История и теория социально-культурной деятельности Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Государственная политика в области культуры в первые годы советской власти в России и ее влияние на досуговую деятельность населения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1
Теоретические основы изучения государственной политики в России в первые годы
советской власти. 6

1.1
Понятие и функции государственной политики в сфере культуры и современная
индустрия досуга и развлечений. 6

1.2
Особенности культурной политики в первые десятилетия ХХ века. 11

2
Влияние культурной политики на организацию досуговой деятельности в первые годы
советской власти. 16

2.1
Понятие и функции досуга. 16

2.2
Особенности досуга в первые годы советской власти. 19

Заключение. 25

Список литературы.. 27

 

  

Введение:

 

Актуальность
темы
влияния государственной политики в
сфере культуры на организацию досуговой деятельности в первые годы советской
власти определяется,
прежде всего, интересом к вариантам решения проблемы влияния культурной
политики государства на организацию досуга, особенно в переломные периоды
развития нашего общества. В исследовании доминирующих моделей поведения и применении
позитивных практик решения проблемы организации досуга, влиянии на нее революционных
трансформаций в государственной политике в сфере культуры, кроется большой
потенциал для современной организации досуга.

Культуру первых
лет советской власти исследователи выделяют в качестве особого исторического
рубежа. Этот период считается переломным в ходе исторического развития, который
повлиял на культурно-досуговую деятельность всего советского народа.

Организация досуга является одним из важнейших
направлений активной социализации личности, профилактики асоциального поведения
так как именно от того, чем занимается человек в свободное время, как
организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных
качеств, потребностей, мировоззренческих установок, ценностных ориентаций,
предопределяя положение в обществе и социальную активность человека, его
гражданские позиции.

Анализ
тенденций социально-экономического развития в начале XXI века позволяет
утверждать, что идет процесс формирования экономики нового типа, а именно
экономики впечатлений. Творческие, или культурные, или креативные индустрии
(Creative Industries) становятся одним из стратегических ключевых секторов
современной инновационной экономики. Обращение к творческим индустриям как
важнейшему ресурсу развития современной экономики, названной «экономикой,
основанной на знании и творчестве» инициировался в конце ХХ века трансформацией
оценки творческой деятельности, культурных институтов и самого производства
культурных продуктов, радикальным по сути поворотом от отношения к ним как к
периферийным и затратным до признания за ними статуса мощного производительного
ресурса.

В связи с этим
актуальным представляется анализ тенденций, свидетельствующих о зарождении
экономики впечатлений в мире и в России; об истоках культуры досуга и индустрии
современных досуговых развлечений в России в целом и отдельных сегментов
российской индустрии развлечений; изучении механизма становления основ
индустрии развлечений.

Степень разработанности темы. Значительный
вклад в теорию досуговой деятельности в современном научном дискурсе внесли Ю.
М. Лотман [12], Г.П. Орлов [16], А.Ф. Воловик, В.А. Воловик [3] и др. Тем не
менее, несмотря на несомненный исследовательский интерес к проблематике досуга
(в том числе в контексте его организации в связи с политикой в сфере культуры),
общепризнанного определения понятия «досуг» не выработано.

Теоретическая
база исследования представлена также трудами авторов, работающих в проблемном
поле современного досуга и развлечений: Ю. В. Вертакова, М. Г. Клевцова, В. А.
Плотников [2], О. А. Крыжановская [10], А.А. Кириллова, Л. М. Кузнецова [8], В.
К. Крутиков, Ф. Б. Журавлев [9], Н.И. Лыгина, О. В. Рудакова, Д. Л. Рукояткина,
С. В. Садикова[11], Л. В. Секретова [23] и др.

Цель исследования: изучение
государственной политики в сфере культуры в первые годы советской власти и
выявление ее влияния на организацию досуговой деятельности.

Задачи исследования: Выявить основы
развлекательной культуры в России; изучить особенности развлекательной культуры
XVIIXVIII вв. в России

Методы исследования:

В исследовании
использованы общенаучные теоретические методы, в частности: обзор литературы,
логический и системный анализ, методы описания, систематизации, индукции и
дедукции, изучение архивов и научных статей.

Структура исследования:

В соответствии
с поставленными целью и задачами работы определена следующая структура:
ведение, в котором обосновывается актуальность, объект и предмет, цель и задачи
исследования; две главы, последовательно раскрывающие поставленные задачи;
заключение, в котором представлены основные выводы проведенного исследования,
список литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом,
в результате исследования проблемы влияния государственной политики в сфере
культуры на управления досуговой деятельностью в первые годы советской власти
были сформулированы выводы, представленные в следующих результатах проведенного
анализа.

Было дано
определение понятий «культура», «досуг», показаны их роль и функции в обществе.
Раскрыто значение культурно-досуговых практик в историческом и современном
аспекте, показана возрастающая роль их в современных реалиях, обусловленная
становлением индустрии развлечений, усложненной социальной реальности,
многообразием форм и способов организации досуга и их вплетенностью в экономику
услуг.

Революционные
события и гражданская война радикально трансформировали содержание и формы
организации культурно-досуговой деятельности. Отделение церкви от государства,
национализация культурных объектов, борьба с массовой неграмотностью,
«девиантными» практиками и пр. стали важнейшими векторами новой политики в
сфере культуры и управления ею. Эти векторы, направленные на становление
человека нового типа – представителя пролетариата как выразителя интересов всех
трудящихся масс, выразителя прогрессивных идей и авангарда общества –
инициировали зарождение доселе неизвестных форм организации досуга и
развлечений. И хотя первоначально эта трансформация новой социально-культурной
реальности осуществлялась с позиций стратегии «мягкой силы» в управлении
культуры, постепенно, обусловленная усилением тоталитарных тенденций, она
становилась все более жесткой и бескомпромиссной в борьбе за «светлое будущее».

Тем не менее, к
несомненным достоинствам новых форм организации культурно-досуговой сферы можно
отнести массовое просвещение, поиск авангардных форм и способов, доступность
ценностей и образцов культуры широким массам, идеологию здорового образа жизни
и искоренение девиантных досуговых практик, распространенных в широких массах,
появление массовой художественной самодеятельности.

Идеологизация
общества и культурно-досуговых практик постепенно становится доминантой во всем
содержании управления культурой и досугом, вытесняя плюрализм, инакомыслие,
свободу творчества отдельной личности, призванной служить интересам
пролетариата, трактуемого в большевистской интерпретации как исключительного
авангарда общества, то есть народных масс.

Таким образом,
можно сделать вывод, что поставленные задачи были реализованы, а цель
исследования достигнута.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы изучения государственной политики в
России в первые годы советской власти

1.1 Понятие и функции государственной политики в сфере культуры и современная индустрия досуга и развлечений

Сфера
общественного производства переживает очередную трансформацию, следствием
которой станет формирование новой экономики – экономики впечатлений. Если в
доиндустриальном обществе основным источником добавленной стоимости служила
сырьевая экономика, в индустриальном обществе – товарная экономика, то в
постиндустриальном – сфера услуг, причем, в современном мире – в экономике
впечатлений [1]. Впечатление интерпретируется в этом аспекте разнопланово: как
«мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с
кем-чем-нибудь» [14], как «образ, отражение, след, оставляемый в сознании
человека окружающими предметами, лицами, событиями» [30], как четвертая
экономическая категория, принципиально отличная от сырья, товара или услуги [8].

Это
принципиальное отличие впечатлений обусловлено следующими его особенностями:

       впечатление
выступает как личный продукт, формирующийся при участии находящегося под неким
эмоциональным воздействием потребителя;

       в
неосязаемости впечатления большая роль отведена поставщику товара или услуги,
который предстает как элемент впечатлений;

       оно
является переживанием, запоминающимся личным ощущением, сохраняемым в памяти
субъекта и представляющим для него определенную ценность [19].

Показательно,
что в этом процессе (положительного либо отрицательного влияния, впечатления,
любого блага на потребителя) задействованы любые товары или услуги, которые не
могут существовать без впечатлений.

Одну из главных
составляющих экономики впечатлений представляет собой сфера культуры и досуга,
поскольку впечатления сопровождают производство и потребление любого продукта
культурной сферы и сферы развлечений, и они всегда личностны [13].

Россия при этом
пока только вступает в зону формирования экономики впечатлений [31], хотя доля
расходов на культуру и досуг, отдых и культурные мероприятия в общей структуре
расходов домохозяйств показывают тенденцию роста, составляя в среднем 6,5% [23].
Для сравнения: по ЕС (28 стран) в среднем этот показатель составляет в
последние годы 8,5% [1].

Международная
консалтинговая компания PwC представила очередной прогноз развития индустрии
развлечений и СМИ на период до 2022 г. Исследованием «Всемирный обзор индустрии
развлечений и СМИ: прогноз на 2018– 2022 годы» было охвачено 53 страны. По
данным PwC, выручка индустрии развлечений и СМИ к 2022 г. достигнет 2,4 трлн
долл. и превысит объем 2017 г. в 1,2 раза (1,9 трлн долл.).

Охватывая
разнообразные направления и практики (такие как, например, театр, искусство, развлечения,
спорт, музыка, медиа, кино, архитектура и др.), креативный сектор в настоящее
время является одной из наиболее динамичных сфер национальных экономик, особенно
развитых стран, таких, как, например, западноевропейских, США, Китай [22].

Таким образом,
индустрия развлечений в настоящее время является значимым сектором экономики, и
тенденции увеличения ее доли на рынке услуг будут только усиливаться.

Индустрия
развлечений, досуга испытывает сильнейшее влияние социокультурного пространства,
по сути, превратившего сферу досуга в автономную область, равно как и, с другой
стороны, проникновение самих досуговых практик в другие сферы жизни. Рынок
услуг, в том числе и досуга, в целом не стимулирует развитие возвышенных
потребностей, удовлетворяя прежде всего сиюминутные потребности и делая
вторичными интересы духовно-нравственного, образовательного порядка. В
условиях, когда досуг приобретает рыночный характер, сам досуг начинает
восприниматься как высшее благо, выступая в качестве критерия социальной
стратификации.

Досуг как
социокультурное явление, обусловливающий социокультурный потенциал конкретной
территории, требует наличия необходимых условий, создание соответствующей
инфраструктуры, с целью формирования необходимых досуговых потребностей
населения с учетом функций досуга. Целенаправленное формирование
социокультурного потенциала территории делает необходимым учет факторов
формирования досуговых потребностей населения [27].

Следовательно,
на формирование потребностей и притязаний в отношении характера проведения
досуга значимое влияние оказывает уровень образования и культуры населения, а
также традиции и обычаи, религиозные верования, этнические особенности,
состояние здоровья, и как немаловажный фактор – тип поселения: город/село,
степень отдаленности от образовательных, культурно-развлекательных, спортивных
и т.п. структур.

Как правило,
культура включает в себя 3 области (сферы), характеризующие культурные ресурсы
и возможности любого общества, в техническую, научную и художественную. Тем не
менее, существует еще одна область, в которой также существенно и емко
проявляется начальный культуро-творческий потенциал. Данная область – сфера
досуга и развлечений, не ограничивающаяся естественным расходованием своего
свободного времени человеком, а включающая в себя комплекс различных развлечений,
игр, зрелищ и т.д. Данный пласт весьма оригинален, т.к. любой компонент этого
ряда обладает особенной, свойственной ему системой способов и средств
выразительности, а также многочисленными приемами установления контакта со
слушателями, зрителями, аудиторией [18].

Заметим, что
всякий компонент этой совокупности (развлечение, зрелище, игра и т.д.)
направлен на активное участие зрителя, слушателя, аудитории в представленной
организаторами деятельности (забавах, плясках, играх, танцах и т.д.). Важно
подчеркнуть, что активное участие рассматривается лишь в том случае, когда
каждый человек, который присутствует на мероприятии (празднике/зрелище/игре) не
только видит и воспринимает происходящее, но и участвует в действии (танцует,
поет, аплодирует, скандирует лозунги, приветствия и т.д.). Естественно, для
того, чтобы такие представления производили должное впечатление, они должны
быть хорошо организованы [1].

Среди
выделенных факторов, оказывающих влияние на специфику и особенности досугового
времяпрепровождения, особое значение имеет специфика географии, то есть места
поселения, поскольку она определяет в большей степени и различия в уровне
развития инфраструктуры досуга, наличие культурных, спортивных учреждений,
центров досуга

Результаты
успешного проведения в России Олимпийских игр (2014 г.), Чемпионата мира по
футболу (2018 г.), продемонстрировали значительный положительный экономический
эффект, связанный с развитием инфраструктуры развлечений. Важно, что
привлеченные инвестиционные ресурсы способствовали не только возведению
современных спортивных объектов и объектов размещения участников и зрителей, но
и обеспечили строительство транспортно-логистической системы, коммуникаций, и
иных важных объектов. Десятки российских городов получили дополнительный
импульс для развития местной экономики, регионы получили хорошо обученный
персонал индустрии туризма, высококачественные гостиницы, а также современные
туристские маршруты [9].

Для проведения
Чемпионата Мира по футболу FIFA-2018 на территории России была возведена
обеспечивающая инфраструктура огромных масштабов (рисунок 4) с привлечением
значительных инвестиций.

Однако огромные
инвестиции требуют непременной отдачи в виде комплексного воздействия на
различные сферы экономики государства.

Проведение подобного
ЧМ-2018 мероприятия на территории страны имеет множество позитивных эффектов, а
потенциальные результаты реализации наследия ЧМ-2018 не ограничиваются
исключительно финансовой отдачей, а имеют значительные социально-благоприятные
последствия.

На
современном этапе развития мировой экономики при нарастающей тенденции
замедления развития стран по некоторым ключевым промышленным отраслям, именно
индустрия развлечений, культуры и досуга выходит на передний план, как
высокодоходная отрасль, не связанная с добычей ресурсов. Необходимо воздействовать
на эмоциональную сущность человека, воздействовать на тягу человека к
развлечениям, известную с незапамятных времен. Подобное воздействие реализуется
через организацию крупных международных спортивных форумов, таких как Чемпионат
Мира по футболу, который прошел в РФ в 2018 году. Работа по имиджевому
продвижению подобного мероприятия значительно повышает туристские потоки на
территорию дестинации во время проведения соревнования, а также обеспечивает
определенные выгоды стране-организатору и местному бизнес-сообществу.

Мотивом
посещения и просмотра подобных соревнований является не только уже нами
обозначенная тяга к развлечениям, но также современная тенденция к ведению
здорового образа жизни и правильному питанию. Именно эти люди составляют огромный
целевой сегмент при проведении подобных мероприятий [28].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы