Курсовая теория на тему Государственная и муниципальная политика в области труда и занятости
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в сфере занятости населения 5
1.1 «Закон о занятости населения в Российской Федерации» как основа государственной политики в сфере занятости 5
1.2 Политика государства на рынке труда по улучшению занятости и снижению безработицы 9
2. Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений 14
2.1 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации 14
2.2 Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости и трудовых отношений. 16
3. Проблемы и перспективы государственной политики в области занятости населения 21
Заключение 26
Библиографический список 27
Введение:
На сегодняшний день проблема занятости является одной из самых важных социально-экономических проблем, которые затрагивают как отдельных граждан, так и государство и общество в целом. Причем, данная проблема в условиях глобализации и быстро меняющихся реалий рыночной среды все больше нарастает и становится ведущей государственной задачей.
В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации рынок не может оказать автоматического влияния на процесс саморегулирования и трудоустройство населения.
В России органами власти проводится регулирование занятости населения при помощи применения различных форм, средств и методов, которые прямо или косвенно воздействуют на население и стимулируют пробуждение их интересов в сфере самореализации человека, как одного из механизмов рыночной системы.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что даже при благоприятной экономической ситуации на рынке труда, существуют категории граждан, испытывающих трудности при трудоустройстве, чья занятость не может быть обеспечена без законодательной поддержки государства.
Целью данной курсовой работы является анализ государственной и муниципальной политики в области труда и занятости.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Провести анализ закона «О занятости населения в Российской Федерации».
2. Рассмотреть особенности политики государства на рынке труда по улучшению занятости и снижению безработицы.
3. Провести анализ деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в области занятости населения.
4. Выявить роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости и трудовых отношений.
5. Рассмотреть проблемы и перспективы государственной политики в области занятости населения.
Объектом исследования выступает занятость населения. Предметом исследования является государственная и муниципальная политика в области занятости населения.
В работе применяются такие общенаучные методы исследования, как описание, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, системный анализ и системный подход.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Подводя итоги данной работы, необходимо отметить, что занятость — это ключевая категория социально-экономической жизни страны. Занятость связана со всеми сторонами жизнедеятельности людей: производство, распределение, доходы, культура населения, репродуктивное поведение, образ жизни и т. д.
Особое внимание при рассмотрении проблем занятости в стране должно уделяться регулирующей роли государством рынка труда, реализации эффективной политики занятости населения, снижению уровня безработицы.
При этом, можно с уверенностью сказать, что цель, поставленная в начале исследования, достигнута, а задачи выполнены в полном объеме.
Так, основным законом, регулирующим вопросы занятости и безработицы в России является Федеральный закон от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», который определяет права граждан, государственные гарантии в области содействия занятости и защиты от безработицы, вопросы регулирования занятости населения, а также участия работодателей в обеспечении занятости населения.
Государственная политика в области занятости населения основана на обеспечении равных возможностей гражданам РФ в реализации их права а добровольный труд и свободный выбор занятости; защите национального рынка труда; развитии трудовых ресурсов; поддержке трудовой инициативы граждан; помощи в поиске работы для категорий граждан, испытывающих трудности с трудоустройством; создании условий по привлечению трудовых ресурсов в субъекты РФ; международном сотрудничестве в решении проблем занятости населения.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является ключевым звеном в системе органов государственной власти и управления, которое организует работу по выработке практических направлений в рамках содействия занятости и сокращения безработицы.
На сегодняшний день, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является единственным в исполнительной власти разработчиком государственной политики занятости, определяя концепцию программ содействия занятости на ближайшие годы
При этом, в сложившихся обстоятельствах, роль органов местного самоуправления по решению вопросов занятости на территории местных сообществ все возрастает, т.к. по сути, реализация государственной политики занятости населения напрямую зависит от эффективности деятельности органов местного самоуправления на местах.
Основными задачами в направлении содействия занятости населения на территории муниципального образования можно считать следующие: разработка и реализация экономических и иных механизмов, регулирующих вопросы занятости на территории муниципального образования, координация и контроль деятельности в рамках муниципалитета за деятельностью предприятий, общественных и иных организаций; создание при необходимости муниципальной службы занятости; информирование граждан по вопросам занятости и трудоустройства (публикация вакансий, информирование о ярмарках вакансий и т.д.); формирование муниципального банка вакансий; формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования, создание центров социально-психологической адаптации для безработных граждан и т.д.
Рассматривая же проблемы и перспективы государственной политики в области занятости населения можно отметить наличие таких проблем, которые препятствуют ее эффективной реализации, как:
1. Отсутствие федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение социально-экономической политики в интересах занятости.
2. Отсутствие единого представления о направлениях социально-экономической политики государства.
3. Несовершенство координации деятельности органов государственной власти, относящихся к различным уровням х содержании.
4. Несовершенство взаимодействия между ветвями государственной власти, а также между структурами одного уровня власти.
Совершенствование государственной политики в области занятости населения автор курсовой работы видит в: создании единого управленческого пространства органов власти и управления на всех уровнях управления; принятие мер по повышению гибкости рынка труда; стимулировании сокращения нелегальной занятости; совершенствовании процедур информирования населения о состоянии рынка труда на всех уровнях управления% повышении эффективности предоставления государственных услуг в области профориентации учащихся в общеобразовательных и средне специальных учреждениях; совершенствовании процедуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан, ищущих работу; расширении спектра услуг государственной службы занятости с учетом запросов безработных и работодателей.
Фрагмент текста работы:
1. Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в сфере занятости населения
1.1 «Закон о занятости населения в Российской Федерации» как основа государственной политики в сфере занятости
Существующая в России ситуация в сфере занятости свидетельствует о том, что способность рынка труда к саморегулированию на сегодняшний день все еще незначительна. Данное обстоятельство предопределяет необходимость использования элементов государственного правового регулирования в этой сфере.
Законодательное регулирование сферы занятости позволяет сформировать общие правила, по которым осуществляется политика в области содействия занятости и борьбе с безработицей.
В п.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на защиту от безработицы с одновременной гарантией обеспечения занятости и трудоустройства .
Закрепление в Основном Законе РФ данного права имеет особо важное значение для всех граждан РФ и общества в целом. Стремление любого общества к полной занятости связано не только с тем, что трудом создаются материальные блага и услуги, но и с тем, что вознаграждение, которое получают трудящиеся, предоставляет им возможность осознавать свою социальную роль в обществе и чувство самоуважения, приобретаемое ими в связи с этим.
На сегодняшний день, ключевым документом, регулирующим вопросы занятости, является принятый 19.04.1991 г. Федеральный закон №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», который определяет государственные гарантии в области содействия занятости и защиты от безработицы.
Содержание Закона «О занятости населения в Российской Федерации» отражает такие параметры, как:
1. Определение занятости.
2. Порядок признания безработными.
3. Основные направления в области содействия занятости населения.
4. Определение полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области содействия занятости населения.
5. Права граждан РФ в области занятости населения, в том числе на выбор места работы, на консультацию и т.д.
6. Гарантии государства в области содействия занятости населения.
7. Особенности регулирования занятости населения.
8. Особенности участия работодателей в обеспечении занятости населения.
9. Социальные гарантии и компенсации безработным .
Ведущей категорией Закона «О занятости населения в Российской Федерации» является категория занятых граждан.
Так, в соответствии со ст. 2 данного закона занятыми гражданами признаются те, которые соответствуют следующим критериям:
1. Работают по трудовому договору, в том числе и выполняющие работу за вознаграждение и иную оплачиваемую работу за исключением общественны работ и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе.
2. Зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
3. Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам.
4. Выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов.
5. Проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
6. Обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения.
7. Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами.
8. Являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.
9. Являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства .
Безработными же признаются граждане, которые соответствуют следующим критериям:
1. Трудоспособные граждане.
2. Не имеют работы и заработка.
3. Официально зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
4. Ищут работу и готовы приступить к ней.
При этом, безработнными не признаются:
1. Граждане не достигшие возраста 16 лет.
2. Граждане, получающие страховые пенсии, пенсии по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
3. Отказавшиеся от двух вариантов работы в течении 10 дней со дня регистрации в качестве безработного.
4. Не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости, для предложения им подходящей работы.
5. Осужденные по решению суда к исправительным работам или лишению свободы.
6. Предоставившие документы, содержащие заведомо ложную информацию относительно заработка и отсутствии работы.
Помимо прочего, законом «О занятости населения в Российской Федерации» определяются гарантии государства в реализации их права на труд.
Так, гражданам РФ гарантируется:
1. Свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда.
2. Защита от безработицы.
3. Бесплатное содействие в подборе подходящей работы.
В свою очередь, гражданам, призванным в официальном порядке безработными, гарантируется:
1. Оказание социальной поддержки.
2. Применение активных мер по содействию в поиске работы, профессиональному обучению или дополнительному профессиональному образованию.
3. Бесплатное медицинское освидетельствование при направлении от органов службы занятости на прохождение профессионального обучения или получения дополнительного образования.
Таким образом, анализ основного документа, регламентирующего вопросы занятости населения в России, показал наличие достаточно проработанной базы, определяющий ключевые моменты по содействию занятости населения и сокращения безработицы в стране.