Курсовая теория на тему Гносеология Р. Декарта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ХАРАКТЕРИСТИКА ГНОСЕОЛОГИИ Р. ДЕКАРТА 5
1.1 Сущность гносеологии Р. Декарта 5
1.2 Формы и виды научного познания 9
ГЛАВА II МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 14
2.1 Понятие метода и методологии 14
2.2 Классификация методов научного познания 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Введение:
Актуальность исследования. Проблема познания является одной из важнейших в философии. К философским дисциплинам относится и гносеология как учение о познании. Она занимается исследованиями, теориями познания и критикой. Гносеология рассматривает познания с позиций отношения исследователя к исследуемому объекту. Основная проблема гносеологии — это поиски смысла происходящего и истины. Также наука изучает познание в целом — его формы, сущность, теории и метод. В рамках гносеологии рассматриваются религия, искусство и наука, а также феномены опыта, идеологии и здравого смысла.
Гносеология как учение о познании включает субъект, наделенный волей и сознанием, и объект природы, противостоящий ему, независимый от воли и сознания субъекта, объединенный с ним лишь познавательным отношением. Свой вклад в гносеологию внесли знаменитые философы — Платон, И. Кант, Р. Декарт, Г. Гегель и другие.
Гносеология изучает такие проблемы как: интерпретация объекта и субъекта познания; структуру процесса познания; проблему истины, определяя ее критерии; проблематику методов и форм познания и др. Применение форм, методов, категорий и критериев научного познания является актуальным на сегодняшний день.
Объект исследования – гносеология.
Предмет исследования – сущность гносеологии Р. Декарта.
Цель исследования – изучить понятие гносеологии Р. Декарта как системы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность гносеологии Р. Декарта;
2. Выделить формы и виды научного познания;
3. Изучить понятие метода и методологии в гносеологии Р. Декарта;
4. Рассмотреть классификацию методов научного познания.
Источниковую базу исследования составили труды таких авторов, как Баранов Г.В., Баранов Г.В., Бибихин В. В., Шестова Т.Л., Швейцер А.Д. и другие.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Уровни научного познания: Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный).
Научное познание является определяющим элементом науки как социальной категории. Именно оно превращает ее в инструмент объективного отражения мира, объяснения и предсказания механизмов окружающей природы.
Гносеология — это целая система в философии, которая определяется как знание, полученное практическими средствами, состоящее из исследования и развития процессов и явлений, которые происходят в окружающей среде, а также в обществе и самом человеке.
Гносеология в философии имеет два основных уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирическое знание включает информацию, полученную различными способами, путем наблюдения и эксперимента. Теоретическое познание — это сложный процесс, основанный на фундаментальных законах науки и организующий разрозненные факты и явления, обобщающий исходные выводы.
Обыденное и научное познание шагает нога в ногу, потому что они вплетены друг в друга и в тесном взаимодействии способствуют пополнению багажа знаний человечества. Наука развивается на основе обыденного знания, отражающего лишь те объекты и явления действительности, которые могут быть применены в реальной жизни на практике.
Научное познание в философии использует множество средств и методов, которые зависят от уровней познания. Понятие метод означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.
Методы научного познания включают в себя приемы исследования разных явлений, систематизацию, а также корректировку ранее полученных и новых сведений. Выводы и умозаключения делаются при помощи принципов и правил рассуждения на базе измеряемых и наблюдаемых данных об объекте.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ХАРАКТЕРИСТИКА ГНОСЕОЛОГИИ Р. ДЕКАРТА
1.1 Сущность гносеологии Р. Декарта
Гносеология – это теория познания. Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.
Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру: [7]
1. субъект – тот, кто совершает действия, направленные на получение знаний;
2. объект – то, что изучается. То, на что направлена деятельность субъекта. Используя выше упомянутый пример, можно сказать, что объектом вашей познавательной деятельности является понятие «познание»;
3. мотивы – причина, по которой осуществляется деятельность. В данном контексте различают практические и теоретические мотивы. Первые способствуют овладению знаниями для дальнейшего использования с целью улучшения качества жизни. Вторые основываются на получении удовольствия просто от самого процесса познания;
4. цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле;
5. результат – это собственно само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, не запланировано.
Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.
Рассмотрим их в отдельности более конкретно:
1. Чувственное познание представляет собой первую ступень знакомства со средой, так как сначала человек воспринимает информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чтобы оценить кулинарное блюдо, мы должны его увидеть, понюхать, попробовать на язык. Чтобы прочитать книгу, нам нужны глаза.
Познание через чувства включает в себя:
1. ощущение – это стимуляция органов чувств внешними раздражителями (я ем яблоко – оно сладкое на вкус);
2. восприятие – это рождение образа раздражителя (яблоко круглое, твердое, зеленое, хорошо пахнет);
3. представление – это появление картинки, которая сохраняется как воспоминание. В дальнейшем при воспоминании о яблоке в моей голове будет всплывать круглый, твердый, зеленый фрукт со сладким вкусом и приятным запахом.
2. Рациональное познание позволяет нам получать информацию об окружающем мире, используя только разум (от лат. ratio — разум). Оно опирается на абстрактное мышление и имеет следующую структуру:
1. понятие – мысль, отражающая предметы, объединенные одними и теми же признаками. Например, все знают что такое стул. Понятие стула включает в себя все стулья мира разной формы, качества, материала. Мы не называем стулом какой-то конкретный предмет в единственном числе: понятие объединяет их множество;
2. суждение – утверждение или отрицание чего-либо. Например, стул – это предмет мебели. В данном случае здесь два связанных понятия – стул и мебель. Пример отрицания: стул – это не собака;
3. умозаключение – обобщение всех умозаключений в общий вывод. Если стул – это предмет мебели, но не собака, значит мебель не является собакой.
В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой. [18]
Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом. [14]
Понятие истины – одна из центральных категорий в гносеологии, учении о познании. Людей издавна интересовал вопрос о том, можно ли получить какие-либо знания, которые будут достоверными.
Истина — это философская гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной, если она соответствует предмету.
В «Возражениях некоторых ученых мужей» Декарт пишет, что философия «должна быть выведена из первых причин так, чтобы тот, кто старается овладеть ею (что и значит, собственно, философствовать), начинал с исследования этих первых причин, именуемых началами» [7. с. 12].
Главным критерием искомого основания являются, по мнению мыслителя, ясность и несомненность [7. с. 17]. Философ убежден, что, обладая истинным основанием или истинной точкой отсчета, «можно вывести все остальное» [7. с. 17], минуя заблуждения и ложные мнения.
Не так важно, что именно составляет истина в каждом конкретном случае, но очень важно, что остановился процесс познания. Пропали сомнения или их не удалось развеять. Есть или нет истина — неважно, но есть достижение такого знания, при котором не осталось никаких сомнений.
Изменится время, место или условия задачи — возникнут новые сомнения, начнется новое движение, и вновь потребуется истина.