Курсовая теория Гуманитарные науки История

Курсовая теория на тему Городское управление в России во второй половине XVIII века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Восемнадцатое столетие дало России двух выдающихся монархов-реформаторов. Екатерина Великая царствовала 34 года и за это время, по словам О.И. Чистякова, сумела осуществить важнейшие реформы практически во всех сферах государственной жизни .
Если проанализировать программы всех великих отечественных реформаторов от Петра I до Александра II, то нетрудно заметить, что мерам по улучшению устройства городов и положения городского населения всегда уделялось немалое внимание. Характерно это было и для внутренней политики императрицы Екатерины Великой, хорошо понимавшей значение городов и роль горожан в жизни государства. Именно этим и объясняется столь пристальное её внимание к проблемам организации местного самоуправления и его реформированию в соответствии с принципами политики просвещённого абсолютизма и общим духом своей эпохи. «Учреждения для управления губерний» 1775 г., Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. являются важнейшими законодательными актами второй половины екатерининского правления, направленными на укрепление местного аппарата управления и всего государства в целом.
Жалованная грамота городам стала, по справедливому замечанию Н.С. Байкалова, первым в истории управления России развёрнутым законом организации городского управления, действовавшим до 70-х гг. XIX в. Этим и определяется интерес к данному законодательному акту со стороны историков разных поколений – дореволюционных, советских и современных. Дореволюционная историография проблемы представлена, например, работами И.И. Дитятина, А.А. Кизеветтера . И.И. Дитятин видел главное значение реформы в том, что она придала городу статус юридического лица, хотя при этом и указывал на присущие документу существенные противоречия. Видный отечественный историк и публицист рубежа XIX – XX вв. А.А. Кизеветтер, как известно, посвятил проблеме городового положения 1785 г. свою диссертацию, сделав особый акцент на установление «Жалованной грамотой» городской всесословности и зависимости созданной системы управления от губернаторской власти. Нужно отметить, что в дореволюционной историографии, как отечественной, так и зарубежной, имел достаточно широкое распространение тезис об отсталости русского города, не готового к восприятию екатерининских идей и создаваемых на их основе административных учреждений.
Историкам XX в. было свойственно рассматривать преобразования городского управления Екатерины II сквозь призму традиционного для советской историографии классового подхода и, соответственно, делать вывод об их закрепостительном характере. Реформы, в том числе и городская, проводились преимущественно в интересах господствующего класса, то есть дворянства, что существенно сдерживало развитие русского города и делало всю систему самоуправления недостаточной и несовершенной. При этом реформы, направленные на укрепление местной административной системы и положения дворянства, было принято считать в большей степени следствием пугачёвского бунта, чем реализацией давно задуманных реформаторских идей государыни-императрицы Екатерины II и её ближайших сподвижников. Результатом екатерининских реформ 70-80-х гг., согласно выводам советских историков, стало практически полное подчинение местных администраций дворянскому сословию.
В современной историографии выводы и дореволюционных, и советских историков нередко ставятся под сомнение. Например, ряд историков, подобно А.Б. Каменскому, выражают несогласие с вышеупомянутой концепцией о всесословности русского города или его неготовности к восприятию екатерининских реформаторских замыслов . Это же относится и вышеупомянутому тезису о подчинении местных администраций дворянству. Вместе с тем в современных работах появился и ряд новых мотивов. В них, например, показано, что далеко не во всех регионах обширной страны горожане не сознавали очевидной выгодности записи в городские обывательские книги, как символа принадлежности к определённому городскому сословию, что реформа способствовала формированию нового социального слоя – мещанства и т.д.
В целом, можно констатировать, что многие аспекты данной темы продолжают оставаться предметом научной дискуссии, и поэтому сама тема не утратила сегодня и, видимо не утратит в обозримом будущем своей научной актуальности. Соответственно, каждое новое обращение к ней является вполне обоснованным и своевременным.
Объектом данной работы является эпоха правления императрицы Екатерины II, предметом – реформа городского управления. Цель работы заключается в том, чтобы охарактеризовать изменения в городском управлении и положении горожан во второй половине XVIII в.,
Для этого необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть предпосылки реформирования городского управления и значение начального периода преобразований, совпавшего с обнародованием и воплощением в жизнь «Учреждения для управления губерний Российской Империи».
– оценить влияние Жалованной грамоты городам 1785 г. на изменение состава городских обывателей и становление новой системы городского управления.
При написании работы использованы работы отечественных и зарубежных авторов А.Б. Каменского, Н.С. Байкалова, Н.П. Ерошкина, О.А., И. де Мадариаги

 . Использованы труды историков русской классической исторической школы второй половины XIX в. – В.О. Ключевского, С.М. Соловьёва, А.С. Лаппо-Данилевского . Все они так или иначе касаются екатерининских преобразований в целом и проблемы реформ местного управления в частности.
Из зарубежных трудов, касающихся рассматриваемой нами темы, наибольший интерес представляет работа И. де Мадариаги – профессора Лондонского университета и автора научного сочинения «Россия в эпоху Екатерины Великой». Рассматривая период правления императрицы как важнейший период в российской истории, она, по своим собственным словам, стремилась дать широкому читателю представление об этой интереснейшей эпохе . Эта работа уникальна ещё и тем, что в ней использованы источниковые материалы, хранящиеся в фондах британских музеев и библиотек и недоступные или вовсе неизвестные советским исследователям. Это позволило автору по новому подойти к осмыслению и интерпретации многих известных и малоизвестных исторических фактов, касающихся реформирования городового управления во второй половине XVIII в. Используя новые данные, Исабель де Мадариага осуществила подробный анализ состояния городского населения дореформенного периода и доказала, что состояние сословий, городской среды и административной системы было весьма неудовлетворительным и требовало скорейшего преобразования.
Источники, использованные в данной работе, представлены текстами документов, относящихся к истории городовой реформы Екатерины Великой второй половины XVIII в. Использованы материалы таких документов, как «Наказ» Екатерины II, «Учреждение губерний» 1775 г., «Грамоты на права и выгоды городам» 1785 г. и других, содержащиеся в сборниках документов и материалов . Использованы также материалы мемуарного и энциклопедического характера . Особенно важное значение имеют воспоминания самой императрицы, представляющие собой уникальный памятник истории и литературы XVIII в., которому, по словам М.А. Крючковой, трудно найти аналогию .
Хронологические рамки работы охватывают период 70-80-х гг. XVIII в., когда были обнародованы «Учреждение губерний Российской Империи» и «Грамота на права и выгоды городам» и на их основе осуществлена реформа местного управления.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что использованные в ней материалы могут применяться в качестве учебных пособий для проведения занятий в средних и высших учебных заведениях и для подготовки к ним.
Основная часть работы состоит из двух глав. В первой главе говорится о предпосылках преобразования городового управления и о тех изменениях, которые внесла в него губернская реформа 1775 г. Во второй главе речь идёт непосредственно о содержании и основных идеях Жалованной грамоты городам 1785 г., рассматривается процесс складывания в городах системы общественного самоуправления и городской администрации, а также городского сословия в целом.
В заключении сформулированы основные выводы работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Преобразование системы городового управления составляют важную часть внутренней политики Екатерины Великой. Её основными предпосылками стали произошедшие со времён Петра I социально-экономические изменения в стране, развитие производительных сил и предпринимательской деятельности, что, в свою очередь привело к усложнению социального и профессионального состава городского населения. Новый статус городских обывателей, учреждений городового самоуправления и городской администрации требовалось закрепить в законодательном порядке. В конечном счёте, реформы были направлены на формирование слоя «среднего рода людей», или, иначе говоря, состоявшего из городских обывателей среднего сословия (по аналогии с «третьим» сословием в Европе). Законодательные акты 70-80-х гг. – «Учреждения для управления губерний» и Жалованные грамоты городам и дворянству – как раз и преследовали эти цели.
Реформирование местного управления действительно способствовало консолидации городского населения в особое сословия, формируя особое корпоративное сознание горожан. Само понятие «горожанин», отныне означающее лицо, занесённое в городскую обывательскую книгу, стало значительно более очерченным и определённым. Таким образом, городское население оказалось более чётко отделено от сельского. Законодательные акты 70-80-х гг., включая и Жалованную грамоту дворянству, в совокупности составляют всеобъемлющее сословное законодательство, призванное не столько поддержать то или иное сословие, сколько усилить само государство после тех потрясений, особенно которое оно пережило во время пугачёвского бунта. Для этого надо было ликвидировать пропасть между монархом и народом путём создания промежуточных, «посредствующих» властей – дворянства и «градского общества», закрепив их права и обязанности.
Предоставившая всем горожанам право вне зависимости от их сословной принадлежности принимать участие в деятельности градского общества, действительно было шагом вперёд в деле развития местного самоуправления. Градское общество принимало активное участие в формировании исполнительных органов власти, и тем самым оказывало непосредственное влияние на политику городской власти, а значит – на состояние и развития города. Новая система судов и городская полиция должны были укрепить в городах спокойствие и правопорядок, предоставить горожанам право разрешать споры и противоречия на основе справедливости и закона.
Реформа местного самоуправления, как и большая часть других преобразований Екатерины II, была пронизана идеями просвещённого абсолютизма. Не удивительно, что в составленных рукой императрицы многочисленных наказах и грамотах содержатся предписания соблюдать «добронравие», относясь к другим людям с сочувствием и уважением. В этом императрица видела залог гармонии, столь важной для благополучного развития общества и государства в целом .
Вся система местных учреждений, созданная при Екатерине, просуществовала до 60-70-х гг. XIX в., и это лишний раз доказывает её прочность, продуманность и целесообразность. Эти преобразования придавали прочность всему политическому строю страны и способствовали длительному сохранению России как имперского государства.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Предпосылки преобразований и губернская реформа

Система городового управления в России XVIII в. сложилась в основном в петровскую эпоху и до 70-х гг. существенно не менялась. Города находились в составе уездов и управлялись уездными органами. Между тем количество городов при Екатерине Великой существенно увеличилось. В соответствии с инвентарём деяний императрицы, поданным её в 1781 г. графом А.А. Безбородко, за 19 лет царствования было построено 144 города . За весь же период её правления было основано 200 городов, а их общее количество к середине 90-х гг. XVIII в. достигло 1200 . Было понятно, что необходимо и качественное обустройство старых и новых городских центров, усовершенствование их структуры и системы управления, а также улучшение положения сословий.
«Ко второй половине XVIII в. состав среднего рода людей в русских городах не только увеличился, но и заметно осложнился», – отмечает А.С. Лаппо-Данилевский. Работая над проектами преобразования городского управления, и особенно над Жалованной грамотой городам, Екатерина стремилась не только зафиксировать права уже существующих сословий, но и способствовать формированию новых сословий, состоящих из «среднего рода людей». Сама Екатерина причисляла к среднему сословию тех, «кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, науках, мореплавании (то есть заграничной торговле на собственных судах, торговле и ремёслах» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы