История России до 19 века Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Господин и слуга (по Домострою)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. «Домострой» — полезные сведения, поучения и
наставления всякому христианину  6

2. Положение слуг в
России. 12

Заключение. 22

Список использованных источников и
литературы.. 24

  

Введение:

 

Актуальность темы. Установлено, что как литературный памятник
«Домострой» постепенно складывался, однако, предположительно, в нынешнем виде
он был составлен известным деятелем XVI века, ближайшим соратником молодого
Ивана IV, протоиереем Благовещенского собора в Кремле Сильвестром. «Домострой»
с его нарочито прикладным характером учений, приказов, советов избавлен от
казуистических поворотов церемониального, тонкого смысла, характер изложения
намеренно прост, даже исправляя религиозные ритуалы и молитвы, автор находит
естественное и практичное в смысле, где жизнь рассматривается как течение,
исход которого к Царству Божьему окончательно сливается с реальной жизнью, человеческими
отношениями в семье и в обществе. Следовательно, именно простая, «буржуазная»
мораль именно этой энциклопедии домоводства отчасти способствовала тому, что с
середины XIX века на «Домострой» пал шквал плесени и реакционизма, и не только
как на литературный феномен, но и как на воплощение духовного состояния России[1].

В Киевской Руси и Новгородской губернии несвободные крестьяне
делились на категории: смерды, закупщики и холопы. К XVI веку крепостное право
было широко распространено в России, официально подтвержденное только Соборным
уложением 1649 года. Картина крепостного права в России XVI века такова:
княжеское и боярское землевладение в сочетании с усиленным бюрократическим
аппаратом нападает на личные и общинные земли, право собственности. Прежде
вольные земледельцы, субъекты древнерусских правовых актов, постепенно
становились арендаторами наделов, принадлежавших родовой аристократии или
служебному дворянству. Служебной усадьбой в России XVI века была
государственная земля, на которой лично жили свободные люди,
сельскохозяйственные рабочие — «крестьяне». Они были обязаны временно отдавать
(пока земля регистрировалась на землевладельца) определенную долю своей
сельскохозяйственной прибыли, чаще всего натурой, но иногда и в денежном
выражении, но не в государственную казну, а в пользу помещика.

Отношения между господами и их слугами — вопрос сложный. Тема
курсовой работы связана, прежде всего, с пониманием и чувством этого вопроса
автором «Домостроя» и людьми того времени. Понятно, что на этих людей повлияли
многие факторы, в том числе и религия. В христианстве такие отношения близки
традициям взаимоотношений отца и сына, а также близки восточной философии.
Согласно традиции, уважительный сын должен полностью отвергнуть свое «я» и
полностью посвятить свою жизнь отцу, должен служить отцу с абсолютным
послушанием. У сына нет личных прав, но все личные права он передает отцу. Раб
не имеет права выбора. Итак, чтобы по-настоящему стать уважаемым сыном, нужно
стать рабом своего отца. Из этого отношения были выведены концепции долга
господина перед слугой и слуги перед господином. Содержание его слуг было
законом морального долга господина, и он не мог рассматривать это как свою
милость по отношению к слугам, так как он жил за счет работы своих слуг и,
напротив, считал это милосердием со своей стороны. Однако для слуг служение
хозяину — обязанность и долг, а не милосердие.

Символично, что даже Библия дает больше наставлений слугам,
чем «царям». Многие христиане были слугами, и Священное Писание показывает, что
большинство ранних христиан происходили из средних или низших слоев общества
(Матфея 11.5; Мк 12.37). Этот отрывок предназначен для слуг, но принципы
применимы ко всем слугам. Петр же со всем уважением призывает к повиновению хозяину.
Реальность жизни такова, что в любом обществе или организации должна быть власть,
с одной стороны, и подчинение этой власти, с другой. Слуга должен подчиняться
своему господину ради его же блага, иначе он потеряет работу. Для христианина
подчинение еще важнее.

Послушание не должно меняться в зависимости от характера
работодателя. Любой желающий может подчиняться доброму и кроткому хозяину.
Верующие призваны идти дальше и относиться к суровому и властному лидеру с
уважением и послушанием. Это истинное христианское поведение. Поэтому вопрос о
подчинении и отношениях слуг и хозяина так важен и интересен для изучения.

Цель курсовой работы – подчинение и отношения слуги и господина.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить «Домострой» как полезные сведения, поучения и
наставления всякому христианину.

2. Рассмотреть положение слуг в России.

Географические и хронологические рамки. Географически и
хронологически мы сосредоточимся в основном на центральной части России. И по
большей части на городское население. Что касается сроков, то здесь все
сложнее. Поскольку известно, что описанные в Домострое правила и традиции
существовали еще до Сильвестра, и также неизвестно, как долго и в какой степени
эти правила соблюдались после него, хронологические рамки данной темы
охватывают 15-16 вв. [1]
Дмитриев Л. А., Лихачев Д. С., Лурье
Я. С. и др. История русской литературы X — XVII вв.: Учеб. пособие для
студентов пед. институтов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». Под ред. Д. С.
Лихачева. М.: Просвещение, 1979. 462с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Создание Стоглавы, Великих Миней Четих и Домостроя во многом было
направлено на то, чтобы взять в свои руки развитие культуры и литературы. Эти
события можно рассматривать как свидетельство начала нового литературного
движения, противоположного предыдущему. Литературные памятники, несомненно,
отражали нравственное состояние общества, в котором шла борьба между новым
порядком вещей и пережитками античности.

В наше время, конечно, нельзя относиться к этому памятнику средневековья
как к действующему своду правил: его мировоззрение и практика ушли в вечность,
а в России нет дома, где бы домостроевские нормы остались в быту. Но в первой
половине 19 века, когда был издан текст «Домостроя», они еще жили, причем не
только среди духовенства или старообрядцев, но и среди купцов города, и среди
зажиточных слоев населения и крестьянства. Вот почему интеллигенция того
времени так яростно отреагировала на жизнь Домостроя, борясь с каждым
проявлением устаревшей, как тогда казалось, системы, отвергая и простые моральные
правила, и житейскую мудрость Домостроя.

 Муж — глава семьи. Он хозяин дома. С
помощью жены и слуг он должен организовать домашнее хозяйство. В вопросах
экономии муж должен посоветоваться с женой и гувернанткой и спросить их мнение.
В зависимости от результатов домашнего труда муж наказывает или поощряет их.
Это гарант выполнения миссии и стимул для слуг выполнять работу с совестью.
Хозяин должен относиться к своим слугам с уверенностью. А слуги должны видеть в
хозяине своего отца и наставника. В этой ситуации можно провести две аналогии:
подчинение царю как Богу и подчинение слуги господину как королю. Слуга
пытается заработать возможность есть за одним столом со своим господином. Этим
хозяин показывает свою уверенность и приближает к себе слугу. Если кто-либо из
членов дома согрешил по незнанию и необразованности главы дома, то сам хозяин
виноват перед Господом. Получается, что учитель, судья и отец должны быть
хорошими учителями для своего народа. Жена определенно занимает более высокое
положение по отношению к мужу, чем слуги. Ей не приходилось общаться со слугами
на равных. Женщина, как и гувернантка, играет роль посредника между слугами и
хозяином дома. Жена, а также дети и слуги не должны бесчестить главу дома своим
поведением и манерами. Детей часто использовали в небольших домашних делах и в
качестве посыльных со слугами. И в этом случае к ним предъявлялись те же
требования, что и к прислуге. Домовладельцы не должны устранять линчевание, не
понимая сути проблемы. Наказывать невиновного — грех. И если выявлены
нарушения, связанные с хозяйственной и денежной стороной во взаимоотношениях
между хозяином и слугой, этот слуга должен быть не только наказан, но и с него
должен быть взыскан причиненный ущерб (санкция). Преступник не только не
одобряет телесные наказания, но, согласно его плану, применять их следует
только в исключительных случаях.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. «Домострой» — полезные
сведения, поучения и наставления всякому христианину

Знаменитая работа под названием
«Домострой» восходит к 16 веку. Эта книга состоит из подробных инструкций о
том, как «строить», то есть организовать дом и быт семьи, и что сказано о быте
боярского дома.

Первые 15 глав Домостроя рассказывают
о религиозных обязанностях человека. Следующие 14 глав посвящены социальным и
семейным отношениям, остальные 34 главы посвящены экономическим инструкциям.
Вся композиция проникнута религиозным духом. Домострой ясно выражает мысль,
которой руководствовалось большинство русских людей в то время, а именно эту
мысль, эту основную идею о том, что семья, Церковь и государство были в
некотором роде единым, единым, неделимым. Семья учит людей служить церкви и
государству, семья является частью церкви и государства; служение Богу —
уникальная и общая цель семьи, церкви и государства. Эту же мысль высказал
Владимир Мономах в своем «Учении» XII века[1].

Через столетия особых ссор и тяжелого
татарского ига это глубокое осмысление одной общей цели жизни прошло и
сохранилось, но татарский режим оставил свой след в обычаях русского народа.
Первые 15 глав, как уже было сказано, рассказывают о религиозных обязанностях
человека. Человек должен вести «праведную жизнь», как можно чаще молиться. Вся
семья и «члены дома», то есть слуги, должны собраться вместе и спеть вечерню,
полуночную службу и утреню. Перед иконами нужно зажечь светильники, свечи,
покурить благовония; Даны инструкции, как после молитвы повесить иконы на
тряпке и протереть «мягкой губой», подметать чистым крылом. Есть много
наставлений, относящихся к внешнему ритуальному благочестию, наставлений
задерживать дыхание и не чмокать губами, целовать иконы, не кусать просфору, а
разбивать ее на мелкие кусочки — но также есть много указаний. чисто духовный;
так, например, говорится, что вы должны тайно вставать ночью и со слезами
молиться Богу за свои грехи. Монашеская жизнь считается идеалом, поэтому
определенные характеристики монашеской жизни вводятся в мирскую семейную жизнь,
например, всем предлагается носить четки и молиться за них; вместо того, чтобы
стучать в дверь, слуги должны «помолиться» у двери и не входить, пока им не
будет дан «амин». Вспомним, что говорил Владимир Мономах о непрестанной
молитве. [1]
Домострой / Изд. подгот. В. В.
Колесов, В.В. Рождественская; Отв. ред. Л. А. Дмитриев. — СПб. :
Наука, 2018. — Содерж.: Домострой: [Древнерусский текст]. – С. 5—87; Сильвестровская
редакция. – С. 88—133; Перевод. – С. 134—268.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы