Курсовая теория на тему Государства крестоносцев на Востоке: особенности политико-правового строя
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Крестовые походы и образование государств крестоносцев . 10
1.1. Предпосылки и особенности образования государств крестоносцев на Востоке 10
Глава 2. Политическое и правовое устройство государств крестоносцев 20
2.1. Складывание и развитие политической системы 20
2.2. Социально-экономические основы крестоносной государственности 25
2.3. Право государств крестоносцев и его особенности 36
Заключение 42
Список источников и литературы 44
Введение:
Государства крестоносцев на Востоке возникли в результате массового военно-колонизационного движения, известного как серия Крестовых походов XI-XIII вв. Уже в результате первого Крестового похода (1096-1099 гг.) в Сирии и Палестине возникло несколько основанных крестоносцами государств, основанных в целом на привнесённых из Европы средневековых феодальных порядках. Как отметил А.Ю. Карачинский, крестоносные государства являлись своеобразными анклавами Западной Европы, куда участники походов привнесли свои обычаи, политические традиции и культуру . Каждое из этих государств при всем своём сходстве с другими государствами крестоносцев имело и ряд существенных отличий.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы рассмотреть особенности политико-правового строя государств крестоносцев. Объектом исследования является эпоха Крестовых походов, предметом – социально-политический и правовой строй государств, основанных крестоносцами в XI-XII вв. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть процесс складывания христианских государств на Востоке и их социально-экономической структуры;
– проанализировать процесс оформления политической и правовой системы крестоносных государств, определявшей их внутреннюю жизнь и внешнюю политику;
– рассмотреть особенности юридическо-правового статуса крестоносной государственности.
– выявить и проанализировать основные недостатки и слабые места, присущие политической и правовой системе основанных крестоносцами государств.
В отечественной и зарубежной историографии изучение проблемы Крестовых походов касалось исследования её главных аспектов – начала и организации походов, первого столкновения с византийцами и мусульманами, взятия крепостей, создания и последующей истории крестоносных государств. При этом основной акцент делался на истории самих военных походов и истории Иерусалимского королевства, остальным же христианским государствам на Востоке на протяжении долгого времени уделялось гораздо меньшее внимание . В то же время практически не предпринималась характеристика государственного и политического устройства, государственного механизма, социально-экономических и правовых основ государств крестоносцев.
Первым зарубежным исследователем, который перенёс акцент с изучения Крестовых походов на изучение созданных крестоносцами государств, был известный французский медиевист П. Ришар. Однако и он, и его коллега Г. Додю, сосредоточил своё внимание только истории Латино-Иерусалимского королевства .
В отечественной историографии до начала XX в. практически не было оригинальных трудов по истории Крестовых походов. Ситуация изменилась только после выхода в 1901 г. работы крупнейшего российского византиста Ф.И. Успенского «История Крестовых походов», в которой достаточно подробно изложена история шести крестоносных экспедиций на Восток и приведены важные сведения об основанных там латинских государствах . Несмотря за значительный исторический период, прошедший со времени выхода этой работы, она, не потеряв своей актуальности, продолжает переиздаваться и в наши дни и вызывать интерес среди научной общественности и граждан, просто интересующихся историей средневековья.
Среди советских работ, в которых затрагивается рассматриваемая нами тема, следует упомянуть в первую очередь сочинения такого известного учёного, как М.А. Заборов . Он подробно рассмотрел историю самого процесса создания первых крестоносных государств и их социально-политическое устройство , а также сами глубинные причины, породившие крестоносное движение. В качестве таковых он выдвигал стремление папства освободить Европу от «множества набожных мерзавцев» и одновременно «удерживать в колониальном ярме народы ближневосточных стран» .
Заслуга М.А. Заборова также заключается в том, что он в отдельном сборнике собрал и проанализировал большой массив документов и материалов, относящихся к эпохе существования Латинско-Иерусалимского королевства .
С.Д. Сказкин исследовал предпосылки и особенности Крестовых походов в рамках традиционного для советской историографии классового подхода. В своей работе он использовал значительное количество мемуарных источников, которые, правда, цитируются зачастую без упоминания их авторов (как правило, непосредственных участников Крестовых походов) .
Из недавних работ следует назвать сочинения Е.М. Сбитневой и Г.М. Кесселя . Последний, использовав малоизвестные и неизвестные до сих пор источниковые документы, внёс свой вклад в развитие новейшей историографии Крестовых походов. В 2019 г. очередная работа известного отечественного медиевиста С.И. Лучицкой – одного из главных специалистов по истории Крестовых походов и устройства Иерусалимского королевства . В этой работе Светлана Игоревна исследовала связь между военно-религиозными экспедициями крестоносцев и их культурно-историческими итогами (к каковым в первую очередь и относится создание ряда христианских государств на Востоке).
Большим событием в зарубежной историографии стал выход в 1972 г. работы французского учёного П. Виймара «Крестовые походы: миф и реальность священной войны» . Её основное достоинство заключается в том, что автор подробно изложил особенности процесса создания всех основных крестоносных государств, посвятив каждому из них отдельную главу. Другой зарубежный автор Г.М. Кессель, использовав малоизвестные и неизвестные до сих пор источниковые документы, внёс свой вклад в развитие новейшей историографии Крестовых походов .
Нельзя не упомянуть и о материалах новейших диссертационных и магистерских исследований, авторы которых также внесли свой вклад в историю крестоносного движения и латинских государств на Востоке . Амро Низим Ахмед, например, в своей диссертационной работе коснулся ситуации на Ближнем Востоке накануне Крестовых походов, последующего противостояния и взаимодействия исламской и христианской цивилизаций, а также социально-политических последствий Крестовых походов. При этом он чётко сформулировал вопросы, на которые у историков до сих пор нет однозначного ответа, например: все ли Крестовые походы были направлены на освобождение Святой земли и были ли они все подлинными крестовыми походами?
В работе юриста П.В. Лапо исследуются особенности историко-правовых аспектов государственного строя первого Латино-Иерусалимского королевства . Он исследовал целый комплекс документов – королевские и сеньориальные акты, городские куриальные документы, а также труды юристов XII-XIII вв. Наибольший интерес представляет обзор сборников иерусалимских ассиз (особенно «Наблусских канонов»).
В целом, в рассмотренных работах основной акцент сделан больше на изучении других вопросов, чем в нашей работе. И это, без сомнения, придаёт последней дополнительную актуальность
Источниковая база представлена материалами таких источников, как средневековые хроники, мемуары, юридические документы, записки и письма. В нашей работе использованы материалы сочинений участников и историографов Крестовых походов. Написанная на латинском языке «История деяний в заморских землях» французского историка и участника Крестовых походов Гийома Тирского («Historia rerum im partibus transmarinis gestarum») в 23 книгах — это самое полное из всех сочинений по истории Крестовых походов, особенно первого и второго, охватывающее события почти за столетие, с 1095 по 1184 г. Гийом начал писать его по приказу короля Амори Иерусалимского в 1169 г. и закончил в 1184 г . По сути дела, работа эта представляет отчёт о всём виденном и слышанном самим Гийомом во время описываемых событий.
В основе сочинения Гийома Тирского лежала теория провиденциализма, то есть божественной предопределённости всех событий. При этом он явно стремился и к рационалистическому освещению событий и к осмыслению их причинно-следственных связей. При этом, о чём бы не рассуждал Гийом (об успехах или неудачах крестоносцев, о войске мусульман и т.д.) он всегда стремился прославить крестоносцев и подвиги их руководителей. Это, несомненно, было его главной политической задачей.
Во-вторых, – это сочинение историографа Первого крестового похода на Иерусалим Гвиберта Ножанского «Деяния Бога через франков» , составленное в 1114-1117 гг. и охватывающее период от Клермонского собора до взятия крестоносцами Иерусалима и начала правления Балдуина I. Стиль изложения этого сочинения, написанного на латыни, отличается, по словам автора вступительной статьи Т.И. Кузнецовой, критическим отношением к источникам и рационалистической оценкой событий . Сам Гвиберт в Крестовых походах участие не принимал, поэтому в качестве источников использовал сочинения тех, кто непосредственно был вовлечён в крестоносное движение, а именно Суассонского Анонима («Сочинение о земле Иерусалимской») и священника Фульхерия Шартрского. В целом, повествование доведено до взятия крестоносцами Иерусалима и начала правления короля Балдуина I.
«Иерусалимская история» священника и хрониста Фульхерия Шартрского – один из наиболее ценных и достоверных трудов по истории Первого Крестового похода и ранней истории Иерусалимского королевства . Это неудивительно, ведь Фульхерий как непосредственный участник и очевидец описываемых им событий был приближён к королю Иерусалима Балдуину Булонскому как капеллан, а также был каноником самого Храма Гроба Господня. В трёх его книгах подробно описано завоевание Иерусалима и основание Иерусалимского королевства, присутствуют описания Константинополя, даются жизнеописания первых Иерусалимских королей – Балдуина I и Балдуина II. Добавим, что впервые хроника Фульхерия Шартрского была опубликована только в 1913 г. Перевод на русский язык «Иерусалимской истории» был осуществлён А.Н. Слёзкиным в 2008 г.
Работа состоит из введения, оглавления, четырёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Во введении освещена актуальность темы, цели и задачи работы, её структура, источниковая база.
В первой главе осуществлён краткий исторический обзор предпосылок и особенностей процесса формирования и становления системы латинских государств на Востоке. Здесь же говориться и об особенностях социально-экономических отношений в государствах крестоносцев и положении различных категорий населения – от сеньоров и баронов до рабов.
Во второй главе освещается процесс оформления и развития политического устройства крестоносных стран, включая в первую очередь Иерусалимское королевство как ключевое звено ближневосточной христианской государственности.
Хронологические рамки работы охватывают период XI-XIII в., в течение которого существовали на Востоке крестоносные государства.
В заключении сформулированы основные выводы работы.
Заключение:
Результатом крестовых походов на Восток стал захват территорий с расположенными на них городами и основание там латинских христианских государств – графства Триполи, Антиохийского княжества, Эдесского графства и Иерусалимского королевства. Основой их социально-политического устройства стало сочетание привнесённых европейских (прежде всего франкских) и местных ближневосточных традиций.
Высшие слои населения были представлены верхушкой рыцарства, сеньорами и баронами, в привилегированном положении находилось купечество. Зависимая часть населения христианских государств была представлена европейским и местным крестьянством, а также массой бесправных рабов.
Торговля, которую вели генуэзские и провансальские купцы, была ориентирована в основном на внешний рынок. Внутренняя торговля внутри самих латинских государств, а также между ними, была развита очень слабо.
Политическая система крестоносных государств на Востоке, и особенно Иерусалимского королевства, была основана на сочетании европейских (франкских) и восточных традициях. Эти традиции нашли своё отражение в законодательных актах (ассизах), регулировавших отношения между высшей (королевской, княжеской, графской) власти и подчинённых ей слоёв населения. В целом, политическая система крестоносных государств, и особенно Иерусалимского королевства, на протяжении своего существования постепенно эволюционировала в направлении от феодальной к сословно-представительной монархии. И именно правителям Иерусалимского королевства удалось наиболее успешно заложить на Ближнем Востоке основы новой латинской государственности, интегрировав его политико-правовую систему в местную этническую и культурную среду.
Главным уязвимым местом крестоносной государственности на протяжении всех двух столетий была весьма низкая степень централизации, основанная преимущественно на отношениях сюзеренитета-вассалитета. Король выступал сюзереном по отношению к всем сеньорам и баронам, а они, в свою очередь – по отношению к основной массе мелких феодалов. Учитывая, что вассалитет был практически единственной основой, соединявших местных феодалов с центральной властью, легко понять, что его ослабление наносило по крестоносной государственности серьёзный удар. Постоянные распри между феодалами, конфликты сеньоров с вассалами, мятежи против королей негативно отражались на состоянии крестоносной государственности.
Латинские государства на протяжении всего своего существования существовали в условиях враждебного внешнего (прежде всего мусульманского) окружения, и были вынуждены отражать постоянные военные нападения со стороны египтян, сельджуков и других завоевателей. Необходимость быть в состоянии постоянной активной обороны (а по возможности и самим организовывать внешнюю экспансию для расширения собственной территории) выдвигала на первый план духовно-рыцарские ордена, делая их главной военной силой. Государственной власти приходилось постоянно создавать условия для притока на Ближний Восток новых военных сил – от свежих рыцарских отрядов до рядовых пилигримов, способных сражаться с внешним врагом. Однако территориальная обособленность латинских государств друг от друга, а также распри между их правителями существенно снижали эффективность сопротивления внешней экспансии.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ И ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ КРЕСТОНОСЦЕВ
1.1. Предпосылки и особенности образования государств крестоносцев на Востоке
Организатором Крестовых походов являлась, прежде всего, католическая церковь, которая в лице Римского папы Урбана II на Клермонском соборе 1095 г. открыто выступила с призывом к военному походу на мусульманский Восток. «Прошу и умоляю вас, глашатаев христовых, – и не я, а господь, – чтобы вы увещевали со всей возможной настойчивостью людей всякого звания, как конных, так и пеших, как богатых, так и бедных, позаботиться об оказании всяческой поддержки христианам» , – заявил он. «Первым фактором Крестовых походов, по всей видимости, является именно религиозный порыв, подкрепленный призывом католической церкви к священной войне», — пишет по этому поводу Амро Назим Ахмед. – «Папы Римские и проповедники, призывая людей участвовать в походах, облекали богословие в общедоступные формы, и зачастую народные представления о Боге и справедливости использовались в официальной проповеди церкви. Например, теоретически крестовые походы должны были быть оборонительными, так как христиане не могут применять силу для обращения в свою религию силы, и миссионерские идеи буквально пропитали мысль и пропаганду крестоносцев» .
Именно благодаря этому Крестовые походы и приобрели характер религиозных войн за военное освобождение Святой земли и находящихся так христианских святынь (прежде всего Гроба Господня) от мусульманского владычества. Призывы папы нашли, по словам С.Д. Сказкина, нашли сочувственный отклик в феодальном мире . Неудивительно, что почти все летописцы, вдохновлённые призывом папы, разделяли и отстаивали в своих сочинениях провиденциалистскую идею о том, что поход на Восток был предпринят по воле Всевышнего, а крестоносцы выступали только исполнителями небесных предначертаний .