Курсовая теория на тему Государственная программа «информационное общество» (2011-2020)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Нормативно-правовые основы построения информационного общества в РФ 5
1.1. Понятие
информационного общества. 5
1.2. История
разработки и утверждения Государственной программы «Информационное общество». 8
Глава 2.
Анализ эффективности реализации Государственной программы «Информационное
общество». 11
2.1. Цели,
задачи и структура Государственной программы «Информационное общество». 11
2.2. Анализ
тенденций развития информационного общества в РФ.. 15
Заключение. 25
Список
использованных источников. 29
Введение:
Одной
из основных тенденций современного этапа в развитии цивилизации является
значительный рост обмена информацией, прежде всего, за счет
Интернет-технологий. Развитие Интернета дало толчок всем сферам жизни общества
и стимулировало развитие информационного общества. Несмотря на то, что термин «информационное
общество» вошел в широкий научных оборот не так давно (в начале 90-х годов ХХ
века), на сегодня этот вектор развития общественных и экономических отношений
становится все более важным и системообразующим. Об этом, в частности,
свидетельствует и то внимание, которое уделяется вопросам развития информационного
общества в России и за рубежом.
Так,
информационное общество признается сегодня одним из основных направлений социального
и экономического развития РФ. Основные аспекты перехода к информационному
обществу урегулированы на законодательном уровне и закреплены в Государственной
программе «Информационное общество» (2011-2020).
Об
актуальности исследований развития информационного общества в России
свидетельствует также внимание аналитиков к данному вопросу. В связи с этим
Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпускается
статистический сборник «Информационное общество в РФ», ежегодный сборник «Индикаторы
информационного общества».
Все
вышесказанное определяет актуальность исследования основных положений и
эффективности реализации Государственной программы «Информационное общество»
(2011-2020).
Целью
исследования стало изучение основных показателей реализации Государственной
программы «Информационное общество» (2011-2020).
Для
достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи исследования:
— определить понятие
информационного общества;
— изучить историю разработки и
утверждения Государственной программы «Информационное общество»;
— рассмотреть цели, задачи и
структуру Государственной программы «Информационное общество»;
— провести анализ тенденций
развития информационного общества в РФ.
Объектом
исследования в курсовой работе выступает информационное общество как современная
цель развития мирового и российского общества.
Предмет
исследования – основные показатели реализации Государственной программы
«Информационное общество» (2011-2020).
Информационную
базу исследования составляют нормативно-правовые акты РФ (в т. ч.
Государственная программа «Информационное общество»), научная литература по
теме исследования, а также статистические данные, собранные в тематических
статистических сборниках.
В
ходе исследования были использованы методы анализа и синтеза, индукции и
дедукции, методы сравнения, анализа динамики и структуры.
Структура
курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных
источников. Первая глава включает обзор теоретического материала и
нормативно-правовой базы по теме исследования. Вторая глава работы содержит описание
целей, задач и результатов реализации Государственной программы «Информационное
общество» (2011-2020).
Заключение:
Проведенное
исследование показало, что формирование информационного общества является для
РФ одним из приоритетов развития на современном этапе. Это касается как
цифровизации производственных систем (что будет способствовать повышению
производительности труда), так и цифровизации бизнеса в целом, системы
государственного управления, статистики и т.д.
Основные
методы и механизмы развития информационного общества в России обобщены в
Государственной программе «Информационное общество» (2011-2020), которая
направлена на улучшение условий жизнедеятельности населения и функционирования
различных организаций в РФ, а также повышение экономического потенциала страны
за счет более эффективного использования современных информационных технологий.
Проведенное
в работе исследование показало, что в последние годы в РФ наблюдаются
неравномерные тенденции в развитии информационного общества. Так, показатели
качества человеческого капитала несколько снизились, в частности сократилось
относительное число студентов, обучающихся в вузах. Но при этом растет
заинтересованность государства в обучении
специалистов в ИКТ-сфере.
Улучшаются
в динамике ресурсные показатели, в частности доступность Интернета населению
РФ, что создает условиях развития цифровой экономики в стране.
Международные
сравнения также показали, что информационное общество в России активно
развивается. Об этом, в частности, свидетельствует улучшение значения
индекса ICT Development Index в нашей
стране. Вместе с тем, темпы этого развития ниже, чем в ряде стран СНГ, например
в Беларуси и Украине. В ходе анализа сделан вывод, что основная проблема России
в данной сфере связана с недостаточно активным использованием ИКТ населением. В
частности, это касается населения страны пенсионного возраста, значительная
доля которого не пользуется интернетом. Поэтому перспективы повышения индекса ICT Development Index в РФ связаны с
обучением населения пенсионного возраста работе с компьютерной техникой,
повышении их компьютерной грамотности, обучением в сфере возможного
использования сети Интернет. Анализ индекса швейцарской бизнес-школы IMD
показал, что слабыми местами России является неэффективность законодательства о
научных исследованиях и защите прав на интеллектуальную собственность, низкий
уровень финансирования ИT-отрасли и высокие инвестиционных риски. Результаты
анализа индекса цифровизации бизнеса Института статистических исследований и
экономики знаний НИУ ВШЭ показали, что для России актуальным является развитие
облачных сервисов и внедрение их в работу субъектов предпринимательства.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Нормативно-правовые основы построения
информационного общества в РФ 1.1. Понятие информационного общества Информационное общество как этап развития общества возникло
в результате стремительных темпов роста научно-технического прогресса и
значительного увеличения объемов информации во всех сферах жизнедеятельности. В
таких условиях общество требовало новых систем обработки информации, что
способствовало развитию экономики знаний[1].
Третья
промышленная революция, которую также принято называть цифровой, началась во II
половине ХХ века. Ее основными предпосылками стало создание цифровых компьютеров
и развитие информационных технологий. Сегодня же цифровая революция
переходит в четвертую, особенности которой заключаются в массовом
внедрении киберфизических систем в производство[2]. Все
это способствует построению так
называемого информационного общества.
Термин «информационное общество» начал формироваться во
второй половине ХХ века. Считается, что это научное понятие впервые было
использовано японским профессором Ю. Хаяши. Ученый опубликовал труд «Японское информационное общество: темы и подходы»,
который увидел мир в 1969 году. В основе этого научного исследования лежало
изучение влияния новейших компьютерных технологий на общественные процессы.
Исследование это было выполнено на заказ правительства Японии.
При этом Ю. Хаяши термином «информационное общество» описал
общество, в котором компьютеризация обеспечивает человеку возможность
использовать надежные источники информации и значительно автоматизировать
производственные процессы. Наиболее полно концепцию информационного общества
развил в своих работах американский социолог Д. Белл. В 1973 году он
опубликовал свой труд «Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального
прогнозирования». В основу своей концепции исследователь положил разделение
истории человеческого общества на три этапа: аграрный, индустриальный и
постиндустриальный[3].
Выражение «информационное общество» у Д. Белла – это новое
название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в
последовательности ступеней общественного развития – после индустриального
общества, а основу определения его социальной структуры – информацию.
Первостепенное значение придается информации, включенной в функционирование
научного знания и получаемой благодаря такому знанию. Информационное общество в
трактовке Д. Белла обладает всеми основными характеристиками
постиндустриального общества (экономика услуг, центральная роль теоретического
знания, ориентированность на будущее и обусловленное ею управление
технологиями, развитие новой интеллектуальной технологии). Согласно
Д. Беллу, в условиях информационного общества решающее значение для
экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для
характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового
социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях[4].
Сегодня выделяют следующие основные характеристики
информационного общества:
—
наличие соответствующей информационной
инфраструктуры, состоящей из информационных и телекоммуникационных сетей и
распределенных в них информационных ресурсов;
—
массовое применение персональных компьютеров и
широкое распространение вычислительной техники;
—
наличие новых видов и форм деятельности в
информационном пространстве;
—
качественное изменение работы СМИ, интеграция ее
с различными информационными системами, создание единой среды распространения
массовой информации;
—
соответствующие изменения национального
законодательства стран и формирование нового международного информационного
права, учитывающего современные информационные реалии (прежде всего, существование
и развитие сети Интернет)[5]. [1]
Байнова М.С. Развитие управления в информационном обществе // Материалы
Афанасьевских чтений. – 2017. – №1. – С.97. [2]
Промышленная революция 4.0. На пороге новой эпохи // Корреспондент [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://korrespondent.net/business/web/3802445-promyshlennaia-revoluitsyia-40-na-porohe-novoi-epokhy [3]
Арутюнян Г. Информационные и деиндустриализованные общества // 21-й ВЕК. –
2016. – № 4 (41). – С. 6. [4]
Алексеева И.Ю. Информационное общество / Институт Философии Российской Академии
Наук [Электронный
ресурс]. – Режим
доступа: https://iphras.ru/page46589323.htm [5]
Долинская В.В. Информационное общество, информационные отношения и право //
Юридический вестник самарского университета. – 2017. – №3. Том 3. – С. 27.