Курсовая теория на тему Государственная служба: понятие, система, виды. Принципы построения и функционирования системы государственной службы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Сущность, понятие, цели и
функции государственной службы.. 5
1.1 Понятие и сущность государственной службы.. 5
1.2 Цели, функции и задачи государственной службы.. 12
2 Виды, построение и функционирование государственной службы.. 18
2.1 Виды государственной службы.. 18
2.2 Принципы построения и функционирования государственной службы 19
Заключение. 25
Список литературы.. 27
Введение:
Необходимость
реформирования и модернизации государственной службы обусловливает поиск и
теоретическое обоснование путей и направлений развития этого важного социального
института. Формирование высокопрофессионального кадрового состава
государственной службы и службы в органах местного самоуправления является
одним из самых приоритетных направлений современной кадровой политики
государства.
Ключевая проблема демократизации
государственной власти выдвигает на повестку дня способность и умение
государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления наладить
широкомасштабный диалог в системе «государство — гражданин». Отсюда –
стратегическое значение государственной кадровой политики в формировании
профессионального кадрового состава органов публичной власти, способного
эффективно работать в условиях рыночной экономики, формирования правового
демократического государства и развития гражданского общества.
Государственная служба
является специально организованной профессиональной деятельностью граждан по
реализации конституционных целей, задач и функций государства.
Актуальность изучения
состояния и проблем государственной службы определяется рядом факторов, а
именно:
— развитием
государственности России и государственных процессов;
— становлением правового,
демократического, социального государства с социально-ориентированной экономикой;
— потребностью повышения
конкурентоспособности российской экономики:
— обновлением целей,
задач, функций государственной службы, направленных на удовлетворение потребностей
населения, обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
— введением в России
административной реформы;
— необходимостью
обеспечения результативности и эффективности государственной службы;
— созданием условий для
повышения авторитета, имиджа и общественного статуса государственного управления.
Теоретические основы
обоснования процессов создания и функционирования государственной службы рассматриваются
в фундаментальных трудах выдающихся российских ученых: В. Б. Аверьянова, С. Д.
Дубенко, В. М. Князева, О. Ю. Оболенского, В. И. Лугового, Н. Г. Нижник и ряда ученых,
которые направляют свои творческие поиски в научной специальности —
государственная служба.
Однако есть аспекты,
требующие дальнейшей наработки и развития. Среди них особого внимания
заслуживает, на наш взгляд, исследования процессов модернизации государственной
службы в России.
Целью исследования темы
данной курсовой работы является определение задач и функций государственной
службы в условиях модернизационных преобразований.
В связи с поставленной
целью в работе решаются следующие задачи:
— изучение сущности,
понятия, цели и функций государственной службы;
— рассмотрение видов
государственной службы;
— определение принципов
построения и функционирования государственной службы.
Заключение:
Государственная служба
является политическим, организационно-управленческим и социальным институтом
государства, который обеспечивает комплекс отношений между отдельными
гражданами, гражданами и их сообществами и между государствами, используя
властные ресурсы. Несмотря на многовековые исследования этого вопроса, проблемы
государства и власти, принципы, формы, механизмы и средства деятельности
государственного аппарата и государственной службы остаются актуальными до сих
пор, что обусловлено следующими основными причинами:
— государственная служба
является одной из составляющих такого фундаментального понятия, как
государственная власть, а государственные служащие всегда были отдельной
общественной корпорацией лиц, приближенных к власти. Но по классическим
принципам корпорации с целью ее сохранения и защиты она должна быть
определенным образом закрытой от внешнего влияния на ее внутреннее состояние, что
достаточно долгие времена удавалось достигать, в том числе используя властный
ресурс. В результате государственная власть оставалась недосягаемой для
глубокого анализа и исследования, лучше даже сказать, информации о ней не допускались
исследователи, которые пытались сделать к источникам, механизмам, средствам
власти. В частности, в течение многих веков даже не поднимался вопрос о
законности, легитимности государственной власти и ее носителей, а провозглашалось
и даже утверждалось ее внеземное происхождение;
— по своей сути
государственная власть — одно из ключевых, масштабных, многогранных и
определяющих явлений в жизни человеческого общества. А государственная служба
как форма, механизм и средство реализации государством властных функций в своей
гносеологической основе объединяет множество сфер и отраслей знания так, что
государственно-служебная проблематика не исчерпывается только политологией,
правоведением, социологией или философией власти;
— государственная служба
как институт власти содержит большой человеческий потенциал, поэтому, исследуя
институциональные особенности осуществления служащими властных функций и полномочий,
следует постоянно иметь в виду «человеческий фактор» государственной службы со
всеми вытекающими отсюда последствиями. Следовательно, должен учитываться тот
факт, что власть осуществляется именно через систему человеческих отношений,
где гражданин и чиновник во время реального общения могут быть в разных, не
всегда адекватных экономических, политических, социальных, правовых,
психофизиологических позициях и состояниях;
— несмотря на
распространение в последнее время идеи общей либерализации государственной
власти путем внедрения механизмов ее децентрализации, деконцентрации, открытости,
гласности, трудно представить себе на практике современное государство,
государственное управление без развитой и разветвленной системы аппарата государственной
службы, так как только сторонники радикальных утопических учений, вроде
марксизма или анархизма, могут прогнозировать постепенное «отмирание»
государства и бюрократии. Дело в том, что государственная власть и ее аппарат
призваны выполнять на основании законов, прежде всего, общественно-регулятивные
функции — именно в этом заключается их главная миссия, которая должна обеспечивать
стабильное существование государства и общества.
Поэтому в динамике своего развития
государственная служба должна стать залогом вхождения российского общества в
мировое сообщество, построение своей идентичности как полноправного европейского
Фрагмент текста работы:
1 Сущность,
понятие, цели и функции государственной службы
1.1 Понятие и
сущность государственной службы Исследование проблем
государственного управления, изучение организации и деятельности института
государственной службы является сравнительно новой областью научных поисков для
большинства стран посткоммунистического пространства, в том числе и для России.
Такая ситуация обусловлена историческим контекстом существования нашей
страны, а именно тем, что более 70 лет Россия была частью
тоталитарно-авторитарного государства, при котором государственное управление
рассматривалось как достаточно узкая специальность в рамках административного
права, которая осуществлялось в соответствии с потребностями партийного
руководства и была подчинена общесоюзной системе. Только демократические
перемены 90-х гг. ХХ ст. способствовали возникновению и развитию изучения
государственного управления в пределах отдельной научной отрасли и учебной
дисциплины. В последние годы активизировались научные исследования по проблемам
государственного управления и государственной службы. Однако уже первые научные
исследования государственного управления в странах посткоммунистического
пространства обнаружили кризис в этой сфере не только как теоретической
дисциплины, а и как практической и образовательной отрасли. До сих пор идет
постоянная полемика вокруг содержательного наполнения термина «государственная служба».
Это связано с тем, что указанное понятие достаточно близко к другим, таким как
«государственное управление», «публичное управление», «публичная служба»,
«публичная администрация», к тому же содержательный характер этих понятий
позволяет увидеть их взаимосвязь, взаимодополнение в смысле реализации. Однако
ни одно из них не исчерпывает другое. Поэтому определение сущности государственной
службы целесообразно начинать с установления смыслового значения службы в общем
понимании.
В историческом контексте
государственная служба длительное время отождествлялась с лицом правителя и его
окружением, что отражено в трудах философов древнего мира — Конфуция, Сократа,
Платона, Аристотеля, Цицерона; в средние века — Ф. Аквинского, Д. Алигьери, М. Лютер,
Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ф. Бэкона; в период
Реформации, Возрождения и буржуазных революций — Ш. Монтескье, Руссо, Канта,
Гегеля и др. В новейшие времена государственную службу начинают трактовать как
бюрократию — инструмент, с помощью которого в конкретных социальных условиях
проводится воля государства, что представлено в теории М. Вебера об устройстве
общества. Важными вехами в изучении государственной службы стали исследования,
проведенные М. Вебером, В. Вильсоном и Ф. Гудноу (единственный иерархически построенный
руководящий центр по модернизации человеческой цивилизации и достижения им благосостояния),
Т. Парсонсом (свойство системы, связанное с достижениями ее общих целей), Г.
Саймоном (неформальная организация), П.Блау, М. Крозье (гуманизация организации),
Д. Валдо и В. Острома ( «чувствительная» администрация), М. Фуко, Э. Гидденс
(элемент коммуникации современного общества), К. Марксом (организм-паразит), Х.
Мюнстербергом, М. Фоллет (Теория человеческих отношений), Дж. Ст. Милем, Моска
(технократический менеджмент). Собственные парадигмы организации
государственной власти предлагали также И. Бентам, К. Ясперс и др. Общее
теоретическое внимание к проблематике государственной службы, которое
проявилось в конце 80-х и до конца 90-х гг. ХХ в., характерно для
административно-правовых исследований почти во всех без исключения странах. Ведь
конец ХХ в. ознаменовался своеобразной волной административных реформ, которая
прошла как в Европе (включая ее восточную часть), так и в странах Северной и
Южной Америки. В значительной степени подобная актуальность исследования
проблем организации и функционирования государственной службы была обусловлена
следующими явлениями: так называемый кризис идеи «государства всеобщего
благосостояния»; быстрые темпы роста публичного сектора; интернационализация и глобализация;
становление постиндустриального общества; снижение уровня доверия населения в
институт государственной службы и государственной бюрократии и др. [5]. Перед
теорией государственного управления, наукой административного права и другими
дисциплинами, которые так или иначе связанные с проблемами функционирования публичного
управления, кадровой политики и публичной деятельности системы государственной службы,
появились классические теоретические вопросы, которые казались уже давно
решенными. Среди вопросов, требующих ответа, адекватными современным условиям
государственно-правового развития, названы следующие: а) в чем заключается
обязанность государственных служащих; б) перед кем и за что государственные
служащие должны нести ответственность; в) чем следует измерить эффективность
государственной службы; г) каким должен быть оптимальный баланс между
централизацией и децентрализацией в системе государственного управления и
организации государственной службы; д) как провести границу между административной
и политической деятельностью и вообще делать ли это [12]. Несмотря на усиленный
интерес ученых к проблематике государственного управления и государственной службе
научная дискуссия в отечественном дискурсе по интерпретации понятия
государственной службы продолжается более 20 лет. Даже несмотря на довольно
большое количество специальной научно-юридической литературы, в которой
рассматриваются общие проблемы теории государственного управления,
исторического развития системы государственной службы, современного состояния и
тенденций развития государственной службы в отдельных странах, а также
конкретные проблемы порядка прохождения государственной службы, ее
законодательного, кадрового, материально-технического обеспечения, юридической
ответственности государственных служащих и др., мы не можем не обращать
внимание на то, что как в зарубежной, так и в отечественной юридической науке
существуют различные концепции государственной службы, отличные
методологические подходы к определению ее сущности и содержания.
На сегодняшний день понятие государственной службы,
так же, как и вопрос ее теоретического анализа, занимают одно из центральных мест
как в науке административного права, так и теории государственного управления.
Это является вполне понятным и естественным, поскольку государственная служба
фактически представляет государство, что оценивается в значительной степени
именно через институт государственной службы [9]. В то же время, поскольку в
своем взаимодействии с государственной властью и государственными органами
отдельные граждане и их объединение почти всегда имеют дело с конкретными
государственными служащими и должностными лицами, то порядок функционирования
системы государственной службы фактически ассоциируется с порядком в
деятельности системы государственного управления в целом. В результате мы имеем
все основания утверждать, что государственная служба «олицетворяет»
государственный порядок и реально олицетворяет управленческие структуры.
Поэтому общественное мнение относительно эффективности функционирования
государства (того, насколько дееспособным видят это государство рядовые
граждане) в значительной степени формируется в зависимости от того, какой возникает
государственная служба в своем взаимодействии с населением. Почти любое научное
исследование процессов государственного развития системы государственного
управления органично включает