайно путешественники того времени описывали Московию XVI-XVII вв. как «службу государству». Попутно хочется отметить, что наказание полной конфискацией имущества и оставление, таким образом, без каких-либо средств к существованию стало наиболее эффективной системой поощрения «любить» официальную российскую власть в разные исторические периоды.
Особой сферой профессиональной деятельности государственная служба стала в ходе реформ Петра Первого, который ввел «Генеральный регламент» (1720) и «Табель о рангах» (1722). Именно с этого времени происходит процесс преобразования отдельных поручений (приказов) верховной власти в постоянные должности. С принятием «Табеля о рангах», был запущен механизм формирования личного состава государственного аппарата. Можно с уверенностью утверждать, что преобразования феодального государства Московии в Российскую империю началось именно с формирования регулярной системы государственной службы.
Объект работы – государственная служба в дореволюционный период
Предмет – этапы, содержание и специфика государственной службы в дореволюционный период.
Цель работы: изучить особенности государственной службы в дореволюционный период. Раскрыть ее этапы, содержание и специфику.
Задачи:
— охарактеризовать виды имперской государственной службы,
— изучить законодательство о государственной службе,
— описать Табель о рангах 1722 г.,
— раскрыть реформы и их виды,
— проанализировать реформы М. Сперанского,
— охарактеризовать контрреформы 1880-90-х гг.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, причинно-следственный анализ, терминологический анализ.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Итак, можно констатировать, что правительство Петра I проводило мероприятия, направленные на формирование корпуса правоведов, упорядочение законодательства, развитие теоретической юриспруденции, создание разветвленной системы учреждений.
Правда, меры по повышению образовательного уровня чиновников, которые проводились правительством, редко достигали цели. Непопулярность среди дворянства государственной службы, представлялась многим его представителям тяжелой и обременительной, приводила к открытому игнорированию принятых нормативных актов. Так, Сенатский указ от 5 февраля 1724 г. констатировал, что вопреки требованиям Генерального Регламента и Табеля о рангах по подготовке специалистов в коллегиях, в некоторых из них на обучение с дворянства не вступила ни один человек. Именно поэтому указ предусматривал жесткие меры: «выбрать из дворянских детей, из обретающихся в науках в академии, сто человек, и разослать в коллегии, в каждую по пропорции, и чтоб оные во обучении приказных порядков поступали…» .
В последние пять лет правления Петра I главным принципом формирования структур государственной власти и их деятельности стал принцип полезности и пригодности. И хотя законодательство времен Петра I стремилось сформировать чиновничество из дворян и закрыть доступ в высшие слои бюрократии выходцам из непривилегированных сословий, отдельные указы царя все же допускали исключения из общих правил.
Например, в указе от 31 января 1724 г. «О непроизводстве в секретари тех, которые не дворяне» разрешалось занимать эту важную в структуре государственного управления должность и подьячим, «кто знатное дело покажет», награждая их при этом дворянским титулом. Принятие этого указа свидетельствует о понимании законодателем необходимости наделения правами высшего сословия наиболее образованных и достойных лиц.
Итак, реформы Петра I стали реальным шагом к модернизации государственного аппарата Российской империи. Новая система учреждений, созданных в государстве в первой четверти XVIII в. по известной преемственности, обусловила радикальный отход от предыдущей практики управления.
Основными чертами системы управления Петра I стали централизация и дифференциация функций административного аппарата.
Законодательство Петра I заложил правовые основы государственной службы и формирования кадрового состава чиновников государственных органов. Нормативно-правовые акты первой четверти XVIII в. определяли принципы отбора, подготовки и назначения государственных служащих, устанавливали требования к их деловых качествам и образовательному уровню. Образовательную политику правительства Петра I, прежде всего, была направлена на подготовку специалистов в конкретных сферах жизнедеятельности общества. Созданные в тот период образовательные учреждения, учреждения находились под покровительством государства и обслуживали ее цели.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основные понятия о государственной службе в России
1.1. Виды имперской государственной службы
В Российской империи была чрезвычайно сложная система государственного управления. Каждый вид занимал только ему присущее место в системе общественных служб государства. Поэтому для более полной ее характеристики целесообразно классифицировать виды государственной службы, взяв за основу определенные критерии.
Основными видами государственной службы в Российской империи были гражданская, военная и духовная. Придворная служба, не имея характера самостоятельного вида, сочетающей в себе элементы военной, гражданской и духовной службы при особе императора.
Законодательная дифференциация основных видов государственной службы состоялась во время царствования Петра I, когда был принят ряд законов, регламентирующих государственную службу: «Военный Устав» 1716 г., «Генеральный регламент» 1720 г., «Духовный Регламент» 1720, «Табель о рангах…»1722 года, «Приложение к Духовному Регламенту о правилах причта церковного и чина монашеского» 1722 г. («Прибавление к Духовному Регламенту в правилах причта церковного и чина монашеского»).
В соответствии с «Табелью о рангах…» все должности разделялись на три параллельных ряда – военный, гражданский (статский) и придворный, в свою очередь, каждый из них имел 14 рангов или классов.
Следует заметить, что Российское государство контролировало и активно вмешивалось в дела церкви, в то время как в большинстве стран Европы церковная и светская власти уже были разграничены. Законодательные акты государства регламентировали духовную сферу, поэтому анализируя систему государственной службы в Российской империи в целом, обойти вниманием этот вид или вовсе исключить его из классификации, невозможно.
Вследствие реформ, уже вначале XVIII в. резко изменилось положение Русской православной церкви в государстве, существенно было ограничены его права и влияние на политическую жизнь страны. Выведены из юрисдикции церковного суда и переданы светскому суду часть гражданских дел; были изданы царские указы, ограничивавшие количество монастырей, проведена перепись монахов, а духовную службу во многих аспектах начала регламентировать государство. Была введена единая иерархия церковных чинов, введен единый штат приходского духовенства, согласно которому численность клира зависела от размера прихода: на 100-150 дворов разрешалось назначать одного священника.
Каждый церковнослужитель обязан был присягать императору. За нарушение этого обета служителя культа могли лишить сана и привлечь к ответственности. Это является еще одним свидетельством того, что они находились на государственной духовной службе. Согласно указу Синода от 17 ноября 1722 г. духовники должны были в пользу государства нарушать тайну исповеди. И вообще, назначив священникам жалованье из казны, их приравняли по статусу со служащими любого учреждения государственной власти или военными, служили императору в армии. Постепенно духовенство в Российской империи было переведено в статус чиновников. Многие монастыри финансировались из казны или получали казенные денежные дотации.
Правовую регламентацию службы осуществляли Уставы государственной службы, акцентируя внимание на таких ключевых моментах:
• порядок поступления на службу и увольнения со службы;
• порядок прохождения службы, включая предоставление чина и награды;
• статус служащего (общегражданский и служебный);
• основания и порядок привлечения к ответственности за служебные проступки и преступления.
«Устав гражданской службы» («Свод уставов о службе гражданской») был напечатан в Своде Законов Российской империи. Устав военной службы входил в «Свод военных постановлений» («Свод военных постановлений»), который впервые составлен в 1838 г. Устав духовной службы в Российской империи определялся «Законами о состояниях» («Законы в состояния»), церковными постановлениями и уставами монастырей.