Курсовая теория на тему Гигиенические требования безопасности образовательного пространства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Гигиеническая характеристика вариантов организации учебного процесса обучающихся 4
1.1. Влияние образовательных нагрузок на отношения обучающихся к учебному процессу 4
1.2. Влияние педагогического стиля на показатели работоспособности обучаючищихся 7
Глава 2. Ученическая мебель и ее влияние на работоспособность и функциональное состояние организма обучающихся 16
2.1. Особенности оборудования современных классов ученической мебелью 16
2.2. Правила расстановки школьной мебели 24
Заключение 29
Список литературы 30
Введение:
Актуальность. Актуальность темы обусловлена тем, что усилено внимание общества к проблеме эффективного развития детей, смещением приоритета от парадигмы знаний к развивающей парадигме, которая отражена в государственном образовательном стандарте второго поколения. Эти тенденции коренным образом затрагивают не только обучения и воспитания, но и предъявляют новейшие требования к личности педагога.
Одним из таких требований является четкость социальной и профессиональной позиции педагога. Эта позиция не может не отразиться на стиле его педагогического общения. Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие.
Среда и средства обучения в современной школе не менее важны, чем содержание учебных планов. Именно этому посвящена сравнительно новая отрасль педагогики, известная как педагогическая эргономика. Ее главная миссия – создать условия, в которых максимальная эффективность обучения будет достигаться при минимальных затратах времени и усилий.
Объект – образовательное пространство.
Предмет – гигиенические требования безопасности образовательного пространства.
Цель – исследовать гигиенические требования к безопасности образовательного пространства.
Задачи:
1. Провести гигиеническую характеристику вариантов организации учебного процесса обучающихся 6-7 классов.
2. Рассмотреть влияние состояния ученической мебели на работоспособность и функциональные показатели организма обучающихся.
Заключение:
Итак, для эффективного развития обучающихся большое значение имеют гигиенические условия организации образовательного пространства. Так, стандартной высотой письменного стола считается 72 сантиметра. Но это норма для взрослого человека, младшекласснику такой стол будет великоват. Ноги не должны болтаться. Тут выручит специальная подставочка. Или же стоит приобрести «растущую» парту с регулируемой высотой ножек. Часто вместо кресел для школьников родители покупают обычные стулья, однако по мере роста ребенка их нужно будет менять. В идеале сразу приобрести специальное ортопедическое – за счет анатомической формы спинки и возможностей регулировки оно сбережет правильную осанку. Кроме того, при выборе стола педиатры советуют провести легкий тест: высота парты должна быть такой, чтобы ребенок, поставив локти на столешницу, пальцами мог спокойно дотянуться до висков. Для ребенка 6-7 лет стоит выбрать стол с горизонтальной поверхностью, но оборудованный регулируемой подставкой для учебников и тетрадок, чтобы они располагались под углом в 30-40 градусов к плоскости стола. Важен и цвет столешницы. Дизайнеры рекомендуют остановиться на оттенках светлого дерева (бук, клен). Слишком светлый, белый цвет не подойдет из-за своей маркости, а черный или темно-коричневый будет излишне давить на глаза ребенка, которые и без того испытывают повышенное напряжение. Глянцевые, полированные и отражающие столешницы также не лучший вариант для школяра.
Современному школьнику не обойтись и без компьютера – стоит предусмотреть для него место на рабочем столе, конечно, не в ущерб пространству для учебников и тетрадей. Один из вариантов – стол с эргономичной Г-образной столешницей. Монитор разместите на безопасном для глаз школяра расстоянии – примерно 30 сантиметров. Мебель «про запас» перегрузит и без того насыщенную обстановку детской. Лучше со временем добавить новых книжных полок.
Современные подходы к оптимизации рабочего места учащихся характеризуются использованием различных видов ученической мебели и вариантов их использования, в том числе, совмещённых, что способствует профилактике переутомления детей и повышению работоспособности. Научные исследования отмечают преимущество использования в учебном процессе в общеобразовательной школе новой модели одноместной школьной парты с подлокотниками, в сопоставлении с традиционным ученическим комплектом «стол-стул». Новая модель школьной парты способствует отсрочке наступления утомления и пролонгирует период высокой работоспособности учащихся.
Фрагмент текста работы:
Депутат Госдумы призвал отказаться от домашних заданий для школьников в пользу прогулок на свежем воздухе. У некоторых школьников из-за большого количества учебной нагрузки возникает апатия к образованию, а высокая нагрузка отрицательно влияет на здоровье.
Огромный объем домашнего задания, это ни для кого не секрет, приводят к тому, что отношения между родителями и детьми портятся, потому, что, когда родители столько времени уделяют этой подготовке, они соответственно требуют от детей высоких оценок. Вызывает раздражение, когда ребенок что-то не понимает, а почему-то из школы они приходят, не понимая, о чем идет речь, за редким исключением. И родители, которые не обладают ни педагогическим образованием, ни должным уровнем подготовки, потому что все это они проходили сами в школе очень давно, вынуждены нанимать репетиторов. Дети родителей, которые это сделать не в состоянии, скатываются на двойки. Так что необходима если не полная отмена домашних заданий, то снижение как минимум в два раза этого объема. Это очень здравая инициатива [3].
Тот объем домашнего задания, который получают сегодня школьники, наталкивает лично меня как маму четверых школьников, что школа сняла с себя не только воспитательную функцию, но и образовательную. Учитель, как правило, на уроке только задает тему, объявляет раздел, который сейчас проходят, показывает, где в учебнике все это можно изучить, а основная часть работы переложена на родителей. Я, например, не представляю, как без помощи родителей можно выполнить задание по обществознанию или по окружающему миру ученику начальных классов. Большая часть работы выполняется с помощью интернета, скачивается информация, распечатывается, склеивается в проект, что заставляет родителей не спать по ночам и превращает детство в пытку. Это вызывает только отвращение к учебе. Причем не только у детей, но и у родителей. Огромное количество родителей с нетерпением ждут каникул. Это время, когда они могут почувствовать, что у них есть именно дети, а не существа, с которыми постоянно нужно делать уроки.
С 2017 по 2018 годы число школьников, которым нравится посещать образовательные организации, уменьшилось на 7%. Это вызвано усилением контроля в российской системе образования.
В 2017 году 35% учащихся нравилось посещать школу, а в 2018 – лишь 28%. Учитывая, что в России примерно 15 миллионов школьников, то 7%, которым перестало нравиться ходить в школу, составляют примерно 1 миллион ребят в количественном выражении. Дело в том, что нагрузки, которые испытывают дети, сокращают время для их отдыха, для хобби, для свободного общения. Продолжает усугубляться контроль в системе образования. ЕГЭ, ОГЭ и ВПР усиливают негативное влияние на образовательную систему. Кроме того, многие родители недовольны тем, что основной задачей школы стала подготовка к сдаче этих работ, а не передача знаний учащимся. Главная цель образования состоит в подготовке выпускника к успешной жизни, а не к сдаче единого госэкзамена [6].
Ранее сообщалось, что специалисты Общероссийского народного фронта предложили Роспотребнадзору установить максимальную суточную норму учебной нагрузки для школьников.
«СанПиН должен отражать предельно допустимые нагрузки как в школе, так и в системе допобразования» — говорит координатор проекта ОНФ «Равные возможности — детям», депутат Любовь Духанина. — С просьбой разработать такие нормы мы обратимся в Роспотребнадзор, а в РАН и РАО — для анализа проекта новых ФГОС на соответствие содержания и объемов нагрузки возрастным возможностям школьников.
Эксперты ОНФ утверждают, что сейчас на изучение всего, что предусмотрено в государственных образовательных стандартах, детям не хватает времени. В результате некоторые школьные «кружки» превращаются в продолжение обязательных уроков.
Напомним, сейчас в санитарных нормах нагрузка на детей прописана достаточно четко. Проблема в том, что эти нормы зачастую не соблюдаются. «Временной» объем домашних заданий по всем предметам не должен превышать 1,5 астрономических часа во втором-третьем классе, 2 часа в 4-5 классе, 2,5 часа — в 6-8 классе, 3,5 часа — в 9-11 классе. А у первоклассников вообще домашних заданий быть не должно.