Философия нового времени Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Гносеология Р. Декарта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I ХАРАКТЕРИСТИКА ГНОСЕОЛОГИИ Р. ДЕКАРТА 5

1.1 Сущность гносеологии Р. Декарта 5

1.2 Формы и виды научного познания 9

ГЛАВА II МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 14

2.1 Понятие метода и методологии 14

2.2 Классификация методов научного познания 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема познания является одной из важнейших в философии. К философским дисциплинам относится и гносеология как учение о познании. Она занимается исследованиями, теориями познания и критикой. Гносеология рассматривает познания с позиций отношения исследователя к исследуемому объекту. Основная проблема гносеологии — это поиски смысла происходящего и истины. Также наука изучает познание в целом — его формы, сущность, теории и метод. В рамках гносеологии рассматриваются религия, искусство и наука, а также феномены опыта, идеологии и здравого смысла.

Гносеология как учение о познании включает субъект, наделенный волей и сознанием, и объект природы, противостоящий ему, независимый от воли и сознания субъекта, объединенный с ним лишь познавательным отношением. Свой вклад в гносеологию внесли знаменитые философы — Платон, И. Кант, Р. Декарт, Г. Гегель и другие.

Гносеология изучает такие проблемы как: интерпретация объекта и субъекта познания; структуру процесса познания; проблему истины, определяя ее критерии; проблематику методов и форм познания и др. Применение форм, методов, категорий и критериев научного познания является актуальным на сегодняшний день.

Объект исследования – гносеология.

Предмет исследования – сущность гносеологии Р. Декарта.

Цель исследования – изучить понятие гносеологии Р. Декарта как системы.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность гносеологии Р. Декарта;

2. Выделить формы и виды научного познания;

3. Изучить понятие метода и методологии в гносеологии Р. Декарта;

4. Рассмотреть классификацию методов научного познания.

Источниковую базу исследования составили труды таких авторов, как Баранов Г.В., Баранов Г.В., Бибихин В. В., Шестова Т.Л., Швейцер А.Д. и другие.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Уровни научного познания: Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный).

Научное познание является определяющим элементом науки как социальной категории. Именно оно превращает ее в инструмент объективного отражения мира, объяснения и предсказания механизмов окружающей природы.

Гносеология — это целая система в философии, которая определяется как знание, полученное практическими средствами, состоящее из исследования и развития процессов и явлений, которые происходят в окружающей среде, а также в обществе и самом человеке.

Гносеология в философии имеет два основных уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирическое знание включает информацию, полученную различными способами, путем наблюдения и эксперимента. Теоретическое познание — это сложный процесс, основанный на фундаментальных законах науки и организующий разрозненные факты и явления, обобщающий исходные выводы.

Обыденное и научное познание шагает нога в ногу, потому что они вплетены друг в друга и в тесном взаимодействии способствуют пополнению багажа знаний человечества. Наука развивается на основе обыденного знания, отражающего лишь те объекты и явления действительности, которые могут быть применены в реальной жизни на практике.

Научное познание в философии использует множество средств и методов, которые зависят от уровней познания. Понятие метод означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Методы научного познания включают в себя приемы исследования разных явлений, систематизацию, а также корректировку ранее полученных и новых сведений. Выводы и умозаключения делаются при помощи принципов и правил рассуждения на базе измеряемых и наблюдаемых данных об объекте.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I ХАРАКТЕРИСТИКА ГНОСЕОЛОГИИ Р. ДЕКАРТА

1.1 Сущность гносеологии Р. Декарта

Гносеология – это теория познания. Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.

Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру: [7]

1. субъект – тот, кто совершает действия, направленные на получение знаний;

2. объект – то, что изучается. То, на что направлена деятельность субъекта. Используя выше упомянутый пример, можно сказать, что объектом вашей познавательной деятельности является понятие «познание»;

3. мотивы – причина, по которой осуществляется деятельность. В данном контексте различают практические и теоретические мотивы. Первые способствуют овладению знаниями для дальнейшего использования с целью улучшения качества жизни. Вторые основываются на получении удовольствия просто от самого процесса познания;

4. цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле;

5. результат – это собственно само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, не запланировано.

Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.

Рассмотрим их в отдельности более конкретно:

1. Чувственное познание представляет собой первую ступень знакомства со средой, так как сначала человек воспринимает информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чтобы оценить кулинарное блюдо, мы должны его увидеть, понюхать, попробовать на язык. Чтобы прочитать книгу, нам нужны глаза.

Познание через чувства включает в себя:

1. ощущение – это стимуляция органов чувств внешними раздражителями (я ем яблоко – оно сладкое на вкус);

2. восприятие – это рождение образа раздражителя (яблоко круглое, твердое, зеленое, хорошо пахнет);

3. представление – это появление картинки, которая сохраняется как воспоминание. В дальнейшем при воспоминании о яблоке в моей голове будет всплывать круглый, твердый, зеленый фрукт со сладким вкусом и приятным запахом.

2. Рациональное познание позволяет нам получать информацию об окружающем мире, используя только разум (от лат. ratio — разум). Оно опирается на абстрактное мышление и имеет следующую структуру:

1. понятие – мысль, отражающая предметы, объединенные одними и теми же признаками. Например, все знают что такое стул. Понятие стула включает в себя все стулья мира разной формы, качества, материала. Мы не называем стулом какой-то конкретный предмет в единственном числе: понятие объединяет их множество;

2. суждение – утверждение или отрицание чего-либо. Например, стул – это предмет мебели. В данном случае здесь два связанных понятия – стул и мебель. Пример отрицания: стул – это не собака;

3. умозаключение – обобщение всех умозаключений в общий вывод. Если стул – это предмет мебели, но не собака, значит мебель не является собакой.

В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой. [18]

Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом. [14]

Понятие истины – одна из центральных категорий в гносеологии, учении о познании. Людей издавна интересовал вопрос о том, можно ли получить какие-либо знания, которые будут достоверными.

Истина — это философская гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной, если она соответствует предмету.

В «Возражениях некоторых ученых мужей» Декарт пишет, что философия «должна быть выведена из первых причин так, чтобы тот, кто старается овладеть ею (что и значит, собственно, философствовать), начинал с исследования этих первых причин, именуемых началами» [7. с. 12].

Главным критерием искомого основания являются, по мнению мыслителя, ясность и несомненность [7. с. 17]. Философ убежден, что, обладая истинным основанием или истинной точкой отсчета, «можно вывести все остальное» [7. с. 17], минуя заблуждения и ложные мнения.

Не так важно, что именно составляет истина в каждом конкретном случае, но очень важно, что остановился процесс познания. Пропали сомнения или их не удалось развеять. Есть или нет истина — неважно, но есть достижение такого знания, при котором не осталось никаких сомнений.

Изменится время, место или условия задачи — возникнут новые сомнения, начнется новое движение, и вновь потребуется истина.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы