Теория и методика обучения биологии Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Гигиеническое воспитание обучающихся в процессе преподавания биологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5

1.1. Разработка вопросов гигиенического воспитания в научно-педагогической литературе 5

1.2. Особенности гигиенического воспитания школьников 8

Вывод к главе 1 15

ГЛАВА 2. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ 16

2.1. Содержание взаимодействия учителя и учащихся в процессе гигиенического воспитания школьников 16

2.2. Значение гигиенического воспитания школьников на уроках биологии 19

2.3. Формирование санитарно-гигиенического воспитания валеологической культуры школьников на уроках биологии 25

Вывод к главе 2 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

Биологическая наука имеет огромную воспитывающую силу. Поэтому следует активно использовать биологические знания для ознакомления с окружающим миром, формирования научной картины мира.

В школьном образовании воспитание проводится планомерно, в системе в связи с познавательным процессом и зависит от содержания и аксиологического освещения учебного материала, методов и форм его изучения. Воспитательный процесс характеризуется определенной структурой, выражающей взаимосвязь основных элементов воспитания: целей и содержания воспитания, методов и средств воспитания, результата воспитания.

Методика обучения биологии во все времена подчеркивала большую роль данного предмета в осуществлении воспитания. При этом определялась целостная система элементов воспитания, способных успешно реализоваться в процессе изучения всего школьного предмета и его отдельных курсов.

Гигиеническое обучение и воспитание является важным условием сохранения и укрепления здоровья детей и подростков и должно носить комплексный и непрерывный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям. Это и обуславливает актуальность данной работы.

Объект исследования – гигиеническое воспитание обучающихся.

Предмет исследования – педагогические и методические условия формирования гигиенических умений в процессе преподавания биологии.

Цель работы – теоретически рассмотреть.

Задачи:

— рассмотреть вопросы гигиенического воспитания в научно-педагогической литературе;

— проанализировать особенности гигиенического воспитания школьников;

— изучить содержание взаимодействия учителя и учащихся в процессе гигиенического воспитания школьников;

— проанализировать значение гигиенического воспитания школьников на уроках биологии.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, организационные, эмпирические методы, а также методы обработки данных и интерпретационные методы:

● Теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение);

● Организационные методы (сравнительный, комплексный методы);

● Интерпретационный метод.

Теоретическая основа. Решением проблемы формирования гигиенических понятий и умений ученые занимались в разное время. В 1956 г. в результате совместной работы большого авторского коллектива (Н.М. Верзилин, А.Н. Рыков, Н.Л. Соколов, И.Д. Зверев, О.В. Казакова, А.П. Медовая, В.М. Корсунская и др.) была создана теория формирования и развития биологических понятий. В ней давалась классификация понятий, были выделены условия их формирования, приведена система понятий по каждому биологическому курсу. В настоящее время по формированию биологических понятий и умений занимаются такие ученые как А.И. Артюхина, Т.В. Голикова, Н.В. Иванова, В.М. Пакулова, М. А. Сафонов, С. Н. Рябцов и др.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы могут быть использованы студентами и преподавателями на лекциях, семинарах и практических занятия.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводы к главам, заключения, списка использованной литературы. Полный объем работы — 30 страниц, список использованной литературы включает 25 наименований.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Гигиеническое воспитание в школе должно составлять целостную систему, исходя из его основной цели – создания здорового образа жизни. Понятие здорового образа жизни включает в себя разнообразные составляющие элементы. Самовыявление уровня знаний учащихся по гигиеническому образованию заключается в самостоятельном оценке имеющихся неправильных ситуаций, предлагаемых учителем. В отличие от пропедевтического анкетирования, где критический анализ проводится после изложения учащимися информации, этим приемом учитель создает у учащихся предварительную критическую психологическую установку, сообщив, что сейчас будут изложены сведения по гигиене повседневного поведения, к которым следует отнестись критически.

Методически лучше всего это сделать в форме диктанта, когда учащиеся записывают то, что сообщается, на одной половине страницы, оставляя вторую для своих критических замечаний (замечания могут даваться и устно).

Особенно важно вести гигиеническое воспитание среди старшеклассников, так как они подвержены соблазну курить, употреблять алкоголь, стараясь походить на взрослых, а подчас и под их влиянием приобщаются к вредным привычкам. Поэтому в процессе изучения общей биологии в старших классах продолжается развитие гигиенических знаний.

Например, при изучении борьбы за существование и естественного отбора важно ознакомить учащихся с правильным применением антибиотиков для лечения болезней, обратив внимание на появление устойчивых к этим лекарствам болезнетворных микроорганизмов.

В процессе изучения онтогенеза и генетики углубляются и расширяются знания учащихся о вредном влиянии алкоголя и никотина не только на организм человека, который употребляет их, но и на потомство, у которого обнаруживаются различные заболевания, отклонения от нормы. Изучая генетику и ее методы, особое внимание обращаю на наследственные заболевания и меры их предупреждения.

Понятие “взаимодействие” в самом общем значении отражает универсальную, общую форму движения, влияние объектов друг на друга. Для человека это характерно в стремлении к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. С этим понятием связана и потребность человека к общению, обучению, образованию, собственному развитию.

Исследования ученых позволило выявить следующие особенности формирования санитарно-гигиенических навыков у школьников: правильная оценка учащимися своего жизненного опыта с точки зрения требований гигиены и физиологическое обоснование гигиенических правил способствуют выработке у учащихся сознательного отношения к их выполнению; глубокое понимание полезности гигиены для здоровья приводит к соответствующей перестройке жизни; понимание вреда, который наносится здоровью при несоблюдении гигиенических правил, положительные результаты от соблюдения гигиенических правил являются стимулом для дальнейшего их выполнения; формирование санитарно — гигиенических навыков способствует самовоспитанию, добиваясь закрепления гигиенических привычек, учащиеся укрепляют свои волевые качества.

Важным звеном в системе гигиенического обучения и воспитания учащихся является, прежде всего, повышение санитарно-гигиенического образования учителей. Овладение учителями знаниями по санитарии и гигиене абсолютно необходимо для осуществления гигиенического воспитания учащихся, в обеспечении необходимой литературой, фильмами и т.д.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Разработка вопросов гигиенического воспитания в научно-педагогической литературе

Гигиена — сложная, разносторонняя наука, охватывающая все стороны постоянно изменяющейся и развивающейся жизнедеятельности человека.

Гигиеническое воспитание базируется на следующих принципах: актуальность, научность, доступность, системность, последовательность, иллюстративность, единство теории и практики, единство обучения и воспитания, положительное ориентирование, использование индивидуального либо дифференцированного подходов, стимулирование сознательности и активности лиц, на которых направлен процесс гигиенического воспитания. Разработка методологии гигиенического воспитания не возможно без учета принципов гигиенического воспитания.

Гигиеническое воспитание как процесс происходит через последовательное формирование определенных уровней гигиенической культуры индивидуума, группы лиц, социальной общности: знания убеждения, умения, навыки. Каждый из перечисленных компонентов является необходимым условием достижения цели гигиенического воспитания. Отсутствие хотя бы одного из уровней значительно снижает эффективность гигиенического воспитания [4, c. 54].

Со времен глубокой древности и до наших дней особое внимание люди уделяли здоровью и в частности такому неотъемлемому фактору здоровья как гигиена.

В рабовладельческой Древней Греции выделялись особые системы воспитания: спартанская и афинская. В условиях сурового военного строя жизни земельной аристократии воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер. Идеалом был выносливый и мужественный воин. Яркую картину спартанского воспитания нарисовал Плутарх в биографии спартанского законодателя Ликурга. В отличие от спартанской афинская система воспитания предполагала интеллектуальное развитие и развитие культуры тела. В трудах Сократа и Аристотеля содержатся воззрения на необходимость формирования культуры тела.

В полном соответствии с античным идеалом человека педагоги эпохи Возрождения проявляли заботу о здоровье детей, разрабатывали методику физического воспитания — Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Томас Мор, Мишель Монтень.

В педагогической теории XVII века руководящим принципом воспитания считался принцип полезности. Педагоги того времени уделяли большое внимание заботе об укреплении здоровья детей. Джон Локк в своем главном труде «Мысли о воспитании» предлагает тщательно разработанную систему физического воспитания будущего джентльмена, провозглашая его основное правило: «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире…».

Локк подробно описывает приемы закаливания, обосновывает значение строгого режима в жизни ребенка, дает советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.

Впервые в истории русской педагогической мысли российский деятель просвещения Епифаний Славинецкий в педагогическом сочинении «Гражданство обычаев детских» попытался дать свод правил, которыми должны были руководствоваться дети в своем поведении. Здесь сказано, как относиться к своей одежде, внешности, как соблюдать правила гигиены.

История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному [11].

Гигиеническое воспитание нужно для приобщения дошкольников к ведению здорового образа жизни, а также создает предпосылки защиты их здоровья. На сегодняшний день соблюдение гигиены особенно актуально из-за существующей пандемии. В настоящее время проблеме гигиенического воспитания детей дошкольного возраста посвящено немало научных работ. Данный вопрос рассматривали в своих трудах такие авторы как Н. А. Андреева, Т. А. Берсенева, В. Г. Воронцова, В. И. Гаранджа, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова, А. Г. Саенко и другие авторы.

Н. А. Андреева определяет «гигиеническое воспитание» как «часть общего воспитания», а «гигиенические навыки» как «неотъемлемую часть культурного поведения». Формирование гигиенических навыков нужно непосредственно начинать с младшего дошкольного возраста под прямым влиянием взрослых в правильно-организованной среде. Здесь главную роль играют следующие факторы: когда началась работа по формированию гигиенических навыков, в каких условиях это происходит, с какой последовательностью и систематичностью это происходит, каков эмоциональный настрой ребенка при выполнении гигиенических процедур

Над преобразованием дела воспитания работали прогрессивные общественные деятели и педагоги И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович. Н.И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» отмечает, что «…первой главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места…» [6].

Н.Г. Чернышевский говорил, что школа должна позаботиться о том, чтобы всем содержанием и организацией своей работы, всеми разнообразными средствами содействовать всемерному укреплению и развитию физических сил и здоровья учащихся.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы